ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Собакин С.А. Вездесущая тревога (письмо-эссе)

Рубрика ОПЫТЫ ДУШИ

Сергей Анатольевич Собакин (творческий псевдоним — Sergio Sobatini) родился в 1983 году в Москве. Окончил НОУ ВПО «Дербентский институт искусств» по специальности культуролог. Прозаик, поэт, композитор. Работал писателем в продюсерском центре при Фонде защиты сирот, внештатным журналистом газеты «The Moscow Times», а также газеты «English» — учебно-практического издания для студентов и преподавателей филологических вузов, где писал статьи и литературные произведения на английском языке. Трудился поэтом-песенником, аранжировщиком и вокальным продюсером на студии звукозаписи. Сотрудничал со звёздами российской эстрады. Пел в церковном хоре. Служил алтарником и чтецом в Сретенском монастыре и храме прп. Андрея Рублева. Автор романов и рассказов в жанре мистический реализм (духовно-психологическая проза). Публикуется в журналах «Москва», «Арт-бухта», «Русский динозавр» (изд. «Чтиво»). Член общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ). Изучал христианскую психологию в российском православном университете святого Иоанна Богослова и катехизис в школе православного миссионера. Последователь метода клинической психотерапии — терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно). Православный христианин. Живет в Москве.

ВЕЗДЕСУЩАЯ ТРЕВОГА (ПИСЬМО-ЭССЕ)

Немного о том, что такое невроз и как его заработать, если есть непреодолимое и весьма острое «желание» …

Мой ответ из разговора-переписки с тревожным собеседником, коим, по сути, мог бы оказаться любой из нас (или уже является таковым):

«Уважаемая М., здравствуйте!

Первое, что необходимо (! ) сделать человеку в тревожном состоянии в это непростое для всех нас время, — это провести тщательную, личную инфогигиену (психогигиену), чтобы не раздражать лишний раз и без того «подвижную» психику, не создавать своими же руками тревожный фон, не усиливать его; то есть отключиться от всех источников информации, которые транслируют преимущественно негатив: телевизора, компьютера, телефона и соцсетей — «вездесущих утюгов»! Или, по крайне мере, постараться не злоупотреблять:

— просмотром новостных лент, в том числе и сомнительного характера — интернет-сообществ и пабликов, старательно, в изобилии освещающих одну сторону медали, которая выгодна только им (заказчикам);

— чтением жёлтой прессы и бульварного чтива, заинтересованных только в том, чтобы подороже продать недостоверную информацию;

— «глубокими аналитическими размышлениями» на тему войны и прочих бед, способствующих разве что повышению давления и учащению сердцебиения, а также ипохондрическому исступлению;

— общением с особо тревожными индивидуумами, которые нагнетают панику и сеют ужас, говоря только об одном: «Кругом война! Война! Что же делать, что делать, Господи?! Мы все умрём!» и т.д. и т. п.

Во-вторых, необходимо увлечься тем, что вам по душе, с головой уйдя в процесс созидания, творчества, чтобы переключить тревожную доминанту на что-то позитивное и отстранённое от будничной суеты и всенародной паники. Например, заняться вязанием, или рисованием, или чтением созвучной вашей душе литературы и т.д., включив при этом радио с классической музыкой или шум морского прибоя на компьютере/телефоне. Можно и просто помечтать, вдохновенно фантазируя на тему светлого будущего, представляя себе, например, загородный дом на берегу моря, где вы вместе с родными и близкими проводите время, пребывая в крайне умиротворённом, спокойном состоянии.

В общем, нужно делать всё то, что отвлекало бы вас от этих нескончаемых, раздражающих разговоров, способных истощить психику и душевные ресурсы довольно-таки быстро, буквально вмиг, а главное — весьма «эффективно», оставив вас таким образом за бортом самой жизни, которая, между прочим, «здесь и сейчас». Ведь если быть честным перед собой и откровенным перед Богом, мы всё равно не можем ничего изменить. Поэтому какой смысл в наших волнениях, чаяниях, душевных терзаниях и переживаниях, которые изматывают душу и уничтожают нервные клетки? Верно, абсолютно никакого; ибо тревожась, мы делаем хуже только себе. И лучше уж быть продуктивным в том, что зависит от нас, — в работе, в воспитании детей, в приятном и полезном времяпрепровождении (возможные увлечения перечислены выше), чем в том, что действовало бы на нас деструктивно, парализовало бы силу воли, лишало бы способности здраво мыслить; порождало бы в нашем мозгу сугубо негативное мышление, которое весьма пагубно сказывается на моральном (душевном) состоянии любого человека, загоняя его в ловушку тревожных, ипохондрических и подчас навязчивых мыслей и идей, способных уничтожить остатки логики, критического мышления и здравомыслия — качеств, которые нам сейчас крайне необходимы. Иначе мы можем впасть в состояние «обслуживания своих страхов», всепоглощающей депрессии, истерического припадка и панического ступора.»

Ниже я приведу несколько цитат из эссе моего знакомого писателя-публициста, с мыслями которого я вполне солидарен и считаю обязательными к прочтению.

«Всю информацию нужно фильтровать исходя из критерия «Это делает моё моральное состояние лучше? Это помогает мне добиться моих целей или выполнить мою работу?». Если нет, то идёт оно…»

«Что нам сильно важно, что нет ничего за пределами вашей собственной эффективности и ваших собственных задач. Есть личные цели? Их надо делать».

«Меряйте свою эффективность в данном вопросе так: Я волновался? Переживал? А мне за это заплатили? Этот день волнения — он на выходе дал мне какие-то ощутимые бонусы или компенсацию? Если вы волновались бесплатно и получили в награду только невроз, то это плохая стратегия. В инвестиционном бизнесе тебе платят за то, что ты волнуешься (пока держишь позиции). Я бесплатно волноваться не намерен».

«У них (врагов) есть задача сделать нам плохо любыми способами, например, путём разгона любой истерики по любым информационным каналам. Всё, что парализует волю и поможет выключить лично тебя из рабочего процесса и сделать нервозной тряпкой, — всё это будет старательно делаться. Потому что в масштабе страны это имеет значение: влиять на умы оппонентов — это выгодно».

«Итого предлагаю не подставлять свой нежный, впитывающий все тревоги этого мира разум под вредное «излучение», а вместо этого заняться работой. И всю злость на несправедливость этого мира пустить туда же — в эффективный труд».

Вис Виталис (Виктор Краснов)

P. S. Разумеется, никто не отменял и разного рода вспомогательную поддержку, которая бы включала в себя успокоительные средства, психотерапию со специалистом, обращение к религии и приятные для тела и души процедуры: лечебный лёгкий массаж (самомассаж), аутогенную тренировку (в том числе и самовнушение), молитву, расслабляющие дыхательные практики, гимнастику, прогулки на свежем воздухе, принятие тёплой ванны и прочие полезности, способствующие укреплению нервной системы, стабилизации психоэмоционального фона и восстановлению душевного равновесия — главных элементов духовно-психического здоровья.

P. S.S. Из собственного опыта могу добавить следующее: помимо того, что жизненно важно фильтровать всю поступающую информацию и «делить» её как минимум на два, на три, а в отдельных случаях даже на пять, нужно уметь расслабляться и получать удовольствие от жизни, как бы это банально ни звучало; «замедляться» во времени и быть осознанным во всём, что ты делаешь: как двигаешься, с кем и о чём общаешься, о чём думаешь, как живёшь, в конце концов. Ты или словно бешеная белка в колесе, которая пытается успеть всё и вся, или же самодостаточный и беззаботный ленивец (а почему бы и нет? Хотя можно быть и гордым львом, например), который никуда не торопится и всё делает «с толком, с чувством, с расстановкой», — пусть и немного заторможено, зато с удовольствием; который делает что-то для себя, заботясь о самочувствии и собственном благополучии — в первую очередь духовно-психологическом.

И ведь здесь не говорится о некоем нездоровом, как это принято думать, эгоизме; и это никак не противоречит, например, религиозному мировоззрению, поскольку нужно понимать разницу между распущенностью и вседозволенностью и обычным самоуважением, когда человек уделяет время не только друзьям, родственникам, коллегам — кому бы то ни было, — но и себе, чтобы не выгорать и не истощаться каждый раз до предела, собирая себя потом по кусочкам несколько дней кряду, лёжа в кровати и горстями глотая успокоительные.

30 сентября 2022 года

— Сергей А. Собакин (Bookman S. Sobatini©)