Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»
1. Название.
Кластер «Философская психология и психотерапия»
2. Краткая история.
Историю кластера «Философская психология и психотерапия» можно разделить на несколько этапов. Первый этап — возникновение направления в психологии и психотерапии «Философская психология», основные положения которого были сформулированы Францем Брентано (1838-1917) в 80-х годах прошлого столетия в учении об интенциональных актах сознания1. Новую концепцию он создал на базе учения о душе античного философа Аристотеля, его переработкой в схоластике и собственного учения об интенциональных актах. Работы Брентано стали основанием для развития философско-феноменологического направления в психологии. В дальнейшем развитии этого направления особую роль сыграли труды французского философа Анри Бергсона, которые к задачам психотерапии адаптировал Эжен Минковский2.
Особым предметом феноменологического направления философской психологии и психотерапии становится религия, религиозные патологии, символы, образы, культовые и символические действия. С другой стороны, феноменологический подход, но вне рамок учения об интенциональности, а скорее ближе к «Феноменологии духа» Гегеля предложил Фридрих Хайлер (1892-1967). Первые работы, опубликованы им в журнале «Развитие религиозной психологии». Они посвящены проблемам религиозной психологии. В 1917 опубликовал статью «Положение тела во время молитвы». В 1918 году выходит в свет его фундаментальный труд «Молитва. Религиозно-историческое и психологическое исследование»3. В 1918 на философском факультете Мюнхенского университета Хайлер защитил диссертационную работу, которую посвятил исследованию буддийской медитации. В 1933 г. Хайлер принимает приглашение Ольги Фрёбе-Каптейн на участие в первой конференции «Эранос», на которой выступает с докладом по мистическим практикам (другими докладчиками были К.Г. Юнг, Г. Циммер, Э. Боунаюти).
В исследовании религии Хайлер развивает феноменологическое направление, основу которого заложили труды Рудольфа Отто, введенное им понятие «нуминозное» и классификация моментов его переживания4. Хайлер принимает точку зрения Отто, согласно которой в основе религии лежит «нуминозный опыт», порождающий в человеке ужас, удивление и восхищение. Однако, психологического исследования религии недостаточно, поскольку оно не отличает подлинный религиозный опыт от психопатологий. Необходимыми являются корреляты психологическому переживанию. Хайлер выделяет в составе религиозного феномена три взаимосвязанных элемента: священный предмет, переживание священного и образ священного, которые связаны отношением корреляции. Уделяя в истории религии особое внимание первобытным и «примитивным» верованиям, он связывал истоки религии и религиозного переживания с «культом мертвых» — верой в то, что после смерти человека «что-то» продолжает жить. Культ святых, получивший распространение в буддизме, христианстве, исламе, способствовал трансформации этих древних верований в новых религиях.
Следующая веха в становлении философского направления в психотерапии и психологии связана с развитием динамического направления в трудах Пьера Жане, создавшего проект программы философской психологии и осуществившего последовательный синтез психотерапии, психологии и философии5. Он также посвятил последнюю работу психологии религии6. Введя понятие диссоциации личности Жане разрушает философскую концепцию Я как апперцепции7, прокладываю путь концепциям бессознательного в психологии глубин. Термин «психология глубин» был введен Евгением Блейлером. Он относится к психоаналитическим подходам исследованиям бессознательного. Термин был быстро принят Зигмундом Фрейдом (1914) в отношении психоанализа. С 1970-х годов термин психология глубин стал относиться к развитию теорий, пионерами которых были Пьер Жане, Уильям Джеймс и Карл Густав Юнг, а также Фрейд. Все исследуют отношения между сознательным и бессознательным (таким образом, включая как психоанализ, так и юнгианскую психологию).
Особо следует упомянуть о влиянии психологии и психотерапии на философию XX-XXI века8. Следует отметить полемику Людвига Витгенштейна с Зигмундом Фрейдом. Морис О’Друри, вспоминая беседы с Витгенштейном, записал следующее высказывание последнего: «Размышляя о физиологических методах лечения, я думаю, что нет противоречия между этим подходом и подходом Фрейда. Если я вижу сон, он может быть связан с какой-то физической причиной, с тем, что я что-то не то съел за ужином. Но то, что Я вижу в сновидении, может иметь психологическое объяснение. Мне кажется, что мои сны всегда являются выражением моих страхов, а не, как думал Фрейд, моих желаний. Я мог бы создать столь же убедительную интерпретацию снов, как и Фрейд, но с точки зрения подавленных страхов (repressed fears)»9. Витгенштейн дает оценку и квалификацию психоанализу Фрейда. Он отметил, что психоанализ является не наукой, а «мощной мифологией»10. Обращает на себя внимание продолжающаяся сегодня дискуссия о влиянии на Витгенштейна психологии Отто Вейнингера11. Витгенштейн предметом своих последних работ сделал именно философию психологии12.
3. Основные труды.
4. Миссия.
Помощь человеку в осознании оснований своего жизненного мира и формировании оптимальных моделей развития в конкретной жизненной ситуации и меняющемся мире и рационально использовать ресурсы своей психики.
5. Основные формы применения.
Индивидуальное консультирование, психотерапевтические сессии, групповые психологические, социально-психологические и бизнес-тренинги, клубные встречи, лекции, семинары (вебинары), доклады, сообщения, статьи, книги, выступления в СМИ.
6. Другие модальности психотерапии, применяемые вместе с основной.
Зарегистрированные в ОППЛ, модальности, проявляющие интерес к своим философским и мировоззренческим основаниям.
7. Основные отличия основной модальности от других, родственных ей.
Кластер предлагает форму объединения различных модальностей на основе осмысления собственных оснований, устанавливающего сходство, различие, противоречия или тождество в них.
8. Реквизиты для взаимодействия.
Винокуров Владимир Васильевич, доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, действительный член ОППЛ — сопредседатель кластера, общее руководство; .
Сурина Лидия Алексеевна, кандидат химических наук, аналитический психолог, сопредседатель модальности «Юнгианский анализ ОППЛ — сопредседатель кластера, организация и проведение конференций кластера на конгрессах ОППЛ и совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова; .
Яковлева Ольга Павловна, психолог, действительный член ОППЛ — руководитель учебных программ кластера; .
___________________
1 Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль 1976. С. 231 — 233. — 463 с.
2 Минковский Э. Проживаемое время. Феноменологические и психопатологические исследования.М.: ИД «Городец». 2018. — 496 с.
3 Соч. Die Buddhistische Versenkung. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. Münch., 2-te Aufl., 1922; Die Mystik in den Upanischaden. 1925;Der Katholizismus. Seine Idee und seine Erscheinung. Münch., 1923; Nachdruck 1970;Evangelische Katholizität , Münch., 1926;Im Ringen um die Kirche. Münch., 1931. Die katholische Kirche des Ostens und Westens. Munch., 2 Bde. 1937-41;Mysterium Caritatis.PredigtenfürdasKirchenjahr. 11.Aufl., Münch., 1949; Религиозно-историческое значение Лютера / пер. В.В. Винокуров. // Социологос: общество и сферы смысла. М., 1991. С. 315-346.
4 Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2008. — 272 с.
5 Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного -1. История и эволюция динамической психиатрии. От превобытных времен до психологического анализа. М.: Академический проект. 2018.— 550 с.; Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного -2. История и эволюция динамической психиатрии. Психотерапевтические системы конца XIX — первой половины XX века. М.: Академический проект. 2018.— 617 с.
6 Horton W. M. The Origin and Psychological Function of Religion According to Pierre Janet. // The American Journal of Psychology. 1924. 35(1), p.16—52. Pbl.: https://www.jstor.org/stable/1413795; Rtr: https://doi.org/10.2307/1413795
7 Leblanc A. The Origins of the Concept of Dissociation: Paul Janet, His Nephew Pierre, and the Problem of Post-Hypnotic Suggestion. History of Science. 2001. Vol. 39. № 1. p. 57-69. DOI: 10.1177/007327530103900103.
8 Janik A. Weininger and the Two Wittgensteins. // Stern D. G., Szabados B. Wittgenstein reads Weininger. Cambridge: Cambridge University Press. 2004. — 197 p.
9 Drury M. Conversations with Wittgenstein. // Flowers F. A. Portraits of Wittgenstein. Bristol:ThoemmesPress. 1999.Vol. 3.P. 237.Pp. 188 — 252. — 281p.
10 Wittgenstein, L., & Barrett, C. Lectures & conversations on aesthetics, psychology and religious belief. Berkeley: University of California Press. 1967. P. 52. — 72p.
11 ВейнингерО.Полихарактер.Принципиальное исследование. М.: Академический проект. 2012. — 392 с.
12 Wittgenstein L., Wright G. H., Nyman H. Last writings on the philosophy of psychology. Preliminary studies for Part II of Philosophical investigations. Vol. I. 1998. — 131 p.; Wittgenstein L., Wright G. H., Nyman H. Last writings on the philosophy of psychology. Preliminary studies for Part II of Philosophical investigations. Vol. II. 1999. — 97 p.