ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Заявка о признании кластера «Философская психология и психотерапия»

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

ЗАЯВКА О ПРИЗНАНИИ КЛАСТЕРА «ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ» КОМИТЕТОМ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕТОДОВ (МОДАЛЬНОСТЕЙ) ПСИХОТЕРАПИИ ОППЛ

1. Название.

Кластер «Философская психология и психотерапия»

2. Краткая история.

Историю кластера «Философская психология и психотерапия» можно разделить на несколько этапов. Первый этап — возникновение направления в психологии и психотерапии «Философская психология», основные положения которого были сформулированы Францем Брентано (1838-1917) в 80-х годах прошлого столетия в учении об интенциональных актах сознания1. Новую концепцию он создал на базе учения о душе античного философа Аристотеля, его переработкой в схоластике и собственного учения об интенциональных актах. Работы Брентано стали основанием для развития философско-феноменологического направления в психологии. В дальнейшем развитии этого направления особую роль сыграли труды французского философа Анри Бергсона, которые к задачам психотерапии адаптировал Эжен Минковский2.

Особым предметом феноменологического направления философской психологии и психотерапии становится религия, религиозные патологии, символы, образы, культовые и символические действия. С другой стороны, феноменологический подход, но вне рамок учения об интенциональности, а скорее ближе к «Феноменологии духа» Гегеля предложил Фридрих Хайлер (1892-1967). Первые работы, опубликованы им в журнале «Развитие религиозной психологии». Они посвящены проблемам религиозной психологии. В 1917 опубликовал статью «Положение тела во время молитвы». В 1918 году выходит в свет его фундаментальный труд «Молитва. Религиозно-историческое и психологическое исследование»3. В 1918 на философском факультете Мюнхенского университета Хайлер защитил диссертационную работу, которую посвятил исследованию буддийской медитации. В 1933 г. Хайлер принимает приглашение Ольги Фрёбе-Каптейн на участие в первой конференции «Эранос», на которой выступает с докладом по мистическим практикам (другими докладчиками были К.Г. Юнг, Г. Циммер, Э. Боунаюти).

В исследовании религии Хайлер развивает феноменологическое направление, основу которого заложили труды Рудольфа Отто, введенное им понятие «нуминозное» и классификация моментов его переживания4. Хайлер принимает точку зрения Отто, согласно которой в основе религии лежит «нуминозный опыт», порождающий в человеке ужас, удивление и восхищение. Однако, психологического исследования религии недостаточно, поскольку оно не отличает подлинный религиозный опыт от психопатологий. Необходимыми являются корреляты психологическому переживанию. Хайлер выделяет в составе религиозного феномена три взаимосвязанных элемента: священный предмет, переживание священного и образ священного, которые связаны отношением корреляции. Уделяя в истории религии особое внимание первобытным и «примитивным» верованиям, он связывал истоки религии и религиозного переживания с «культом мертвых» — верой в то, что после смерти человека «что-то» продолжает жить. Культ святых, получивший распространение в буддизме, христианстве, исламе, способствовал трансформации этих древних верований в новых религиях.

Следующая веха в становлении философского направления в психотерапии и психологии связана с развитием динамического направления в трудах Пьера Жане, создавшего проект программы философской психологии и осуществившего последовательный синтез психотерапии, психологии и философии5. Он также посвятил последнюю работу психологии религии6. Введя понятие диссоциации личности Жане разрушает философскую концепцию Я как апперцепции7, прокладываю путь концепциям бессознательного в психологии глубин. Термин «психология глубин» был введен Евгением Блейлером. Он относится к психоаналитическим подходам исследованиям бессознательного. Термин был быстро принят Зигмундом Фрейдом (1914) в отношении психоанализа. С 1970-х годов термин психология глубин стал относиться к развитию теорий, пионерами которых были Пьер Жане, Уильям Джеймс и Карл Густав Юнг, а также Фрейд. Все исследуют отношения между сознательным и бессознательным (таким образом, включая как психоанализ, так и юнгианскую психологию).

Особо следует упомянуть о влиянии психологии и психотерапии на философию XX-XXI века8. Следует отметить полемику Людвига Витгенштейна с Зигмундом Фрейдом. Морис О’Друри, вспоминая беседы с Витгенштейном, записал следующее высказывание последнего: «Размышляя о физиологических методах лечения, я думаю, что нет противоречия между этим подходом и подходом Фрейда. Если я вижу сон, он может быть связан с какой-то физической причиной, с тем, что я что-то не то съел за ужином. Но то, что Я вижу в сновидении, может иметь психологическое объяснение. Мне кажется, что мои сны всегда являются выражением моих страхов, а не, как думал Фрейд, моих желаний. Я мог бы создать столь же убедительную интерпретацию снов, как и Фрейд, но с точки зрения подавленных страхов (repressed fears)»9. Витгенштейн дает оценку и квалификацию психоанализу Фрейда. Он отметил, что психоанализ является не наукой, а «мощной мифологией»10. Обращает на себя внимание продолжающаяся сегодня дискуссия о влиянии на Витгенштейна психологии Отто Вейнингера11. Витгенштейн предметом своих последних работ сделал именно философию психологии12.

3. Основные труды.

  1. Авдеев Д.А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения. М., 2000.
  2. Авдеев Д.А. Православная психиатрия (очерки и размышления).Минск, 1997.
  3. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Отв.ред. Абаев Н.В. Новосибирск 1990 г.
  4. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992
  5. Бакусев В.М. В земле человеческой: проблема культуры и творчество К.Г.Юнга.// Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 229-271.
  6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200с.
  7. Введенский А.И. Психология веры. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1899.
  8. Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л., 1991.
  9. Вундт В. Проблемы психологии народов. Спб. 1912
  10. Вундт В. Миф и религия. Спб. (б/г) С.37-52.
  11. Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества. Спб.1913.
  12. Говинда, Лама Анагаринда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. Спб. 1993.
  13. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994 г.
  14. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996.
  15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  16. Дадун Р. Фрейд. М., 1994.
  17. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.
  18. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. Спб., 1992 г.
  19. Джеймс У. Психология. М. 1991.
  20. Жане П. Неврозы и фиксированные идеи. Спб. 1903.
  21. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Москва, 1993
  22. Конзе Э. Буддийская медитация: Благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. М., 1993.
  23. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М. 1994 г. .
  24. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
  25. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
  26. Малкольм Н., Руднев В.Состояние сна. Новая модель сновидения. М.: Академический проект. 2014. — С. 87 — 91. — 212 с.
  27. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
  28. Начала христианской психологии. (Отв.ред. Братусь Б.С.). М., 1995.
  29. Невярович В. Терапия души (Святоотеческая психотерапия). — Воронеж, 1997.
  30. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1982.
  31. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994 г.
  32. Нурбахш Джавад. Рай суфиев. М., 1995.
  33. Нурбахш Джавад. Психология суфизма. М., 1996.
  34. Платонов К.К. Психология религии. М., 1967.
  35. Попова М.А. Психоанализ и религия. М.,
  36. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997.
  37. Россия психотерапевтическая. Хрестоматия методов психотерапии и психологического консультирования, принятых в Российской Федерации. М.:ОППЛ
  38. Руднев В. П. Энциклопедический словарь безумия. М.: Гнозис. 2013. — 560 с.
  39. Руткевич А.М. Психоанализ. Курс лекций. М., 1997.
  40. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.
  41. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии. Киев. 1913 г.
  42. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. Лекция 35 “О мировоззрении”. — Фрейд З. Введение в психологию. Лекции. М., Наука, 1989.
  43. Фрейд З. О психоанализе. //Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., 1991 г.
  44. Фрейд З. Тотем и табу. В кн.: Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет. Тбилиси. 1991. Т.1. С. 193-350.
  45. Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия. // Фрейд З. Психоанализ и культура. М., 1992.
  46. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. Лекция 35 “О мировоззрении”. — Фрейд З. Введение в психологию. Лекции. М., Наука, 1989. С. 399-416.
  47. Фромм Э. Душа человека. М., 1992 г.
  48. Фромм Э. Психоанализ и религия. //Иметь или быть? М., 1990 г.
  49. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993 г.
  50. Фромм Э., Судзуки Д., де Мартино Р. Дзен-буддизм и психоанализ М., 1995.
  51. Психология памяти. Хрестоматия./Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова/ М.: Изд-во Астрель. 2008.— 656 с.
  52. Энциклопедия глубинной психологии. Т.I— IV. (Под ред. Боковикова А.М.). М.: Cogito — MGM. 2004.
  53. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев, 1994 г.
  54. Юнг К.Г. Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии. Там же, с. 233-265.
  55. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996.
  56. Юнг К.Г. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов. //Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995 г.
  57. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. //Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
  58. Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 1995.
  59. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1996.
  60. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 1997.
  61. Юнг К.Г. Психология и религия. // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
  62. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

4. Миссия.

Помощь человеку в осознании оснований своего жизненного мира и формировании оптимальных моделей развития в конкретной жизненной ситуации и меняющемся мире и рационально использовать ресурсы своей психики.

5. Основные формы применения.

Индивидуальное консультирование, психотерапевтические сессии, групповые психологические, социально-психологические и бизнес-тренинги, клубные встречи, лекции, семинары (вебинары), доклады, сообщения, статьи, книги, выступления в СМИ.

6. Другие модальности психотерапии, применяемые вместе с основной.

Зарегистрированные в ОППЛ, модальности, проявляющие интерес к своим философским и мировоззренческим основаниям.

7. Основные отличия основной модальности от других, родственных ей.

Кластер предлагает форму объединения различных модальностей на основе осмысления собственных оснований, устанавливающего сходство, различие, противоречия или тождество в них.

8. Реквизиты для взаимодействия.

Винокуров Владимир Васильевич, доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, действительный член ОППЛ — сопредседатель кластера, общее руководство; .

Сурина Лидия Алексеевна, кандидат химических наук, аналитический психолог, сопредседатель модальности «Юнгианский анализ ОППЛ — сопредседатель кластера, организация и проведение конференций кластера на конгрессах ОППЛ и совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова; .

Яковлева Ольга Павловна, психолог, действительный член ОППЛ — руководитель учебных программ кластера; .

___________________

1 Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль 1976. С. 231 — 233. — 463 с.

2 Минковский Э. Проживаемое время. Феноменологические и психопатологические исследования.М.: ИД «Городец». 2018. — 496 с.

3 Соч. Die Buddhistische Versenkung. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. Münch., 2-te Aufl., 1922; Die Mystik in den Upanischaden. 1925;Der Katholizismus. Seine Idee und seine Erscheinung. Münch., 1923; Nachdruck 1970;Evangelische Katholizität , Münch., 1926;Im Ringen um die Kirche. Münch., 1931. Die katholische  Kirche des Ostens und Westens. Munch., 2 Bde. 1937-41;Mysterium Caritatis.PredigtenfürdasKirchenjahr. 11.Aufl., Münch., 1949; Религиозно-историческое значение Лютера / пер. В.В. Винокуров. // Социологос: общество и сферы смысла. М., 1991. С. 315-346.

4 Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2008. — 272 с.

5 Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного -1. История и эволюция динамической психиатрии. От превобытных времен до психологического анализа. М.: Академический проект. 2018.— 550 с.; Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного -2. История и эволюция динамической психиатрии. Психотерапевтические системы конца XIX — первой половины XX века. М.: Академический проект. 2018.— 617 с.

6 Horton W. M. The Origin and Psychological Function of Religion According to Pierre Janet. // The American Journal of Psychology. 1924. 35(1), p.16—52. Pbl.: https://www.jstor.org/stable/1413795; Rtr: https://doi.org/10.2307/1413795

7 Leblanc A. The Origins of the Concept of Dissociation: Paul Janet, His Nephew Pierre, and the Problem of Post-Hypnotic Suggestion. History of Science. 2001. Vol. 39. № 1. p. 57-69. DOI: 10.1177/007327530103900103.

8 Janik A. Weininger and the Two Wittgensteins. // Stern D. G., Szabados B. Wittgenstein reads Weininger. Cambridge: Cambridge University Press. 2004. — 197 p.

9 Drury M. Conversations with Wittgenstein. // Flowers F. A. Portraits of Wittgenstein. Bristol:ThoemmesPress. 1999.Vol. 3.P. 237.Pp. 188 — 252. — 281p.

10 Wittgenstein, L., & Barrett, C. Lectures & conversations on aesthetics, psychology and religious belief. Berkeley: University of California Press. 1967. P. 52. — 72p.

11 ВейнингерО.Полихарактер.Принципиальное исследование. М.: Академический проект. 2012. — 392 с.

12 Wittgenstein L., Wright G. H., Nyman H. Last writings on the philosophy of psychology. Preliminary studies for Part II of Philosophical investigations. Vol. I. 1998. — 131 p.; Wittgenstein L., Wright G. H., Nyman H. Last writings on the philosophy of psychology. Preliminary studies for Part II of Philosophical investigations. Vol. II. 1999. — 97 p.