ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Резюме кластера «Философская психология и психотерапия»

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

РЕЗЮМЕ КЛАСТЕРА «ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ»

1) Определение.

Философская психология и психотерапия — это кластер психологического консультирования и психотерапии, в котором объединяются философские понятия, методы, направления, школы и психотерапевтические методы и модальности, придерживающиеся принципа связи мироощущения, мировосприятия и мировоззрения с психологией и психикой человека в его индивидном, личностном и индивидуальном существовании. Направление философской психологии принимает в качестве фундаментальной предпосылки положение, что изменение оснований во взглядах на мир преобразует биосоциальные отношения человека с миром, включая экзистенциальные, социальные, антропологические, этические и эстетические отношения с обществом, природой и здоровьем. Конечным результатом этого процесса является изменение статуса существования человека внутри мира, поскольку мир несчастного и мир счастливого это — разные миры, но которые сосуществуют и взаимодействуют в одной реальности. Например, в фактической исторической действительности существуют богатые и бедные, но те, кто ощущают себя богатыми и переживает себя бедными существуют в разных мирах и у них разная реальность. Как заметил еще Аристотель и экспериментально исследовал Вильгельм Вундт «богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает».

Методологическим принципом философской психотерапии является помощь в установлении и реализации связи психического и исторического, всех аспектов проявления первого во втором, в переходе психологического феномена в экзистенциальные факты. Работа в рамках спецификации кластера предполагает выстраивание психологических отношений помощи психотерапевта клиенту. Психотерапевт при этом обладает достаточными знаниями, квалификациями и искусством применения своих компетенций для реализации отношений помощи клиенту.

2) Сущность кластера.

Философская психология образует кластер из двух элементов: из философии и психологии. Исследуя проблему соединения элементов в кластер, основоположник химии Роберт Бойль замечал, что он представляет собой целое, составленное из элементов. При этом, особенностью кластера является то, что он может по-разному распадаться на элементы. Если целое обозначить как “C”, то “C” может распадаться как на “A + B”, так и на “L + M”. При этом логическая структура кластера состоит из двух элементов, но трёх компонентов. Кластер философской психологии состоит из философии, психологии и отношения между ними.

Сущность кластера философской психологии заключается в том, что он объединяет как различные направления философии, так и психологии. Эта особенность кластерной структуры позволяет в данном направлении психотерапии задействовать ресурсы, как сложившихся, так и современных школ философии и психологии, их терминологию и язык понятий.

Модель философской психотерапии и состав кластера.

Рассматривая особенности развития психотерапии на постсоветском пространстве, профессор В.В. Макаров отмечает, «психотерапия развивалась в её философской и психологической модели»1. Рассматривая модель философской психотерапии, он отмечает: «Философская модель представлена экзистенциальной и экзистенциально-гуманистической психотерапией. Философией XX века стал и психоанализ. Из отечественных методов важно назвать дианализ»2. Относящиеся к философской психотерапии модальности могут быть расширены феноменологическим направлением, юнгианской, трансперсональной и процессуальной модальностями. При этом следует чётко различать, где эти направления и модальности психотерапии имеют научные основания, где философские, а где выходят за рамки тех и других, приобретая в терминологии Т. Флурнуа трансцендентные (мифологические, теологические, гипотетические, эзотерические) составляющие. Например, говоря об юнгианской психологии и психотерапии следует проводить разграничение, утвердившееся в современной науке. Концептуальные построения Юнга разделяются на теоретические и гипотетические. Первые удовлетворяют критериям научной теории и могут быть подтверждены экспериментально, вторые основываются на клинической практике и ее интерпретации, в которой Юнг использует как метод ассоциаций, так и разработанный им метод амплификаций. Последний включает в клиническую практику обилие исторических и мифологических источников, но не поддается экспериментальному исследованию в той форме, в которой его представил Юнг3. Относительно возможности представить гипотетические модели Юнга в научной форме мнения психологов расходятся (например, Дж. Е. Роекляйн считает ее возможной 4, а Дж. Блюм полностью отрицает5). Вместе с тем отсутствие контакта с научной психологией не остановило широкую экспансию юнгианских концепций в “экстрапсихологические дисциплины”, а также в эзотерические учения6.

Предпосылки и принципы философской психотерапии одним из первых попытался сформулировать британский экзистенциальный психотерапевт Э. Спинелли, используя понятие «жизненный мир», введенное Э. Гуссерлем. Последний использовал, сложившееся еще в античности различие между episteme (знание) doxa (верование) как различие между тем, что есть и тем, что должно быть. В контексте психотерапии Спинелли это различие приобретает форму различия неблагополучной и благополучной жизни. В определенных случаях переход от неблагополучия к благополучию требует вмешательства специалиста, который обладает знаниями и компетенциями применения знаний для реализации техники перехода от одного жизненного мира к другому7.

3) Теоретические основы.

В наши дни развитие собственной содержательной сферы методов психотерапии напрямую затрагивает предметную область исследования отношений между философией, наукой, искусством и религией. Предпринимаются усилия, с одной стороны, сакрализации психотерапии, с другой стороны, ее сциентизации. Эти процессы были предметом широкого обсуждения на протяжении всего XX в., но в XXI в. в их рассмотрении возник специфический ракурс. Появились и стали обсуждаться на философско-методологическом, логическом и теоретическом уровнях процессы, во-первых, сциентизации психологии и психотерапии, во-вторых, психологизация и эзотеризация науки. Комплексно проблема представляет противоречивую реакцию на процесс секуляризации «учений о душе», в том числе и на возможности ее объективного исследования в науке и на процессы демократизации психологии и психотерапии. Эта проблема проявилась, в частности, в возникновении и применении в области исследований теорий гипноза, психоанализа и глубинной психологии, поскольку относительно последних не утихает дискуссия о том, являются ли эти дисциплины наукой, искусством или эзотерической интерпретацией отношений науки, мифа и религии. В XXI в. они обрели форму методологической дискуссии между американской, европейской и российской школами исследований, о критериях объективности и релевантности научного исследования сферы психического.

Цели и задачи.

Цели и задачи психотерапии соотносятся с обществом, в котором они реализуются, и психотерапия является одной из практик этого общества. Задача психотерапевта состоит в привлечении внимания к тем внутренним, межличностным и социальным напряжениям, процессам и явлениям, роль и значение которых в недостаточной степени осознаётся человеком, но наличие которых в его «жизненном мире» оказывается связанным с переживаниями напряжения и дискомфорта во внутренних отношениях с самим собой, в межличностных отношениях между ним и другим, в социальных отношениях между ним и обществом. Клиент представляется проектом «жизненного мира», который представляет субъективную сторону переживания, а объективной стороной является «жизненный мир», который сложился в определенных условиях, созданных другими и им самим, и который необходимо осознать. Психотерапия — не сводится к анализу прошлого опыта, но включает анализ проекта жизненного мира и нацелена на формирование способности прояснять и осознавать проблемные ситуации.

4) Применение. Показания к применению.

Философская психология и психотерапия предназначена для всех психологов и психотерапевтов, стремящихся к расширению своего философского и общекультурного гуманитарного образования, в интересах пациентов и клиентов, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития. Кроме того, она важна и клиентам с высоким уровнем мотивации к успешной жизни и достаточным уровнем интеллекта для осознания противоречий в реализации этого сценария в конкретных условиях.

Смещение фокуса психотерапевтических усилий XX — XXI века в сторону безусловной адаптации к социальным требованиям вызывает к жизни различного рода социальные мифы и манипуляции, которые заслуживает пристального внимания со стороны социальной критики. Если задача психотерапии формулируется как помощь индивидууму в успешном социальном приспособлении, то в обществе, где господствует дух потребления, эта задача превращается в то, чтобы помочь индивиду стать как можно более успешным потребителем. Психотерапия становится магией социального успеха через концепцию и определение «пост-истины»8. Если “то, что я хочу, должно быть истиной, оно является истиной в пост-истинной культуре”9. В широко распространённых группах «личностного роста» под таковым в большинстве случаев подразумевается социальный успех, выраженный в денежном эквиваленте и дающий возможность потреблять больше и лучше. Среди самых популярных и востребованных тем психотерапевтических семинаров и тренингов значатся деньги, успех и карьера, эффективное общение, искусство продаж и управления людьми. Участие в таких группах предполагает наличие у участника высокого уровня мотивации к изменению своего «жизненного мира» и недостаточность рефлексии условий и возможностей произвести это изменение. Философская психология и психотерапия — это рациональный подход к оценкам возможностей, обстоятельств, согласованности целей и поисков выхода из трудных жизненных ситуаций.

К ним относятся:

5) Практические результаты.

Практические результаты использования подходов философской психологии и психотерапии изложены в статьях и монографиях авторов предложения кластера.

_________________________

1 Россия психотерапевтическая. Хрестоматия методов психотерапии и психологического консультирования, принятых в Российской Федерации. М.: ОППЛ, с. 6.

2 Там же, с. 18.

3 Roeckelein, J. E.  Elseviers dictionary of psychological theories. Amsterdam: Elsevier. 2006. P. 330. — 680 p.

4 Roeckelein, J. E.  Elseviers dictionary of psychological theories. Amsterdam: Elsevier. 2006. P. 330. — 680 p.

5 Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. М.: Академический проект. 2009. С. 52. — 222 с.

6 См.: Кин К. Путь целостности: глубинная психология и западный оккультизм. М.: КлубКасталия. 2013. (Направахрукописи). С. 213. — 480 с. — 588p.

7 Spinelli E. The Mirror and the Hammer. London—New York: Continuum, 2001, p. 8

8 Cuevas-Badallo A., Labrador-Montero D. How pragmatism can prevent from the abuses of post-truth champions. // 16th International Congress on Logic, Methodology and Philosophy of Science and Technology. Bridging across academic cultures. 5 — 10 August 2019. Prague: Czech Technical University. 2019. P. 127. — 540p.

9 Wilber K. Trump and a Post-Truth World. USA: Shamballah. 2017. P. 25. — 160 p.