ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Пост-релиз секции Первого университета В.В. Макарова на II Всемирном конгрессе

Рубрика «Послесловие»

ПОСТ-РЕЛИЗ СЕКЦИИ ПЕРВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОФЕССОРА В.В. МАКАРОВА:
«Актуальные вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов и психотерапевтов»

3 ноября 2023 года в рамках II Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов и психологов ОППЛ с успехом прошла Секция «Первого университета В.В. Макарова» на тему «Актуальные вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов и психотерапевтов».

«Первый университет» представил программу научно-практических докладов на секции «Актуальные вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов и психотерапевтов».

Заседание открыла Ольга Анатольевна Приходченко, директор и преподаватель «Первого университета», которая передала приветствие от профессора Виктора Викторовича Макарова — ректора и основателя Университета.

Обсуждение началось с темы «Щедрость профессионала», которая проявляется в способности профессионалов эффективно работать и развиваться, расширяя влияние психологии и психотерапии в обществе. Этому способствует установка на непрерывное образование и самообразование.

Профессор, преподаватель «Первого университета», Александр Лазаревич Катков, выделил ключевые задачи, стоящие перед современным специалистом в области психологического консультировании. Слушатели согласились, что в современном мире пришло время формировать и развивать специалистов, способствующих научному развитию психотерапии.

Почему еще важно осознание целей развития и направленности компетенций специалистов?

Дело в том, что перед психотерапией стоит задача — охватить не 2% населения, а всё население.

Для этого нужно учитывать большое разнообразие запросов. В обществе есть как люди, которые хотят жить эффективнее с помощью инструментов психотерапии, так и семьи с психологически или физически больными, или зависимыми членами семьи (киберзависимость представляет собой проблему в каждой третьей современной семье).

В чем проявляется щедрость опытных коллег?

Они занимаются профессиональной подготовкой нового поколения специалистов. При этом одним из критериев качества подготовки может быть формирование ресурсного статуса «Я профессионал», обучение навыкам практической работы, которые помогают перевести клиента из ригидного состояния в «пластичное» с помощью личного состояния и психотехнологий.

Возможна ли щедрость по отношению к самому себе?

Да! Она проявляется в установке на непрерывное образование и самообразование.

Известно, что эффективность психотерапевта статистически значимо повышается не в зависимости от выбранной парадигмы или модальности, не просто от количества практики, а в зависимости от регулярного психотехнического анализа. Это провоцирует самообучение, способствует внутреннему освобождению от эмоциональных качелей между успешными клиентскими случаями и случаями профессионального неуспеха.

Росту также способствует подготовка специалистов по анализу и развитию качества работы психологов-консультантов и психотерапевтов, начиная от подготовки супервизоров и завершая этической комиссией.

С мыслями о будущем участники секции перешли к рассмотрению научно-практических результатов и видения перспектив в докладах, перечисленных ниже.

Вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов-консультантов

Приходченко Ольга Анатольевна - действительный член, Вице-президент и супервизор Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, психотерапевт единого европейского реестра, менеджер международного уровня ОППЛ, ответственный секретарь ЦС ОППЛ, председатель дисциплинарной комиссии СРО «Союз психотерапевтов и психологов», директор «Первого университета профессора В.В. Макарова»

Проведено обсуждение вопросов профессиональной подготовки психолога-консультанта с учетом современных реалий и 20 летнего опыта наблюдений.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ К РАБОТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Стрельченко Андрей Борисович — доктор медицинских наук, действительный член и официальный преподаватель международного уровня Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, Аккредитованный специалист СРО «Союз психотерапевтов и психологов», психотерапевт Единого реестра психотерапевтов Европы. Россия, Москва.

В докладе были рассмотрены особенности подготовки психологов-консультантов к работе в чрезвычайных и кризисных ситуациях. Речь шла о предпосылках, способствующих формированию профессиональной успешности специалистов, при работе в этих непростых условиях.

Ресурсы арт-терапии в преодолении эмоциональной травмы: исцеление воспоминаниями

Лебедева Людмила Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор, преподаватель образовательных арт-терапевтических программ в России и за рубежом, аккредитованный специалист в области психологической и психотерапевтической деятельности в методе «Арт-терапия», почетный член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация», Россия, Москва

Арт-терапевтическое воздействие как «фактор биохакинга» в позитивной трансформации травматического переживания с опорой на здоровый потенциал личности реставрирует эмоциональный настрой и укрепляет ресурсные ожидания.Обращение к позитивным воспоминаниям помогает предупредить развитие острого стресса, пост-травматического стрессового расстройства, депрессивных ожиданий, освоить эффективные способы помощи и самопомощи.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗНЫХ ФОРМАТАХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Лебедев Алексей Анатольевич — врач-психотерапевт психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн (ГБУЗ ВОКГВВ), старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ), действительный член ОППЛ, Россия, Волгоград.

В докладе были обсуждены разноплановые дидактические возможности арт-терапевтической технологии в различных форматах психотерапевтического обучения, включая удаленный. На примере программы клинической системной арт-психотерапии пограничных психических расстройств были продемонстрированы ее дидактическая ценность в получении наглядных практических представлений об общей эффективной организации психотерапевтического процесса, основных психотерапевтических направлениях (психодинамическом, когнитивно-поведенческом, экзистенциально-гуманистическом), а также их современных модификаций позитивной, саногенетической направленности. Наряду с традиционной формой непосредственного контактного обучения была отмечена оправданность и эффективность удаленного формата работы.


СЕКСОЛОГИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА

Панюкова Ирина Анатольевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, преподаватель и супервизор «Первого университета». Россия, Москва.

В докладе были представлены современные особенности общественного устройства, напрямую влияющие на интимные и сексуальные отношения в паре, на развитие подрастающего поколения, современные виды сексуальных зависимостей. Обсуждались признаки сексуального здоровья и важность компетентности психологов как первичного звена обращения.

Психоаналитическая диагностика — важнейший инструмент терапевта

Алена Михайловна Гоциридзе — психоаналитически -экзистенциально направленный психотерапевт, Действительный член ОППЛ. Супервизор ОППЛ. Преподаватель ОППЛ. Член ЕАРП. Преподаватель «Первого университета профессора В.В. Макарова»

Емко и структурированно коллеги ознакомились с ключевыми концепциями, с допущениями в психоанализе и построенными на их основе фундаментальными знаниями динамической психотерапии

Свидетель смерти — несовершеннолетний

Вшивкова Ирина Владимировна — Психолог-консультант, семейный психотерапевт, перинатальный психолог. Преподаватель. Россия, Домодедово.

В докладе были детально рассмотрены вопросы переживания и процесса понимания детьми смерти, которая произошла рядом. Коллеги узнали об изменениях в поведении, отражающих характер травматизации. Были рассмотрены особенности реакций на увиденную смерть у детей в возрасте до 10 лет, в зависимости от того, какая это была смерть (самоубийство, убийство или внезапная смерть). Были предложены практические варианты психологической помощи, направленной на минимизацию вероятности тяжелых психических последствий после увиденной смерти.

БАЛИНТОВСКАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Нижевясова Елена Александровна — преподаватель международного уровня ОППЛ, аккредитованный ведущий балинтовских групп.

Слушатели узнали об истории развития балинтовского движения и особенностях балинтовских групп в России (единственная страна, где балинтовские группы включены в список супервизионных групп).

ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОСЕТИ И КАК ОНИ МОГУТ ПОМОЧЬ ПСИХОЛОГУ

Извекова Ирина Владимировна — специалист по маркетингу «Первого университета профессора В.В. Макарова», магистр педагогики, сертифицированный специалист по процессуальной психологии, студентка II фазы дипломной программы международной школы процессуальной работы ISPWR, член ОППЛ, член АПОПП.

В ходе доклада был дан обзор истории возникновения и современного состояния разработки нейросетей. Как менялось отношение экспертов к новинке за время сверхбыстрого роста их популярности в 2022-2023 годах. Как психологу уже сейчас на практике извлечь пользу из работы с нейросетями, например, понять свою нишу и описать целевую аудиторию.

В завершении насыщенного дня выпускники программ профессиональной подготовки «Первого университета проф. В.В. Макарова» по направлениям «Психологическое консультирование» и «Психологическое консультирование в чрезвычайных и кризисных ситуациях» получили дипломы, сфотографировались с преподавателями и выразили свои чувства (некоторые в стихах), благодарность преподавателям и команде сопровождения.

Так вдохновляющие планы завершились торжеством и праздничным настроением!

Приглашаем вас на секцию университета в 2024 году.