Рубрика «Статья номера»
Денисова Анна Ивановна,
клинический психолог, супервизор, обучающий личный терапевт,
кандидат психологических наук, доцент,
действительный член ОППЛ
Аннотация.
Участие в боевых действиях является серьезнейшим испытанием для человеческой психики. Военнослужащий, выполняя боевую задачу, все свои душевные силы направляет на исполнение воинского долга. При этом он постоянно испытывает сильнейший стресс, его нервная система и психика подвергаются сверхсильным нагрузкам. Его психическое здоровье под влиянием ежедневного смертельного риска, психического и физического переутомления, подвергается постоянной опасности. Эти факторы обуславливают специфику работы с ними в условиях горячей линии психологической помощи.
Психологическая помощь бойцам СВО и членам их семей в условиях телефонной горячей линии имеет свои специфические особенности. Отметим, что работа психолога по телефону зачастую по своей сложности намного превосходит личный прием клиента в кабинете. Основным инструментом такой работы является психика самого психолога, его знания, умения применить их на практике. При этом психолог не видит клиента, а значит, не имеет возможности получать информацию о состоянии клиента, его невербальных реакциях с помощью зрительного восприятия. Единственный канал для обратной связи, сигнализирующий об изменениях клиента в процессе психологической работы — это его голос. А также собственный голос психолога как инструмент воздействия на психику клиента. Ситуация осложняется еще и тем, что зачастую на горячую линию человек звонит за экстренной помощью, когда не хватает душевных сил справиться самому. Учитывая эти особенности, можно с уверенностью сказать, что психологическая работа специалиста горячей линии — это психологическая скорая помощь. Если на линию обращаются военнослужащие, вернувшиеся из зоны СВО, или находящиеся там в настоящее время, а также члены их семей, или эвакуированные, к вышеописанным специфическим особенностям работы добавляются черты, характерные для работы с посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР).
Боевой стресс — неотъемлемая часть воинской службы в условиях реальных военных действий. Это естественная реакция организма в ответ на опасность. Одновременно — это необходимый и эффективный инструмент сохранения собственной жизни в условиях боя. Но у него есть и обратная сторона. Накапливаясь, боевой стресс становится несоразмерно сильнее адаптационных механизмов психики человека. В этом случае он превращается из конструктивного в деструктивный, разрушительный для психического аппарата. Под влиянием такого стресса защищающие психику адаптационные механизмы ломаются. Возникает боевая психическая травма.
Травматические переживания военнослужащих имеют тенденцию закрепляться и могут проявляться позже в виде отсроченной патологической реакции на психическую травму (так называемое ПТСР). По мнению проф. М.М. Решетникова, такие травмы, характерные для военных действий, приобретают 3% бойцов. Чаще всего, в это число входят воины, жизнь которых подвергается смертельной опасности. Из этого количества 61% военнослужащих удается преодолеть его самостоятельно. Как правило, это происходит в течение двух последующих лет. 38% бойцов имеют в наличии картину посттравматического расстройства.
Возможно, отчасти эти цифры объясняют небольшое количество обращений на горячую линию непосредственно самих бойцов. Нужно учитывать еще и тот факт, что одним из признаков ПТСР является отсутствие желания говорить о том, что происходило в зоне боевых действий, так как подобные воспоминания актуализируют травму. Количество обращений членов семей, их родственников и друзей гораздо выше.
Рассмотрим конкретные случаи.
1. Раненый боец. Звонил на горячую линию, находясь в госпитале на лечении в результате черепно-мозговой травмы. После выздоровления должен был снова отправиться в зону СВО. Причина обращения за психологической помощью — переживание за девушку, поведение которой сильно изменилось после его мобилизации. Потеря интереса к учебе, обман родителей, алкоголь, появившиеся в жизни девушки, а также расстояние между ними и отсутствие возможности воздействовать на девушку, помогли молодому бойцу принять решение об обращении за помощью к психологу. Во время разговора молодой человек делает акцент на чувствах. Проговаривание им ситуации, возможность взглянуть на нее со стороны, обратная связь от психолога — эти факторы сильно снизили отрицательный эмоциональный накал в душе бойца, и позволили посмотреть на ситуацию объективно. Кроме того, предположение психолога о том, что такое поведение девушки может быть связано с сильной тревогой за любимого человека, который находится на переднем крае боевых действий, заставило военнослужащего увидеть в этом большой ресурс для себя и выработать продуктивную стратегию взаимодействия с девушкой.
2. Военнослужащий, вернувшийся из зоны СВО. Служил по контракту, имеет награды. Конфликт на автостоянке. Звонил в службу 112, чтобы добиться справедливости. Наличие признаков ПТСР — раздражительность, агрессивность, нарушенный сон, пугающие воспоминания. Обостренное чувство справедливости. Сверхбдительность. Болезненное реагирование. Болезненная самооценка. Отрицание как ведущий механизм психологической защиты. Возможность выговориться, а также поддерживающее психологическое сопровождение разговора со стороны психолога имели положительное воздействие — накал негодования снизился уже во время разговора. Вербализация психологом уважительного отношения к нему как к личности, и признание его подвига послужили нейтрализацией конфликтного поведения бойца. Ему было важно услышать подтверждение значимости своей службы, так как конфликт на автостоянке он воспринял как ее обесценивание.
3. Любимая женщина погибшего в зоне СВО бойца. Острое переживание горя, чувство вины за то, что не ответила на его последнее сообщение. Посчитала, что лучше будет позже созвониться. Он погиб в том бою. Травма потери. Переоценка ценностей. Осознание того, что для него «завтра не будет». Возможность поговорить об этом с эмоционально нейтральным для нее человеком, специалистом, отсутствие ограничения во времени этого разговора (работа длилась больше часа), поддержка, работа с ценностями — все это позволило ей выйти из «застревания» на потере, ощутить чувство благодарности к бойцу за его чувства к ней, найти ресурс для общения с детьми.
4. Жена военнослужащего. Приграничный город. С мужем отношения напряженные. Почти не разговаривают. Есть сын-подросток. Ситуация предразвода. Усталость, эмоциональное выгорание. Потеря интереса к жизни. Работа строилась на поиске ресурсов в ее жизни. В разговоре невзначай рассказала о том, что мечтала поступить в вуз, но мечта так и не сбылась по разным причинам. Обрадовалась сообщению психолога, что сейчас самое лучшее время для поступления, так как у нее есть льготы для поступления — как у жены военнослужащего СВО. Сильно воодушевилась по этому поводу. Через две недели позвонила снова и с благодарностью сообщила, что она обращалась в приемную комиссию вуза, и у нее приняли документы на любимую специальность.
Анализируя конкретные случаи обращения за психологической помощью на горячую линию, можно отметить следующие закономерности:
— в основе психологической травмы всегда лежит ситуация, с которой у человека не хватило сил справиться самостоятельно по разным причинам. Чаще всего, это происходит потому, что подобный травматический опыт переживается им впервые, а значит, нет навыка овладевания им;
— не существует универсального алгоритма работы с такой травмой, поскольку каждая подобная травма по-своему уникальна и требует творческого подхода психолога к проблеме;
— большинство случаев обращения бойцов и членов их семей предполагают для эффективного разрешения ситуации выполнение следующих условий специалистом: восстановление личного статуса обратившегося за помощью, оказание помощи в разрешении внутренних конфликтов, знание механизмов ПТСР, владение навыками снятия внутренней напряженности человека, работу по восстановлению уже имевшихся и поиску новых ресурсов в жизни личности.