И.А. Любчевский Основные проблемы проекта закона о психологической помощи в РФ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА ЗАКОНА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РФ
Любачевский Игорь Анатольевич
Клинический психолог, семейный психотерапевт
Директор центра семейной психотерапии
Россия, г. Хабаровск
Предполагалось, что новый законопроект будет регулировать деятельность психологов в России, что приведет к повышению качества психологических услуг. Но на деле текст документа имеет противоречивые пункты, в которых многие коллеги из профессиональных ассоциаций видят нарушения и поводы для доработки.
Работа над ним вызвала волну критики у многих специалистов, а сама дискуссия отметилась совершенным несовпадением взглядов профессионального сообщества и инициаторов закона. Сейчас для психологов все остается по-прежнему, многие системные специалисты могут работать под федеральными и локальными нормативными актами, наиболее разработанными для психологов в сфере образования.
Также можно опираться на профессиональный стандарт «Психолога-консультанта» (утвержден приказом от 14.09.2022, вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.). Который призван помочь встроить компетенции психолога в юридическое пространство, но за пределами государственных организаций открывается удивительное психологическое пространство, в котором пока существует стихийная самоорганизация, что на самом деле, дает вполне ощутимые результаты сертификации, разработки этических процедур и аккредитации специалистов.
У нас более 150 профессиональных организаций для психологов и психотерапевтов, но по-прежнему эта система нуждается в унифицированном и юридически-понятном процессе. Так как все эти ассоциации не могут вобрать тот объем специалистов, которые практикуют в частном порядке. Отсюда и множество злоупотреблений, этических нарушений, поводов для разбирательств. Этот феномен совершенно естественен для формирования здоровой культуры оказания психологической помощи, но только самоорганизация хаоса не выход, нужно взаимодействие с государственными структурами, которые могут создать определенные пределы и требования к оказанию психологической помощи.
С самим же проектом возникло множество препятствий, которые не могут охватить весь перечень юридически-защищенных статусов специалиста:
- Организатором закона и его регулятором выступило Министерство Здравоохранения, что на самом деле хорошо, как отсылка к зарубежному опыту регулирования психологической деятельности. На деле же это вызвало множество вопросов и непонимания условий регуляции оказания психологической помощи. На поверхность всплыл старый конфликт между медицинской психотерапией и психологической коррекцией. Продукт длительно недружных сфер и исторически разделенных. Это вызвало множество едких комментариев и постов в социальных сетях на предмет непонимания Министерства что и как регулировать в сфере психологии.
- Сам проект закона создавался отдельно от возможности большого публичного обсуждения, многие представители профессиональных ассоциаций об этом писали и претендовали на внесение поправок. Сложилось ощущение что сам проект этого закона писался людьми, несколько далекими от понимания психологической практики и психотерапии. Академический «оттенок» написания и предложений прослеживается по всему документу.
- Принятие закона в том виде, в котором он есть, делает просто невозможным нормальную подготовку психотерапевтов и психологов, потому что не учитывает сложившуюся образовательную практику в России. Ограничение доступа к практике людей, которые получили на базе непсихологического высшего образования психотерапевтическое образование, — это просто провальная затея: и формально плохая, и содержательно плохая. Это подорвет социальный институт оказания психологической помощи, который сейчас сложился. Здесь надо понимать, что закон пытается охватить самые разные виды психологической практики: начиная от консультирования родителей в школах и детских садах, заканчивая частной практикой. В этом его большая слабость.
- Существование единственной организации, выдавшей документ о праве на психологическую деятельность, ведет к излишней централизации и монополизации профессиональной деятельности. Непонятно кому это будет принадлежать, какая структура этим будет заниматься. Из текста закона также остается непонятной процедура и форма предлагаемой аттестации — экзамена, так же, как и профессиональный состав «Комиссии», которая предположительно будет проводить такую аттестацию. На данный момент без государственного регулирования уже созданы профессиональные психологические объединения, которые призваны объединять профессионалов конкретных направлений. Для членства в них к психологам и психотерапевтам предъявляются требования, удостоверяющие высокую профессиональную компетенцию. Они объединены не по территориальному принципу, а исходя из методов и инструментов психологической и психотерапевтической работы и предполагают развитие специалиста в конкретном методе. Лучше создавать не единый реестр психологов, а единый реестр профессиональных психологических объединений для целей унификации и стандартизации психологической и психотерапевтической области.
- Нарушение ст. 23 Конституции РФ, которая определяет, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». В проекте расширяются варианты ситуаций, при которых допускается предоставление (выемка) конфиденциальных сведений психологом третьим лицам без согласия получателя психологической помощи или его законного представителя.
- В тексте проекта присутствуют несущественные и устаревшие дефиниции такие как «психологическая коррекция», «психологическая помощь», «психологическая профилактика», они являются продуктом длительное время существовавшего разделения между психологией и психотерапией в ее общемировом понимании. Оттуда же странное понятие «психологическая психотерапия». Этот проект перегружен огромным количеством понятий, которые практически не используются в современной психологической практике, а являются лишь попыткой описать психологическую деятельность. То же относится и к определению самого психолога. Это вызвало резонанс у всех практиков, поскольку там описан процесс, который предполагает полное отрицание присущих навыков и образования. Я думаю подобное нововведение — это попытка привести понятие психолога в соответствие с зарубежной практикой. Но там подобные организации складывались десятилетиями, и эта практика является отдельной от государства. Например, APA или ABPP. Там путь психолога от образования к практике идет по пути не менее 3000 часов стажировки с супервизией, с последующей сдачей профессионального экзамена EPPP, который состоит из тестовой части и клинических задач. Только при этом условии психолог получает лицензию, которую продлевает 1 раз в год. В случае с нашим проектом такое копирование без учета реальности опасно дискриминацией, коррупцией и вертикализацией государственного регулирования, которое не славится пониманием процесса психологического обучения и практики.
- В описании участников психологической помощи почему-то нет самозанятых, что совершенно странно и комично, учитывая, что этот режим наиболее удобен для частнопрактикующих специалистов.
- В правовом статусе психолога описывается необходимость страхования профессиональной ошибки, но при условии отсутствия подобной системы это видится как юридическое предположение, без четкого обозначения процедуры и правил. В зарубежной практике профессиональное страхование важный спутник практики психологов, а еще необходимых инструмент юридической защиты клиента и психолога. Я думаю в России это пока очень хорошее пространство для разработки, начиная именно с добровольного страхования профессиональной деятельности. Поскольку именно практикующие частные специалисты наиболее заинтересованы в оказании качественной помощи и больше находятся в ситуации риска. Этому мы посвятим главу по юридической защите в этой книге.
- Путаницу вносит и статья, посвященная стандартам, правилам и формам оказания психологической помощи, она не раскрывает само содержание, а лишь предполагает и возлагает ответственность по разработку этих стандартов на общероссийскую организацию профессиональных психологов. Что, как и сказано выше нивелирует сложившуюся практику и предлагает унификацию, основанную на формальном принципе, да еще и с полным непониманием основ психологической практики.
- Нет регуляции возраста обращения за помощью, как это сделано в законе о психиатрической помощи. Есть лишь формулировка о том, что до 14 лет помощь оказывается на «основании обращения родителя или законных представителей». Есть лишь описание случаев, когда согласие при помощи подростку до 14 лет не требуется. При этом нет ясной формулировки с какого возраста подросток вправе самостоятельно обращаться за помощью, а до какого возраста требуется согласие родителей. Это является важным пунктом организации психологической практики и чаще всего обсуждается на супервизорских и интервизорских группах.
Это наиболее острые и спорные моменты, встречающиеся в психологическом пространстве вокруг темы проекта данного закона. То, что он нужен — нет никаких сомнений, но нужен не старый закон, который предписывает психологии место в школе, каких-то организациях, а новый закон, который учитывает современную эволюцию психологической практики и реалии подготовки психологов в стране.
Список литературы
- Иванов А.В. Профессиональное бессилие: к обсуждению закона о психологической помощи // Психологическая газета URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- Иванец Ю.В. Мнение психолога: Что нам готовит законопроект «О психологической помощи в Российской Федерации» 2022. // Психологическая газета URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- Клюева Н.В. Армашова А.Б., Руновская Е.Г., Роль профессиональных сообществ в этической регуляции деятельности психолога // Психологическая газета URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- Кулёва Е.Б. «За что можно подать в суд на психолога и почему клиенты редко обращаются в этические комитеты?» // Психологическая газета URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- Комментарии Союза практических психологов к закону о психологической помощи // URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- Макаров В.В. Отзыв и предложения по изменениям и дополнениям к проекту Федерального закона «О психологической помощи населению РФ» // Психологическая газета URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- Международное профессиональное психоаналитическое общество о проекте закона «О психологической помощи» // Психологическая газета URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ». Постановление Минтруда РФ № 1 от 27 сентября 1996 г.» // Бюллетень Минтруда, 1996, № 11.
- Обращение секции гештальт-терапии РПА о проекте закона // Психологическая газета URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- Проект Федерального закона о психологической помощи населению в РФ // URL: psychologos.ru (Дата обращения 01.08.2023)
- Реестр психологов и закон о психологической помощи обсудили С.Н. Костромина и Ю.П. Зинченко // Психологическая газета URL: psy.su (Дата обращения 01.08.2023)
- Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ // Под ред. С. Д. Воробьева, С. Г. Крылова. — Екатеринбург, 1999. —178 с.