ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Стратегия развития профессиональной психотерапии 2022-2030

Рубрика «Официальная информация»

Стратегия развития профессиональной психотерапии 2022-2030

(предложена на Первом межконтинентальном экстерриториальном конгрессе «Планета психотерапии: Дети. Семья. Общество. Будущее», 25 июня, 2022)

 Глобальные и локальные вызовы эпохи

 Главным вызовом, который в последние десятилетия встает перед профессиональной психотерапией «в полный рост» является несоответствие масштабов и содержания предоставляемой психотерапевтической помощи реальным потребностям и ожиданиям населения. Традиционная психотерапия, во многом ориентированная на достаточно узкую группу невротизированных клиентов, оказалась не готовой к драматическим коллизиям Новейшего времени. В частности — к масштабному и эффективному взаимодействию с населением, вовлеченным в деструктивные социальные эпидемии:химической зависимости (алкоголизм, наркомании, токсикомании, лекарственная зависимость); психологической зависимости (игромания, интернет-зависимость, вовлечение в деструктивные секты, экстримисткие организации, зависимые отношения и пр.); лавинообразный рост адаптационных нарушений, проявляющихся в том числе и как «психологические проблемы»; проявления острого и хронического стресса в результате непрекращающихся «волн» вирусной инфекцииCOVID19. Психотерапевтические службы оказались неготовы и к запросу относительно благополучной части населения на дополнительные возможности (например, на успешность, благополучие, высокий уровень здоровья и активное долголетие), достигаемые с опорой на ресурсные психические кондиции субъекта или группы.

В лучшем случае — если рассматривать ситуацию в целом — квалифицированной психотерапевтической помощью охватывается 0,5 — 1 % нуждающихся при реальной потребности в такой помощи у 20-25% населения планеты. И пока нет оснований утверждать, что профессиональная психотерапия ускоренными темпами двигается к тому, чтобы стать масштабной и наиболее востребованной социальной практикой.

Психотерапия почти повсеместно не признается в качестве самостоятельного и состоятельного научного направления. Исключением здесь является лишь Австрийская Республика и некоторые страны Европы, где возможно получение ученой степениPh.Dпо психотерапии как самостоятельной академической специальности. При этом надо понимать, что даже и самостоятельная академическая специальность «научная психотерапия» — это еще не наука «психотерапия». Такой неопределенный статус психотерапии безусловно сказывается и на социальном рейтинге профессии, который в целом остается достаточно низким. И именно такой статус дает повод считать психотерапию субспециальностью психиатрии, либо психотехническим «придатком» психологических дисциплин. Что собственно и прослеживается в регламентирующих психотерапевтическую деятельность нормативных актах в большинстве регионов мира. Исключение здесь составляют Австрия, Германия, Румыния и Финляндия, где психотерапия, согласно принятым в этих странах нормативным актам, является самостоятельной и независимой профессией, не имеющая административного отношения к медицинским или психологическим сферам деятельности, которые регулируются специальным законодательством.

Между тем, дееспособная общая теория психотерапии с такими важными уточняющими характеристиками, как «всеобъемлющая» (т. е. охватывающая основные компоненты предметной сферы профессиональной психотерапии) и «основополагающая» (т. е. формирующая полноценный методологический базис состоятельного и самостоятельного научно-практического направления) вплоть до самого последнего времени так и не была разработана и оформлена как главный аргумент для признания психотерапии самостоятельной наукой.Такого рода неприемлемый теоретический дефицит является главным препятствием адекватной разработке универсального компонента программ подготовки профессиональных психотерапевтов и такого же универсального компонента в оформлении стандартов психотерапевтической практики, Что, в конечном итоге, самым негативным образом отражается на качестве психотерапевтической помощи.

По мнению авторитетных специалистов Дж. Прохазка, Дж. Норкросса (2005), ситуация, сложившаяся на рынке психотерапевтических услуг в последние годы, может быть охарактеризована следующим образом: «Психотерапия потерпела сокрушительный удар.... Рынок забит огромным количеством психотерапевтических методов, каждый из которых претендует на то, что он лучше всех, становится решительно непонятно — какие теории изучать, преподавать, и главное, по каким методам проходить лечение, т. е. покупать?».

Здесь же следует учитывать и то обстоятельство, что психотехнический рынок перегружен не только обилием психотерапевтических методов и методик, но в гораздо большей степени — существенно более простыми, агрессивно рекламируемыми и доступными для населения психотехнологиями. В основном это эзотерические, консультативные и тренинговые практики, многие из которых носят откровенно манипулятивный характер и отнюдь не способствуют формированию психологически здорового и устойчивого к стрессовым воздействиям общества. Такого рода психотехнологии реализуются парапрофессионалами (т. е. лицами без достаточной подготовки в области профессиональной психотерапии), четко ориентированными на особенности и актуальные потребности основной клиентской группы. Причем, по данным Скотта Миллера (2017) —директора Международного центра качества медицинской помощи (Министерство здравоохранения и социального развития США), весьмаавторитетного и информированного специалиста — существует очень маленькая, или вообще не существует разницы между результатами работы профессиональных психотерапевтов, студентов и получивших минимальную подготовку парапрофессионалов.

И далее, согласно данным этого же специалиста, крайне тревожной для сферы профессиональной психотерапии выглядит тенденция существенного сокращения объема использования услуг, оказываемых профессиональными психотерапевтами. В последнее десятилетие здесь отмечается резкое падение данного показателя — на 35%. Одновременно объем услуг, оказываемых парапрофессионалами, увеличился на 60%. Объем используемых психотропных средств в этот же период времени увеличился на 75%. Основываясь на всех этих данных С. Миллер делает следующий неутешительный вывод: «Очевидно, что клиенты выбирают более легкие и более быстрые варианты улучшить свою жизнь... Никакого прогресса в результатах психотерапевтического лечения за последние 30 лет не наблюдалось, и это не прогресс, а вымирание профессии». И хотя приведенная здесь статистика касается региона Северной Америки, нельзя не признавать того очевидного факта, что в других регионах мира подобных масштабных исследований просто никто не проводил. Необходимо со всей серьезностью отнестись к сигналам того, что профессиональная психотерапия ощутимо проигрывает в конкуренции на рынке психотехнологий, и в еще большей степени — на общем рынке услуг, который включает и биологические виды помощи кризисным клиентам.

Но и это еще не все. Социальные, экономические, политические и иные глобальные кризисы, сотрясающие население планеты в последние десятилетия, не возникают на пустом месте. Речь следовательно идет о глубинном кризисе стержневых параметров порядка, координирующих бытие современного человека. По мнению многочисленных экспертов-футурологов доминирующая система координат с ее несущими смыслами как минимум перестала выполнять ресурсную функцию для большей части населения. Как максимум — вследствие трансляции «родимых пятен» в проекцию будущего эта отжившая свое система становится источником постоянной фрустрации и перманентного многовекторного кризиса. Готова ли профессиональная психотерапия в своем настоящем состоянии к тому, чтобы принять и этот вызов? Есть ли у специалистов-психотерапевтов, экспертов, ученых, действующих в этой области, хотя бы намек на видение обновленной ресурсной системы координат, которую можно предложить человечеству, переживающему, возможно, наиболее тяжелый по своим проявлениям и последствиям кризис? Может ли профессиональная психотерапия и в этом глобальном смысле стать масштабной и наиболее востребованной — в том числе институтами науки, культуры, политики — социальной практикой? И пока что ответ здесь такой — скорее «нет», чем «да».

Что же касается совершенно очевидных на сегодняшний день региональных проблем, имеющихся в сфере профессиональной психотерапии, то наиболее подходящей характеристикой ситуации является известное высказывание Уильяма Гибсона: «Будущее уже наступило. Просто оно неравномерно распределено». И если для психотерапии в глобальном смысле, будущее все же наступило и оно сосредоточено в компактном полюсе авангардной психотерапевтической науки и практики, то для многих регионов не наступило и настоящее профессиональной психотерапии. Это касается не столько сектора научной психотерапии — во многих странах такой сектор вообще отсутствует — сколько откровенно слабой организации системы психотерапевтической помощи населению, некачественного психотерапевтического образования, произвольной практики, неконтролируемой или недостаточно контролируемой даже и на уровне психотерапевтических ассоциаций. Кроме того, психотерапевтические профессиональные ассоциации действуют далеко не везде. И там, где таких ассоциаций нет, лица, занимающиеся психотерапией наряду с основной профессией — медицинской, психологической, социальной или даже целительством — являются членами соответствующих «больших» профессиональных ассоциаций, для которых проблемы профессиональной психотерапии не являются приоритетными. И тем более эти проблемы не являются приоритетными для соответствующих государственных институтов, курирующих медицинскую, психологическую и социальную сферу деятельности. В силу чего психотерапевтическая практика в этих регионах носит скорее стихийный, чем профессиональный характер. Что, конечно же, свидетельствует о невысоком уровне использования потенциала самоорганизации, имеющегося в распоряжении психотерапевтического сообщества.

Тем не менее обозначенные здесь проблемные позиции не являются чем-то фатальным и непреодолимым. Их скорее следует рассматривать как вполне решаемые издержки роста становящейся профессии, какой на сегодняшний день и является профессиональная психотерапия. И вместе с тем данные позиции следует рассматривать как вполне реальные риски, угрожающие не только будущему психотерапии, но даже и тому статусу профессии, который достигнут на сегодняшний день.

Приоритетные цели и задачи развития психотерапии

В общей теории психотерапии обосновывается позиция того, что обновленная рамочная концепция профессиональной психотерапии (психотерапия рассматривается здесь как состоятельная авангардная наука и масштабная социальная практика) способна нести функцию нового параметра порядка, столь необходимого в условиях перманентного цивилизационного кризиса. И такая констатация ко многому обязывает.

В частности, если на сегодняшний день понятно исходное состояние психотерапевтической науки и практики, но также аргументирована и проработана перспективная концепция и модель функционирования психотерапии как антикризисного социального института Новейшего времени, то все что можно и нужно сделать в данной ситуации — проложить стратегический маршрут развития психотерапии, пролегающий между этими двумя статусами — исходным и желаемым.

Такого рода маршрут или проработанная Стратегия развития профессиональной психотерапии в Новейшее время безусловно должен включать: во-первых обозначение кризисных проявлений в развитии общества, которые собственно и являются основными «точками приложения» метамодели социальной психотерапии; а во-вторых — четкое обозначение проблемных зон развития самой психотерапии, которые должны быть проработаны и преодолены в ближайшее время. И далее вот эта функционально-понятная телеология — цели и задачи перспективного развития психотерапии — должны быть ясно прописана в основных направлениях пошаговой деятельности организованного психотерапевтического сообщества. Здесь же, кроме того, должны быть четко обозначены организационные и иные ресурсы психотерапевтического сообщества, с использованием которых возможно эффективное продвижение в направлении намеченных целей.

Таким образом, речь идет о следующих главных целях и прагматических задачах, представленных в Стратегии развития профессиональной психотерапии в Новейшее время.

Основная цель:

Прагматические задачи, которые предстоит решать профессиональному психотерапевтическому сообществу в ближайшее время (1-3 года), следующие.

Задачи в сфере необходимых структурных инноваций:

Задачи в области психотерапевтической практики:

Задачи в сфере социального статуса профессиональной психотерапии:

Инновационные направления деятельности организованного психотерапевтического сообщества

Ключевым условием, способствующим адекватному выполнению представленных здесь функциональных задач и достижению главных стратегических целей, является реализация последовательных «шагов» которые предстоит сделать организованному психотерапевтическому сообществу по каждому из обозначенных здесь приоритетных направлений развития профессиональной психотерапии.

По направлению эффективной самоорганизации:

Выполнение всех поименованных в данной рубрикации «шагов» является обязательным стартовым условием по мобилизации главного, имеющегося в распоряжении психотерапевтического сообщества ресурса — самоорганизации. Без чего реализация все последующих, поименованных здесь направлений и действий представляется проблематичной или даже невозможной.

По направлению развития психотерапевтической науки:

Значимость вышеприведенного приоритетного направления активности психотерапевтического сообщества определяется тем обстоятельством, что социальный статус профессиональной психотерапии не может быть повышен без положительного результата по двум первым позициям и останется весьма «шатким» при отсутствии результативной активности по всем прочим позициям.

По направлению повышения качества психотерапевтического образования:

По направлению обновления рамочной концепции психотерапии:

По направлению психотерапевтической работы в регионах — здесь определяющее значение имеет успешное решение задач по направлению эффективной самоорганизации и обновления рамочной концепции психотерапии, но так же выдвигаются и следующие специфические задачи:

По направлению повышения социального рейтинга психотерапии — по данному направлению большое значение придается успешному решению всех вышеперечисленных задач, но кроме того выдвигаются и следующие специфические задачи:

По направлению достижения конкурентных преимуществ профессиональной психотерапии — по данному направлению такое же большое значение придается успешному решению всех вышеперечисленных задач и выдвигаются следующие специфические задачи:

Приведенные в данном разделе инновационные направления активности психотерапевтического сообщества предусматривают лишь ключевые «шаги» по развитию профессиональной психотерапии. Данные позиции могут быть конкретизированы и трансформированы в региональные и национальные планы по развитию профессиональной психотерапии, разработанные с учетом особенностей конкретных регионов.

Оценка имеющихся ресурсов и и возможностей

Информационные, кадровые, организационные и финансовые ресурсы, имеющиеся в сфере профессиональной психотерапии, распределены неравномерно и в настоящее время их следует оценивать как ограниченные. Однако этот дефицит не является критичным. Грамотная, последовательно выстроенная работа по развитию собственных и привлечение сторонних ресурсов предоставляют заинтересованным лидерам психотерапевтического сообщества хорошие шансы для успешной реализации основных стратегических установок.

Так, в отношении ресурса профессиональной самоорганизации можно констатировать наличие такой структуры как Всемирный Совет по Психотерапии (ВСП), который успешно действует на протяжении многих лет, в частности регулярно проводит всемирные психотерапевтические конгрессы, международные конференции по актуальным проблемам психотерапии. ВСП объединяет эффективных лидеров профессиональной психотерапии из многих стран мира, компетентность которых не нуждается в каких-либо комментариях. Однако для достижения целей Стратегии и выполнения главной задачи по организации Глобальной ресурсной сети, действующей в сфере профессиональной психотерапии, необходимо создание специального организационно-технического сектора ВСП, либо достижение договоренности о выполнении этих функций основным ресурсным центром, располагающим такими возможностями.

То же самое можно сказать и о крупных профессиональных терапевтических ассоциациях и их альянсах, которые объединяют основное количество действующих специалистов-психотерапевтов. Многие из этих организаций демонстрируют высокий уровень организационной активности, что безусловно идет на пользу этим организациям и психотерапевтическому сообществу в целом. Однако организационные и сетевые ресурсы этих организаций — при ожидаемой поддержке Глобальной ресурсной сети профессиональной психотерапии — могут использоваться с максимальной эффективностью.

Что касается ресурсов, имеющихся в сфере психотерапевтической науки и образования, то здесь в первую очередь следует иметь ввиду возможности университетов, в которых реализуются программы уровня специалитета, бакалавриата, магистратуры, Ph.D и иные образовательные программы в сфере научной психотерапии, приравниваемые к подготовке профессиональных кадров высшей квалификации и предполагающие наличие соответствующей базы для проведения профильных исследований на современном уровне. Примером такого ресурсного учреждения, действующего в сфере психотерапии, является Университет имени Зигмунда Фрейда (Вена, Австрия). Сегодня это крупнейшее образовательное и научное учреждение в Европе, в котором реализуются полномасштабные программы подготовки специалистов по профилю научной психотерапии, проводятся корректные научные исследования и присваивается ученая степень Ph.D в области академической научной дисциплины «Психотерапия». Университет имени Зигмунда Фрейда (SFU) с момента создания интенсивно развивался как учреждение с широким доступом к обучению и соответствующим исследовательским программам для представителей из разных стран, а не только Австрийской Республики. К настоящему времени SFU имеет филиалы во многих европейских странах, эффективно взаимодействует с центрами, действующими в сфере наук о психике. Важно и то, что именно в этом учреждении создан специальный офис по грантовой поддержке профильных научных исследований, разрабатываются варианты получения грантов от известной и наиболее масштабной в Европе грантовой программы поддержки проведения научных исследований «Горизонт». SFU лидирует по количеству проводимых тематических конференций в сфере научной психотерапии. Таким образом, SFU является основным кандидатом на статус главного ресурсного — координационного и научного — центра развития профессиональной психотерапии в мире.

Вместе с тем, следует учитывать и то обстоятельство, что создание Глобальной ресурсной сети по развитию профессиональной психотерапии, эффективное организационное сопровождение этих сложных процессов, а так же реализация значительного объема международной деятельности по форсированному развитию научной психотерапии в регионах — весьма трудоемкая и затратная деятельность. В данной связи здесь необходима долговременная грантовая поддержка. И в случае достижения договоренности с SFU в отношении принятия данным учреждением миссии основного координационного центра Глобальной ресурсной сети профессиональной психотерапии, обеспечение такой долговременной грантовой поддержки наиболее вероятно.

Далее необходимо иметь ввиду, что во многих странах — например, в Германии, Италии, Мексике, России, США, Франции, Японии — так же действуют государственные и общественные институты с профилем деятельности в области научной психотерапии, выпускаются тематические журналы, включенные в известные и признаваемые системы индексов научного цитирования. Ресурсные возможностей этих образовательных и научных организаций так же могут и должны использоваться в целях создания Глобальной ресурсной сети профессиональной психотерапии. И в этом случае существенная часть привлекаемой грантовой поддержки должна распространяться и на соответствующую деятельность этих научных организаций.

Говоря о кадровых ресурсах, имеющихся в сфере профессиональной психотерапии, следует признать, что несмотря на существенный рост количества исследователей и преподавателей, действующих в профильных научных и образовательных учреждениях и центрах, а так же — общее увеличение количества подготовленных психотерапевтов-практиков, ситуация здесь неоднозначная. Основной вопрос заключается в том, что профессионаловэкспертного уровня, способные проводить сложные исследования в области общей теории психотерапии, а затем и преподавать эту дисциплину на таком же высоком уровне, катастрофически не хватает. Так же, как не хватает и специалистов-экспертов в сфере разработки универсальных компонентов профессиональных стандартов и других инструментов повышения качества психотерапевтической помощи. Тем не менее, такие экспертные группы — пусть и в ограниченном количестве — могут быть созданы уже в ближайшие годы. И далее, необходима разработка и реализация долговременной программы подготовки высококлассных специалистов-экспертов по различным номинациям психотерапевтической деятельности. Настоящий фрагмент Стратегии, с учетом степени его важности, должен стать приоритетным в деятельности координационного центра Глобальной ресурсной сети профессиональной психотерапии.

В отношении имеющихся информационных ресурсов важноиметь ввиду, что при наличии колоссального и практически необозримого объема информации психотерапевтического профиля, ценность такой информации существенно повышается при наличии обработанных — с использованием современных информационных технологий — «больших данных». Этот фрагмент также должен стать приоритетным для координационного центра Глобальной ресурсной сети профессиональной психотерапии. Именно таким образом и будет решаться «хроническая» для психотерапии проблема инфляции и некумулятивности психотерапевтического знания.

Это же касается и разработки специальных интернет-каналов, а так же — информационных платформ, активная разработка которых должна вестись параллельно процессу создания Глобальной ресурсной сети профессиональной психотерапии.Здесь безусловно следует иметь ввиду, что вот эти информационные активы — и есть основные драйверы роста психотерапии в рыночном секторе психотехнических услуг. Так, например, специальная информационная платформа моментального доступа, с одной стороны, всемерно облегчает, сокращает и в итоге удешевляет путь потребителя к услугам профессиональных психотерапевтов с гарантированным уровнем качества их предоставления. А с другой стороны — сокращает временные и финансовые затраты специалиста-психотерапевта на поиск профильных клиентов и стимулирует профессионалов к повышению качества оказываемой психотерапевтической помощи. Лидеры крупных психотерапевтических ассоциаций в данной связи должны прилагать максимум усилий по разработке таких информационных активов и включению их в деятельность Глобальной ресурсной сети профессиональной психотерапии.

Финансовые ресурсы являются наиболее проблемной областью профессиональной психотерапии. Прецеденты грамотной работы с привлечение государственного или стороннего финансирования на масштабные исследовательские или практические проекты, реализуемые в сфере психотерапии, здесь большая редкость. Этому препятствуют и неопределенный научный статус профессии, и факт того, что психотерапия «завязла» в непривлекательной для потенциальных инвесторов рамочной концепции, в которой сложно найти какие-либо намеки на актуальную социальную проблематику. Тем не менее опыт работы SFU в этом направлении показывает, что привлечение грантовых ресурсов в целях форсированного развития сферы профессиональной психотерапии возможно и необходимо. При этом предполагается, что успешная реализация первых блоков задач Стратегии откроет новые возможности для масштабного привлечения необходимых финансовых ресурсов и для других инициативных участников реализации Стратегии и соответствующей программы развития профессиональной психотерапии в Новейшее время.

Резюме

В связи со всем сказанным необходимо констатировать, что ресурс профессиональной самоорганизации в представленной здесь Стратегии является основным. И только лишь максимально эффективное использование этого основного ресурса способно вывести психотерапию из рискованной зоны «необязательной» профессии в безусловные лидеры сектора кризисной помощи, но также и сектора современных развивающих технологий. Следовательно, «цена» успешного решения соответствующего блока задач, обозначенных в настоящей Стратегии, существенно возрастает.

Другим важнейшим компонентом Стратегии является процесс создания Глобальной ресурсной сети профессиональной психотерапии. И какими бы сложными не представлялись усилия по созданию и продвижению данной структуры, результат того стоит — в распоряжении психотерапевтического сообщества появится эффективный инструмент форсированного развития главных компонентов профессиональной психотерапевтической деятельности — науки, образования, практики, организации, экспертной деятельности.

Ключевой момент, на который безусловно следует обратить внимание, заключается в том, что основной вектор деятельности создаваемой Глобальной сети именно ресурсный, а не административный. И это обязательное условие является своего рода гарантией привлекательности участия в такой развивающей деятельности для инициативных специалистов-психотерапевтов, ученых, педагогов, организаторов, действующих в сфере профессиональной психотерапии.

Таким образом, вполне оправданный акцент на эффективную проработку поименованных главных слагаемых в итоге обеспечит достижение главных целей Стратегии.

 

Катков Александр Лазаревич,
Вице-президент ОППЛ,
д.м.н., профессор