ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

А.А. Плигин. Заявка на соискание Авторского свидетельста

Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК

(ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)

Название метода: Системное формирование жизненного пути личности: терапия жизненного пути и коучинг жизненного пути).

Автор метода: Андрей Анатольевич Плигин, д.псх.н, член Профессиональной психотерапевтической лиги, психотерапевт европейского реестра.

1. Определение.

Расширенное определение.

Системное формирование жизненного пути личности — метод психологической помощи людям в преодолении глубоких психологических проблем и личностной уязвимости, развитии личности (самореализации и самоактуализации) и построении эффективной жизни. Метод представляет собой особое сочетание взаимопроникающих технологий терапии жизненного пути и коучинга жизненного пути, которое определяется индивидуальными особенностями человека и его реализованной жизни.

Коучинг жизненного пути — вид системного консультирования, направленный на достижение навивающего потенциала человека (развитие самосознания, обретение дела жизни, поиск призвания и реализация предназначения и т.д.) и построение обогащающих вариантов жизни и жизненного пути, (обогащение значимого социального окружения человека, балансировка и обогащение областей реализации жизни, определение жизненно важных целей жизни, проектирование жизненных событий, проектирование будущих этапов жизни). Больше сфокусирован на работе в настоящем и будущем.

Терапия жизненного пути — помощь человеку в системном преодолении глубинных психологических проблем (психотравмы, комплексы, психосоматические заболевания и т.д.) посредством трансформации детско-родительского сценария жизни, травмирующих событий различных этапов жизни, негативных вариантов жизни и жизненных стилей, препятствующих обогащающему развитию личности и эффективному построению жизни. Больше сфокусирован на работе в настоящем и прошлом.

2. Сферы применения

2.1. Психотерапия

Психотерапия понимается автором как исцеление глубинных психологических проблем (психотравм, комплексов, психосоматических заболеваний и т.д.) в ходе рассмотрения и раскрытия индивидуальных особенностей опыта человека и проживания его жизни.

Психотерапия жизненного пути фокусируется на проблемах, возникающих на всех этапах жизни человека. Благодаря системному анализу жизни человека удается выявить системные связи индивидуального опыта со структурами организации жизни, диагностировать накопительный эффект травмированности опыта, комплекса нарушений адаптации и индивидуального развития в мире, препятствующий эффективной самореализации, построению успешной и счастливой жизни. В центре рассмотрения причин психологических проблем находятся следующие: особенности развитие субъектности, психотравмы, негативные установки о себе и жизни, ограничивающие убеждения, неадекватность самооценки и самоотношения, неэффективные стили построения взаимоотношений с людьми, особенности саморегуляции (способы реагирование на стресс, стратегии мотивации и волевой регуляции и т.д.), неэффективные стратегии самоорганизации и жизненные стили, особенности устройства вариантов жизни, сценария жизни).

В терапии жизненного пути уделяется внимание и особенностям построения ранних этапов жизни (детско-родительские отношения), и психологическим проблемам, возникающим во взрослой жизни человека: психотравмы, возрастные кризисы, «вызовы судьбы», индивидуальные трудности самореализации личности в ходе осуществления своего жизненного пути.

Критерии эффективности терапии жизненного пути следующие:

В рамках терапии жизненного пути удается осуществить продвижение по большинству критериев.

За счет системности метода (комплекса разработанных автором методик) удается осуществить относительно краткосрочную и при этом глубокую психотерапевтическую помощь. В среднем уходит 7-15 сессий на решение проблем средней сложности и 15-25 сессий на решение глубинных проблем, что свидетельствует об эффективности разработанных методик и метода в целом.

2.2. Коучинг

Автор определяет коучинг как работу по преодолению личностной уязвимости, решению текущих жизненных задач, помощь в развитии личности (достижение наивысшего потенциала) и обогащении жизненного пути.

В подходе разработано множество коучинговых методик, представляющих собой конструктивную рефлексию, которая фокусирует мышление человека на анализе своей личности и жизни, нахождении сложностей и ресурсов для их изменения, выдвижение целей по саморазвитию и обогащению жизни. По форме они представляют собой рефлексивные диалоги, тестовые методики, развивающие упражнения, психотехники.

Внутри коучинга может осуществляться работа по преодолению препятствий, возникающих в реализации жизненного пути (трансформационный коучинг). К ним относятся паттерны личностной уязвимости человека: личностные особенности (трудности характера), неэффективные стратегии коммуникации, негативные стратегии мышления и поведения, отсутствие различных компетенций (особенно жизненных умений) и т.д. Таким образом, коучинг является комбинацией психокоррекции, развития личности и психологическим обучением.

Критерии эффективности коучинга жизненного пути следующие:

3. Сущность метода.

В качестве максимально обобщённого уровня рассмотрения (объекта) в методе, выбран уровень взаимодействия человека с миром — жизнь, ее психологическое содержание. Важность его рассмотрения для теории и практики психологии и самого человека трудно переоценить.

В целом жизнь человека и особенности личности рассматриваются в методе на общем (общепсихологическом), особенном (дифференциальном) и единичном (персональном) уровнях. Особенный уровень — присущий группам различной многочисленности, он очень важен, так как человек в ходе осуществления помощи может относиться именно к данному типу.

Индивидуально проживая жизнь, каждый человек взаимодействует с внешними миром, состоящим из трех макрокомпонентов: миром природы, предметным миром и социальным миром. При этом сам человек, является частью природного и социального миров, создавая свой собственный внутренний мир — психику (ментальность). Это необходимо учитывать в понимании детерминантов функционирования и развития личности, а в более узком смысле — в решении глубоких психологических проблем (психотерапия) и осуществлении различных типов развития (множество видов консультирования и обучения). В связи c этим при рассмотрении всех явлений жизнедеятельности человека важно в достаточной полноте использовать обозначенные выше измерения отношений человека с миром.

Для решения этих целей в авторском методе введена модель «4-D существование человека». С некоторым упрощением она многомерно охватывает обозначенные реальности: измерение «Подструктуры индивидуального опыта (психика, внутренний мир)», измерение «Жизненные события» (событийный мир, жизнедеятельность), измерение «Социальный мир (особенно значимое социальное окружение — ЗСО)», измерение «Контексты (предметный мир и мир природы)». Мир природы задействован в меньшей степени, так как современный человек в значительной степени отделился от него, живет в социуме и среди артефактов — в мире предметов и предметной деятельности. В связи с тем, что психика отражает внешний мир, три измерения, раскрывающие отношения человека с миром, также имеют ментальные формы существования, в случае их рефлексии становятся значимой частью самосознания личности. Это является важнейшим условием достижения качественно нового уровня психологической помощи людям в построении жизни.

Модель «4D существование человека» можно изобразить следующим образом:

Измерение «Подструктуры индивидуального опыта (психика)»: смысл жизни, субъективные образы жизни, идентичность, конструкт личностного своеобразия (структура соподчиненных базовых ролей), установки и убеждения, ценности, притязания, мотивы, намерения, самооценка, способности и качества, стратегии, эмоции, ощущения, субмодальные (мельчайшие) характеристики эмоциональных состояний, телесные реакции, поведение/внешние действия и т.д.

Разработано множество психотехник и методик по реконструкции подструктур индивидуального опыта, преодоления внутриличностного напряжения и конфликтов, интеграции личностного опыта.

Измерение «Жизненные события»: виды событий, последовательность реализации событий, реализация индивидуальных этапов жизни, фазы жизненного цикла и т.д.

Разработана классификация событий и методика реконструкции жизни на основе тринадцати типов событий.

Измерение «Социальный мир — значимое социальное окружение (ЗСО)»: личное окружение, профессиональное окружение, «ЗСО поддержки», «ЗСО людей-эталонов», «ЗСО мудрости» и т.д.

Разработана методика построения карты ЗСО и анализа отношений по 18 параметрам.

Измерение «Контексты — Миры»: значимые ситуации, подконтексты жизни, области жизни (контексты), предметные области самореализации, орбита самореализации, авторский «рукотворный» мир и т.д.

Разработана методика анализа и балансировки областей жизни и их подконтекстов.

Рефлексия каждого измерения «4-D модели» позволяет человеку системно осознать все, что он стихийно развил в своем опыте и жизни, а затем перейти к их перестройке и обогащению. Такая многомерная и системная рефлексия позволяет сформировать широкую картину всего происходящего во внутреннем мире и различных модусах жизни.

Она может служить инструментом для моделирования и последующего обобщения различных эффективных стратегий построения жизненного пути наиболее успешных личностей. Что может породить накопление особого типа процедурных знаний в области «психологии эффективной жизни». Это может представлять особый интерес для психологии развития, возрастной психологии, дифференциальной психологии и т.д.

Каждое измерение, понимание его компонентов, их свойств и связей, знание закономерностей их функционирования и развития, является основой для проектирования новых психотехнологий. Именно таким образом они были созданы и классифицированы в методе.

Кроме того, данная модель также может быть использована для рефлексии других школ консультирования (с какими компонентами измерений существования человека и в каком «маршруте» осуществляется работа). В последующем такой анализ полезно использовать для проектирования новых более частных методик изменения жизни человека в рамках любой школы консультирования. Иными словами, предложенная модель обладает высоким конструктивным и генеративным потенциалом для широкой психологической практики за рамками метода.

В целом, в ходе индивидуального консультирования каждое измерение является средством системной и при необходимости одновременно быстрой диагностики всего того, что происходит в личности и жизни человека. При осуществлении локальной диагностики в рамках запроса может использоваться пересечение нескольких измерений, ретроспективный анализ происходящего в настоящий момент.

Реконструкция жизни человека с учетом всех четырех измерений раскрывает: тип личности, выработанные им варианты жизни, глубинные жизненные установки (о себе, мире, своих притязаниях, способах жизни, видах самореализации, возможностях развития, перспективах жизни и т.д.), что в итоге определяет различные жизненные стратегии и способы принятия важнейших жизненных решений, жизненную стойкость и направленность личности и жизни. Наиболее отчетливо все эти важные аспекты жизнедеятельности человека проявляются в индивидуальной структуре событий жизни и личностном маршруте построения этапов жизненного пути, структуре и типах отношений в значимом социальном окружении, предпочтениях к областям и контекстам жизни.

Таким образом, предметом консультирования является постоянное осознание пересечений каждого измерения в прошлом, настоящем и будущем человека, что приводит к множеству инстайтов, раскрытию глубинных причин жизненной эффективности, а также сложностей и неудач.

Осознавая точки пересечений этих четырех измерений существования человека, консультант и клиент получают возможность понять то, как развивается личность и строится жизненный путь, как раскрыть глубинные причины всего случившегося в его жизни, как наметить пути коррекции и перспективы обогащающего развития. Рефлексия связей внутреннего мира и событий жизни помогает осознать уровень своей субъектности, особенности целого комплекса стратегий: реализации этапов жизни, реагирования на стресс, жизненной стойкости, скачков в качестве развития личности и жизни и т.д. Анализ связи внутреннего и социального миров приводит к объяснениям, как базовые жизненные роли, ценности и установки влияют на коммуникацию с людьми, типы отношений, социальные стратегии самореализации и т.д. Рефлексия внутреннего мира и областей (контекстов) жизни позволяет оценить уклад жизни, приоритеты самореализации в различных областях, проницаемость областей жизни для сбалансированного развития личности и жизненного пути и т.д.

Рефлексия пересечений всех четырех измерений и связей их компонентов приводит к многомерному и широкому взгляду на жизнь человека и его личность, помогает выявить его жизненный сценарий (определить доминирующие варианты жизни и их подструктуры, динамическую развертку, траекторию развития и самореализации личности).

При помощи четырех измерений и их структурных компонентов можно определить многие глубинные терапевтические симптомы. Например, депрессия может трактоваться как экстремальное сужение каждого измерения существования человека за счет различных видов подавленности личности. Событийная история (измерение «события жизни») такого рода негативных изменений в личности человека (события-травмы) с последующим выявлением закономерностей этих изменений по другим измерениям: подавленность на уровне идентичности, ущемление ценностей (измерение «подструктуры индивидуального опыта»), соотнесение обнаруженных паттернов со значимым социальным окружением (сложности в отношениях) и сужением областей жизни и условий возникновения проблемы (измерение «контексты») служат богатейшим материалом для проектирования индивидуально значимых инструментов работы, действенных для конкретного случая.

В предлагаемом методе вводится важное понятие «Личностная уязвимость», помогающее системно диагностировать базовые сложности в жизни человека, оттормаживающие большинство желаемых изменений. Они также выявляются в осях модели «4D», что принципиально для системной диагностики жизненных препятствий человека. В частности, на пресечении измерений ясно просматривается генерализованная выученная беспомощность в жизни (авторский термин), которая проявляется в большинстве областей жизни. Компоненты четырех измерений позволяют системно раскрыть ее причины.

В целом стратегия консультирования на основе «4D» в методе строится по следующей схеме:

1. Диагностика.

II. Трансформация и обогащающее развитие.

Перед началом консультирования клиент проходит комплекс диагностических методик: «Субъектный профиль ролей и уровень развития субъектности», «Профиль вариантов жизни», «Удовлетворенность жизнью».

На первой организационно-диагностической сессии происходит обсуждение результатов тестовых методик. В случае необходимости дополнительно выполняется методика «Психологический сканер травмированности опыта». Клиент привлекается к разработке возможного плана консультирования (тематика последующих сессий).

В формате последующего коучинга и психотерапии структура сессии зависит от конкретного запроса клиента. В целом они реализуют указанную выше стратегию консультирования по «4-D модели». На определенных этапах разлезаются авторские психотехники (разработано в методе более 30).

Технология трансформации жизненного сценария и обогащения жизненного пути предполагает следующие этапы осуществления изменений:

1. Диагностика.

2. Трансформация и развитие.

3. Теоретические и методологические аспекты авторского метода.

К теоретическим основам метода относятся работы Френсиса Гальтона, У. Джеймса, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, В. Вундта, Д. Дьюи, К. Ясперса, Ш. Бюллер, А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, В. Франкла, Д. Келли, Э. Берна, Б. Скинера, К. Прибрама, А. Бандуры, К. Хорни, Э. Эриксона, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, В.Н. Дружинина, И.И. Ильясова, Абульхановой-Славской, К.В. Карпинского, А.А. Реана.

В рамках клинической и консультативной психологии на данном этапе развития научной теории и обобщения приемов практической работы возникает актуальность в разработке современных методов психологической помощи, которые будут отвечать новым требованиям: учитывать базовые принципы методологии построения научного знания, содержать наиболее разделяемые и общеупотребимые понятия (по возможности доступные и консультанту, и клиенту), классификационно и категориально выверенные модели, позволяющие конструктивно управлять практикой, задействовать все сферы психики и их компоненты (особенно самосознание), приводить клиента к рефлексивному развитию субъектности и самопомощи, самоактуализации и субъектному построению своей жизни.

В истории психологии существует ряд концепций, в которых затрагивается понятие жизнь, в особенности его структурные компоненты и их психологические аспекты: стиль жизни, жизненный путь, сценарий жизни, цикл жизни, стратегия жизни, план жизни, вариант жизни, жизненные умения и т.д. В системной стройности, категориальной и классификационной непротиворечивости они до сих пор не представлены.

К наиболее известным исследованиям относятся работы А. Адлера, Ш. Бюллер, Э. Берна, А. Бандуры, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Дружинина и т.д.

Не смотря на длительную историю, «психология жизни» до сих пор не имеет четкой, стройной системы базовых понятий и практических методик ее коррекции и развития. Во многом это связано с тем, что периодизация взрослости, обучение, воспитание и развитие взрослого человека — наименее разработанные области психологической науки.

В связи с этим была предпринята попытка категориально выстроить относительно полную и при этом минимально достаточную «сетку базовых понятий», определить их с учетом взаимного согласования содержаний.

Под жизнью в авторском методе психологической помощи понимается взаимодействие человека с миром, направленное на удовлетворение его потребностей. Взаимодействие рассматривается как жизнедеятельность, которая осуществляется посредством реализации (проживания) человеком различного вида событий.

Способы жить — различные виды взаимодействия человека с миром, способы осуществления жизненных событий.

Цикл жизни — проживание фаз жизни, свойственных большинству людей в определенном обществе (рождение, обучение, профессиональная деятельность, построение семьи и т.д.).

Жизненный путь — индивидуальная реализация жизненных событий и этапов жизни (динамическое понятие), траектория проживания жизни (жизненного цикла).

Области жизни — основные области (контексты) реализации жизнедеятельности человека (семья, профессия, обучение и развитие, духовное развитие, физическая активность, здоровье, хобби и т.д.).

Сценарий жизни — совокупность нескольких вариантов жизни (свойственных им установок и стратегий) в индивидуальном профиле жизненных контекстов.

Вариант жизни — основной паттерн организации жизни (направленность, установки, стратегии организации) в одном из развитых контекстов жизни, структурный компонент жизненного сценария.

Жизненные установки — набор бессознательных верований о себе (особенно о субъектности, притязаниях, возможностях и достижениях), отношениях с миром, устройстве жизни и будущем ее развитии.

Жизненный стиль — микропаттерны организации обыденной жизни (ежедневные «привычки» жить).

Значимое социальное окружение жизни — люди и система отношений с ними, которые влияют на организацию, функционирование и развитие жизни.

В методе понятие личность используется в двух значениях. В широком значении личность — человек со всей его психикой, субъект социального действия, синоним понятия человек. А в узком значении — высшая степень индивидуального развития, в котором рефлексивная субъектность направляется на самосознание, искусственное формирование опыта с самостоятельно заданными качествами, жизненный путь. То, что гуманистические психологи метафорически называли приумножением самого человеческого в человеке. На данном уровне развития человек способен перерождаться многократно.

Также различаются понятия деятельность и жизнедеятельность. Если активность и субъектность человека направлена на жизнь, то это жизнедеятельность. Иными словами, вся целенаправленная активность с объектами внешнего мира — просто деятельность (предметная деятельность), а если она направлена на способы организации жизни — жизнедеятельность.

4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).

Все вышеперечисленные концепты и инструменты существенно переработаны и включены в систему принципов, моделей и психотехнологий авторского метода.

5. Основные отличия от других методов психологической помощи.

6. Показания, противопоказания и границы применения методики:

6.1. Показания:

Широкий спектр симптоматики психологических проблем психически здоровых людей; задачи развития личности, формирования жизненных умений, решения личностно-профессиональных задач, достижения наивысшего потенциала и обогащения жизненного пути личности.

6.2. Противопоказания:

Абсолютные:

Относительным противопоказанием является возраст моложе 16 лет в связи с отсутствием достаточного жизненного опыта, уровня субъектности и рефлексии, а также необходимостью адаптации технологий к более ранним возрастным периодам развития личности.

6.3. Границы применения методики:

В связи с тем, что метод имеет особую содержательную, стратегическую и технологическую системность (учитывает все сферы психики и области самореализации человека), он имеет широкие границы применения для психически здоровых людей.

Относительные ограничения могут составлять индивидуальные предпочтения клиента и его установки по поводу действенности методов психотерапии, предполагающих акцент на самосознании клиента, его субъектности и конструктивной рефлексии.

В случае особой веры клиента в результативность иррациональных, суггестивных методов воздействия на психику, особенных практик саморегуляции (телесных, дыхательных и т.д.) следует сначала использовать данные методы, а затем продолжить работу в технологии «Терапия жизненного пути». Технология «Коучинг жизненного пути» подобных ограничений не имеет.

7. Основные используемые труды

  1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 125 с.
  2. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. — Киев: Port-Royal, 1997. — 315 с.
  3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)
  4. Бандура, А. Тория социального научения / А. Бандура. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э. Берн,  М. С. Мацковский,  Л. Г. Ионин,  М. С. Мацковский. — М.: Прогресс, 1988. — 400 с. 
  6. Вундт, В. Психология народов / В. Вундт. — Эксмо; СПб.:TerraFantastica, 2002/ — 864 c.
  7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
  8. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. — М.: Высшая школа, КДУ, 2005. — 399 с.
  9. Джемс, У. Психология / У. Джейм, — М.: 1991. — 366 с.
  10. Дружинин, В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2010. — 156 с.
  11. Дьюи, Д. / Д. Дьюи Реконструкция в философии. Проблемы человека. — М.: Республика, 2003. — 494 с.
  12. Ильясов, И.И. Структура процесса обучения / И.И. Ильясов. — М.: МГУ, 1986. — 347 с.
  13. Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. — М.: Логос, 1994. — 208 с.
  14. Канаев, И.И. Фрэнсис Гальтон 1822 —1911.: научно-биографическая се-рия / И.И. Канаев. —М.: Наука, 1972. —132 с.
  15. Карпинский, К.В. Психология жизненно пути личности / К.В. Карпинский. — Гродно: ГрГУ, 2020. — 167 с.
  16. Келли, Дж Теория личности (теория личных конструктов) / Дж Келли. — СПб.: Речь 2000 . — 249 с.
  17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл; Изд. центр Академия, 2004. — 352 с.
  18. Маслоу, А Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу — М.: Смысл. — 1999. — 424 с.
  19. Оллпорт, Г.В. Личность в писхологии: пер. с англ. / Г.В. Оллпорт. — М.: КСП+;СПб.: Ювента, 1998. — 345 с.
  20. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже; пер. с англ. и фр. — М.: Международная пед. академия, 1994. — 680 с.
  21. Плигин, А.А. Коучинг жизненного пути / А.А. Плиги. — М.: РИПОЛ, 2020. — с.252.
  22. Плигин, А.А. Стратегические основы построения жизненного пути личности: от теории — к методу психологической помощи / А.А. Плигин // Актуальные проблемы психологического знания. — 2017. — №2. — с.7-20.
  23. Плигин, А.А. Системное формирование жизненного пути личности и проектирование стратегии психологической помощи / А.А. Плигин // Фельдштейновские чтения: первая межвузовская научно-практическая конференция / Под ред. Л.Б.Шнейдер. — М.: Изд-во МПСУ, 20017. — С. 126-142.
  24. Плигин, А.А. Психотерапия «Идеальным Я» / А.А. Плигин // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — № 4 (60). — с.38-45.
  25. Плигин, А.А. Диагностика развитости субъектности человека с помощью теста «Уровень развития и ролевой профиль субъектности». / А.А. Плигин // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2021. — № 2 (62). — с.78-86.
  26. Прибрам, К. Планы и структура поведения / К. Прибрам, Д. Миллер, Ю. Галантер. — М.: 2000. — 228 с.
  27. Роджерс, К. Клиенто-центрированная психотерапия / К. Роджерс. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. — 320 с.
  28. Юнг, К. Проблема души и нашего времени: Пер. с нем. / К.Г. Юнг. — М.: Прогресс, 1994. — 336 с.
  29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  30. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  31. Скиннер, Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства / Б. Ф. Скиннер; [пер. с англ. А. А. Федорова]. — Можайск: Оперант, 2015. — 189 с
  32. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем./ В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  33. Фрейд, З. Я и Оно / З.Фрейд. — М.: ЭКСМО, 2015. — 648 с.
  34. Фромм, Э. Бегствоотсвободы / Э. Фромм. — М.: АСТ, 2009. — 288 с.
  35. Хорни, 1997а — Хорни К. Наши внутренние конфликты / Пер. с англ. В.В. Старовойтова; под ред. Г.В. Бурменской, А.М. Боковикова // Хорни К. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3. М.: Смысл, 1997. С. 6—235.
  36. Эриксон, Э.Г. Детство и общество. / Э.Г. Эриксон СПб., 1996. — 561 с.
  37. Юнг, К. Проблема души и нашего времени: Пер. с нем. / К.Г. Юнг. — М.: Прогресс, 1994. — 336 с.
  38. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс;пер. с нем. Л.О. Акопяна. —М.: Прак-тика, 1997.
  39. Buhler Ch. Bieg zycia ludzkiego. — Warszawa: PWN, 1999. — 393 s.
  40. Buhler Ch. Der menschiche Lebenslauf als phychologisches problem. — Leipzig: Hirzel, 1933.

Реквизиты для взаимодействия: Плигин Андрей Анатольевич, e-mail:

Заключение регистрационной комиссии комитета профессионального признания

От 15 октября 2021 г.:

Представленная А.А. Плигиным заявка с описанием метода, а также:

1. Книга «Коучинг жизненного пути» (Плигин, А.А. Коучинг жизненного пути / А.А. Плигин. — М.: РИПОЛ, 2020. — с.252. Рецензент: И.И. Ильясов, д.псх.н., профессор ф-та психологии МГУ им М.В. Ломоносова).

2. Публикации в журналах:

3. Комплект методических материалов.

позволяют сделать вывод о соответствии метода психологической помощи «Системное формирование жизненного пути (Коучинг жизненного пути и Терапия жизненного пути)» требованиям, предъявляемым Профессиональной психотерапевтической лигой к авторским разработкам.

По итогам обсуждения представленных документов и наблюдения работы с применением метода «Системное формирование жизненного пути: коучинг жизненного пути и терапия жизненного пути» принято решение выдать Плигину Андрею Анатольевичу Авторское свидетельство Профессиональной психотерапевтической лиги (доказательная регистрация).

 

Председатель комитета профессионального признания и наград,
вице-президент ОППЛ,
к.м.н., доцент
И.А. Чеглова