ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

А.Л. Катков. Система психотерапевтических тренингов в полимодальной психотерапии

Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК

(ЗАЯВИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)

1. Название методики

Система психотерапевтических тренингов в полимодальной психотерапии

2. Ф.И.О. автора методики, звание, степень, место работы

Катков Александр Лазаревич, д.м.н., вице-президент ОППЛ, председатель Международного ученого совета по психотерапии

3. Определение

Под система психотерапевтических тренингов (ПТ) в полимодальной психотерапии понимается использование специфических подходов, методов и технологий полимодальной психотерапии с целью форсированного развития определенных качественных характеристик психического здоровья, индивидуальной и социальной устойчивости к агрессивному влиянию среды.

При этом, качественных характеристики индивидуального и социального психического здоровья (свойства, состояния, процессы) — в полимодальной психотерапии и метамодели социальной психотерапии универсальные мишеней психотерапии.

Функциональное целеполагание программы психотерапевтических тренингов раскрывается в нижеследующих определениях категории психического здоровья и его качественных характеристик.

Функциональное определение общей категории психического здоровья, сформулированное в ходе реализации Базисной научно-исследовательской программы (1998-2021), следующее: под психическим здоровьем понимается сложная, системно-организованная категория, основные функциональные структуры которой — биологически детерминированные, обеспечивающие базисную способность индивида к адекватному взаимодействию с реальностью в качестве полноценного субъекта, и качественные, обеспечивающие эффективную самоорганизацию, адаптацию, устойчивость и безопасность человека в агрессивной среде — находятся в отношениях сложной взаимозависимости, с наличием множественных прямых и обратных связей. Характер, тип и количественное выражение таких связей определись в ходе корректных исследований, методология которых позволяет отслеживать динамику идентифицированных признаков категории психического здоровья и производить соответствующие математические расчеты. Данные о взаимозависимости обозначенных здесь функциональных структур постоянно уточнялись в ходе реализации соответствующей Базисной научно-исследовательской программы.

Важным аспектом настоящего определения является акцент именно на те психические свойства, которые являются зависимыми переменными, имеющими понятный прагматический смысл. Такую исследуемую совокупность, безусловно, следует отличать от независимых переменных — проявлений элементарной или более дифференцированной психической активности, уровень и темп развития которых в большей степени обусловлен стабильными биологическими факторами, и не может быть существенно повышен в краткосрочной, и среднесрочной перспективе. Тем более, такого рода независимые переменные не могут выступать в качестве промежуточных, либо конечных индикаторов интенсивности и эффективности психотерапевтического процесса. При этом, безусловно, имеется ввиду реально существующий уровень развития наук о психике, с повышением которого последний тезис может быть пересмотрен.

В контексте оговоренных методологических установок качественные характеристики психического здоровья определяются как система психологических факторов (свойств, состояний и процессов), высокий уровень развития которых обеспечивает эффективную самоорганизацию, безопасность и устойчивое развитие человека в агрессивной среде.

Соответственно, уровни качества психического здоровья определяются как определенная степень развития обозначенной совокупности психологических факторов у конкретного субъекта (индивидуальные характеристики качества психического здоровья), или степень интенсивности распределения ранжированных качественных характеристик в исследуемой выборке населения (социальные характеристики качества психического здоровья).

При этом, идентифицируемые уровни качества индивидуального и социального психического здоровья, определяемые в соответствие с базисной методикой, адресуются к социальному индикатору, учитываемому при выведении эффективности масштабных программ социальной психотерапии. В нашем случае это индикаторы индивидуальной и социальной эффективности, степени риска вовлечения в деструктивные социальные эпидемии, наличия показаний к профессиональному — профилактическому, консультативно-психологическому, психотерапевтическому — вмешательству.

Таким образом, уровень развития выделяемых качественных характеристик психического здоровья — идентифицированных мишеней полимодальной (социальной) психотерапии — есть важнейший промежуточный индикатор эффективности представляемой нами системы психотерапевтических тренингов.

Уровень устойчивости охватываемых групп населения к агрессивному влиянию среды, а также усредненный показатель качества жизни в этих группах качества жизни — являются конечными индикаторами эффективности системы психотерапевтических тренингов.

Сама же система психотерапевтических тренингов (ПТ), реализуемая с использованием полимодального подхода в психотерапии — есть основная технология социальной психотерапии.

4. Сущность методики

Сущность системы ПТ, реализуемых с использованием подходов и технологий полимодальной психотерапии, заключается в доказанной возможности форсированного развития определенных качественных характеристик психического здоровья среди участников соответствующих тренинговых групп, доказанного факта существенно более высокого уровня адаптации к агрессивным условиям среды и высокого качества жизни у таких лиц.

4.1. Основные принципы

Основные принципы построения системы ПТ следующие:

4.2. Основные процессы

В ходе реализации системы психотерапевтических тренингов в полимодальной психотерапии имеют значение следующие ключевые процессы.

Предварительные процессы:

Процессы, имеющие значение в ходе реализации технологии ПТ в основном совпадают с основными принципами разработанной системы психотерапевтических тренингов, но имеют и некоторые отличия. Так, например, здесь существенное внимание уделяется процессу подготовки специалистов по профилю социальной (полимодальной) психотерапии, предусматривающему полноценное овладевание системой знаний-умений-навыков в сфере ПТ. И далее такой подготовленный специалист: дифференцирует группы ПТ по ключевому функциональному признаку (приоритетная универсальная мишень полимодальной психотерапии); осуществляет диагностика стартовых показателей и показателей динамики форсированного развития определенных качественных характеристик-мишеней среди участников групп ПТ, определяет показания к участию в конкретной программе ПТ; реализует алгоритм конкретной программ ПТ; осуществляет постоянный мониторинг психического состояния участников групп ПТ; при наличии такой необходимости осуществляет оперативную коррекцию состояния участников группы ПТ; использует технологию психотехнического и комплексного анализа психотерапевтического процесса на этапах программы ПТ по мере необходимости; переводит инициативных участников группы ПТ в программу пост-психотерапевтического сопровождения.

Для ведущего программы ПТ важно: владеть многими стилями руководства группой (авторитарный, демократический, ситуационно-стратегический); владеть многими ролями (инициатор, дидактик, эксперт, опекун, старший товарищ, поверенный, посредник, комментатор); владеть материалом в объеме, превышающем рамки тренинговой программы; быть креативным (находчивым) в непредсказуемых ситуациях.

Ведущий программы ПТ должен иметь профессиональные навыки: «цепкой» памяти, внимания к деталям; умения интерпретировать состояние участников группы; умения мобилизоваться и находиться в устойчивом ресурсном состоянии, обозначаемом термином «энергетика»; умения предвидеть и справляться с процессуальными сложностями — «выпадения» участников группы, саботажем, отрицательным лидерством, навязыванием деструктивных ролей участникам группы и т.д.

Ведущий программы ПТ должен иметь ясное представление о том, что: программа ПТ по преимуществу является «большой» когнитивно-поведенческой психотерапии, которая — наряду с «тотальной» мотивационной терапией и встроенными технологиями полимодальной психотерапии — представляют фундаментальную основу программы ПТ.

В данной связи, ведущий к моменту начала проведения тематического ПТ должен иметь полную информацию о ситуации и достигнутом прогрессе в сфере продвижения каждого клиента по основным универсальным мишеням и достигнутом прогрессе в отношении главной цели проводимой психотерапии; он должен понимать, что возможность форсированного преодоления имеющегося дефицита по каждой универсальной мишени — и есть главная, мотивирующая цель ПТ для его участников, и что такая возможность обеспечивается режимом трехуровневой терапевтической коммуникации, в котором и должны проводиться тематические программы ПТ.

Таким образом, совокупность предварительных и собственно технологических процессов системы ПТ обеспечивает высокую эффективность реализуемых психотерапевтических технологий и их строгое соответствие этическим и экологическим принципам.

4.3. Структура процедуры ПТ

Структура процесса углубленной проработки универсальных характеристик-мишеней полимодальной психотерапии в программах ПТ безусловно выстраивается с учетом разработанной стандартной схемы взаимодействия используемых здесь макро-, мета и структурированных технологий в модели трехуровневой психотерапевтической коммуникации (ключевой психотехниченский концепт в разработанной общей теории психотерапии).

В данной схеме кросс-секционная макро-технологическая стратегия, представленная стандартными этапами психотерапевтической коммуникации с их ключевыми функциональными задачами, является основной «площадкой» взаимодействия технологий ПТ. При этом, как уже было сказано, сама процедура оформления и прохождения данных этапов участниками группы ПТ имеет свои особенности.

Главное стартовое условие, обеспечивающее успешность программы ПТ, заключается в том, что в эту программу принимаются лица:

Стандартная структура начальной фазы ПТ:

Специальная (основная) часть программы ПТ:

1) презентация целей дня;
2) специальные «разминочные» технологии;
3) микросеминар с раскрытием основной темы ПТ и групповой дискуссией;
4) инструктаж участников группы по реализации «приводных» техник ПТ;
5) практика реализации «приводных» техник в группе;
6) эмоциональное отреагирование, обратная связь по реализации приводных техник программы ПТ;
7) инструктаж участников группы по содержанию и особенностям реализации базисных техник ПТ, предусмотренных в программе дня;
8) практика реализации базисных техник ПТ в группе;
9) эмоциональное отреагирование, обратная связь по реализации базисных техник ПТ;
10) закрепление пройденного материала в резюме ведущего;
11) обратная связь по итогам занятия от участников программы ПТ.

Важные примечания по терапевтическим компонентам: некоторые извышеприведенных компоненты общего построения структуры ПТ сближают программу ПТ с определенными вариантами проведения групповой психотерапией (терапевтический механизм групповой дискуссии, сплочения и проч.); терапевтические механизмы групповой психотерапии, в этом случае, обогащаются структурированными техниками ПТ; важно, что вышеприведенные терапетические механизмы реализуются в режиме трехуровневой развивающей коммуникации, что, в совокупности, обеспечивает максимальный синергетический и, соответственно, эффект.

Важные Технические примечания: если программа ПТ включает несколько занятий, то каждый день начинается с оценки состояния участников на начало тренингового дня; завершение конкретной программы ПТ в этом случае предполагает дифференцированную обратную связь по всему тренинговому циклу.

Рекомендуемый временной формат: обычно, общая продолжительность тематического ПТ не превышает 15 астрономических часов, распределяемых по конкретным датам (2-3 дня на каждую тему); однако, отдельные темы могут занимать и больший объем времени — до 4-6 дней. Ежедневно в программах ПТ проводится одна тренинговая лента с общей длительностью — до 3-х часов в первые две недели, до 4-5-и часов в последующем.

5. Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов)

5.1. Функциональный смысл и само построение научной методологии выведения концепции специализированных психотерапетических тренингов направлены на предельно прагматическое — понятное как для специалистов, так и для потенциальных клиентов и населения в целом — обоснование универсальных мишеней психотерапии, в результате чего у специалистов-психотерапевтов появляется возможность осмысленной концентрации профессиональных усилий в работе с данными универсальными мишенями и внятная перспектива выведения системы индикаторов, адекватно оценивающих эффективности психотерапевтического процесса.

Принципиально важным является то обстоятельство, что концепция качественных характеристик психического здоровья по своим основным позициям соотносится и с основными положениями общей теории психотерапии, но также и с современным пониманием миссии психотерапии по обеспечению высоких уровней устойчивости человека и общества в агрессивной среде.

Настоящая концепция разработана на основании результатов репрезентативных научных исследований, выполненных в строгом соответствии с требованиями доказательной исследовательской практики (А. Л. катков, 2015,2020, 2021)

Идентифицированные в ходе проведенных исследований характеристики качества психического здоровья и соответствующие психотерапевтические мишени представлены нами в общепринятой системе координат — психических свойств, состояний и процессов. В свою очередь каждая из этих «больших» сфер психической активности содержит дифференцированные компоненты такой активности, представляющих в то же время и универсальные мишени психотерапии, притом что терапевтическая динамика выделяемых таким образом компонентов-мишеней с достижением максимально возможной полноты и функциональной целостности складывающейся вследствие этого обновленной адаптивной системы, собственно, и является главной универсальной задачей психотерапии и особенно программы ПТ.

Универсальные мишени психотерапии, определяемые как психические свойства

Номинация свойств-мишеней, идентифицированных в ходе реализации Базисной НИП, следующая:

— полноценное завершение личностной идентификации;

— полноценно сформированные:

— наличие специфических (помимо соответствующих возрасту знаний-умений-навыков) ресурсов, необходимых для реализации конструктивного жизненного сценария:

— наличие проработанного ресурсного личностного статуса с навыками его актуализации в проблемных ситуациях и состояниях;

— наличие адекватной информированности об агентах, агрессивных и деструктивных по отношению к основным (идентификационным) жизненным сценариям.

Вышеперечисленные свойства-мишени, традиционно относимые к личностным характеристикам, обособлены, имеют четко очерченную функциональную направленность и тем не менее соотносятся между собой по принципу взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимодополнения. То есть форсированное развитие какого-либо одного из поименованных свойств, без вовлечения в данный процесс и других, перечисленных здесь характеристик, вряд ли возможно.

Конструктивная (адаптивная) функция, связанная с высокими уровнями развития приведенных здесь свойств, описывается как феномен устойчивости к агрессивному воздействию среды, в частности — к вовлечению в деструктивные социальные эпидемии. Антагонистическая (дезадаптивная) функция, наоборот, связана с низкими уровнями развития обозначенных свойств и, соответственно, высокими рисками вовлечения в деструктивные социальные эпидемии. Ранжированные характеристики данных функций наряду с показателями качества жизни и социальной эффективности представлены в системе конечных индикаторов оценки эффективности процесса психотерапии и, соответственно, программ ПТ.

Универсальные мишени психотерапии, определяемые как психические состояния

Номинацию состояний-мишеней, идентифицированных в ходе реализации Базисной НИП следующая: первичное ресурсное состояние; устойчивое ресурсное состояние.

Вышеперечисленные состояния-мишени в достаточной степени обособленны, имеют четко очерченную функциональную направленность и соотносятся с вышеприведенными свойствами-мишенями (в частности, с таким свойством, как наличие специфических ресурсов, необходимых для реализации конструктивного жизненного сценария) по принципу взаимозависимости и взаимодополнения. То есть форсированное развитие выведенных нами свойств-мишеней способствует ускоренному формированию первичного, а затем и устойчивого ресурсного состояния у субъекта, существенно повышающих его адаптивные кондиции.

Первичное ресурсное состояние. Данное состояние определяется нами как специфический, позитивный эмоциональный статус субъекта, формирующийся в общем контексте оперативной мобилизации адаптационного потенциала в ответ на появление какого-либо стрессового фактора (содержательно-динамическая характеристика), позволяющий быстро находить креативное решение возникающих проблемных ситуаций и продвигаться в направлении их эффективной реализации (функциональная характеристика).

Дополнительные содержательные характеристики первичного ресурсного состояния следующие. Это состояние особого эмоционального подъема в кризисной ситуации, когда субъект сосредоточен на поиске нового решения и переживании перспективы получения возможных дивидендов от его реализации. Для данного состояния также характерно самоощущение и самовосприятие субъекта в том духе, что «перед лицом настоящей проблемной ситуации я смог собраться с силами (сконцентрироваться, мобилизоваться), чувствую себя достаточно уверенно, двигаюсь в сторону ее благополучного разрешения, и каждый шаг в этом направлении придает мне дополнительную уверенность и силу».

Наоборот, не характерны для рассматриваемого состояния признаки состояния деморализациипо Дж. Франку, которые в данном случае являются антагонистическими, т. е. важными для диагностики наличия-отсутствия первичного ресурсного состояния у субъекта. Эти признаки, характерные для большинства лиц, прибегающих к психотерапевтической помощи, Джером Франк описал следующим образом: низкий уровень самооценки; чувство безнадежности, беспомощности; чувство страха, тревоги, уныния; спутанность мышления; психофизиологические симптомы, воспринимаемые как признаки нарушения физического здоровья.

По нашим данным, скорость развития и интенсивность представленности первичного ресурсного статуса у субъекта зависит от наличия у него: проработанного личностного статуса «Я-ресурсный»; навыков эффективного решения проблемных ситуаций с использованием технологии «Ресурсного серфинга» (т. е. форсированной актуализации ресурсного личностного статуса в проблемной ситуации, с последующим использованием базисного алгоритма модифицированного проблемно-ориентированного подхода Вацлавика-Фиша).

Устойчивое ресурсное состояние. Данное состояние определяется нами как специфический, устойчиво-позитивный эмоциональный статус субъекта, формирующийся в результате синергии взаимодействия идентифицированных нами свойств-мишеней (содержательно-динамическая характеристика), существенно повышающий вероятностью достижения главных жизненных целей и обеспечивающий высокий уровень устойчивости в агрессивной среде (функциональная характеристика).

Дополнительные содержательные характеристики устойчивого ресурсного состояния следующие. Такое состояние сопровождается:

Далее у субъекта, пребывающего в устойчивом ресурсном состоянии, всегда есть с чем соотнести любой новый, предлагаемый ему опыт. И, конечно, такому субъекту есть что терять в случае реальной угрозы его долговременным планам. А это и есть обязательные условия для осуществления осознанного выбора в пользу несущих жизненных смыслов и ценностей конструктивного жизненного сценария. Именно поэтому он адекватно реагирует на внешне привлекательные, но по сути опасные альтернативы (искушения) «короткой дороги к счастью». Что, собственно, и является одним из основных механизмов, обеспечивающих устойчивость субъекта в агрессивной среде.

Антагонистические характеристики устойчивого ресурсного состояния следующие: хронический, явный или неявный эмоциональный дискомфорт, часто возникающее ощущение того, что «жить скучно, не интересно»; постоянное чувство неуверенности, неопределенности, неприкаянности; осознаваемое или не осознаваемое поисковое поведение к достижению эмоционального комфорта без учета подлинной «цены» такого приобретения; очевидное доминирование первичных мотивационных комплексов (конструктивные, устойчивые мотивационные комплексы не сформированы); выводимая отсюда высокая подверженность рискам вовлечения в деструктивные социальные эпидемии все типов.

Универсальные мишени психотерапии, определяемые как психические процессы

Номинация процессов-мишеней, идентифицированных в ходе реализации Базисной НИП: процесс эффективной самоорганизации (данный процесс является интегрирующим и раскладывается на дифференцируемые уровни общих и специальных процессов самоорганизации); общие процессы самоорганизации; специальные процессы самоорганизации.

Данные процессы-мишени имеют четкую функциональную направленность и выстраиваются на основе идентифицированных свойств-мишеней. В то же время высокий уровень развития процессов самоорганизации способствует ускоренному формированию первичного и устойчивого ресурсного состояния у субъекта и существенно повышает его адаптивные кондиции.

Процесс эффективной самоорганизации. Данный «большой» процесс-мишень определяется нами как осмысленная, многосторонняя адаптивная активность субъекта, осуществляемая с использованием внутренних (идентифицированные психические свойства и состояния) и внешних (конструктивное взаимодействие с агентами со-бытия) ресурсов, позволяющая находить оптимальное решение возникающих проблемных ситуаций и в итоге способствующая успешной реализации конструктивных жизненных сценариев.

Содержание и функциональная направленность общих процессов самоорганизации представлена в следующем кратком описании.

Процесс выделения существенных характеристик актуальных ситуаций и событий и адекватной реакции на них. Высокий уровень проработанности данного процесса у субъекта противодействует развитию признаков деморализации в ситуации адаптационного напряжения и, наоборот, способствует мобилизации, концентрации, выходу в конструктивную перспективу. Первичная деструктивная реакция на стресс таким образом эффективно блокируется, а потенциально проблемная проигрышная ситуация трансформируется в развивающую, с генерацией целенаправленной активности субъекта в направлении реализации такой развивающей перспективы. Но даже и при среднем уровне проработки и представленности данного процесса у субъекта уровень дискомфорта, связанного с его пребыванием в стрессовой ситуации, а также общая продолжительность периода адаптационного напряжения существенно сокращаются.

Процесс прогнозирования вариантов развития значимых для субъекта ситуаций и событий и выстраивание эффективной стратегии поведения в соответствии с такими прогнозами. Высокий уровень проработанности данного процесса-мишени позволяет субъекту предвидеть риски формирования стрессовых ситуаций, а в случае их возникновения — иметь готовые варианты наиболее эффективного решения появляющихся проблем. Такая опережающая модель адаптивного поведения субъекта позволяет свести к минимуму или вообще ликвидировать периоды длительного адаптационного напряжения, связанного с состоянием дистресса, и рассматривать любые ситуационные «вызовы» как вполне решаемые жизненные задачи.

Процесс эффективного планирования конструктивного жизненного сценария в соответствии со значимыми долгосрочными целями. Данный процесс-мишень основывается на готовности субъекта к тому, чтобы не только адекватно реагировать на происходящие события, но и создавать такие события самому и, таким образом, разворачивать ситуацию в сторону достижения долгосрочных жизненных целей. Важнейшими компонентами данного процесса являются адекватное, мотивирующее целеполагание и собственно процедура пошагового и долгосрочного планирования, а сам этот процесс является важнейшим структурным компонентом «большого» процесса эффективного управления субъектом своей собственной жизнью.

Процесс проработки и реализации моделей адаптивного поведения, направленного к достижению долговременных мотивирующих целей. Данный процесс-мишень актуализируется параллельно с развитием таких свойств, как завершенная личностная идентификация, наличие конструктивного жизненного сценария. Субъект с высоким уровнем проработки данного процесса адекватно соотносит свои возможности с имеющимися у него стратегическими целями и установками и разрабатывает оптимальную линию поведения с наибольшими шансами на успех. Таким образом обеспечивается и долговременная мотивация к достижению значимых промежуточных и конечных целей, а также приверженность избранной стратегической линии, что в свою очередь способствует формированию такого особо ценного в ситуации агрессивно навязываемых альтернатив качества, которое обозначается как «стойкость» или «устойчивость».

Процесс разработки и реализации ситуационно-стратегических, адаптивных моделей поведения в соответствии со значимыми, мотивирующими — краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными целями. Высокий уровень представленности настоящего процесса-мишени позволяет субъекту эффективно использовать все преимущества конкретной ситуации для достижения значимых промежуточных и конечных стратегических целей, соотносить множественные варианты развития событий, адекватно определять приоритеты и следовать им. А при наличии неустранимых препятствий — гибко менять используемые подходы с сохранением высокого темпа продвижения к планируемым результатам. Таким образом, из актуального жизненного пространства субъекта в существенной степени устраняется один из главных дестабилизирующих факторов, связанный с расхождением имеющихся стратегических установок с возникающими ситуационными императивами.

Содержание и функциональная направленность специальных процессов самоорганизации представлена в следующем кратком описании.

Специальные процессы-мишени отличаются тем, что имеют четкую функциональную направленность, и прорабатываются с использованием особых технологий (в нашем случае — специальных психотерапевтических тренингов). В перечень значимых — с позиции наиболее часто встречающихся запросов на оказание профессиональной психотерапевтической помощи и поддержки — специальных процессов-мишеней входят следующие номинации:

По всем перечисленным в специальным процессам-мишеням, так же как и по всем другим универсальным мишеням, разработаны оценочные шкалы, используемые в технологии психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтического процесса (обязательный компонент в программах ПТ).

5.2. Собственно психотехническая составляющая ЭПП базируется, в том числе, и на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.

Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них. В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.

5.3. Сама по себе идея использования тренинговых подходов в процессе психотерапии не является чем-то принципиально новым. Так, например, тренинги по развитию определенных поведенческих навыков традиционно использовались и продолжают использоваться в одной из наиболее устоявшихся, респектабельных и длительных по своей истории моделей бихевиоральной психотерапии (М. М. Линехан, 2020). И далее можно сослаться на использование тренинговых технологий практике реализации традиционных психотерапевтических модальностей, например таких, как транзактный анализ (Д. Хей, 2020), групповая психотерапия ( Д. Бальмонт, 2021). Но также и в практике относительно новых психотехнических подходов с использованием принципов нейролингвистического программирования (Т. Гаррат, 2002).

Надо сказать и о том, что некоторые тренинги развития определенных навыков четко ориентированы на работу с определенными психотерапевтическими мишенями, отражающими особенности используемого психотерапевтического метода (М.М. Лайнен, 2019). При том, что какого-либо строгого и аргументированного в духе доказательной исследовательской практики обоснования таких мишеней, также как и адекватной функциональной систематизации психотерапевтических мишеней, мы здесь не встречаем.

Все поименованные позиции, и особенно позиция (5.1.) представлены в теоретической и практической части метода «Система психотерапевтических тренингов (ПТ) в полимодальной психотерапии».

6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)

С учетом всего сказанного в ПТ в той или иной степени используются элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии:

Собственно технические блоки ПТ как правило включают компоненты нескольких психотерапевтических модальностей.

7. Основные отличия от родственных методов

Как уже было сказано, метод «Система психотерапевтических тренингов (ПТ) в полимодальной психотерапии» коренным образом отличается от сходных психотерапевтических технологий и методов тем, что сам предмет ПТ в нашем случае выведен за счет реализации тематической Базисной НИП и строгого научного обоснования системы универсальных мишеней психотерапии. И далее только лишь в общей теории психотерапии и, соответственно, в теоретическом обосновании полимодальной психотерапии должным образом аргументируется необходимость использования идеи трехуровневой психотерапевтической коммуникации, на основе которой выстраивается методология ПТ. Только здесь предусмотрено обязательное использование метода психотехнического и комплексного анализа эффективности всех применяемых технологий.

Тем не менее, с учетом все более обостряющейся ситуации в информационном пространстве агрессивных психотехнологий, данному вопросу следует уделить повышенное внимание.

Необходимо иметь ввиду, что рынок деструктивных психотехнологий в последние десятилетия не только увеличивался в объемах, но и непрерывно расширялся по ассортименту используемых технологий. Озабоченность по этому поводу выражали многие известные ученые и философы, в том числе известные специалисты в области технологий контроля сознания Н. Хомский (1989), С. Хассен (2001), Н. Д. Узлов (2011). Этими специалистами в конце прошлого и начале нынешнего века отмечался взрывной рост использования психотехнологий, ограничивающих свободу человека: информационного манипулирования сознанием и поведением человека, деструктивного социального влияния, манипулирования личностью, манипуляции сознанием, скрытого управления человеком, тайного принуждения личности, контроля сознания, «промывания мозгов», рефлексивного управления, психоинжиниринга, психологического кодирования, несанкционированного программирования, «зомбирования», «шизофренизации» массового сознания, «теневой» психологии, создания виртуальных «групп смерти», создания компьютерных игр, стимулирующих суицидальные тенденции и проч.

Специально отметим, что все это происходит в условиях, когда сектор конструктивных психотехнологий — в первую очередь профессиональной психотерапии, психологического консультирования, экологически выверенных трениговых технологий и, с некоторыми оговорками, воспитания и образования — так и не был надежно отграничен от деструктивного психотехнологического сектора. В теоретических концептах, на которых базировались данные технологии, вопросы современного понимания, сохранения и развития крайне важной категории индивидуальной и социальной устойчивости к агрессивному информационному воздействию в должной степени не прорабатывались. В силу чего некоторые, чрезмерно критически настроенные авторы, до самого последнего времени причисляли психотерапию, консультирование и тренинги к полюсу манипулятивных психотехнологий, сродни технологиям «промывания мозгов».

В данной связи, еще один, «внутренний» импульс к углубленной разработке рассматриваемой темы исходит уже от профессионального сообщества психотерапевтического и психологического профиля, озабоченного проблематикой отделения «зерен» собственно профессиональных технологий от «плевел» парапрофессиональной практики. В недрах этого сообщества — медленно, с досадными перерывами и возвратами к «спасительной» идее запретительной правоприменительной практики в отношении сомнительных, не легализованных должным образом психотехнологий — вызревает общее мнение того, что простого решения данной проблемы не существует. И что желаемое, устойчивое и набирающее в интенсивности перераспределение рынка психотехнологий в пользу психотерапии возможно лишь в результате подлинных прорывов в сфере обеспечения качества профессиональной психотерапевтической деятельности. А значит, — и глубокой проработке этической составляющей такой деятельности.

Таким образом, именно лидерами профессиональной психотерапии была осознана необходимость углубленной проработки концепции психоэтики, выведения на данной основе обновленных этических принципов и правил оформления профильной деятельности. И далее — воспринят тезис того, что вот эти, обновленные нормы и правила оказания психотерапевтической помощи, в итоге, окажутся настолько привлекательными для населения, что у представителей иных психотехнических практик просто не останется выбора, кроме как следовать этим этическим правилам.

Таким образом, система психотерапевтических тренингов, так же как и профессиональной психотерапии в целом, существенно отличаются от агрессивных психотехнологий (агрессивная психотехнологии — совокупность приемов воздействия на психику с целю прогнозируемого изменения психического состояния субъекта, при котором, как минимум, игнорируется вероятность вредных последствий и необходимая этическая составляющая такого воздействия). И такое коренное отличие заключается не только в научном обосновании целей и методов, в нашем случае, полимодальной психотерапии и программ ПТ, но главным образом в проработанной этической составляющей данного помогающего и развивающего процесса.

Этическое содержание и правила оформления психотерапевтической коммуникации в системе психотерапевтических тренингов

Исследование содержания и особенностей психотехнического оформления этического аспекта психотерапевтической коммуникации в ПТ предполагает выделение следующих важнейших позиций: проработанный контекст терапевтической коммуникации, обеспечивающие приоритет этических установок специалиста-психотерапевта; наличие особых тематических блоков в программах подготовки специалистов-психотерапевтов, способствующих «постоянному присутствию» проработанного этического стержня на выделяемом мета-технологическом уровне профессиональной коммуникации; наличие отчетливых этических акцентов в разработанном универсальном алгоритме подготовки и реализации структурированных психотехнических действий; наличие проработанных техник-правил оформления психотерапевтической активности, четко прописанных в системе профессиональных стандартов и в содержании протоколов легализованных психотерапевтических методов; обеспечение возможности постоянного и действенного этического контроля, а при наличии такой необходимости — оперативной коррекции этической составляющей психотерапевтического процесса. И далее, мы сосредоточимся именно на этих направлениях анализа.

Научно-обоснованный контекст психотерапевтической коммуникации в ПТ

Наиболее общим и действенным контекстом, обеспечивающим неизменный приоритет этических установок практикующих психотерапевтов, является доказанный и всестороннее обоснованный тезис общей теории психотерапии в отношении того, что этическое содержание психотерапевтической коммуникации ни в коем случае не противоречит, а наоборот способствует высокому качеству и скорости достижения требуемого результата. При том, что речь идет и о таких актуальных, и универсальных психотерапевтических запросах-мишенях, которые не содержат проблематики этического конфликта.

Ибо, научно доказанным фактом является «генетическое» сродство механизмов темпоральной психопластики — сущностной основы наиболее востребованных психотерапевтических эффектов — и генерации собственно этических императивов, предполагающих возможность осмысления и гармонизации разноплановых мотивационных комплексов.

Существенное значение имеет и полученное нами обоснование необходимости привязывание «больших» планов построения психотерапевтического процесса и в том числе процесса построения программы ПТ, к естественному, экологически выверенному алгоритму прохождения субъектом адаптивно-креативного цикла. В ходе чего, имеющиеся и формируемые адаптивные этические установки и ценности клиента предстают в виде эффективной стратегии пребывания в конструктивном полюсе прохождения данного цикла на долгосрочную перспективу.

В данной связи, представляется важным и проработанный, в отношении профессиональной психотерапии, общий контекст наиболее эффективных синергетических стратегий кризисного развития индивида или группы, где этическим параметрам порядка — эмерджентным характеристикам качества психического здоровья — уделяется повышенное внимание. Сам процесс психотерапии, таким образом, предстает в виде прогрессии степеней свободы клиента в отношении выбора наиболее приемлемых для него альтернатив развития, согласующихся со значимыми этическими императивами.

Такого рода контексты психотерапевтической коммуникации, проработанные и представленные на первых двух уровнях дисциплинарной матрицы общей теории психотерапии, в итоге и формируют устойчивые этические «экзистенциалы» у специалистов психотерапевтического профиля. При том, что такого рода этические установки зарождаются и крепнут по мере проживания необходимого, в данном случае, профессионального инсайта в отношении того, что этическая канва — и есть живая и прочная «ткань» психотерапевтического процесса.

Этическое содержание мета-технологического уровня психотерапевтической коммуникации; особенности подготовки специалистов-психотерапевтов

Контекстуальные мета-технологии, всегда присутствующие в поле психотерапевтической коммуникации — Я-техника, ОНО-техника — помимо прочего, являются носителями проработанной этической мета-позиции специалиста-психотерапевта.

Процесс «присоединения» клиента к ресурсному статусу специалиста-психотерапевта, реализуемый за счет синергетической активности внесознательных инстанций психического, предполагает, в том числе, и скрытый перенос обычно неафишируемых этических установок специалиста в психическое пространство клиента. Данный феномен, хорошо известный по некоторым другим проявлениям такого скрытого переноса, как правило, интерпретируется в соответствии с идеологическими установками какого-либо психотехнического направления или «школы».

Подготовленные профессиональные психотерапевты должны учитывать факт того, что их собственная этическая мета-позиция, которая лишь отчасти представленная в стандартных правилах и формулярах по оформлению психотерапевтической коммуникации, имеет существенное значение, улавливается глубинными структурами психики клиента, и в этом смысле выполняет функцию «психотерапевтического керлинга» — всемерно облегчает продвижение клиента по пути генерации и осознанного принятия собственных этических принципов и установок.

Отсюда, повышенное внимание к соответствующим блокам подготовки профессиональных психотерапевтов, предусматривающих углубленную проработку всего мета-технологического инструментария. И конечно, особое значение здесь придается сущностной идентификация и глубокой проработке этического содержания ресурсного личностного статуса «Я-профессионал», мета-технологической активности этого важнейшего статуса (Я-техника, ОНО-техника). Повышенное внимание уделяется проработке сложной проблематики понимания, соотношения и взаимодействия категорий власти-свободы, в том числе и в межличностных, групповых и профессиональных отношениях. Из чего, собственно, и проистекает выверенный этический контекст и наполнение известного правила межличностных и групповых транзакций «Я благополучен — Ты благополучен», оберегающих свободу и достоинство человека.

Этическая составляющая универсального макро-технологического алгоритма психотехнической активности

Универсальные макро-технологические мишени и стратегии профессиональной психотерапевтической активности, как уже было сказано, обращены к естественному алгоритму адаптивно-креативного цикла, обеспечивающему субъекту возможность сохранения такой степени свободы и контроля над обстоятельствами, которая необходима для выживания и развития. Что, само по себе, предполагает направленность основного вектора психотерапевтических усилий на становление и сохранение свободы и достоинства субъекта в сложных для него обстоятельствах.

Между тем, существенное значение в формировании общего этического стержня психотерапевтической коммуникации имеют и специфические задачи, определяемые на стандартных этапах психотерапевтической сессии. Так, например, даже и на предварительном этапе, не предполагающем прямого контакта участников психотерапевтического процесса, до клиента необходимо доводить информацию о полной конфиденциальности и безопасности — в смысле гарантированного отсутствия каких-либо непроверенных и не санкционированных лично им структурированных психотерапевтических действий (техник) — психотерапевтического процесса. При том, что такой процесс осуществляется в строгом соответствии с установленными этическими правилами, с которыми клиент может заранее познакомиться, и лишь теми специалистами, которые имеют легальный доступ к психотерапевтической практике.

И далее, на предварительном этапе проработки актуальных мишеней (здесь обычно используется формат экспресс — или краткосрочной психотерапии) решается крайне важная задача перевода клиента из обычного здесь состояния деморализации в первичное ресурсное состояние. Что, собственно говоря, и является вполне наглядным и предметным воплощением процесса становления человеческого достоинства — способности «стоять» перед лицом испытаний, — без чего, все заявления и увещевания подобного рода лишены необходимой функциональной опоры. То есть, речь идет о возможности полноценного восстановления контроля клиента над проблемной ситуацией уже на начальных этапах общего психотерапевтического процесса. И конечно, профессиональное и оперативное выполнение данной задачи надежно профилактирует любые негативные эффекты, связанные с неэтичным и неграмотным использованием в процессе психотерапии неафишируемого феномена власти. На этом же этапе клиент еще раз получает исчерпывающие заверения и доказательства полной конфиденциальности и безопасности процесса психотерапевтического взаимодействия.

С момента перевода клиента в первичное ресурсное состояние и в продолжении всего психотерапевтического цикла специалистом, проводящим данный цикл, подтверждается безусловно приоритетная и, по факту, главная роль клиента в терапевтическом взаимодействии. Так, например, на предварительных этапах психотерапевтической работы с актуальными мишенями клиент выступает в статусе автора или соавтора проекта психотерапии. И далее, именно он определяет временной формат психотерапевтического взаимодействия и варианты продолжения и завершения психотерапевтического процесса. В случае, если активный процесс психотерапии завершается переводом клиента в подготовленный и проработанный режим само-психотерапии — а именно к такому конструктивному варианту и следует стремиться в ответственном и этически выверенном психотерапевтическом процессе — клиент, в итоге, получает возможность эффективной самоорганизации и максимальную степень свободы-устойчивости к агрессивному воздействию среды. Что, в свою очередь, предполагает проработанность и устойчивость этической позиции клиента.

Таким образом, «большой» макро-технологический алгоритм психотерапии, сочетающийся с грамотным использованием мета-технологического инструментария, является основным носителем этического стержня психотерапевтической коммуникации.

Этические правила и стандарты оформления психотерапевтической коммуникации; этическая составляющая структурированных техник, используемых в программах ПТ

Ясные и понятные для клиента этические компоненты психотерапевтического процесса представлены в стандартных правилах, принятых большинством крупных психотерапевтических ассоциаций. Надлежащее использование и таких правил, в свою очередь, предполагает наличие определенных институциональных уложений и стандартов организации психотерапевтической деятельности.

Так, например, на предварительном этапе, когда клиентом, собственно, и принимается решение относительно участия в психотерапевтическом процессе, необходимыми компонентами этического стандарта является открытость и доступность информации о правах клиента («Декларация прав получателей психотерапевтической помощи»), регулярно обновляемых реестрах профессиональных психотерапевтов и легализованных психотерапевтических методах, прошедших необходимую процедуру доказательной регистрации.

При знакомстве специалиста-психотерапевта с клиентом — а это может быть предварительная ознакомительная встреча, либо старт этапа установления контакта в рамках уже проводимой психотерапии — предусматривается процедура информированного согласия клиента на участие в процессе психотерапевтического взаимодействия. В нашем случае, данная процедура несет определенный терапевтический смысл и является одним из шагов продвижения клиента по «лестнице» конструктивных мотивационных изменений. И здесь же, клиента дополнительно информируют о имеющихся у него возможностях выбора наиболее приемлемых для него форматов психотерапевтической помощи. Что, в свою очередь, является важным шагом к переводу клиента в первичное ресурсное состояние и восстановлению ситуативного контроля.

И, конечно, наиболее значимой, в смысле утверждения и «постоянного присутствия» этического стержня в поле проводимой психотерапии, является процедура заключения и перезаключения (например, на этапе завершения активной проработки актуальных мишеней и решении вопроса об участии в программах ПТ, и далее перевода — по желанию клиента — в формат дистанционного пост-терапевтического сопровождения) контракта на проведение определенного психотерапевтического цикла. Данная процедура в фазе ее подготовки и реализации предполагает активное участие клиента, в качестве полноценного со-автора, или же основного автора заключаемого контракта. А сам контракт на проведение психотерапии понимается, в том числе, и как методология обеспечения полноценного этического контроля над процессом необходимого — с позиций концепции психопластичности — взаимодействия глубинных механизмов власти-свободы в продолжении активного психотерапевтического цикла и на этапе пост-терапевтического сопровождения.

Что же касается собственно этического компонента подготовки и реализации структурированных психотерапевтических техник, то в правилах оформления данного уровня психотерапевтической коммуникации предусмотрена процедура исчерпывающих объяснений, даваемых клиенту на этапе определения психотерапевтической стратегии, относительно безопасности оговариваемого технического действия как в ходе непосредственной реализации, так и на долгую перспективу.

Действенный контроль и оперативная коррекции этической составляющей психотерапевтического процесса

В данном случае, можно говорить о предварительном, текущем и отсроченном этическом контроле психотерапевтического процесса. При том, что первый и последний из перечисленных здесь видов контроля акцентирован на действенную профилактику этических нарушений, а второй — на своевременное выявление и оперативную коррекцию тех или иных нарушения установленных этических норм.

Предварительный этический контроль, так или иначе, связан с тематическими блоками подготовки специалиста-психотерапевта, качеством разработки и реализации соответствующих образовательных программ, качеством подготовки экспертов, осуществляющих супервизию терапевтического процесса. Но также — и наличием проработанных этических кодексов, правил и стандартов психотерапевтической деятельности, имеющих непосредственное отношение к регуляции такого рода деятельности. При полном понимании того обстоятельства, — нелишне сказать об этом еще раз — что перечисленные здесь инструменты управления качеством профильной деятельности являются, в том же время, инструментами обеспечения этических компонентов психотерапевтической практики.

Текущий этический контроль психотерапевтической практики представлен процедурой квалифицированной супервизии, оценивающей, в том числе, этическую составляющую психотерапевтической коммуникации. С некоторой долей условности, «облегченным» вариантом такого текущего контроля можно считать и самостоятельно проводимый специалистом-психотерапевтом психотехнический анализ завершенной психотерапевтической сессии. При том, что здесь могут быть использованы закрытые (полностью конфиденциальные и защищенные) аудио и видео-материалы. С учетом результатов супервизионного, либо психотехнического анализа проводится оперативная коррекция определенных этических компонентов психотерапевтического процесса.

Отсроченный этический контроль связан с деятельностью профильных этических комитетов, создание которых предусмотрено практически в каждой, активно функционирующей профессиональной психотерапевтической ассоциации. Этические комитеты рассматривают все виды обратной связи — обращения, предложения, жалобы клиентов, — касающиеся этического оформления психотерапевтического процесса. И далее, по результатам проведенного разбора материалов, этические комитеты предлагают комплекс мер, способствующих наилучшей профилактики и коррекции имеющихся этических нарушений.

Возможность своевременной диагностики, профилактики и коррекции негативных эффектов технологий ПТ

Необходимо отметить, что методология своевременной диагностики профилактики и оперативной коррекции негативных эффектов психотерапии является проработанным компонентом общей теории психотерапии, на которой основывается методология проведения ПТ. То есть, в нашем случае вероятность развития даже и минимальных негативных последствий реализуемого психотерапевтического метода надежно исключается.

Кроме того, регулярно проводимый психотехнический и комплексный анализ эффективности реализуемого психотерапевтического метода является дополнительной гарантией выдерживания предельно экологичного формата реализации всего комплекса психотерапевтических технологий, предусмотренных в программе ПТ.

С учетом всего сказанного, можно говорить о том, что модель психотерапевтической коммуникация, реализуемая в программах ПТ, является примером должного оформления этических и экологических компонентов профессионального взаимодействия специалиста-психотерапевта с клиентом или группой. И что данный опыт может и должен быть принят во внимание в ходе этического регулирования рынка психотехнологий.

8. Показания, противопоказания и границы применения методики

Показания, противопоказания и границы применения метода«система психотерапевтических тренингов (ПТ) в полимодальной психотерапии» разработаны и представлены следующим образом.

8.1. Показания

ПТ показаны при наличии выявленного дефицита качественных характеристик психического здоровья (являющихся в то же время универсальными мишенями полимодальной психотерапии) у клиента, наличии осмысленной мотивации к продолжению психотерапевтического процесса в формате ПТ, отсутствии противопоказаний по соматическому и психическому состоянию к участию в данных программах.

8.2. Противопоказания

Противопоказаниями к использованию ЭПП являетсяналичие тяжелой соматической патологии с существенным ограничением элементарных двигательных функций, наличие интеллектуальных расстройств, препятствующих осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента и группы.

8.3. Границы применения метода

ПТ используется в границах, которые определяются наличием четких показаний и противопоказаний к использованию данного метода. При этом программы ПТ реализуются подготовленными специалистами-психотерапевтами.

9. Основные используемые труды

  1. Бельмонт Д. Группокая психотерапия: 150 упражнений и советов. // СПб.: 2021. — 352 с.
  2. Гаррат Т. Эффективный трениг с помощью НЛП. // СПб.: 2002. — 265 с.
  3. Катков А.Л. Качество психического здоровья // Электронный ресурс Российского общества Психиатров (РОП). — 2015. — http://psychiatr, ru/news/456?pag=8.
  4. Катков А. Л. Качественные характеристики психического здоровья как универсальные мишени психотерапии. // Интернет-ресурс innopsycon.kz — 2020 — 61 с.
  5. Катков А. Л. Концепция психопластичности в психотерапии. // innopsycon.kz — 2020. — 58 с.
  6. Катков А. Л. Общая теория психотерапии. // XVII СЪЕЗД ПСИХИАТРОВ РОССИИ совместно с международным Конгрессом Всемирной психиатрической ассоциации «Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению», 15—18 мая 2021 года, Санкт-Петербург [Электронный ресурс www.psychiatr.ru/events/833]: Тезисы / под общей редакцией Н.Г. Незнанова. — СПб.: НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, 2021. — С. 1821.
  7. Лайнен М Руководство по тренигу навыков при терапии пограничного расстройства личности. // СПб.: 2019. — 336 с.
  8. Линехан М. Диалектическая поведенческая психотерапия: руководство по тренигу навыков , 2-е издание. // СПб.: 2020. — 880 с.
  9. Макаров В.В. Истоки, настоящее и будущее психотерапии // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва-Кустанай, 2000. — Т. 6, № 1. — С. 5-10.
  10. Макаров В.В. Психотерапия нового века. — М., 2001. — 491 с.
  11. Хей Д. Транзактный анализ для тренеров. // СПб.: 2020. — 366 с.
  12. Lazarus A. Multimodal Therapy // Current Psychotherapy. — 1984.

10. Апробацияданногопродукта

Апробация ЭПП проводилась:

1) в ходе проведения программ ПТ в период 2004-2021 гг.;

2) в ходе разработки — фрагмента реализации базисной НИП — и многочисленных презентаций общей теории психотерапии (психотехнические концепты) на региональных и Всероссийских и Международных конгрессах по психотерапии, проводимых в период 2008-2021 гг;

3) в рамках реализации образовательных программ последипломной и непрерывной подготовки специалистов-психотерапевтов по профилю полимодальной психотерапии (период 2008-2021 гг.).

11. Реквизиты для взаимодействия

Профессор А.Л. Катков, доктор медицинских наук
Ректор Международного института социальной психотерапии
г. Санкт-Петербург
Российская Федерация
Эл. почта: