ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Экстренная полимодальная психотерапия

Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК

(ЗАЯВИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)

1. Название методики

Экстренная полимодальная психотерапия

2. Ф.И.О. автора методики, звание, степень, место работы

Катков Александр Лазаревич, д.м.н., вице-президент ОППЛ, председатель Международного ученого совета по психотерапии

3. Определение

Под экстреннойполимодальной психотерапией (ЭПП) понимается использование специфических подходов, методов и технологий полимодальной психотерапии с целью оказания неотложной профессиональной психотерапевтической помощи лицам с острыми проявлениями реакции на стресс, выраженной деморализацией, высокими рисками суицидального поведения и другими состояниями, требующими срочного психотерапевтического вмешательства, — с целью перевода клиента в первичное ресурсное состояние, обеспечения форсированной редукции имеющихся проявлений тяжелого психологического дискомфорта и восстановления способностей к самоорганизации.

4. Сущность методики

Сущность ЭПП заключается в доказанной возможности формирования первичного ресурсного состояния у обозначенной группы клиентов с использованием подходов и технологий экстренной полимодальной психотерапии; доказанного факта существенно более высокой скорости достижения необходимой редукции тяжелого психического дискомфорта, а также эффективной профилактики развития посттравматического стрессового расстройства у такого рода клиентов.

4.1. Основные принципы

Основные принципы построения ЭПП заключается в возможностях:

4.2. Основные процессы

В ходе проведения экстренной полимодальной психотерапии имеют значение следующие ключевые процессы.

Выстраивание основной цели экстренного психотерапевтического вмешательства — восстановления целостности жизни, сценария жизни, «обрушившегося» под влиянием драматических событий и перенесенной психической травмы.

Учет основной сложности — крайней степени деморализации, непродуктивного контакта, наличия «ресурсного провала» в статусе клиентов, которые чаще всего неспособны осмыслять ситуацию в адаптивном фокусе и самостоятельно действовать в направлении достойного выхода из сложившихся обстоятельств.

Последовательность собственно технологических процессов в ЭПП включает следующие «большие» этапы: продуманной диагностической этап, собственно терапевтический этап; а также этап выведения клиента в форматы краткосрочной либо среднесрочной психотерапии (по показаниям).

При этом безусловно учитываются: обязательное для направления полимодальной психотерапии кросс-секционное структурирование этапов психотерапевтической сессии; выведение функциональных метатехнологических и структурно-технологических задач каждого этапа проводимой сессии; особенности реализации вышеприведенных стандартных требований с учетом формата экстренной психотерапевтической помощи.

Стержневым терапевтическим процессом является форсированный (по возможности) перевод клиента из антиресурсного состояния тяжелого эмоционального дискомфорта, как правило сопровождающегося доминированием защитно-конфротационной адаптивной стратегии, в первичное ресурсное состояние с синергетической-сотрудничающей адаптивной доминантой. Именно в этих условиях и появляется возможность реализации предусмотренного в данном случае блока структурированных технологий ЭПП.

И далее важнейшим процессом является реализация разработанного алгоритма экстренной полимодальной психотерапии с использованием «горячих» технологий — в первые секунды-минуты контакта с клиентом. А также — отсроченных технологий ЭПП в следующей фазе терапевтической коммуникации.

Еще одним специальным и обязательным в данном случае процессом является особая подготовка специалистов-психотерапевтов, предусматривающая особые кондиции ресурсного личностного статуса «Я-профессионал» и полноценное владение метатехнологической составляющей ЭПП.

При этом ориентировочный перечень необходимых специалисту по оказанию экстренной психотерапевтической помощи характеристик психических процессов, свойств и состояний можно представить в следующем виде: высокие интеллект (общий — выше среднего, коммуникативный — высокий) и темп мышления; значительные гибкость и переключаемость мышления; быстрая ориентировка в новой ситуации; хорошо поставленная и эмоционально выразительная речь; значительные объем, распределение и скорость переключения внимания; способность мысленно наблюдать ситуацию извне; точная субъективная оценка времени; низкий уровень спонтанной агрессивности и выдержка; аутентичность, искренность и способность вызывать доверие. Наиболее развитыми интегративными качествами должны быть развитой интеллект, высокие стрессоустойчивость и надситуативная активность, а также интуиция (понимаем под этим способность к прогнозу динамики событий на основе личностной и ситуативной экспресс-диагностики).

4.3. Структура процедуры в формате ЭПП

Структура психотерапевтического процесса экстренной полимоданой психотерапии выстраивается с учетом разработанной в полимодальной психотерапии схемы взаимодействия макро-, мета и структурированных техник в модели трехуровневой психотерапевтической коммуникации.

В данной схеме кросс-секционная макро-технологическая стратегия, представленная этапами психотерапевтической сессии с их функциональными задачами, является основной «площадкой» взаимодействия техник и технологий ЭПП. Именно поэтому основной алгоритм используемых техник расписывается по стандартным этапам проведения психотерапевтической сессии, выстраиваемых с учетом особенностей формата экстренной психотерапевтической помощи. Таким образом, ниже представлен разработанный стандарт проведения экстренной полимодальной психотерапии.

На предварительном этапе психотерапевтической сессии, при наличии такой возможности, решаются функциональные задачи: 1) надлежащего информирования населения, включая гипотетических клиентов об условиях получения экстренной психотерапевтической помощи; 2) формирования позитивного отношения населения и его целевых групп к экстренной психотерапии как к научно-обоснованной и ответственной профессиональной практике, в ходе чего как правило достигаются желаемые результаты; 3) изучения (по возможности) специалистом-психотерапевтом оперативной информации, имеющей отношение к ситуации с клиентом, очерчивания круга возможных психотерапевтических мишеней и вариантов экстренной психотерапевтической помощи; 4) формирования, в связи с надлежащей реализацией всех поименованных задач, наиболее благоприятных стартовых условий для оказания экстренной психотерапевтической помощи. Адекватное выполнение поименованных задач настоящего этапа психотерапевтической сессии предполагает использование следующих структурированных техник экстренной полимодальной психотерапии:

  1. стандартные диагностические технологии — оперативная оценка имеющихся сведений (в том числе медицинской и иной документации), касающихся проблемной ситуации, истории жизни, личностных особенностей, состояния здоровья клиента и прочей актуальной информации;
  2. аналитические технологии — проведение оперативного ситуационного, клинико-психопатологического, психотехнического анализа имеющейся предварительной информации с выстраиванием возможных актуальных и мишеней, а также наиболее перспективных направлений экстренной психотерапевтической работы с клиентом;
  3. стандартные информационные технологии — обеспечение доступности необходимой профессиональной информации в сетевых и иных открытых информационных ресурсах первой доступности о возможности получения экстренной психотерапевтической помощи;

На этапе установления терапевтического контакта решаются следующие функциональные задачи: знакомство и установление доверительного терапевтического контакта с клиентом; перевод клиента из обычной на старте психотерапевтической коммуникации защитно-конфронтационной адаптивной стратегии к синергетической адаптивной стратегии с развитием — по возможности — элементов психопластики. Выполнение поименованных функциональных задач настоящего этапа психотерапевтической сессии предполагает использование следующих структурированных техник и мета-технологий полимодальной психотерапии:

  1. техники знакомства и установления доверительного терапевтического контакта с клиентом, находящимся как правило в состоянии тяжелого эмоционального дискомфорта;
  2. одновременная реализация контекстуальных метатехнологий (или технологий метатехнологического наводнения), обеспечивающих: старт глубинного коммуникативного процесса схватывания-проникновения-понимания тяжелого эмоционального состояния клиента, трансляцию терапевтического отношения — дистанционной сердечности, со-чувствия, со-переживания, безоценочного принятия, эмпатии; использование отражающего, активного, рефлексивного слушания, языка принятия; подтверждение полной конфиденциальности и безопасности терапевтического процесса; уважение к позиции клиента;
  3. полноценная реализация конструктивисткой мета-технологии, стимулирующей изменение адаптивной активности клиента от защитно-конфронтационной к синергетической;
  4. выполнение за счет всего вышеперечисленного главной мета-технологической задачи данного этапа — по мере возможности, актуализация синергетической (сотрудничающей) адаптивной стратегии внесознательных инстанций психики клиента с признаками развития феномена гиперпластики, либо его отдельных компонентов;
  5. проведение мета-технологической диагностики в отношении терапевтической динамики доминирующей адаптационной стратегии.

Полноценная реализация и взаимодействие вышеприведенных блоков макро-, мета-технологий и структурированных техник экстренной полимодальной психотерапии способствует успешному выполнению функциональных задач данного этапа психотерапевтической сессии.

Диагностический этап психотерапевтической сессии в реализуемом формате экстренной психотерапевтической помощи отчетливо не дифференцируется. Тем не менее, даже и на таком, предельно сжатом диагностическом этапе выполняются следующие функциональные задачи: 1) по возможности, осуществляется сбор недостающих сведений о состоянии клиента; 2) осуществляется более полная диагностика состояния клиента; 3) определяются актуальные психотерапевтические мишени; 4) по мере возможности — осуществляется дополнительная протекция планируемых психотерапевтических эффектов. Для чего, на данном этапе предполагается использование следующих структурированных техник и мета-технологий экстренной полимодальной психотерапии:

Таким образом и на данном важнейшем этапе психотерапевтической сессии имеет место согласованное взаимодействие блоков мета-технологий и структурированных техник экстренной полимодальной психотерапии, способствующих успешному выполнению функциональных задач диагностического этапа.

Этап определения психотерапевтической стратегии в данном случае максимально сжат во времени. Но даже и здесь выдвигаются следующие функциональные задачи: 1) генерация — на основании всего массива полученной информации — идеи (проекта) проведения собственно технологического этапа настоящей терапевтической сессии; 2) генерация общей психотерапевтической стратегии (лонгитюдной, кроссекционной, когерентной, при наличии такой необходимости — ассоциированной) работы с клиентом на перспективу; 3) мягкое подкрепление стыковочного сценария терапевтических изменений в ходе проведения терапевтической сессии. В связи с чем, на данном этапе предполагается использование следующих структурированных техник и мета-технологий профессиональной психотерапии:

На данном этапе психотерапевтической сессии также имеет место согласованное взаимодействие специфических метатехнологий и структурированных техник, способствующих успешному выполнению функциональных задач настоящего стратегического этапа.

На этапе реализации избранного проекта терапии предполагается выполнения следующих функциональных задач: 1) реализация структурно-технологической составляющей избранного проекта терапии; 2) проведение — при наличии такой необходимости — оперативной коррекции проекта терапии; 3) реализация — при наличии такой возможности — специфических для данного этапа диагностических и конструктивистких метатехнологий с протекцией желаемого результата терапевтической сессии; 4) достижение планируемого результата реализации технического блока. На данном этапе предполагается использование следующих структурированных техник и метатехнологий профессиональной психотерапии:

1) короткие простые реплики, нейтральные вопросы, комментарии ответов; спокойный тон, деликатное внимание, выделяемые ключевые послания-фразы;

2) формирование основного ресурсного посыла: ты не один (одна); я с тобой; все самое страшное и неприятное позади; главное — та жив (жива); а все остальное постепенно выправится;

3) мотивационное информирование по всем, интересующим клиента вопросам о его состоянии, включая предоставление всей необходимой справочной информации (ни в коем случае не «пересаливая»);

4) при готовности клиента и успешной реализации предшествующего технического действия — использование модифицированных техник катартического отреагирования — «выливания» негативных эмоций и «заливания» поддерживающего эмоционального посыла специалиста-психотерапевта;

5) при готовности клиента и успешной реализации предшествующего технического блока — использование техники «Ресурсный разворот»;

6) реализация элементов модифицированного варианта проблемно-ориентированной психотерапии по модели Вацлавика-Фиша с возможностью принятия нового (адаптивного) решения;

7) при готовности клиента — реализация элементов техники «Линия времени — вариант (1)»;

8) при готовности клиента — реализация элементов техники «внутренней расстановки» с проработкой, по мере возможности, компонентов ресурсного личностного статуса «Я-сильный(ая)-уверенный(ая)-всемогущий(ая)»;

9) при наличии такой возможности — осуществление планирования продолжения терапевтической работы по модели SMART (в данном случае технология SMART реализуется в варианте элементов «большой» когнитивно-поведенческой терапии);

10) реализация специальных техник ЭПП «Туз в рукаве» с возможностью формирования быстрого доступа к ресурсному статусу клиента.

При обнаружении у клиента признаков осложненной реакции на стресс — страха, агрессии, двигательного возбуждения, ступора, плача, нервной дрожи, непреодолимой усталости и проч. — используются стандартные блоки технологий ЭПП, предусмотренный для быстрого купирования данных состояний.

При угрозе суицидального поведения или попытке суицида используется специальный протокол проведения технологии мотивационного информирования со «встроенной» техникой модифицированного варианта проблемно-ориентированной психотерапии.

При оказании ЭПП семье (чаще родителям), в которой у одного из членов семьи (чаще у детей) была суицидальная попытка или угроза суицидальных действий, также используется специальный протокол мотивационного информирования со «встроенными» техниками модифицированного варианта SMART и — по возможности — элементов психообразовательного подхода семейной психотерапии (по К. Андерсон);

Таким образом, и здесь — что особенно важно — имеет место согласованное взаимодействие специфических для данного этапа блоков метатехнологий и структурированных психотерапевтических техник, способствующих успешному выполнению функциональных задач собственно технологического этапа ЭПП.

На этапе фиксации результатов психотерапевтической сессии выполняются следующие функциональные задачи: 1) фиксация результатов терапевтической сессии; 2) оценка терапевтической динамики; 3) позитивное подкрепление достигнутого результата; 4) проекция конструктивного результата в будущее. Здесь предполагается использование следующих структурированных техник и метатехнологий ЭПП:

Для настоящего этапа, также как и для всех предшествующих, характерно согласованное взаимодействие специфических метатехнологий и структурированных психотерапевтических техник, способствующих успешному выполнению функциональных задач настоящего, результирующего этапа.

На этапе завершения психотерапевтической сессии выполняются следующие функциональные задачи: 1) укрепление проекции конструктивного результата в будущем; 2) обсуждение — по желанию клиента — возможностей по дальнейшему сотрудничеству; 3) информирование клиента о завершения психотерапевтической сессии с проекцией достигнутого терапевтического результата в будущее. В данном случае предполагается использование следующих структурированных техник и метатехнологий профессиональной психотерапии:

Здесь также имеет место согласованное взаимодействие специфических метатехнологий и структурированных психотерапевтических техник, способствующих успешному выполнению функциональных задач настоящего этапа ЭПП.

На пост-сессионном этапе предполагается выполнение следующих функциональных задач: 1) оформление документации; 2) проведение пост-сессионого анализа; 3) формирование обучающего опыта. Для чего на данном макро-технологическом этапе должны быть реализованы следующих структурированных техник и метатехнологий профессиональной психотерапии:

5. Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов)

5.1. Теория и общая методология построения ЭПП безусловно учитывают достижения психологической науки в русле которых проблема психической (психологической) адаптации чаще всего рассматривается именно в плоскости поиска дополнительных адаптивных возможностей, исходя из ресурсов психики человека. Эти тенденции прослеживаются в тематических работах Анны Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» (1936), Хайнца Хартмана «Эго-психология и проблема адаптации» (1958). Приоритетная тема разработки и поиска дополнительных адаптационных ресурсов психики человека исследуется как фундаментальная проблема психологической науки (А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов, 2008; А. А. Налчаджян, 2010; Д. А. Леонтьев, 2011). Либо — как важнейшая прикладная проблема психологии (В. Квин, 2000; Г. С. Никифоров, 2003; В. М. Розин, 2018).

Кроме того, ЭПП в полной мере учитывает современные психологические теории стресса (Дж. С. Эверли, Р. Розерфельд, 1981; Л. А. Китаев-Смык, 1983; Ю. В. Щербатых, 2006). А так же — разработанные на сегодняшний день психологические и психотерапевтические практики преодоления различных стрессовых состояний доклинического и клинического уровня, посттравматических стрессовых расстройств разной степени тяжести (Н. В. Тарабрина, 2001; С. Гремлинг, С. Ауэрбах, 2002; Э. Б. Фоа, Т. М. Кин, М. Дж. Фридман, 2005; Г. Б. Монина, Н. В. Раннала, 2009; Р. В. Кадыров, 2020).

Также, большое значение в нашем случае имели работы по исследованию ресурсо психического, включая возможность самоактулизации, самоорганизации, самоопределения, саморегуляции и даже «сверхадаптации» (Б. В. Овчинников, 2012).

5.2. Далее теория и методология экстренной полимодальной психотерапии безусловно учитывает предшествующие достижения в области оказания экстренной психологической помощи в условиях ЧС, связанных с техногенными и природными катастрофами, военными конфликтами, какими-либо другими кризисными ситуациями (Л. А. Пергаменщик, Н. Л. Пузыревич, 2012; И. М. Терентьева, 2014; А. Г. Караяни, 2018; Ю. С. Шойгу, 2019; Экстренная допсихологическая помощь, 2019; И. К Силенок, 2021)

5.3. Собственно психотехническая составляющая ЭПП базируется, в том числе, и на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.

Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них. В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.

5.4. Стержневой теоретической базой ЭПП является общая теория психотерапии, разработанная нами в период 1998 по 2021 гг. В частности, особое внимание здесь уделяется следующим мета-факторам, существенно повышающим эффективность психотерапевтического процесса:

Все эти позиции представлены в теоретической и практической части метода ЭПП.

6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)

ЭПП в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии:

Базовые техники ЭПП как правило включают компоненты нескольких психотерапевтических модальностей.

7. Основные отличия от родственных методов

Основное отличие ЭПП от близких технологий экстренной психологической помощи заключается в следующем:

Все вышеприведенные отличия ЭПП подчеркивают теоретическую и методологическую оригинальность и целостность данного метода.

8. Показания, противопоказания и границы применения методики

Показания, противопоказания и границы применения метода ЭПП разработаны и представлены следующим образом.

8.1. Показания

ЭПП показана при типичные ситуации, в которых требуется оказание экстренной психотерапевтической помощи:

Наиболее частыми показаниями к проведению ЭПП являются следующие типичные психопатологические проявления острой реакция на стресс (F43.0 по МКБ 10 — длительность часы, дни):

8.2. Противопоказания

Противопоказаниями к использованию ЭПП являетсяналичие телесных травм, требующих экстренной медицинской помощи, и функциональных (интеллектуальных) расстройств такого уровня, который реально препятствует осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента.

8.3. Границы применения метода

ЭПП используется в тех границах, которые определяются наличием четких показаний и противопоказаний к использованию данного метода. При этом экстренная психотерапевтическая помощь осуществляется специально подготовленными специалистами-психотерапевтами.

9. Основные используемые труды

  1. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. // СПб.: 2002. — 240 с.
  2. Кадыров Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): учебник и практикум для вузов. // М.: 2020. — 644 с.
  3. Караяни А. Г. Настольная книга военного психолога. Практическое пособие. // М.: 2018. — 332 с.
  4. Катков А.Л. Экспресс-психотерапия // Ж. Психотерапия. — М., 2011. — № 10, спец. выпуск к Международному Конгрессу «Интегративные процессы в психотерапии и консультировании. Психотерапия здоровых. Медиация», 7-9.10.2011 г., Россия, г. Москва. — С. 63-69.
  5. Квинн В. Прикладная психология. // СПб.: 2000. — 560 с.
  6. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. // М.: 1983. — 368 с.
  7. Личностный потенциал: структура и диагностика. // Под. ред. Д. А. Леонтьева. — М: 2011. — 680 с.
  8. Макаров В.В. Истоки, настоящее и будущее психотерапии // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва-Кустанай, 2000. — Т. 6, № 1. — С. 5-10.
  9. Макаров В.В. Психотерапия нового века. — М., 2001. — 491 с.
  10. Монина Г. Б. Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». // Спб.: 2009. — 250 с.
  11. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. // М.: 2010. — 386 с.
  12. Овчинников Б. В. К вопросу о психологической адаптации. // Журнал практического психолога. — № 3. — 2012. — С. 7-25.
  13. Пергаменщик Л. А. Пузыревич Н. Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях . Практикум. // Минск.: 2012. — 340 с.
  14. Психология здоровья: Учебник для вузов. // Под ред. Г. С. Никифорова. — Спб.: 2003. — 607 с.
  15. Реан А. А. Кудашев А. Р. Баранов А. А. Психология адаптации личности. // М.: 2008. — 480 с.
  16. Розин В. М. Психика и здоровье человека. // М.: 2018. — 224 с.
  17. Силенок И. К. Психологическая помощь на горячей линии в условиях ЧС, карантина, пандемии и выхода из нее. // Краснодар.: 2021. — 64 с.
  18. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. // СПб.: 2001. — 272 с.
  19. Терентьева И. М. Практика оказания психологической поддержки подросткам с аутодеструктивным поведением. // Кокшетау.: 2014. — 75 с.
  20. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. // М.: 1983. 144 с.
  21. Хартман Х. Эго-психология и проблема адаптации. // М.: 2002. — 160 с.
  22. Шойгу Ю. С. Психология экстремальных ситуаций. // СПб.: 2019. — 272 с.
  23. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. // СПб. 2006. — 256 с.
  24. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. // М.: 1985. — 224 с.
  25. Экстренная допсихологическая помощь. // Новосибирск.: 2019. — 44 с.
  26. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства. // под ред. Э. Фоа, Т. М. Кина, М. Фридмана. — М.: 2005. — 467 с.
  27. Frank J.D. Therapeutic components of psychotherapy, 25 years progress report of research // The Journal of Nervous and Mental Disease, 1974. — N 159. — P. 325-342.
  28. Lazarus A. Multimodal Therapy // Current Psychotherapy. — 1984.

10. Апробацияданногопродукта

Апробация ЭПП проводилась:

1) в ходе оказания экстренной психотерапевтической помощи клиентам после извести о гибели близких, тяжелом медицинском диагнозе;
2) в ходе работы на «горячей линии» Общественного объединения «Жаным»;
3) на специальных заседаниях Ученого совета по психотерапии (2017);
4) в рамка непрерывного образования специалистов, реализующих программы экстренной психологической помощи (2020);
5) в рамках Круглого стола по вопросам профессиональной экологии, самопомощи и подготовки специалистов, реализующих программы экстренной психологической помощи (2022).

11. Реквизиты для взаимодействия

Профессор А.Л. Катков, доктор медицинских наук
Ректор Международного института социальной психотерапии
г. Санкт-Петербург
Российская Федерация
Эл. почта: