ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Интегративная психодинамическая психотерапия - заявка

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

ЗАЯВКА О ПРИЗНАНИИ АВТОРСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ «ИНТЕГРАТИВНАЯПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯПСИХОТЕРАПИЯ» КОМИТЕТОМ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕТОДОВ (МОДАЛЬНОСТЕЙ) ПСИХОТЕРАПИИ ОППЛ

Интегративнаяпсиходинамическаяпсихотерапия
(O.L.I — Otkrivanje Lične Istine Otklanjanjem Lažnih Informacija
означает «познание правды о себе путем устранения ложной информации»)

1. Название учреждения, в котором работает автор заявки:

2. Краткая история:

Подход ИПП (метод, применимый как в психотерапии, так и в консультировании и коучинге) был создан сербским психологом и психотерапевтом (действительным членом OPPL), магистром психологии Небойшей Йовановичем.

Подход ИПП был разработан после 20 лет практики психоаналитической психотерапии, являющейся базовым образованием автора (помимо которого он также получил дополнительное образование в области транзакционного анализа, гештальта, телесной психотерапии), с эклектическим использованием и техниками других направлений психотерапии.

Благодаря практике и теоретическим исследованиям у автора выкристаллизовалась основа для интеграции техник и работы с базовыми эмоциональными компетенциями (способность обрабатывать эмоции и управлять эмоциями). Базовые эмоциональные компетенции (их развитие, возможные отклонения, пути развития) выделены из теории и методологии четырех психоаналитических психологий (теории влечений или классического психоанализа Фрейда, эго-психологии, психологии объектных отношений и селф-психологии). Эти восемь компетенций стали основой для интеграции многочисленных техник из других направлений, которые могут способствовать их развитию.

Впервые метод ИПП был представлен на 50-м Конгрессе Общества психологов Сербии в 2002 году. Тогда же было представлено первое методическое пособие «Жить или существовать — Психология успеха» (Йованович Н., Народна Книга). После этого была образована «Секция О.Л.И. Интегративная психодинамическая психотерапия, консультирование и коучинг Общества психологов Сербии». Комиссия по регистрации психотерапевтических школ ДПС официально включила ИПП в список признанных модальностей психотерапии для обучения психологов-психотерапевтов в 2021 году (для подготовки нового закона об образовательной деятельности в области психологии, который Палата психологов Сербии положит в основу предоставления государственной лицензии «психолог-психотерапевт»).

ИПП была аккредитована как модальность психологического консультирования, психотерапии и коучинга в 2008 году Ассоциацией психотерапии, консультирования и коучинга Сербии UPSKS (Национальная ассоциация Европейской ассоциации консультантов — Европейская ассоциация консультирования EAC). ИПП в многочисленных докладах была представлена на международных конгрессах EAC в 2015,2016 и 2019 годах.

Ключевым периодом для научного признания ИПП стал 2013 год, когда вышла монография в 3-х томах, на 1300 страницах, «Способность к любви и труду — О.Л.И. Интегративная психодинамическая психотерапия» (Йованович, Н. 2013, Беокнига, Белград), которая содержит всестороннее теоретическое и методологическое изложение подхода ИПП и является пособием для обучения студентов ИПП.

Метод ИПП и книги о методе были представлены в Секции психотерапии Сербской медицинской ассоциации. Глава секции д-р Иван Илич дал в высшей степени положительный отзыв о книге и методе (2013).

Положительные отзывы о научной и методологической основе ИПП дали также штатные профессоры факультета психологии в г. Нови-Сад Елица Петрович и Мария Зотович, а также профессор факультета психологии в г. Ниш Бояна Димитриевич (Цвиджич) (2013).

Помимо образовательного центра ИПП в Сербии, были открыты центры в Черногории, Боснии и Герцеговине и Македонии (2014).

Созданы EAIPP (Европейская ассоциация интегративной психодинамической психотерапии) и EAIPCM (Европейская ассоциация интегративного психодинамического коучинга и наставничества).

С EAIPP начали сотрудничать образовательные институты из Испании, Аргентины, Мексики, Франции. ИПП начала распространяться в разных частях мира.

На теоретико-методологической основе ИПП были разработаны многочисленные прикладные программы развития эмоциональных компетенций детей и подростков, аккредитованные Министерством образования Республики Сербия. Министерство образования Сербии также приняло проект развития эмоциональных компетенций детей в дошкольных учреждениях и выделило средства на создание учебных фильмов о развитии эмоциональных компетенций.

Практика. ИПП уже более двух десятилетий применяется как психотерапевтический метод в индивидуальной и групповой работе с клиентами, на его основе также были созданы многочисленные программы, которые применяются и в отличных от психопатологии областях: в обучении педагогического персонала (семинары на основе тренинга эмоциональных компетенций студентов аккредитованы Министерством образования Сербии и Черногории), в корпоративном секторе в виде мастер-классов, семинаров, проводимых во многих компаниях («Обучение эмоциональным компетенциям менеджеров и руководителей»), в области спорта — достижение максимальных результатов посредством развития эмоциональных компетенций в спорте (через Республиканский Институт спорта Сербии и Олимпийский комитет Сербии и Черногории).

Краткосрочное обучение (восемь месяцев) для психотерапевтов, прошедших полное обучение по другому психотерапевтическому направлению, лежащему в основе ИПП. Продолжается работа над углублением сотрудничества с другими модальностями (2021 г.).

Краткие итоги продвижения методологического подхода ИПП в профессиональную сферу на сентябрь 2022 года:

В процессе:

3. Основные публикации.

Методические пособия:

  1. Jovanović, N. (2002,2006). Psychology of Success — live or scrape, Belgrade: the National Book, in Serbian.
  2. Jovanović, N. (2006).IPP methodological protocols for self-help 1"Creating a life strategy-goals setting and elaboration". Belgrade: Oli Center publishing, in Serbian.
  3. Jovanović, N. (2006).IPP methodological protocols for self-help 2“Authentic personality, a protocol for self-exploration”, in Serbian.
  4. Jovanović N. (2013). The ability to love and work — OLI Integrative Psychodynamic Psychotherapy (volume 1,2, 3), Belgrade: Beobook, in Serbian.
  5. Jovanović N. (2020). Emotional competence training of managers, Belgrade: Beobook, in Serbian.
  6. Jovanović N.(2021) Handbook for education in Integrative Psychodynamic executive coaching, Belgrade: Oli Center publishing, in Serbian.
  7. Senic. R., Jovanović, N., (2011). Fear of life — on anxiety and panic attacks (IPP aproach), Belgrade: Beobook, in Serbian.
  8. Jovanović-Đorđević, S., Đorđević, P. (2015) ALFA cards — new projective techniques in psychotherapy work.Cards and handbook. Belgrade: Beobook, in Serbian.

Избранные публикации:

  1. Jovanović N. (2022)Working with the «Shadow» in the author's O.L.I. Integrative Psychodynamic Psychotherapy method, IV cовместнаянаучно-практическаяконференциямодальности «Юнгианскийанализ»ОППЛиФилософскогофакультетаМГУим.Ломоносова«Психотерапия и утешение философией»на Первом межконтинентальном экстерриториальном конгрессе «Планета психотерапии»23 июня 2022 г.
  2. Jovanović N., Paunović I., Jovanović-Đorđević S., Stojković, F., Grčić O., Miletić B., Vučenov O. (2019), „Basic emotional capabilities in contact“, simposium ThirdInternational congres for psychotherapy, counselling and coaching-in organisation of UPSKS and EAC (European Association for Counseling) «Contact in crisis: Conection and discontection in modern age», Book of abstracts.
  3. Jovanović N. (2013). The ability to love and work — OLI Integrative Psychodynamic Psychotherapy, Belgrade: Beobook, in Serbian.
  4. Senic. R., Jovanović, N., (2011). Fear of life — on anxiety and panic attacks, Belgrade: Beobook, in Serbian.
  5. Jovanović, N. (2006). Psychology of Success — live or scrape, Belgrade: the National Book, in Serbian.
  6. Jovanović, N. (2013). Fundamental emotion processing capabilities as an integrative foundation of Integrative Psychodynamic Psychotherapy. Oral presentation at Third Serbian Psychotherapeutic Congress. https://www.academia.edu/5598484/Fundamental_emotion_processing_capabilities_as_an_integrative_foundation_of_O.L.I._method.
  7. Jovanović, N. (2016) Ability for mature love as a mosaic of basic emotional competencies-Acess of Integrative Psychodynamic Psychotherapy. Sipmosium at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts: http://www.savetnik.org.rs/images/stories/downloads/kongres2016/knjiga_rezimea_kongres2016.pdf.
  8. Jovanović, N. (2015) Integrative Psychodynamic Psychotherapy-Love and work, First European Conference for psychological counseling, European Association for Counseling.
  9. Jovanović-Đorđević, S. (2016) Emotional competencies training. Oral presentation at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04. Book of abstracts.
  10. Jovanović-Đorđević, S., Đorđević, P. (2016) ALFA cards — new projective techniques in psychotherapy work. Oral presentation at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts.
  11. Kokerić M. (2019), «The impact of the training program on the development of emotional competences for getting out of the contact crisis.», ThirdInternational congres for psychotherapy, counselling and coaching-in organisation of UPSKS and EAC (European Association for Counseling) «Contact in crisis: Conection and discontection in modern age».
  12. Senić, R. (2016) Basic emotional competencies — mentalization, neutralization and mature love. Sipmosium at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts.
  13. Deh, D. (2016) Basic emotional competencies: wholeness and consistency of the object and mature love. Sipmosium at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts.
  14. Vučković, M. (2016)Basic emotional competencies: Frustration tolerance and mature love. Sipmosium at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts.
  15. Petrović, J. (2016) Basic emotional competencies: Ambivalence tolerance and mature love. Sipmosium at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts.
  16. Petrović, J. (2007). Emotional anchors of social competence. Belgrade: Zaduzbina Andrejevic, in Serbian.
  17. Petrović, J. (2015). Adolescence conflicts — from social adjustment to destruction. Novi Sad: Faculty of philosophy, in Serbian.
  18. Petrović, J., Jovanović, N., & Trbojević, J.(2015). The psychometric characteristics and factor structure of the Motivational forces questionnaire — MOP OLI. Oral presentation at the First European Conference for psychological counseling on the subject: assistance to individuals, families and communities, Petnica Science Center 22-24th 5.Book of abstracts, pp. 35-36, in Serbian.
  19. Petrović, J., Trbojević, J., & Oros, M. (2015). Prosocial behavior and emotion recognition ability as predictors of peer acceptance in childhood. Poster presentation in the International Scientific Psychology Conference — 22nd Ramiro and Zoran Bujas’ Days, Zagreb, Croatia, 16-18.4.Book of abstracts, pp.271, in English.
  20. Zotović, M. & Petrović, J. (2011). Copping stress strategies in adolescence: relations between personality traits and mental health. Primenjena psihologija 3,245-261, in Serbian.
  21. Paunović, I. (2016)Basic emotional competencies: Will and mature love. Sipmosium at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts.
  22. Paunović, I. (2016), Initiative, driver of the psyche and the ability to love and work — integrative psychodynamic psychotherapy. Work shop at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04. Book of abstracts.
  23. Solujić, A. (2016) Basic emotional competencies: Initiative and mature love. Sipmosium at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts.
  24. Solujić, A. (2019) Concise psychological integration of trauma in work organizations-IPP aoproach. ThirdInternationalcongres for psychotherapy, counselling and coaching-in organisation of UPSKS and EAC (European Association for Counseling) «Contact in crisis: Conection and discontection in modern age».Book of abstracts.
  25. Trbojević, J. (2017). Basic Psychological Needs In Sports As Predictors Of Dropping Out Of Sports In Adolescence. International Scientific Conference „Effects Of Physical Activity Application To Anthropological Status With Children, Youth And Adults“, Belgrade, 9-10.December, Abstract Book, pp.152-153, in Serbian and English.
  26. Trbojević, J. & Petrović, J. (2017). Does participation in sport satisfies different psychological needs of boys and girls in adolescence? Oral presentation at 23nd Scientific Conference: Empirical research in psychology, Belgrade, 24-26.3.Book of abstracts pp. 117-118.
  27. Trbojević, J. & Petrović, J. (2017). Effects Of Motivational Climate On The Development Of Amotivation For Sport In Young Handball Players. Teme, XLI (1), 211-226. DOI: 10.22190/TEME1701211T, in English.
  28. Trbojević, Đ. J., Oros, A. M. & Jerković, P. I. (2017). Triangulation And Age As Predictors Of Children’s Perception Of The Destructive Effects Of Parental Conflict On The Family System. Nastava i vaspitanje, LXVI (1), 169-184. doi: 10.5937/nasvas1701169T — in Serbian.
  29. Trbojević, J. & Petrović, J. (2016). Type of motivation for sports as a predictor of dropping out of sports in adolescence. International Scientific Conference „Effects Of Physical Activity Application To Anthropological Status With Children, Youth And Adults“, Belgrade, 10.December, Abstract Book, pp.102-103, in Serbian and English.
  30. Trbojević, J., Oros, M., Petrović, J., & Zotović, M. (2016).How successful are we in our relationships? 24th Benial Meeting Of The International Society For The Study Of Behavioural Development.Final Program. ISBN 978-9955-19-846-8, in English.
  31. Trbojević, J., Petrović, J., Zotović, M., & Oros, M. (2016).Empathy as a social role: dispositional characteristic as predictors of empathy. 24th Benial Meeting Of The International Society For The Study Of Behavioural Development.Final Program. ISBN 978-9955-19-846-8, in English.
  32. Trbojević, J., Petrović, J. & Lazić, M. (2016). Temperament as a predictor of the prosocial behavior in the first grade primary school children. In: Individual and Environment: International Thematic Proceeding. (pp.89-96). Niš: Faculty of Philosophy.Doi: 159.942-057.874, in English.
  33. Trbojević, J., Petrović, J., Oros, M., & Zotović, M. (2016). Effects of conflict resolution strategies of parents on childs perception of interparental conflict. Oral presentation at the 64th Scientific Conference of Serbian Psychological Association, Relations and boarders — psychology and interpersonal relationships, Zlatibor, 25.05.-38.05 Book of abstracts pp. 112-113, in Serbian.
  34. Trbojević, J. & Petrović, J. (2016). The role of coach and teammates in developing intrinsic motivation of young athletes. Oral presentation at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts pp. 46-47, in Serbian.
  35. Trbojević, J., Petrović, J., & Oros, M. (2016).The importance of family system on the development of Childs emotional security. Oral presentation at First Congress of psychotherapy, counseling and couching, Development of personality and life skills through psychotherapy, counseling and couching, Belgrade, 22.04.-24.04.Book of abstracts pp. 41-42, in Serbian.
  36. Trbojević, J., Oros, M., Genc, A., & Pekić, J. (2015). Content of the conflict as a predictor of child’s reaction to the parental conflict. Oral presentation at the Conference: Modern Trends in Psychology in Novi Sad, 29 — 31.10. Book of abstracts pp. 150-153, in Serbian and English.
  37. Oros, M., Pekić, J., Genc, A., Trbojević, J., & Jerković, I. (2015). Marital conflict as predictor of psychophysical health. Poster presentation in the 29th Conference of the European Health Psychology Society, „Principles of Behavior Change in Health & Illness“, Limassol, Cyprus, 1-5.9.Book of abstracts, pp.133, in English.
  38. Oros, M., Trbojević, J., & Šakotić-Kurbalija, J. (2015). Predictors of burnout in marriage. Fifth Congress of Psychotherapist of Serbia. Belgrade, 22-25.10. Book of abstract:111, in Serbian.
  39. Trbojevic, J., Otasevic, B. & Petrovic, J. (2015). Activity on social networks during the May floods: motivational and dispositional factors. The 9th Biennial Congress of the International Academy for Intercultural Research, University of Bergen, Norway, 28.6.-2.7.2015.Book of abstracts, pp.58, in English.
  40. Trbojević, J., Oros, M., Pekić, J., & Petrović, J. (2015). Coping strategies in children as a protective factor in the perception of the spillover of parental conflict. Oral presentation at the 63rd Scientific Conference of Serbian Psychological Association, Professional identity of psychologists and interdepartmental cooperation, Zlatibor, 27.05.-30.05.Book of abstracts, pp. 139-140, in Serbian.
  41. Trbojević, J., Pekić, J., Mihić, I., & Oros, M.(2015). Relations between marital conflicts in the family of origin and family of procreation. In: I. Jerkovic (Eds.), Values, attitudes, roles — generational perspectives 3 (str.9-21).Novi Sad: Faculty of Philosophy, in Serbian.
  42. Trbojević, J., Otašević, B., & Mitrović, D. (2015). Motivation and empathy as correlates of the degree of helping behavior during floods in Serbia in 2014. Primenjena psihologija, 8 (3), pp. 227-244, in Serbian.
  43. Lazić, M. & Trbojević, J. (2014). Cognitive emotion regulation strategies as predictors of depression, anxiety and stress in patients with psychosomatic complaints. International Conference: 10th Days of Applied Psychology, Niš, 26-27.09. Book of abstracts, pp. 125-126, in English.
  44. Trbojević, J. (2014). Interventions focused on attachment and high-risk groups of mothers with infants — review of interventions and their effectiveness. Teme, 3, pp.1197-1207, in Serbian.

4. Миссия:

Основная миссия подхода ИПП — это интегрировать теоретические и методологические психотерапевтические знания в единый структурированный вид (основой для интеграции является модель базовых эмоциональных компетенций). Четкая модель интеграции, классифицирующая техники из разных направлений психотерапии в соответствии с тем, какие из базовых эмоциональных компетенций они развивают, дает основу для взаимодействия и обмена знаниями с психотерапевтами других направлений. Все направления психотерапии могут быть совместимы, если они имеют четкую основу для интеграции, что обогащает инструментарий интегративного психотерапевта для помощи клиенту.

Такая структурированная интеграция знаний и техник позволяет создать особый психотерапевтический подход к каждому клиенту, в соответствии с развитием его эмоциональных компетенций, вести психотерапию с учетом особенностей клиента.

Интегративная психодинамическая психотерапия включает прежде всего особое отношение к практике психотерапии, которое делает акцент на важности объединяющего подхода к личности. Таким образом, основное внимание уделяется адекватному и эффективному реагированию на человека на эмоциональном, духовном, когнитивном, поведенческом и физиологическом уровнях. Целью этого является содействие интеграции, чтобы качество бытия и функционирования человека во внутрипсихическом, межличностном и социально-политическом пространстве было максимальным и должным образом учитывало как личные ограничения человека, так и ограничения внешние.

Центральный принцип интегративной психотерапии заключается в том, что ни одна из форм терапии не является лучшей или даже адекватной для всех ситуаций. Таким образом, интегративная психотерапия способствует гибкости подхода к проблемам, а также стремится поддерживать стандарты качества в обслуживании клиентов, супервизии и обучении. Поэтому, когда интегративные терапевты полагаются на различные стратегии, техники и теоретические конструкции при работе с определенными ситуациями, это делается не случайным образом, а на основе клинической интуиции и хорошем знании и понимании имеющихся проблем и интервенций, которые следует предпринять.

В основе этого подхода лежит идея того, что интеграция — это процесс, которому терапевты также должны следовать. Поэтому большое внимание уделяется личностной интеграции и самого терапевта. Помимо важности фокуса на личностном росте терапевта также необходима приверженность терапевта поиску знаний в области психотерапии и связанных с ней областях. Поэтому ИПП определяет как «интегративную» всякую методологию и интегративную направленность в психотерапии, которая является примером концептуально связного теоретического сочетания двух или более сложных подходов и/или является примером модели интеграции сама по себе, или развивается в этом направлении. В связи с этим возникает особая этическая обязанность интегративных психотерапевтов вести диалог с коллегами разной психотерапевтической ориентации и быть в курсе событий в области психотерапии.

5. Основные формы деятельности:

Метод ИПП представляет собой теоретическую и исследовательскую базу, которая применяется в областях психологического консультирования, психотерапии, коучинга, профилактической работы, образовательного процесса, менеджмента, повышения профессиональной эффективности. Наиболее важная область применения метода связана с областью психотерапии. В этой области в методе ИПП разработаны многочисленные приемы и процедуры, направленные на развитие базовых эмоциональных компетенций.

Кроме того, метод ИПП способствует классификации по четким критериям психотерапевтических техник других направлений (психоанализ, гештальт-психотерапия, ТА, НЛП, РЭПТ, КПТ, биоэнергетическая психотерапия, радикс, «фокусирование», психодрама, биологической обратной связи и нейронной обратной связи...), которые могут быть эффективны для развития определенных основных эмоциональных компетенций (какая техника может быть полезна для развития какой способности, на каком этапе развития...). Метод использовался для всевозможных видов психологических проблем (стабилизация эмоционального состояния, проблемы в любви, в работе, психосоматика, фобии, тревога, сексуальные проблемы, зависимости).

ИПП через развитие базовых эмоциональных компетенций направлена на развитие зрелых форм двух ключевых комплексных способностей — любить и трудиться. Неразвитость этих двух способностей лежит в основе практически всех проблем, с которыми люди обращаются к психотерапевтам (социальные проблемы — тревоги, фобии, агрессивность, семейные проблемы, проблемы воспитания, проблемы в деловой среде, психосоматика как следствие).

В наших образовательных центрах обучение консультантов и психотерапевтов осуществляется с 2002 года в нескольких странах.

Коучинг

В ИПП разработаны специальные программы для работы со здоровыми людьми для повышения их эффективности и гармонизации деловой и личной жизни, лучшего лидерства и функционирования команд:

— «Тренинг эмоциональной компетентности менеджеров»,
— «Развитие эмоциональных компетенций команд»,
— «Развитие эмоциональных компетенций лидеров».

Программы аккредитованы EMCC Srbija (Европейский совет по наставничеству и коучингу — European Mentoring and Coaching Councile). Они были проведены в многочисленных корпорациях региона и получили самые высокие оценки участников и руководства компаний.

— Обучение коучей методам ИПП проводится с 2003 года в нескольких странах.

Программы развития эмоциональной компетентности детей и молодежи (дошкольного и школьного возраста)

В Институте усовершенствования воспитания и образования Министерства образования Республики Сербия на основе метода ИПП для развития эмоциональных компетенций аккредитованы учебные программы для воспитателей, учителей, школьных психологов и педагогов. Эти программы направлены на развитие эмоциональных компетенций детей разного возраста.

Клиническая психология, психологическое просвещение, психолого-педагогическая, тренерская работа — обучение специалистов

В сотрудничестве с Ассоциацией психологов Сербии были разработаны многочисленные семинары, вебинары, краткие формы обучения психологов, которые были включены в перечень обучающих программ для повышения квалификации психологов. Общество психологов одобрило все программу обучения ИПП, а также более короткие специализированные программы, основанные на модальности ИПП.

Некоторые из одобренных обучающих программ:

Супервизионная работа

В наших образовательных центрах разработана подробная методика супервизирования работы психотерапевтов, консультантов и коучей. Для каждого уровня квалификации разработаны критерии способностей студентов и личное дело студента, с помощью которого можно отслеживать его успеваемость и развитие. Организованы индивидуальные и групповые супервизии, а также супервизионные семинары и презентации кейсов. Есть команда из 20 супервизоров (из разных стран), которые раз в месяц проводят регулярные собрания супервизоров. Супервизионная группа работает с 2008 года.

Работа по сертификации (контроль качества)

Проведение мероприятий по контролю качества работы специалистов, проведение сертификационных испытаний, выдача профессиональных сертификатов ИПП. Основная задача — гарантия высокого уровня профессиональной подготовки сертифицированного специалиста, поддерживание данного уровня.

Научная работа

Направления исследований в рамках научно-исследовательской деятельности:

а) Инструменты измерения — инструменты для измерения степени развития основных эмоциональных компетенций, которые были бы полезны прежде всего в области психотерапии и психологического консультирования, особенно в области оценки психотерапевтического процесса. (Петрович, Дж., Йованович, Н. и Трбоевич, Дж., 2015). Батарея тестов для измерения базовых эмоциональных компетенций находится в стадии разработки;

б) Оценка психотерапевтического процесса на основе принципов интегративной психодинамической психотерапии. Исследование направлено на оценку как самого процесса, так и результатов психотерапии;

в) Исследование эффективности протоколов ИПП для самопомощи — в рамках методов ИПП разработаны «протоколы самопомощи» (и разрабатываются новые) — системы опросников и инструкций, по которым клиенты могут работать с собой самостоятельно без помощи психотерапевта, с периодическими консультациями;

г) Исследование возможностей применения и результатов применения методов ИПП в различных областях (в образовательном процессе, бизнес-среде, командном развитии)

д) Дальнейшее развитие научного профессионального журнала EAIPP ("Международный журнал интегративной психотерапии и психологии — IJIPP") и сотрудничество с другими исследователями, написание статей, монографий, участие в конференциях и организация собственных конференций.

6. Используемые модальности психотерапии:

В своем теоретическом подходе к пониманию человеческой природы интегративная психодинамическая психотерапия основывается на психодинамическом знании, на теориях четырех психоаналитических психологий: психологии влечений, психологии объектных отношений, эго-психологии и селф-психологии. Однако ее особенностью является интеграция знаний упомянутых теорий со знаниями других теорий (информационной, поведенческой, психосинтеза Роберта Ассаджиоли (Assagioli, R. (1973) и др.), в связи с чем она называется интегративной.

В работе по развитию эмоциональных компетенций клиентов используются методы и техники многочисленных направлений психотерапии и коучинга: гештальт, трансактный анализ, телесно-ориентированная психотерапия, психодрама, КПТ и РЭПТ, фокусирование, техники НЛП, СХЕМА-терапия, EMDR.

В ИПП в работе с клиентами используются терапевтические техники, полученные из различных подходов, если они могут способствовать развитию определенной базовой способности обрабатывать эмоции. Это представляет собой основу для интеграции техник из разных подходов, независимо от того, происходят ли они из психодинамического, поведенческого или какого-либо другого психотерапевтического подхода.

7. Основные отличия от других родственных направлений:

Специфика метода ИПП заключается, прежде всего, в разработанных методиках выявления неадекватной работы «программ» обработки эмоций — базовых эмоциональных компетенций, о которых мы упоминали выше, в методиках распознавания в материале, представленном клиентом, нарушения способности обрабатывать эмоции и наглядной демонстрации этого клиенту.

Инновации ИПП представляют собой тщательно разработанные методы выявления нарушений в обработке эмоций и выявления неправильных формул оценки того, к чему приведут определенные решения, образ жизни, негативные личные качества и привычки. В теоретическом плане новшеством является детальная проработка составляющих силу Эго базовых эмоциональных компетенций, их взаимосвязи и этапов развития, а также разработка терапевтических методов, пригодных для развития тех или иных способностей на определенном этапе развития. Такой системный подход к способностям и отбор техник (из различных направлений психотерапии, а также техник, разработанных в методе ИПП) позволяет терапевту иметь четкое представление о том, как обнаружить нарушение той или иной способности, как определить, на какой стадии развития находятся способности у конкретного клиента и как выбрать методологические подходы, полезные в работе с конкретным клиентом. Эта систематизация также обеспечивает более эффективное обучение кандидатов в психотерапевты. (Йованович, Н. 2013)

Метод ИПП предлагает очень точную схему основных эмоциональных способностей, оценки их отставания и нормального развития (Йованович, Н. 2013). Проявление задержки в развитии способностей четко определяются в познавательной, эмоциональной, волевой и поведенческой сферах. При каждом нарушении даются определенные терапевтические приемы, которые можно использовать для разблокировки или развития определенной способности.

Основное предположение терапевтического метода ИПП заключается в том, что развитие «инструментов для жизни», основных эмоциональных компетенций, составляющих силу Эго, оказывает решающее влияние на способность клиента меняться. Инсайта для этого недостаточно. Без изменения функционирования базовых способностей в клиенте не произойдет реальных изменений. Дефекты способностей — это то, что поддерживает психическую «болезнь», а также поведение, компенсирующее отсутствие базовых способностей различными формами манипулирования собой и другими.

Выявление проявлений компенсации, развитие компетенций и замена компетенциями компенсирующего поведения являются основой терапевтических изменений и сохранения их стабильности в будущем функционировании клиента (Йованович, Н. 2013).

Новшества, представленные подходом ИПП:

1. Схема базовых способностей Эго (эмоциональных компетенций) и их взаимодействия (приведена выше). Эти способности упоминаются многочисленными авторами в области психоаналитической теории и практики, но не в том виде, в каком они структурированы и взаимосвязаны в ИПП. Новым и отличительным является объединение знаний о развитии базовых эмоциональных компетенций в одну четкую модель, предлагающую четкие критерии применения терапевтических методик из разных модальностей в работе над развитием тех или иных способностей.

2. Операционализированное определение проявления зрелых способностей, а также дефектов развития способностей на когнитивном, эмоциональном, конативном и поведенческом уровне (Йованович, 2013). Более точные определения проявлений способностей позволяют конструировать измерительные инструменты и проводить более методологически адекватные исследования психотерапевтического процесса.

3. Четкие критерии использования психотерапевтических техник из разных модальностей в работе с базовыми способностями Эго (Йованович, Н. 2013).

4. Эмоциональная бухгалтерия и психологическая математика. Прайс-лист жизненных решений. Законы психодинамики. (Йованович, Н. 2013). Наблюдения за функционированием человека с применением используемых в работе компаний принципов бухгалтерского учета, для записи и оценки того, как человек обходится со своими эмоциями и как взаимодействуют с окружающей средой. Были разработаны точные механизмы обнаружения эмоциональных расчетов, механизмы количественного определения и расчета «доходов и расходов» в эмоциональном функционировании, которые позволяют составлять «балансы» и «отчеты о прибылях и убытках», а также различные виды «расчетов», по аналогии с хозяйственным учетом.

5. Термин «контрнавыки» и методы их выявления. «Психологическая антивирусная программа». Концепция контрнавыков имеет сходство с защитными механизмами и «играми» (термин из трансактного анализа), но относится к более сложным наборам психологических механизмов и моделей поведения, которые люди развивают взамен неразвитых базовых эмоциональных компетенций.

6. Протоколы ИПП — протоколы для самопознания, которые посредством полуструктурированных анкет позволяют клиенту выполнять значительную часть работы по собственному развитию самостоятельно. Протоколы ведут его к самопознанию и структурированию своего понимания в виде комплексного «представления его собственной личности». Это делает клиента более активным и ускоряет процесс психотерапии. (Йованович, Н. 2006,2013)

7. Прикладные программы, созданные на основе ИПП: знания об основных эмоциональных компетенциях и техниках их развития нашли воплощение в многочисленных тренингах, выходящих за рамки психотерапии в область профилактики, психологии развития, образования и воспитания. Разработаны многочисленные тренинги жизненных навыков, основанные на поощрении и развитии эмоциональных компетенций в многочисленных областях: в образовании и обучении, в корпоративном секторе, спорте, тренингах для достижения оптимальных результатов, в работе с людьми, не имеющими серьезных психологических проблем, но стремящимися улучшить свои собственный потенциал.

8. Разработано множество новых психотерапевтических методик, созданных для работы над развитием базовых эмоциональных компетенций.

Метод ИПП фокусируется на двух основных составных компетенциях: способности работать и способности любить. Эти две широкие способности, позволяющие управлять жизнью, подобно «кирпичикам Lego», построены из более мелких и гораздо более простых кирпичиков — базовых эмоциональных компетенций (Jovanovic, N. 2013a):

1-2) Способности к нейтрализации и ментализации (которые в ИПП обозначены как регулятор и артикулятор психики) (Хартманн, 1939,1950, Крис, 1951, Фонаги, 2001,2002, 2003);

3) Целостность объекта (клей психики) (Кляйн, 1935,1940);

4) Постоянство объекта (стабилизатор психики) (Хартманн, 1952, Ахтар, 1987,1990, Бурнгам, 1969, Малер, 1963,1968, 1974);

5) Толерантность к амбивалентности (ориентация психики) (Hartman & Zimberoff, 2003);

6) Толерантность к фрустрации (иммунитет психики) (Фрейд, 1905; Кохут, 1971, Вольф, 1980);

7) Воля (двигатель психики) (Май, Р., 1966; Ранк, О. 1972; Ассаджиоли, Р. 1973);

8) Инициатива (привод психики) (Эриксон, 1959; Иконен, 1988).

Ниже на рис. 1 «Диаграмма основных способностей обработки эмоций зрелого человека» показано, как базовые эмоциональные компетенции вписываются в более сложные эмоциональные компетенции.

Метод ИПП предлагает объяснительную таксономию целей психотерапии (Jovanović, N. 2013). Эта таксономия определяет особый тип обучения, который имеет место в процессе психотерапии, и определенные способности, которые активируются посредством определенной формы обучения.

В табл.1 «Таксономия целей психотерапии» показано, какой тип обучения какие способности развивает. Различные психотерапевтические техники могут быть рассортированы по этим «ящикам» и извлечены из них в психотерапевтической работе, когда мы осознаем, какую эмоциональную компетентность необходимо развивать.

Рисунок 1. Диаграмма основных способностей обработки эмоций зрелого человека.

Таблица 1. Таксономия целей психотерапии.

Типы знания, обучения

Базовые компетенции для обработки эмоций

Нейтрали-
зация и ментализация

Целост-ность объекта

Постоян-ство объекта

Толерант-ность к фрустра-ции

Толерант-ность к амбива-лентности

Воля

Инициа-тивность

Концептуальное

             

Декларативное

             

Процедурное

             

Метакогнитивное

             


9. Контактная информация:

Небойша Йованович, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, магистр психологии, психотерапевт. Основатель ИПП, президент EAIPP (Европейская ассоциация интегративной психодинамической психотерапии), президент UPSKS (Ассоциация психотерапии, консультирования и коучинга Сербии — Национальная ассоциация EAC), президент секции психотерапии DPS (Психологическое общество Сербии).

Адрес: 11070 Нови Београд, Србија, ул. Гандијева 187/32
E-mail:
Тел. +38163227505
Сайты: olicentar.rs, eaipp.org, eaipcm.org, savetnik.org.rs