ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Интегративная психодинамическая психотерапия - резюме

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

РЕЗЮМЕ АВТОРСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ «ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»

1. Определение

Интегративная психодинамическая психотерапия представляет собой инновативный подход в психотерапии с преимущественно психодинамической ориентацией. Теоретические рамки подхода основываются на интеграции четырех психоаналитических направлений в психологии: психологии влечений (классическая психоаналитическая теория), эго-психологии, психологии объектных отношений и селф-психологии.

Знания об основных способностях к обработке эмоций — базовых эмоциональных компетенциях, выведенные из вышеперечисленных теорий, являются основой для интеграции в подходе ИПП. Метод работы с клиентами также является интегративным, поскольку включает техники из других психотерапевтических подходов. В ИПП, в работе с клиентами применяются техники, разработанные в различных подходах, если они могут способствовать развитию той или иной базовой эмоциональной компетенции.

2. Суть метода

Суть метода заключается в развитии базовых эмоциональных компетенций — способностей к обработке и управлению эмоциями. Метод ИПП предлагает весьма четкую схему базовых эмоциональных способностей, застоя в их развитии, а также их нормального развития. Проявления дефицита в развитии способности четко определены на когнитивном, эмоциональном, конативном и поведенческом уровне. Под любой вид застоя и его проявление даются конкретные терапевтические техники, которые можно применить для разблокировки или развития определенной способности. Основное предположение, выдвигаемое в рамках метода ИПП, состоит в том, что развитие базовых сил Эго — эмоциональных компетенций — имеет решающее значение в создании условий для изменения. Дефекты базовых эмоциональных компетенций выступают механизмами, поддерживающими психическую «болезнь», наряду с контрнавыками — попытками клиента компенсировать дефицит базовых способностей путем различных форм манипуляции собой и другими. Выявление контрнавыков, развитие способностей и замена контрнавыков способностями являются основой терапевтического изменения, а также его стабильности в будущем функционировании клиента. Восемь базовых эмоциональных компетенций, выделяемых в ИПП, посредством объединения и взаимного сочетания создают основу для развития более сложных компетенций, таких как зрелая способность к любви и труду.

3. Теоретические основы

Исходным теоретическим фундаментом данного метода являются четыре перечисленных психоаналитических направления в психологии развития, на которые надстраиваются знания об особенностях развития базовых эмоциональных компетенций и возможностях их развития посредством психотерапии и воспитательного процесса, полученные в рамках исследований психотерапевтов модальности ИПП. Базовые эмоциональные компетенции, входящие в основу метода ИПП, не являются защитными механизмами, поскольку они не искажают реальность в целях защиты психики от тревоги. Многочисленные авторы упомянутых психоаналитических школ выявили и описали достижения в развитии управления эмоциями, однако, они их не определили как достижения развития, превосходящие защитные механизмы, то есть, как зрелые эмоциональные компетенции. В методе О.Л.И., восемь эмоциональных компетенций взяты как теоретическая основа, а также основа для интеграции техник других психотерапевтических направлений.

4. Применение. Показания к применению.

ИПП больше 20 лет применяется в качестве психотерапевтической модальности (работа в неврозами, расстройствами личности, психосоматическими проблемами, в супружеской терапии и терапии пар, в индивидуальной и групповой терапии...), однако, имеет и более широкую область применения в рамках воспитательно-образовательного процесса (разработаны специальные тренинги развития эмоциональных компетенций учеников для учителей и классных руководителей), в деловой среде (тренинг эмоциональных компетенций менеджеров и лидеров), в области спорта, а также разработаны многие другие прикладные программы, выходящие за рамки психотерапии.

5. Практические результаты

Обучение психотерапевтов в модальности ИПП проводится в более чем 10 странах. Формирована Европейская ассоциация ИПП. Около 400 психотерапевтов, консультантов и коучей выпустились из модальности ИПП и успешно работают на практике. Международные сертификаты получило 98 психотерапевтов. В процессе обучения находится около 350 специалистов. Выпускается международный научно-практический журнал по вопросам ИПП. Разработаны тесты эмоциональных компетенций (на этапе доработки находится батарея тестов для измерения базовых эмоциональных компетенций). Опубликован ряд трудов по научно-практическим вопросам ИПП. В данный момент проводятся многочисленные исследования, связанные с применением ИПП в психотерапии и других областях применения. Налажено сотрудничество с российскими коллегами в вопросах обучения, супервизии и научно-исследовательской работы.