ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Т.М. Быкова - Горячие «пирожки» впечатлений от конгресса ОППЛ

Рубрика «Послесловие. Опыт души»

Горячие «пирожки» впечатлений от Всероссийского научно-практического Конгресса с международным участием «НОВЫЙ МИР — ПЛАНЕТА ПСИХОТЕРАПИИ»

Быкова Т.М.,
врач-психотерапевт, г. Смоленск.

С 11 марта 2020 года, уже 22 месяца, мы живем в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Мы привыкли к самоизоляциям, локдаунам, маскам, перчаткам, Красным зонам, СИЗам, прививкам. Мы привыкли не встречаться с друзьями в кафе, проявлять осторожность и дистанцироваться друг от друга в театрах, музеях, магазинах. Мы научились довольствоваться телефонно-интернетским общением, забывая улыбки и искорки в глазах друзей, смеющихся над нашими шутками. Мы привыкли к шквалу онлайн-вебинаров, лекций, дистанционных учебных программ в ZOOM, с микроокошечками участников групп, с зависанием звука и изображения. Наверное, мы ещё не полностью осознали, что это «революция COVID-19», и не до конца верим в разрушение привычного миропорядка. И пока не точно представляем то «новое», что будет создано взамен уходящему.

И вот, посреди всей этой суеты, опасений, строгих запретов состоялся праздник общения, внутренней свободы и интеллектуального полета! Произошло настоящее чудо живого общения — Наш Психотерапевтический Конгресс в очном формате! Конечно, онлайн-манифесты, конференции, доклады тоже транслировались, но много профессионалов, коллег смогли воочию поделиться своими достижениями, наработками, поучаствовать в тренингах и мастер-классах.

Мне удалось побывать на нескольких мероприятиях. Хочу поделиться своими впечатлениями и удивительной последовательностью этих событий, как будто они были составлены специально для меня. Первым событием, вводной программой оказался для меня мастер-класс Поспеловой Марины Валерьевны «Профилактика и коррекция созависимости методом ЦТП». ЦТП — Целебная творческая психолингвистика — это глубинный, философский, концептуальный, языковой метод психотерапии, разработанный Семеновой Аллой Ивановной. На мастер-классе мы погружались в самоосмысление, самоидентификацию, восстанавливая природные созвучия внутри нас своими собственными голосами. Звук «А» расширил не только грудную клетку, но наполнил теплом, легкостью, дал ощущение свободы. «А-а-а» текло в комнате, над головами участников. Мы разводили плавно руки, плечи широким русским жестом хороводов. А мне вспоминалась демонстрация необычной медитации на берегу Ганги в Варанаси. Её показывал филолог-шиваит, наш соотечественник, несколько лет изучающий санскрит и древние манускрипты в ашраме Традиционного Шиваизма. Тогда меня поразило, что в медитации для Шивы-разрушителя использовался звук «А» — мне представлялся этот звук истинно русским, нежным, добрым, светлым. Именно так — певуче, открыто, свободно и радостно — звучал непрерывный «А-а-а» над Индией. И на мастер-классе ЦТП мы почувствовали радость бытия. По крайней мере, нам приоткрылась дверь в возможную радость бытия. А я в эти минуты смогла проникнуться глубинным смыслом индийской медитации, который не был понят до конца несколько лет назад. Звук «З» оказался солнечным зуммером, солнечным лучом. Удивительным образом удалось прочувствовать и уплотнить шар собственного энергетического поля, наполнится надеждой, легкостью, отдыхом. А потом мы упорядочивали земные, природные ритмы звуком «Т». Думали ли вы когда-нибудь, что «Т» — это накопление в березе весеннего сока? Но вот именно эти сочетания и последовательность звуков вернули меня в состояние гармонии из болезненно-смертельного мира Пандемии, вирусных пневмоний, из напряженного мира борьбы за жизнь.

Мастер-класс Сербиной Людмилы Николаевны «Работа с мифом сказкой. Терапия сказкой» помог полностью восстановить силы и душевное равновесие. Спокойно и легко Людмила Николаевна, оставаясь как бы в тени, привела нас к осознанию своих сильных, ресурсных состояний, перевела «сказочные» представления о неразрешимости проблем в веселый перевертыш уверенности и неожиданно легкой благоприятной развязке. По крайней мере, я точно смогла расстаться с тупиковым представлением одной ситуации, стремящемся надолго поселиться в моем сознании-подсознании неразрешимым конфликтом. Набор выбранных картинок, свои собственные рисунки сложили гармонию понимания в сознании.

Так очистительно и ресурсно прошел мой первый день Конгресса. Все неприятные, токсические эмоции растаяли и улетучились. И наступила пора для мозгового штурма. И этот интеллектуальный марафон прошел для меня под девизом строк О. Мандельштама «Дано мне тело — что мне делать с ним. Таким единым и таким моим».

Итак, девственно чистая и полная энергии на следующее утро, я отправилась на Флэш-курс по межмодальной программе обучения Комментируемой глубинной супервизии, проводимой Ингой Викторовной Румянцевой, Крикуном Владимиром Михайловичем и Николаевым Виктором Ивановичем. Я слабо представляла техники супервизии, особенно глубинной, комментируемой. Конечно, необходимость супервизии как таковой неоспорима. Но только после Флэш-курса значимость и революционность процесса стали проясняться в сознании масштабнее и полнее. Процессу ознакомления и погружению в техники Глубинной комментируемой супервизии методом РНК помогало, а, вернее, являлось обязательным условием, умение регрессировать, строить Конструкции переноса, контрпереноса, понимать Архетип. И, главное, умение слушать и понимать глубинные процессы подсознания супервизанта и супервизора. И понятое, в том числе интуитивно, требуется изложить и представить в лаконичных формах логического, интеллектуального резюме. У участников Флэша выходило это непросто. Но в устах экспертов резюме обретало многоуровневое и многоплановое объяснение. Такое глубинное объяснение, что его переосмысление продолжалось много часов после очного Флэша. И на поверхность бытия всплыли размышления, которые, казалось, решены мной давно. На первых курсах института, после прочтения первых книг З. Фройда, книг по его биографии. На протяжении десятилетий углубления в психотерапию становились все более заметными диаметральные расхождения философов, ученых, психологов. С конца 19 века многочисленные исследователи устремлялись к вершинам духа, к познанию высот мысли и интеллекта, к изучению Космоса внутри человека и космоса объективной реальности, обсуждали свободу воли и нравственный закон внутри нас. В начале XX века пилигримы Востока приоткрыли двери в мир Ведических знаний Западу. Расцветала пышным цветом эзотерика и мистическое представление о мире. И у каждого духовного направления были многочисленные последователи. И я в своих психотерапевтических изысканиях ключевым направлением терапии считала опору на Дух, на открытие «божьей искры» в пациенте, на помощь ему самому осознать этот Свет в себе, почувствовать его целебную помощь.

И на этом фоне интеллектуального подъёма и прорывов сознания в начале XX века Зигмунд Фройд, человек из закрытого мира еврейского общества, с его обязательным монотеизмом, общинным бытием по строгим правилам, заявляет и демонстрирует первостепенность телесных инстинктов, которые главенствуют и руководят человеком. Либидо и Танатос, по мнению Зигмунда Фройда, — вот то, от чего зависит человек и его жизнь. «Анализ сновидений» подтверждает эту аксиому, но вызывает большие сомнения в тотальности Либидо. В своей практике, я часто анализирую вместе с пациентами их значимые сновидения, о которых они рассказывают по собственной инициативе. Так как эти сновидения уж очень необычны, нехарактерны и запоминающиеся. Выводы из таких ярких сновидений почему-то всегда, или почти всегда, приходилось делать по «Анализу сновидений». Что всегда изумляло меня тем, как личность человека-пациента, его социальный статус, интеллект, демонстрируемая сознательная разумность сосуществовала вместе с тайными процессами подсознания, и как люди с первых слов моего объяснения говорили, что они знают, про что и «кого» (! ) я говорю. Часто казались мне мои интерпретации ошибочными.

И вот, во время Глубинной РНК супервизии, исследования и интерпретации маститых экспертов приоткрывали подсознательные процессы участников психотерапевтического процесса. И эти интерпретации часто вызывали позитивный отклик, одобрение, принятие этих выводов, преобразовывали продвинутых и успешных людей, умеющих разбираться в самоосознаности. И для меня психоаналитическая реальность стала обретать более объективное подтверждение. Компромисс и гармония сложились из объединяющих выводов двух предшествующих мастер-классов, где уже объединились русский хоровод и старинная медитация Шивы, переработка негативной ситуации сказочным сочетанием противоположных эмоциональных картинок и рисунков. И Высокий Дух каким-то странным образом принял Тело.

И как радостно осознавать и предвкушать новые встречи Конгрессов! Мы движемся навстречу нашему Всемирному Конгрессу, который пройдет в России! Мы движемся навстречу к новым прорывам сознания и подсознания!

 

Москва, ноябрь 2021 г.