ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

М.Е. Бурно - Заметка по следам заседания Центра ТТСБ и ХК

Рубрика «Опыты души»

ЗАМЕТКА ПО СЛЕДАМ ЗАСЕДАНИЯ (25.11.2021 Г.) ЦЕНТРА ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЙ КРЕАТОЛОГИИ
в структуре Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

Профессор, д.м.н. Бурно Марк Евгеньевич
Руководитель Центра — доцент И.Ю. Калмыкова, учёный секретарь — старший преподаватель Медицинского института РУДН д-р К.Е. Горелов совместно с заседанием Студенческого научного кружка кафедры психотерапии и сексологии РМАНПО (руководитель кружка — доцент Л.В. Махновская, староста — ординатор 2-го года А.В. Кузнецова)

Доклад кандидата политических наук, старшего научн. сотрудника Института философии РАН Григория Юрьевича Канарша «Особенности китайского национального характера и экономической модели Китая с точки зрения Характерологической креатологии». Обсуждение доклада.

Существует классическое представление о национальном характере, который по-своему прорисовывает национальную культуру страны — духовную и материальную.

Учение об общечеловеческих характерах и учение о национальных характерах неразделимы. Неразделимы они и с изучением жизни всего Человечества, с Клинической классической психотерапией, Характерологической креатологией.

Итак, китайский национальный характер, исходя из природных особенностей китайцев (в понимании Характерологической креатологии).

В школьной молодости перед фильмом в кинотеатре обычно показывали киножурнал «Новости дня». Там нередко было и о жизни в Китае. Помнятся вереницы китайских тружеников-строителей с коромыслами на плечах. Несли в небольших ведёрках землю. Кто-то говорил в темноте кинозала: «Вот неутомимо работают — прямо как муравьи». Было даже как-то немного жалко китайцев с такой слабой их техникой. Но мы, уже старшеклассниками, так любили покупать в универмаге яркие, разноцветные китайские галстуки с символическими птицами и драконами. И китайские иероглифы, китайская чувственная живопись в книгах, альбомах чаровали загадочной символической красочностью. Всё это позднее вспоминалось в уже зрелых переживаниях-раздумьях о характерах, обобщалось, благодаря ещё и чтению китайской философии, поэзии. Да, это «муравьиная» природная, характерологическая, работоспособность, но и аутистическая чувственность, поэзия, мудрость. Потом наступил неожиданный необыкновенный взлёт китайской экономики (хозяйствования), о котором нам рассказывал сейчас известный философ Григорий Юрьевич Канарш. Это взлёт предуготован не просто природно-характерологической практичностью, а особой практичностью — прагматизмом, который есть практичность, руководствующаяся изнутри затаившейся в ней концепцией, концептуальностью, определённой изначально-символической (аутистической) системой взглядов, с общественной верой в эту концепцию.

Аутистичность сказывается чувством изначальности духа, а первичное движение духа обнаруживает себя реалистоподобным символическим построением, красочной или нежной сновидностью, например, в китайской поэзии или в живописи. Западная аутистическая прагматичность более интеллектуальная, а восточная — более чувственная. Григорий Юрьевич вспоминал наши с ним разговоры о том, что в западном прагматизме более звучит интеллектуальнаяиндивидуальность («Я»), а в восточном — более коллективность («Мы»). Та самая «муравьинность» (в кавычках), то есть слаженная, сплочённая работа вместе (все вместе, помогая друг другу работают). Вот отрывки из стихотворения старинного китайского поэта Бо Цзюй-И (772-846 гг.) «Я смотрю, как убирают пшеницу».

Крестьянские жёны
в корзинах еду проносят,
А малые дети
кувшины с водою тащат.
Одни за другими
идут по дороге к полю.
Мужчины-кормильцы
на южном холме, под солнцем.

(Кравцова М.Е. Хрестоматия по литературе Китая. — СПб.: Азбука-классика, 2004, с. 291).

Это — «муравьинность». А далее — тоже немаловажная для нас дефензивность автора (там же, сс. 292-293).

Ещё я вам должен
сказать о женщине бедной,
Что с маленьким сыном
стоит со жнецами рядом.
И в правой ладони
зажала поднятый колос,
На левую руку
надела свою корзину.
Вам стоит подслушать
бесхитростную беседу —
Она отзовётся
на сердце печалью тяжкой:
«Всё дочиста с поля
ушло в уплату налога.
Зерно подбираю —
хоть так утолить бы голод».
А я за собою
какие знаю заслуги?
Ведь в жизни ни разу
я сам не пахал, не сеял.
А всё ж получаю
казённые триста даней,
До нового года
зерно у меня в избытке.
Задумаюсь только,
и мне становится стыдно,
И после весь день я
не в силах забыть об этом.

Не чувствуется ли в этих местах из стихотворения Бо Цзюй-И давняя духовная готовность Китая к его нынешнему взлёту? Взлёту без голода?

Почему характерологически всё это так? Потому что природа, организмическая конституция у китайцев другая, не западная. Они в большинстве своём конституциально-организмически более моложавы. Это пожизненная молодость, ювенильность. Аутистическая моложавость побуждает не только к яркой живой чувственности, но и к пожизненной склонности дружить-сотрудничать (в широком смысле). Не так, например, как в нашем прежнем советском пионерском детстве, а моложаво по-взрослому. То есть особенная организмическая конституция способствует здесь выявлению врождённой коллективности, сплочённости. Выявлению непоколебимой массовой веры в своего руководителя. И не только этому. Психиатр-психотерапевт и одновременно кандидат экономический наук, доцент экономики, Ксения Марковна Мижерова замечательно пояснила нам, что эта моложавая конституция многих китайцев сказывается, например, в ловких, проворных движениях в руках — не только в юности, но и во взрослости. Помню, как в советское время принимали на Часовой завод, выпускающий прекрасные многолетние наручные часы «Пилот», для сборки часов, — только девушек до двадцати, кажется, лет, а потом уже пальцы не так слушаются. А китайские труженики, часто и во взрослости, собирают в таких громадных количествах, для многих стран мира, сложнейшую электронную аппаратуру по западным образцам. Речь, конечно, не только об этой аппаратуре…

При всём этом нельзя ни в коем случае сказать, что китайцы моложавы своей особенной организмической конституцией лишь для тонкой проворной работы руками в промышленности и сельском хозяйстве. Со времён Конфуция (ок. 551-479 гг. до н.э.) в этой стране было и есть немало китайских мудрых руководителей-философов. Истинных мудрецов, глубоко понимающих свой народ, духовно созвучных с ним и руководящих им человеколюбиво, не спеша, гармонично, осторожно, выжидательно. Заботясь о том, чтобы, прежде всего, этот свой большой народ накормить. Об этом «накормить» так точно сказала нам Людмила Васильевна Махновская. Вот теперь, в силу, разных обстоятельств, эта забота о народе смогла необыкновенно развернуться в новой китайской экономике.

Думается , важно не забывать и то, что Характерологическая креатология есть лишь один из подходов в изучении жизни Человечества. Но всё же один из необходимых подходов в нынешней запутанной, чреватой катастрофическими опасностями, жизни.

Предполагаю в заключение, что и подобные наши заседания, конференции помогут углублённо уяснять себе человеческие характеры вообще. Это немаловажно для нашей психотерапевтической работы.

Вот то, чем хотелось поделиться. Спасибо!