ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Е.Л. Иванова Тезисы выступления на Экспертном круглом столе по социальной психотерапии

Рубрика «Дискуссионная трибуна»

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Е.Л. ИВАНОВОЙ

в рамках Экспертого круглого стола «Социальная психотерапия и психологическая помощь — конструктивный ответ на вызовы новейшего времени»

Иванова Екатерина Леонтьевна — психолог, гештальт-терапевт, руководитель Центра практической гештальт-терапии «Социальный лифт»; Действительный член ОППЛ.

Тема моего выступления «Способность к контакту со специалистами различных модальностей и готовность к этому у большинства членов ОППЛ-сообщества как психологическая рамка, оформляющая процесс интеграции людей в социальной психотерапии».

4 октября 1999 года на Саммите общественных организаций был инициирован вопрос о создании Федерации общественных профессиональных организаций. Профессор Э.Г. Эйдемиллер высказал опасение, что в случае создания такой организации есть риск, что кто-то станет изгоем. Таким образом, самым важным стал заявленный на Саммите вопрос о процедуре и порядке взаимного признания специалистами и организациями. Федерация создана не была. И, я допускаю, именно из-за отсутствия договоренностей о порядке взаимного признания. Фактически, с 2000х годов, критерии и культура взаимного признания профессионалами друг друга стала внутренней работой ОППЛ (и в других профессионально-общественных организаций).

Руководством ОППЛ была создана за 10 лет команда, способная поддерживать, развивать формы и рамки работы организации, способствующие интеграции специалистов в социальную психотерапию. О каких специалистах, интегрирующихся в социальную психотерапию речь? О людях, обучившихся на психологических, педагогических, медицинских факультетах вузов, а также обученных или заинтересованных в обучении в классических и нарождающихся методах; а также разных по уровню научного мышления — от специалиста до докторов наук. В нашей культуре в 00ые годы не было культуры и опыта признания специалистами столь разных компетенций принадлежности к одной и той же области помощи людям — социальной психотерапии.

Уже в 1999-2000 году были введены строгие академические формы проведения конгрессов: пленарные заседания, аннотированные (безупречно составленные) программы и доклады, пре и пост-релизы, симпозиумы, конференции, круглые столы. Требования к публикациям статей и тезисов соответствовали ВАК требованиям. 20 летний опыт использования этих форм показал, что эти рамки являются несущими конструкциями для интеграции специалистов в поле социальной психотерапии — через определение и внедрение культуры научного взаимодействия между всеми участниками процесса. С другой стороны, в 2000 году был приглашен Альфред Притц, который предоставил участникам ОППЛ (и всем желающим) возможность обучаться эклектической психотерапии в России по стандартам Европейской Психотерапевтической Ассоциации. Всем желающим стали доступны европейские учителя и европейские стандарты психотерапевтической практики. Это стало еще одной рамкой, определяющей интеграцию специалистов в социальную психотерапию.

Кроме этих рамок необходима была воля человека, определяющего усилия многих людей, вступивших в интеграционный процесс, — воля президента Лиги Макарова Виктора Викторовича. Эта воля поддерживала все эти годы у специалистов формирование способности к расширению своего профессионального сознания и душевного потенциала до восприятия инакомыслящих коллег, коллег других модальностей и только зарождающихся методов.

Макаров Виктор Викторович способствовал формированию этой внутренней психологической рамки как обязательной несущей конструкции психотерапевтов социальной психотерапии. Эта личностная конструкция несет нагрузку интеграции человека в сообщество и поддерживает иные взаимно интеграционные процессы.