Рубрика «Профессиональное признание»
1. Название.
Программа обучения на руководителя Балинтовской группы.
2. Ф.И.О. автора методики, звание, степень, место работы.
Авагимян Анжела Албертовна — старший преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы Института психолого-социальной работы ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), медицинский психолог ПКБ №1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ.
3. Определение.
Программа представляет собой методику обучения руководителей (лидеров) Балинтовских групп. Балинтовская группа — это исследовательский тренинг для специалистов помогающих профессий.
4. Сущность методики.
В основе методики лежит последовательное прохождения двух модулей — Базового (Основы Балинтовской групповой работы ) и специального (Обучение руководителя Балинтовских групп).
4.1. Основные принципы.
Принципы Балинтовских групп:
4.2. Основные процессы.
1. Формирование безопасного окружения с надежной рамкой (структурой). Фокус внимания обращен на отношения психотерапевта и пациента/клиента, на то, какие процессы разворачиваются в поле их взаимодействия, на параллельные процессы, происходящие в группе и за ее пределами. Референт представляет случай в свободной форме, акцентируясь на эмоциональных трудностях в своих отношениях с пациентом/клиентом, и получает от участников группы обратную связь в виде чувств, образов, фантазий и размышлений, лишенных излишнего теоретизирования и диагностирования. 2. Формирование специфического языка для передачи опыта — языка чувств, телесных ощущений, метафор, образов.
3. Использование эмпатического слушания, плавно скользящее внимание, фокусирование на реперных точках (точки, на которых основывается шкала измерений) в подаваемой информации, уточняющие, соответственно целям, задачам и запросу, вопросы.
4. В процессе складывающихся взаимоотношений в группе отражаются отношения психотерапевта и пациента/клиента, становятся наглядными процессы переноса и контрпереноса. Одним из основных моментов является обнаружение и раскрытие «слепых» зон в работе специалиста (параллельные процессы)
5. Присутствует эмоциональное взаимодействие — баланс поддержки и конфронтации.
6. Использование этических норм рабочего взаимодействия в группе и в профессии в целом (конфиденциальность, бережное отношение к референту, к пациенту/клиенту, к групповому процессу). Ответственность за соблюдение этических норм и правил разделяется между ведущими и участниками группы.
7. Использование метапозиции — позиция индивидуума временно за пределами коммуникации с целью сбора информации, как будто он является свидетелем, а не участником коммуникации. В этой позиции индивидуум может видеть, слышать и чувствовать, что представляет собой взаимодействие с позиции заинтересованного, но нейтрального наблюдателя.
8. Отслеживание габитуса (совокупность всех тех оснований, которые определяют поведение человека, и которые возникли благодаря усвоению социальных установок) референта и участника группы, есть ли конгруэнтность между тем, что человек говорит и как он выглядит, отслеживание мимики, жестов, тембра и темпа речи.
4.3. Структура процедуры в формате психотерапии/консультирования/медиации.
Обучение руководителя Балинтовских групп совмещает в себе проведение семинаров и групповых сессий, участие в личной терапии, а также работу с источниками (чтение основной и дополнительной литературе по теме обучения). Необходимым элементом обучения является участие в работе Балинтовских групп в качестве участника, референта и, в дальнейшем, — руководителя и ко-руководителя.
5. Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов).
Балинтовские группы названы по имени своего создателя — психоаналитика венгерского происхождения — Микаэля Балинта (Бергманна) (1896-1970).
С 1949 года М. Балинт начал проводить в Тавистокской клинике постоянно действующие дискуссионные групповые семинары с врачами о психологических проблемах общей медицинской практики, которые были одновременно и исследовательскими, и обучающими. Главной целью их был максимально полный анализ постоянно меняющихся отношений «врач—пациент». Исследовательскими интересами были не только ежедневная работа во врачебном кабинете, но и любые встречи врача с пациентом. Задачи семинарских занятий Балинт видел в анализе отношений во врачебной профессиональной практике, разработке диагностики отношений, постижении истинных потребностей пациента, глубинном понимании болезни. Эти семинары привлекли к себе внимание и впоследствии стали называться «Балинтовскими группами».Опыт, обобщенный Балинтом в его книге «Врач, его пациент и болезнь», лег в основу метода проведения исследовательско-обучающих семинаров.
Центральный объект исследования — отношения «врач — пациент», «психолог — клиент». Анализ этих отношений дает возможность более полно понять клиента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром, побывать «по другую сторону» взаимоотношений, и, таким образом, улучшить навыки профессионального общения и преодолеть кризисы в личностном и профессиональном развитии.
Работа в Балинтовской группе направлена на:
6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).
Психоанализ. Для руководителя Балинтовской группы важно видение бессознательных процессов, защит, проекций в отношениях врач\психотерапевт\специалист помогающей профессии — клиент\пацииент.
Тренинг как форма групповой работы и система и совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.
Катататимно-имагинативная психотерапия как одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.
Психодрама как терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.
7. Основные отличия от родственных методов.
ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ | БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА | ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ |
форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы. Существуют методы психотерапии, изначально разработанные как групповые, например психодрама, социодрама | метод групповой тренинговой работы, направленный на повышение профессиональных коммуникативных навыков, снижение профессионального стресса и «эмоционального выгорания» врачей (более широко — специалистов помогающих профессий) | метод подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение |
ОБЩЕЕ | ||
1. Предварительное интервью с каждым участником группы 2. Заключение контракта (устного или письменного) 3. Соблюдение границ — метода, руководителя, референта /супервизора, участников группы, временных рамок проведения группы 4. Коллегиальная поддержка 5. Фрустрации 6. Конфиденциальность (не обсуждать случаи за пределами группы, не называть настоящее имя клиента, пациента) | ||
ОТЛИЧИЯ | ||
Объект: | ||
целостная личность со всеми ее качествами, мыслями, желаниями и ценностями | эмоции, чувства, телесные переживания | один психотерапевт, группа психотерапевтов или коллектив специалистов |
Задачи, цели: | ||
большинство видов групповой терапии ставят своей целью помощь членам группы в решении их индивидуальных проблем | поощрять врачей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы, лучшить восприятие и понимание коммуникации пациента врачами, позволить врачам осознать свои «слепые пятна» в общении с пациентами | направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний, навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта |
Роль руководителя: | ||
Фасилитатор | Ведущий и фасилитатор | Ведущий |
Использование психологических и медицинских терминов: | ||
Не приветствуется | Не используются | Используются |
Фокус внимания: | ||
Жизнь клиента. При этом в разных подходах психотерапии могут исследовать разные аспекты жизни: эмоции, мысли, житейские ситуации, действия, планы и цели, сны, фантазии и т. д. | Отношения врач-пациент, психотерапевт-клиент и т.п. | Разбор осуществляется на одном из нескольких уровней: пациента, психотерапии, психотерапевта |
Советы | ||
Возможны | Не приветствуется | Нужны |
Критика | ||
Возможна | Не приветствуется | Конструктивная критика применяется |
Оценка | ||
Возможна | Не приветствуется | Применяется |
8. Показания, противопоказания и границы применения методики.
8.1. Показания:
Программа предназначена для обучения лиц, желающих участвовать в Балинтовских группах и (или) и заинтересованных в обучении на руководителя (лидера) такой группы. Методика предназначена для специалистов помогающих профессий (в том числе — психологов, психотерапевтов, врачей, педагогов, учителей, медицинских и социальных работников).
Методика способствует:
8.2. Противопоказания:
Из участия в программе должны быть исключены лица с пограничным состоянием психики и обострением психиатрических диагнозов.
8.3. Границы применения методики:
Методика предназначена для работы со специалистами помогающих профессий и доступна для лиц при наличии базового высшего образования (магистратура или бакалавриат) — медицинского, психологического, педагогического. Для сертификации необходимо прохождение 50 часов индивидуальной и/или групповой психотерапии у сертифицированных специалистов.
9. Основные используемые труды.
10. Реквизиты для взаимодействия — в приложенном файле
11. Основные труды автора