ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

А.А. Авагимян - заявка на соискание Авторского свидетельста ОППЛ

Рубрика «Профессиональное признание»

 ЗАЯВКА НА СОИСКАНИЕ АВТОРСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЛИГИ

 

1. Название.

Программа обучения на руководителя Балинтовской группы.

2. Ф.И.О. автора методики, звание, степень, место работы.

Авагимян Анжела Албертовна — старший преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы Института психолого-социальной работы ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), медицинский психолог ПКБ №1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ.

3. Определение.

Программа представляет собой методику обучения руководителей (лидеров) Балинтовских групп. Балинтовская группа — это исследовательский тренинг для специалистов помогающих профессий.

4. Сущность методики.

В основе методики лежит последовательное прохождения двух модулей — Базового (Основы Балинтовской групповой работы ) и специального (Обучение руководителя Балинтовских групп).

4.1. Основные принципы.

Принципы Балинтовских групп:

4.2. Основные процессы.

1. Формирование безопасного окружения с надежной рамкой (структурой). Фокус внимания обращен на отношения психотерапевта и пациента/клиента, на то, какие процессы разворачиваются в поле их взаимодействия, на параллельные процессы, происходящие в группе и за ее пределами. Референт представляет случай в свободной форме, акцентируясь на эмоциональных трудностях в своих отношениях с пациентом/клиентом, и получает от участников группы обратную связь в виде чувств, образов, фантазий и размышлений, лишенных излишнего теоретизирования и диагностирования. 2. Формирование специфического языка для передачи опыта — языка чувств, телесных ощущений, метафор, образов.

3. Использование эмпатического слушания, плавно скользящее внимание, фокусирование на реперных точках (точки, на которых основывается шкала измерений) в подаваемой информации, уточняющие, соответственно целям, задачам и запросу, вопросы.

4. В процессе складывающихся взаимоотношений в группе отражаются отношения психотерапевта и пациента/клиента, становятся наглядными процессы переноса и контрпереноса. Одним из основных моментов является обнаружение и раскрытие «слепых» зон в работе специалиста (параллельные процессы)

5. Присутствует эмоциональное взаимодействие — баланс поддержки и конфронтации.

6. Использование этических норм рабочего взаимодействия в группе и в профессии в целом (конфиденциальность, бережное отношение к референту, к пациенту/клиенту, к групповому процессу). Ответственность за соблюдение этических норм и правил разделяется между ведущими и участниками группы.

7. Использование метапозиции — позиция индивидуума временно за пределами коммуникации с целью сбора информации, как будто он является свидетелем, а не участником коммуникации. В этой позиции индивидуум может видеть, слышать и чувствовать, что представляет собой взаимодействие с позиции заинтересованного, но нейтрального наблюдателя.

8. Отслеживание габитуса (совокупность всех тех оснований, которые определяют поведение человека, и которые возникли благодаря усвоению социальных установок) референта и участника группы, есть ли конгруэнтность между тем, что человек говорит и как он выглядит, отслеживание мимики, жестов, тембра и темпа речи.

4.3. Структура процедуры в формате психотерапии/консультирования/медиации.

Обучение руководителя Балинтовских групп совмещает в себе проведение семинаров и групповых сессий, участие в личной терапии, а также работу с источниками (чтение основной и дополнительной литературе по теме обучения). Необходимым элементом обучения является участие в работе Балинтовских групп в качестве участника, референта и, в дальнейшем, — руководителя и ко-руководителя.

5. Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов).

Балинтовские группы названы по имени своего создателя — психоаналитика венгерского происхождения — Микаэля Балинта (Бергманна) (1896-1970).

С 1949 года М. Балинт начал проводить в Тавистокской клинике постоянно действующие дискуссионные групповые семинары с врачами о психологических проблемах общей медицинской практики, которые были одновременно и исследовательскими, и обучающими. Главной целью их был максимально полный анализ постоянно меняющихся отношений «врач—пациент». Исследовательскими интересами были не только ежедневная работа во врачебном кабинете, но и любые встречи врача с пациентом. Задачи семинарских занятий Балинт видел в анализе отношений во врачебной профессиональной практике, разработке диагностики отношений, постижении истинных потребностей пациента, глубинном понимании болезни. Эти семинары привлекли к себе внимание и впоследствии стали называться «Балинтовскими группами».Опыт, обобщенный Балинтом в его книге «Врач, его пациент и болезнь», лег в основу метода проведения исследовательско-обучающих семинаров.

Центральный объект исследования — отношения «врач — пациент», «психолог — клиент». Анализ этих отношений дает возможность более полно понять клиента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром, побывать «по другую сторону» взаимоотношений, и, таким образом, улучшить навыки профессионального общения и преодолеть кризисы в личностном и профессиональном развитии.

Работа в Балинтовской группе направлена на:

6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).

Психоанализ. Для руководителя Балинтовской группы важно видение бессознательных процессов, защит, проекций в отношениях врач\психотерапевт\специалист помогающей профессии — клиент\пацииент.

Тренинг как форма групповой работы и система и совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.

Катататимно-имагинативная психотерапия как одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.

Психодрама как терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.

7. Основные отличия от родственных методов.

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ
форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы. Существуют методы психотерапии, изначально разработанные как групповые, например психодрама, социодрама метод групповой тренинговой работы, направленный на повышение профессиональных коммуникативных навыков, снижение профессионального стресса и «эмоционального выгорания» врачей (более широко — специалистов помогающих профессий) метод подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение

ОБЩЕЕ

1. Предварительное интервью с каждым участником группы
2. Заключение контракта (устного или письменного)
3. Соблюдение границ — метода, руководителя, референта /супервизора, участников группы, временных рамок проведения группы
4. Коллегиальная поддержка
5. Фрустрации
6. Конфиденциальность (не обсуждать случаи за пределами группы, не называть настоящее имя клиента, пациента)

ОТЛИЧИЯ

Объект:

целостная личность со всеми ее качествами, мыслями, желаниями и ценностями эмоции, чувства, телесные переживания один психотерапевт, группа психотерапевтов или коллектив специалистов

Задачи, цели:

большинство видов групповой терапии ставят своей целью помощь членам группы в решении их индивидуальных проблем поощрять врачей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы, лучшить восприятие и понимание коммуникации пациента врачами, позволить врачам осознать свои «слепые пятна» в общении с пациентами направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний, навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта

Роль руководителя:

Фасилитатор Ведущий и фасилитатор Ведущий

Использование психологических и медицинских терминов:

Не приветствуется Не используются Используются

Фокус внимания:

Жизнь клиента. При этом в разных подходах психотерапии могут исследовать разные аспекты жизни: эмоции, мысли, житейские ситуации, действия, планы и цели, сны, фантазии и т. д. Отношения врач-пациент, психотерапевт-клиент и т.п. Разбор осуществляется на одном из нескольких уровней: пациента, психотерапии, психотерапевта

Советы

Возможны Не приветствуется Нужны

Критика

Возможна Не приветствуется Конструктивная критика применяется

Оценка

Возможна Не приветствуется Применяется
     

8. Показания, противопоказания и границы применения методики.

8.1. Показания:

Программа предназначена для обучения лиц, желающих участвовать в Балинтовских группах и (или) и заинтересованных в обучении на руководителя (лидера) такой группы. Методика предназначена для специалистов помогающих профессий (в том числе — психологов, психотерапевтов, врачей, педагогов, учителей, медицинских и социальных работников).

Методика способствует:

8.2. Противопоказания:

Из участия в программе должны быть исключены лица с пограничным состоянием психики и обострением психиатрических диагнозов.

8.3. Границы применения методики:

Методика предназначена для работы со специалистами помогающих профессий и доступна для лиц при наличии базового высшего образования (магистратура или бакалавриат) — медицинского, психологического, педагогического. Для сертификации необходимо прохождение 50 часов индивидуальной и/или групповой психотерапии у сертифицированных специалистов.

9. Основные используемые труды.

  1. Балинт М. Базисный дефект: терапевтические аспекты. М.: Когито-центр, 2019. — 300 с.
  2. Балинт М. Врач, его пациент и болезнь. М.: Psyllabus, 2018. — 484 с.
  3. Балинтовский групповой тренинг: теория и применение/ под. ред. Б. Василевски, Л. Энгель. М.: Psyllabus, 2018. — 308 с.
  4. Кулаков С.А. Трудности и ошибки в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. СПб., 2017.
  5. Оттен Х. Лидер Балинтовской группы. М.: Psyllabus, 2018. — 102 с.
  6. Оттен Х. Профессиональные отношения. Теория и практика балинтовской групповой работы. — Ереван: РАУ, 2016. — 116 с.
  7. Balint, M. Der Arzt, sein Patient und die. Krankheit. Stuttgart, 1957.

10. Реквизиты для взаимодействия — в приложенном файле

11. Основные труды автора

  1. Авагимян А.А. Балинтовские группы в профессиональном и личностном развитии медиков — взгляд на медицину другими глазами» // Cборник материалов Балинтовского конгресса в Порто. 2019.
  2. Авагимян А.А. Балинтовские группы как метод профилактики профессионального стресса среднего медицинского персонала психиатрического профиля // Сборник Балинтовского общества. 2018.
  3. Авагимян А.А. Коммуникативная компетентность медсестры // Основы сестринской деятельности: Учебник / Под ред. Н.А. Касимовской.М.: Мединформагенство, 2019.