ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

А.И. Денисова. Арт-терапия в клинике психосоматических расстройств.

Рубрика «Статья номера»

Арт-терапия в клинике психосоматических расстройств

(клинический случай)

Денисова Анна Ивановна,
клинический психолог, к.пс.н., действительный член ОППЛ, г. Анапа

 

Современные представления о психосоматике имеют междисциплинарный характер и находятся на стыке двух наук — психологии и медицины. На сегодняшний день психосоматическими считаются те физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и т.п.). Считается также, что соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Существует несколько классификаций психосоматических расстройств, условно их можно выделить на две основные группы (по Б.Д. Карвасарскому) — большие психосоматические заболевания (например, гипертоническая болезнь), и «малые» психосоматические расстройства — невротические нарушения внутренних органов (т.н. «органные неврозы»). Классификация психосоматических расстройств по Д.С. Рождественскому включает в себя психосоматические реакции и психосоматические нарушения. Психосоматические реакции — это соматизированные психические реакции, формирующиеся в ответ на эмоциональное переживание. К психосоматическим нарушениям относятся конверсионные симптомы, функциональные синдромы и психосоматозы.

Арт-терапия — один из наиболее эффективных способов работы с клиентами с психосоматическими нарушениями любого возраста и социального статуса. В работе клинического психолога методы арт-терапии применяются как в качестве самостоятельных психотерапевтических методов, так и в контексте интегративного подхода.

Клинический случай. За психотерапевтической помощью обратилась клиентка П., 65 лет, пенсионерка, образование высшее, вдова. В беседе предъявляет жалобы на плохой сон, раздражительность, тревогу. Основной жалобой является факт затруднительного передвижения, «ноги не ходят». В процессе беседы выясняется, что пациентке была диагностирована болезнь Паркинсона. Это неврологическое заболевание, характерное для старшей возрастной группы. Особенностью болезни является его медленно-прогрессирующий характер. Относится к дегенеративным заболеваниям моторной системы и имеет неутешительный прогноз — по мере развития болезни человек может полностью утратить физическую активность. До прихода к психологу клиентка долго и безрезультатно лечилась в разных клиниках и обратилась за психотерапевтической помощью в качестве «последней соломинки».

Рабочий альянс с клиенткой оказался достаточно продуктивным. Была выбрана интегративная модель психотерапевтической работы (т.е. сочетание разных методов, в зависимости от решаемой в данный конкретный момент задачи). Основные методы, применяемые в работе с П.: юнгианский анализ, сказкотерапия, изотерапия, сценарный анализ, трансовая терапия, беседа. Встречи проходили с частотой один час в неделю. Общая продолжительность работы — шесть месяцев.

С первых встреч выяснилось, что клиентка была несчастлива в семейной жизни, жила в супружестве, потому что «так надо», «ради дочери». Много лет терпела необоснованную ревность, оскорбления и побои мужа. Гасила в себе негативные эмоции, вытесняя их в подсознание. И объясняла себе самой: «все так живут». Дочь выросла и переехала в другой город, муж скончался, а П. заболела Паркинсоном.

Из особенностей работы с данной клиенткой. Она настолько отвыкла обращать внимания на свои чувства, что любые вопросы, связанные с этой сферой ее жизни, ставили ее в тупик. На помощь пришла арт-терапия — прорисовывание своих чувств и эмоциональных состояний, связанных с разными эпизодами ее жизни. Каждое прорисовывание помогало не только осознанию непродуктивного поведения, «предательства себя» (выражение П.), но и высвобождению подавленной жизненной энергии. Использование русской сказки в психологической работе помогало посредством интерпретации символического материала переосмысливать жизненный сценарий, вырабатывать новые, продуктивные алгоритмы мышления и поведения. С первых же встреч анализ сновидений, которые клиентка «приносила» на эти встречи, показывал, как «обрадовалась» психика этой работе. Через символы сновидения подсознание разговаривало с П., каждый раз что-то подсказывая и укрепляя ее в правильности действий.

Настоящим инсайтом для клиентки стал тот факт, что однажды после встречи, глубокой ночью, она вдруг резко проснулась, села в кровати. И сначала шепотом, а потом громко и навзрыд, стала прощать своего мужа (его на тот момент уже двадцать лет как не было в живых). Процесс прощения был не одномоментный — она возвращалась к нему снова и снова на последующих встречах с психологом, на протяжении почти трех месяцев последующей психологической работы.

Отслеживая динамику психоэмоционального состояния П. за весь период психотерапии, лучше всего обратиться к ее рисункам. Первые рисунки отражают агрессивно-депрессивный фон ее настроения. Они неструктурированы, преобладание красок — черных и красных тонов. По мере продвижения в психологической работе меняются цвета рисунков на более яркие, позитивные. Появляется упорядоченность в структуре рисунков. Они становятся более гармоничными. Рисунки, сделанные перед завершением психотерапевтического процесса, отличают гармоничное сочетание цветов, упорядоченность и структурность.

Параллельно с проведением психологической работы, П. продолжала наблюдаться у невролога, ходила на массаж и принимала лечебные ванны.

Логическим завершением процесса явился тот факт, что П. стала ходить легко и свободно! Автор статьи ни в коем случае не претендует на то, что вылечила болезнь Паркинсона. Очевиден тот факт, что «ноги не носили» женщину, когда ее сознание не было готово признать ошибки собственной жизни и взять за них ответственность. Очевиден также тот факт, насколько целителен и для психики, и для физиологии, процесс прощения. Это очистительный процесс. Прощая другого, человек прощает себя. А это значит — восстанавливает связь с собой настоящим, со своим творческим началом, активизирует жизненные ресурсы своего организма.

Заключение. Очевидно, что на протяжении всей продолжительной арт-терапевтической работы с клиенткой, основным механизмом психокоррекции, направленным непосредственно на баланс внутренних сил, была сублимация. Это трансформация внутренней психической энергии с созидательной для личности целью. Это бессознательный процесс психики, который осуществлялся с помощью арт-терапии в два этапа. Первый этап — это всегда выбор темы, объекта, чувства. Второй — процесс выражения переживаемого личностью события арт-терапевтическими средствами.