ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Отчетный доклад В.В. Кузовкина к XXIII съезду ОППЛ

Отчётный доклад о деятельности Комитета образования ОППЛ XXIII съезду Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

Председатель Комитета образования ОППЛ,
Член Центрального Совета,
Кузовкин Виктор Владимирович, г. Москва

Целью отчетного доклада Комитета образования Центрального совета Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги является рассмотрение состояния и перспектив развития образования в области психотерапии и психологического консультирования в модальностях ОППЛ, постановка проблемы качества подготовки психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов, на основе разрабатываемых в Саморегулируемой организации Национальной ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» (далее — СРО) и Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (далее — ОППЛ) документов по образованию, а также профессиональных стандартов психотерапевта и психолога-консультанта.

Данная информация особо актуальна в свете событий, происходящих в России, в СРО и ОППЛ: психологическая помощь пытается обретать законные основания, а, следовательно, ей нужны высококвалифицированные, качественно подготовленные специалисты. Кроме того, сама ОППЛ находится в состоянии изменений, ребрендинга, что потребует и пересмотра образовательной деятельности.

Как сказано в обращении В.В. Макарова к заинтересованным в изменениях членам организации, «ОППЛ в нынешнем виде вплотную подошла к пределу своего экстенсивного развития и для успешной работы в будущем должна уже в самое ближайшее время быть преобразована из «всеядной» и формально «массовой» структуры в элитарную организацию признанных профессионалов, которую можно уверенно выводить не только на российский, но и на международный (в онлайн формате) рынок коммерческих психотерапевтических услуг». Соответственно, ставится задача «осуществить в соответствии с 315-ФЗ через сотрудничество с СРО СПП аккредитацию профессиональных и образовательных стандартов объединённых в Лиге модальностей, обеспечив, таким образом, их легализацию перед государством и облегчив взаимодействие с государственными органами всех ветвей власти».

Состояние развития образования в области психотерапии и психологии в модальностях ОППЛ.Вот уже без малого четыре года, — решение было принято 20 декабря 2017 года, — как я возглавляю в ОППЛ Комитет образования ЦС ОППЛ (далее — Комитет). Создание Комитета, это вынужденная мера, ввиду того, что была образована СРО, одной из задач которой — образовательная деятельность, а ОППЛ — это та структура, которой суждено, во взаимодействии с первой, воплощать в жизнь все лучшее, что идет от нее.

Как СРО, действующая в сфере профессиональной психотерапии, она осуществляет ряд основных функций, вот некоторые из них в плане образовательной деятельности:

— разработка и унифицирование стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности специалистов в сфере психотерапии и психологии: индивидуальных предпринимателей — психотерапевтов, психоаналитиков, консультантов, практических психологов, медиаторов, супервизоров, коучей; юридических лиц, оказывающих психотерапевтическую, консультативно-психологическую помощь, реализующих программы соответствующей профессиональной подготовки, исследовательские программы в сфере психотерапевтической науки и практики;

— разработка стандартов подготовки специалистов в психотерапии и психологии (психотерапевтов, психоаналитиков, психологов, консультантов, медиаторов, супервизоров и коучей); специалистов, реализующих программы профессиональной подготовки, а также профильные научно-исследовательские программы;

— организация профессионального обучения.

А одной из уставных целей ОППЛ является «объединение психотерапевтов и психологов для содействия развитию психотерапии и профессионального сообщества». А для достижения уставных целей в порядке, определяемом действующим законодательством, ОППЛ осуществляет: «содействие профессиональному образованию, обучению и совершенствованию профессионализма членов Лиги» и «содействие в развитии систем дипломного и постдипломного, квалификационного обучения специалистов в области психотерапии, психологии, медиации и психологического консультирования».

Что же сделано за то время, пока существует Комитет? Сразу оговорюсь: завершенного не так много, но деятельность Комитета, это не только деятельность одного его руководителя — Кузовкина Виктора Владимировича. Многое зависит от инициативы членов ОППЛ, особенно руководителей модальностей, и, прежде всего, так как мы осуществляем образование в рамках четырехчастной ее модели, куда входят такие составляющие, как теория и практика, а также личная терапия и супервизия, то эта деятельность, по моему мнению, должна осуществляться во взаимодействии с Комитетом направлений и методов (модальностей) психотерапии, Комитетом по супервизии и Комитетом личной терапии.

Посему требуется выстраивание некой структуры взаимодействия между названными мной комитетами. Это некая совместная, разделенная деятельность.

Идем далее. Еще в марте 2018 года совместно с СРО был разработан и представлен на рассмотрение членов ОППЛ проект Положения об аккредитации специалистов в модальностях. На сегодняшний день — это документ, по которому уже осуществляется аккредитация в СРО. Его полное название «Положение об аккредитации специалистов в рамках выбранной ими модальности (метода) психотерапии или психологического консультирования в Саморегулируемой организации «Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов». В прошлом своем отчете я отмечал некоторые важные моменты данного документа. Можно посмотреть опубликованный доклад.

Я так же говорил о роли руководителей модальностей ОППЛ, которыми было предложено число образовательных часов, требуемых для прохождения первичной специализированной аккредитации, которое до сих пор пересматривается. Но без системы часов подготовки в рамках четырех частной модели вряд ли можно говорить о том, что институт первичной специализированной аккредитации заработает, а за ней и система подготовки специалистов, занятых психотерапевтической и консультационной практиками, с целью их первичной аккредитации. Ведь на основании расчасовки строится система обучения в рамках четырехчастной модели, разрабатываются необходимые образовательные документы, например, программы дополнительного образования в рамках модальностей ОППЛ.

Пока на основе Положения полным ходом идет аккредитация членов ОППЛ по «По совокупности заслуг» (Grandparenting).

Еще одна задача, которая начала решаться с 2018 года, и продолжает решаться в настоящее время — разработка профессиональных стандартов психотерапевтов и психологов-консультантов.

Остановлюсь на разработке профессионального стандарта психолога-консультанта.

Я в прошлом докладе посвятил много внимания тому, как шла разработка данного стандарта и насколько важным является его принятия для развития психологического консультирования как, в частности, в ОППЛ, так и в России, вообще.

Создание проекта и принятие в дальнейшем к реализации самого профессионального стандарта является глобальной задачей, требующей объединения профессионального сообщества, необходимого для выработки единых подходов и требований к профессиональной деятельности такого специалиста, как психолог-консультант.

Что же сделано в плане разработки проекта профессионального стандарта «Психолог-консультант» на сегодняшний день (далее — Проект).

Напомню, что ответственность за разработку Проекта взяла на себя СРО (Президент СРО — В.В. Макаров).

По решению Президента СРО, в составе данной организации была создана группа профессиональных стандартов, и, в рамках нее — группа по разработке проекта профессионального стандарта «Психолог-консультант». В течение 2018-2021 годов данная группа осуществляла разработку Проекта, используя ряд научных методов, занималась внесением изменений в него, исходя из получаемых замечаний от представителей экспертного сообщества разного уровня.

В состав группы по разработке Проекта вошли компетентные специалисты из разного рода организаций (занятых и оказанием услуг психологического консультирования, и профессиональной подготовкой таковых специалистов), исходя из тех требований, которые предъявляются к подобного рода экспертам Министерством труда и социальной защиты населения РФ. Подавляющее большинство экспертов — члены СРО и ОППЛ.

Не повезло только, с моей точки зрения, с руководителем данной группы. С одной стороны, М.А. Коршикова внесла неоценимый вклад и способствовала продвижению Проекта на всех его этапах, и это большая работа, за что ей большое спасибо. Но, с другой, на каждом из этих этапов приходилось глобально переделывать содержательную строну Проекта. Виной тому — низкий уровень компетентности руководителя именно в содержательных аспектах Проекта и владения терминологией консультативной психологии. На каждом этапе прохождения Проекта в его содержании появлялись новшества, которые до их появления не согласовывались с основными экспертами и давались на откуп руководителю группы М.А. Коршиковой. Результатом становилось большое количество замечаний от экспертов из заинтересованных организаций (например, МГУ им. М.В.Ломоносова и аффилированными с ней организациями), которые необходимо было срочно устранять, и где вскрывались недочеты терминологического свойства.

Показателем того, что работа давно могла бы быть завершенной, это огромное количество профессиональных стандартов, которые принимаются по разным видам профессиональной деятельности. Это можно оценить, обратившись к сайту Минтруда.

Тем не менее, работа по продвижению Проекта продолжается. Вопрос, когда закончится и чем, является открытым.

Перспективы развития образования в области психотерапии и психологии в модальностях ОППЛ. Все обозначенное выше — это тот задел, который позволит говорить о дальнейшем развитии образования в ОППЛ и СРО в ситуации ребрендинга ОППЛ.

Но уже в каждой модальности необходимо думать о разработке: во-первых, профессиональных стандартов специалистов-психотерапевтов и психологов-консультантов, работающих в системе той или иной модальности ОППЛ; во-вторых, дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки специалистов.

Требуется осмысление того, чему учить психотерапевта и психолога-консультанта, как в системе высшего, так и дополнительного образования. И на чем будет базироваться это обучение, на что должны будут направлены усилия преподавателей.

Исходя из вышесказанного, с нашей точки зрения, актуальной является проблема подготовки психотерапевтов, психологов-консультантов в системе дополнительного образования в рамках СРО и ОППЛ, которая, чтобы быть успешной, должна осуществляться на научной основе, специально подготовленными преподавателями.

Я несколько раз представлял эту идею и в рамках заседания Комитета модальностей, и на пленарных заседаниях конгрессов ОППЛ, и на конгрессе по психическому здоровью. Есть ряд публикаций по этой теме.

Соответственно, еще одна направленность деятельности в системе образования в ОППЛ — подготовка педагогических кадров для образовательной деятельности. Уже в этом учебном году в следующем полугодии будет запущен курс «Методика преподавания курсов по психологическому консультированию и психотерапии в системе высшего и дополнительного образования».

Такой курс будет проходить на главном образовательном портале ОППЛ и СРО — частном учреждении дополнительного профессионального образования «Первый университет профессора В.В. Макарова» (далее — Университет), который аккредитован в СРО и имеет государственную образовательную лицензию. Он выдает дипломы установленного образца, свидетельства и сертификаты. В университете оптимальное соотношение онлайн и офлайн образования.

Университет продолжает запускать новые образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В рамках предложенных программ каждый желающий может получить качественное образование от высококвалифицированных профессионалов, не нарушая привычный образ жизни и при необходимости пройти аккредитацию по психотерапии, психологии и смежным областям.

Посему, модальности ОППЛ, не имеющие выход на какое-либо образовательное учреждение, особенно, не имеющее аккредитацию в СРО, могут разрабатывать свои программы и предлагать их Университету.

Спасибо за внимание!