Председатель Комитета образования ОППЛ,
Член Центрального Совета,
Кузовкин Виктор Владимирович, г. Москва
Целью отчетного доклада Комитета образования Центрального совета Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги является рассмотрение состояния и перспектив развития образования в области психотерапии и психологического консультирования в модальностях ОППЛ, постановка проблемы качества подготовки психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов, на основе разрабатываемых в Саморегулируемой организации Национальной ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» (далее — СРО) и Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (далее — ОППЛ) документов по образованию, а также профессиональных стандартов психотерапевта и психолога-консультанта.
Данная информация особо актуальна в свете событий, происходящих в России, в СРО и ОППЛ: психологическая помощь пытается обретать законные основания, а, следовательно, ей нужны высококвалифицированные, качественно подготовленные специалисты. Кроме того, сама ОППЛ находится в состоянии изменений, ребрендинга, что потребует и пересмотра образовательной деятельности.
Как сказано в обращении В.В. Макарова к заинтересованным в изменениях членам организации, «ОППЛ в нынешнем виде вплотную подошла к пределу своего экстенсивного развития и для успешной работы в будущем должна уже в самое ближайшее время быть преобразована из «всеядной» и формально «массовой» структуры в элитарную организацию признанных профессионалов, которую можно уверенно выводить не только на российский, но и на международный (в онлайн формате) рынок коммерческих психотерапевтических услуг». Соответственно, ставится задача «осуществить в соответствии с 315-ФЗ через сотрудничество с СРО СПП аккредитацию профессиональных и образовательных стандартов объединённых в Лиге модальностей, обеспечив, таким образом, их легализацию перед государством и облегчив взаимодействие с государственными органами всех ветвей власти».
Состояние развития образования в области психотерапии и психологии в модальностях ОППЛ.Вот уже без малого четыре года, — решение было принято 20 декабря 2017 года, — как я возглавляю в ОППЛ Комитет образования ЦС ОППЛ (далее — Комитет). Создание Комитета, это вынужденная мера, ввиду того, что была образована СРО, одной из задач которой — образовательная деятельность, а ОППЛ — это та структура, которой суждено, во взаимодействии с первой, воплощать в жизнь все лучшее, что идет от нее.
Как СРО, действующая в сфере профессиональной психотерапии, она осуществляет ряд основных функций, вот некоторые из них в плане образовательной деятельности:
— разработка и унифицирование стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности специалистов в сфере психотерапии и психологии: индивидуальных предпринимателей — психотерапевтов, психоаналитиков, консультантов, практических психологов, медиаторов, супервизоров, коучей; юридических лиц, оказывающих психотерапевтическую, консультативно-психологическую помощь, реализующих программы соответствующей профессиональной подготовки, исследовательские программы в сфере психотерапевтической науки и практики;
— разработка стандартов подготовки специалистов в психотерапии и психологии (психотерапевтов, психоаналитиков, психологов, консультантов, медиаторов, супервизоров и коучей); специалистов, реализующих программы профессиональной подготовки, а также профильные научно-исследовательские программы;
— организация профессионального обучения.
А одной из уставных целей ОППЛ является «объединение психотерапевтов и психологов для содействия развитию психотерапии и профессионального сообщества». А для достижения уставных целей в порядке, определяемом действующим законодательством, ОППЛ осуществляет: «содействие профессиональному образованию, обучению и совершенствованию профессионализма членов Лиги» и «содействие в развитии систем дипломного и постдипломного, квалификационного обучения специалистов в области психотерапии, психологии, медиации и психологического консультирования».
Что же сделано за то время, пока существует Комитет? Сразу оговорюсь: завершенного не так много, но деятельность Комитета, это не только деятельность одного его руководителя — Кузовкина Виктора Владимировича. Многое зависит от инициативы членов ОППЛ, особенно руководителей модальностей, и, прежде всего, так как мы осуществляем образование в рамках четырехчастной ее модели, куда входят такие составляющие, как теория и практика, а также личная терапия и супервизия, то эта деятельность, по моему мнению, должна осуществляться во взаимодействии с Комитетом направлений и методов (модальностей) психотерапии, Комитетом по супервизии и Комитетом личной терапии.
Посему требуется выстраивание некой структуры взаимодействия между названными мной комитетами. Это некая совместная, разделенная деятельность.
Идем далее. Еще в марте 2018 года совместно с СРО был разработан и представлен на рассмотрение членов ОППЛ проект Положения об аккредитации специалистов в модальностях. На сегодняшний день — это документ, по которому уже осуществляется аккредитация в СРО. Его полное название «Положение об аккредитации специалистов в рамках выбранной ими модальности (метода) психотерапии или психологического консультирования в Саморегулируемой организации «Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов». В прошлом своем отчете я отмечал некоторые важные моменты данного документа. Можно посмотреть опубликованный доклад.
Я так же говорил о роли руководителей модальностей ОППЛ, которыми было предложено число образовательных часов, требуемых для прохождения первичной специализированной аккредитации, которое до сих пор пересматривается. Но без системы часов подготовки в рамках четырех частной модели вряд ли можно говорить о том, что институт первичной специализированной аккредитации заработает, а за ней и система подготовки специалистов, занятых психотерапевтической и консультационной практиками, с целью их первичной аккредитации. Ведь на основании расчасовки строится система обучения в рамках четырехчастной модели, разрабатываются необходимые образовательные документы, например, программы дополнительного образования в рамках модальностей ОППЛ.
Пока на основе Положения полным ходом идет аккредитация членов ОППЛ по «По совокупности заслуг» (Grandparenting).
Еще одна задача, которая начала решаться с 2018 года, и продолжает решаться в настоящее время — разработка профессиональных стандартов психотерапевтов и психологов-консультантов.
Остановлюсь на разработке профессионального стандарта психолога-консультанта.
Я в прошлом докладе посвятил много внимания тому, как шла разработка данного стандарта и насколько важным является его принятия для развития психологического консультирования как, в частности, в ОППЛ, так и в России, вообще.
Создание проекта и принятие в дальнейшем к реализации самого профессионального стандарта является глобальной задачей, требующей объединения профессионального сообщества, необходимого для выработки единых подходов и требований к профессиональной деятельности такого специалиста, как психолог-консультант.
Что же сделано в плане разработки проекта профессионального стандарта «Психолог-консультант» на сегодняшний день (далее — Проект).
Напомню, что ответственность за разработку Проекта взяла на себя СРО (Президент СРО — В.В. Макаров).
По решению Президента СРО, в составе данной организации была создана группа профессиональных стандартов, и, в рамках нее — группа по разработке проекта профессионального стандарта «Психолог-консультант». В течение 2018-2021 годов данная группа осуществляла разработку Проекта, используя ряд научных методов, занималась внесением изменений в него, исходя из получаемых замечаний от представителей экспертного сообщества разного уровня.
В состав группы по разработке Проекта вошли компетентные специалисты из разного рода организаций (занятых и оказанием услуг психологического консультирования, и профессиональной подготовкой таковых специалистов), исходя из тех требований, которые предъявляются к подобного рода экспертам Министерством труда и социальной защиты населения РФ. Подавляющее большинство экспертов — члены СРО и ОППЛ.
Не повезло только, с моей точки зрения, с руководителем данной группы. С одной стороны, М.А. Коршикова внесла неоценимый вклад и способствовала продвижению Проекта на всех его этапах, и это большая работа, за что ей большое спасибо. Но, с другой, на каждом из этих этапов приходилось глобально переделывать содержательную строну Проекта. Виной тому — низкий уровень компетентности руководителя именно в содержательных аспектах Проекта и владения терминологией консультативной психологии. На каждом этапе прохождения Проекта в его содержании появлялись новшества, которые до их появления не согласовывались с основными экспертами и давались на откуп руководителю группы М.А. Коршиковой. Результатом становилось большое количество замечаний от экспертов из заинтересованных организаций (например, МГУ им. М.В.Ломоносова и аффилированными с ней организациями), которые необходимо было срочно устранять, и где вскрывались недочеты терминологического свойства.
Показателем того, что работа давно могла бы быть завершенной, это огромное количество профессиональных стандартов, которые принимаются по разным видам профессиональной деятельности. Это можно оценить, обратившись к сайту Минтруда.
Тем не менее, работа по продвижению Проекта продолжается. Вопрос, когда закончится и чем, является открытым.
Перспективы развития образования в области психотерапии и психологии в модальностях ОППЛ. Все обозначенное выше — это тот задел, который позволит говорить о дальнейшем развитии образования в ОППЛ и СРО в ситуации ребрендинга ОППЛ.
Но уже в каждой модальности необходимо думать о разработке: во-первых, профессиональных стандартов специалистов-психотерапевтов и психологов-консультантов, работающих в системе той или иной модальности ОППЛ; во-вторых, дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки специалистов.
Требуется осмысление того, чему учить психотерапевта и психолога-консультанта, как в системе высшего, так и дополнительного образования. И на чем будет базироваться это обучение, на что должны будут направлены усилия преподавателей.
Исходя из вышесказанного, с нашей точки зрения, актуальной является проблема подготовки психотерапевтов, психологов-консультантов в системе дополнительного образования в рамках СРО и ОППЛ, которая, чтобы быть успешной, должна осуществляться на научной основе, специально подготовленными преподавателями.
Я несколько раз представлял эту идею и в рамках заседания Комитета модальностей, и на пленарных заседаниях конгрессов ОППЛ, и на конгрессе по психическому здоровью. Есть ряд публикаций по этой теме.
Соответственно, еще одна направленность деятельности в системе образования в ОППЛ — подготовка педагогических кадров для образовательной деятельности. Уже в этом учебном году в следующем полугодии будет запущен курс «Методика преподавания курсов по психологическому консультированию и психотерапии в системе высшего и дополнительного образования».
Такой курс будет проходить на главном образовательном портале ОППЛ и СРО — частном учреждении дополнительного профессионального образования «Первый университет профессора В.В. Макарова» (далее — Университет), который аккредитован в СРО и имеет государственную образовательную лицензию. Он выдает дипломы установленного образца, свидетельства и сертификаты. В университете оптимальное соотношение онлайн и офлайн образования.
Университет продолжает запускать новые образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В рамках предложенных программ каждый желающий может получить качественное образование от высококвалифицированных профессионалов, не нарушая привычный образ жизни и при необходимости пройти аккредитацию по психотерапии, психологии и смежным областям.
Посему, модальности ОППЛ, не имеющие выход на какое-либо образовательное учреждение, особенно, не имеющее аккредитацию в СРО, могут разрабатывать свои программы и предлагать их Университету.
Спасибо за внимание!