УТВЕРЖДЕНО
Президентским советом СРО
Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов»
Протокол № 11 от 12.03.2019
г. Москва, 2019 год
Содержание
1. Цели и задачи внедрения Положения о мерах по предупреждению и противодействию коррупции.
Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции (далее — Положение)Саморегулируемой организации Национальной Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики«Союз психотерапевтов и психологов» (далее — СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов») представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Нормативными актами, регулирующими Положение СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» являются также Устав и другие внутренние документы и локальные акты.
В соответствии со ст.13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
Положение саморегулируемой организации направлено на реализацию данных мер.
2. Используемые в Положении понятия и определения
Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах саморегулируемой организации или члена саморегулируемой организации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению ипоследующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация — юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент — любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп — незаконные передача лицу, выполняющему управленческие и иные установленные законодательством Российской Федерации, а равно внутренними документами саморегулируемой организации функции в саморегулируемой организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами саморегулируемой организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации саморегулируемой организации, работником (представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя организации) -заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
3. Основные принципы антикоррупционной деятельности организации
Системы мер противодействия коррупции на предприятии основываться на следующих ключевых принципах:
1. Принцип соответствия Положения законодательству Российской Федерации.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к саморегулируемой организации.
2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства саморегулируемой организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в саморегулируемой организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников саморегулируемой организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства саморегулируемой организации за реализацию Положения.
7. Принцип открытости.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения деятельности.
8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
4. Область применения Положения и круг лиц, попадающих под ее действие
Основным кругом лиц, попадающих под действие Положения, являются должностные лица и работники саморегулируемой организации вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Положение распространяется и на лица, выполняющие для СРО Национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров.
5. Определение должностных лиц СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» ответственных за реализацию Положения
В СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» ответственным за реализацию Положения, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации.
Задачи, функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации в сфере противодействия коррупции определены его Должностной инструкцией.
Эти обязанности включают в частности:
6. Определение и закрепление обязанностей работников и саморегулируемой организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции
Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются общими для всех работников СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов».
Общими обязанностями работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются следующие:
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируются процедуры их соблюдения.
Исходя их положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор, заключаемый с работником при приёме его на работу в СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» , могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные настоящим внутренним документом саморегулируемой организации.
Общие и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
7. Установление перечня реализуемых предприятием антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения)
Направление | Мероприятие |
Нормативное обеспечение | Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации |
закрепление стандартов поведения и декларация намерений | Разработка и внедрение положения о конфликте интересов. |
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена подарками или иными знаками делового гостеприимства | |
Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников | |
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур | Введение процедуры информирования работниками саморегулируемой организации о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи» и пр.) |
Введение процедуры информирования саморегулируемой организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами саморегулируемой организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи» и пр.) | |
Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов | |
Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности саморегулируемой организации, от формальных и неформальных санкций | |
Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности саморегулируемой организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер | |
Обучение и информирование работников | Ознакомление работников с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в саморегулируемой организации |
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции | |
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур | |
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита саморегулируемой организации требованиям Положения | Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур |
Осуществление регулярного контроля данных
бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета | |
Осуществление регулярного контроля
экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен подарками, представительские расходы, пожертвования, вознаграждения внешним консультантам | |
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов | Проведение регулярной оценки результатов работы
по противодействию коррупции |
Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции |
В качестве приложения к настоящему положению в СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» утверждается план реализации антикоррупционных мероприятий.
7. Оценка коррупционных рисков
Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и функций СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов», при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками саморегулируемой организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды саморегулируемой организацией.
Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Положения. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности саморегулируемой организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Оценка коррупционных рисков проводится как на стадии разработки Положения, так и после ее утверждения на регулярной основе и оформляется Приложением к данному документу.
Порядок проведения оценки коррупционных рисков:
Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
8. Ответственность работников за несоблюдение требований Положения
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников саморегулируемой организации является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.
При этом следует учитывать, что конфликт интересов может принимать множество различных форм.
С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников саморегулируемой организации следует принять Положение о конфликте интересов.
Положение о конфликте интересов — это внутренний документ саморегулируемой организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. При разработке положения о конфликте интересов следует обратить внимание на включение в него следующих аспектов:
В основу работы по управлению конфликтом интересов в саморегулируемой организации могут быть положены следующие принципы:
Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:
при принятии решений по вопросам при выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами саморегулируемой организации — без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
В саморегулируемой организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:
Раскрытие сведений о конфликте интересов желательно осуществлять в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.
СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» берёт на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.
Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Следует иметь в виду, что в итоге этой работы СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» может прийти к выводу, что ситуация, информация о которой была представлена работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Саморегулируемая организация также может прийти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:
Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности саморегулируемой организации и работника, раскрывшего информацию о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.
При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее «мягкую» меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более «мягкие» меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам саморегулируемой организации.
Ответственными за прием информации о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов являются непосредственный начальник работника, сотрудник кадровой службы, единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально.
В СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» должно проводиться обучение работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение проводится по следующей тематике:
Возможны следующие виды обучения:
Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке.
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций. Система внутреннего контроля организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности организации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности саморегулируемой организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. Для этого система внутреннего контроля должна учитывать требования Положения, реализуемые саморегулируемой организацией, в том числе:
9. Порядок пересмотра и внесения изменений в Положение
Данный локальный нормативный акт может быть пересмотрен, в него могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства РФ. Конкретизация отдельных аспектов Положения может осуществляться путем разработки дополнений и приложений к данному акту.
Приложение №1
к Положению о мерах по предупреждению
и противодействии коррупции
Правила, регламентирующие вопросы обмена подарками и иными знаками делового гостеприимства
1.1. Подарки, которые работники от имени саморегулируемой организации могут предоставлять другим лицам и организациям, либо которые работники, в связи с их работой в саморегулируемой организации, могут получать от других лиц и организаций, а также представительские расходы, в том числе, расходы на гостеприимство и продвижение саморегулируемой организации, которые работники от имени саморегулируемой организации могут нести, должны одновременно соответствовать пяти указанным ниже критериям:
1.2. Не допускаются подарки от имени саморегулируемой организации, ее работников и представителей третьим лицам в виде денежных средств, как наличных, так и безналичных, независимо от валюты.
Приложение №2
к Положению о мерах по предупреждению
и противодействии коррупции
Правила, регламентирующие специальные антикоррупционные мероприятия
1.13. В рамках мероприятий внутреннего контроля в СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» осуществляются проверки ключевых направлений деятельности, включая выборочные проверки законности осуществляемых платежей, их экономической обоснованности, целесообразности расходов, в том числе, на предмет подтверждения первичными учетными документами и соответствия требованиям Положения.