ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

А.И. Денисова. Что такое творчество.

Рубрика «Творчество психотерапевтов»

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО?

Психотерапевтическая сказка

Денисова Анна Ивановна,
клинический психолог,  к.пс.н., действительный член ОППЛ, г. Анапа

Как-то пришел к отцу пятилетний малыш с вопросом: «Папа, а что такое творчество?». Отец в это время как раз собирался идти в гараж, и искал старую рабочую куртку. «Ого, сын, да ты вырос! — воскликнул отец. — Задаешь философские вопросы». Тогда малыш спросил: «Папа, а что такое философские вопросы?», — и понял отец, что шутками тут не отделаешься, и задумался. «Ты знаешь, сын, коротко ответить я тебе не могу, потому что не знаю как. Мне нужно время, чтобы подумать над этим. Если хочешь, можем подумать вместе. Я сейчас собираюсь в гараж, могу взять тебя с собой, а по дороге поговорим», — предложил он сыну.

Мальчик очень любил ходить с папой в гараж. Во-первых, в гараже было много мужских штучек, назначения которых он не знал, но чувствовал, что это очень важные вещи. Во-вторых, кто его знает, а вдруг папа разрешит ему что-то прикрутить или раскрутить, или сделать еще какие-нибудь интересные и нужные вещи. В-третьих, в гараже у папы всегда бывает хорошее настроение и можно спрашивать обо всем. В-четвертых… На самом деле, не важно, ЧТО — в-четвертых, — решил мальчик, — потому что и трех причин уже более чем достаточно, чтобы быть счастливым весь вечер. Поэтому предложению папы он очень обрадовался. Ему вообще очень нравилось, что в гараж они ходят с папой вдвоем, в исключительно мужской компании, без мамы. Он считал, что поход в гараж — настоящее мужское занятие, и подходил к этому очень ответственно. Поэтому надел старые замасленные «гаражные» штаны, положил леденцов в карман куртки, прихватил свой рюкзачок с детским набором инструментов и сказал отцу: «Я готов!».

И они с отцом отправились в путь. Мальчик очень любил эту дорогу до гаража. Он мог задавать любые вопросы, и всегда получал на них ответы. И папа никогда в это время не говорил, что ему некогда, что ему надо подумать, что сейчас не самое лучшее время для подобных вопросов и т.д. Папа был весел, открыт для общения с ним, и с удовольствием отвечал на все его вопросы, не считая их глупыми или неуместными.

Так было и сейчас. Они вместе шагали по дороге, папа шутил, и мальчик уже приготовил свои новые вопросы. У него даже нос чесался от нетерпения, так хотелось получить ответ на них. И конечно, первым делом мальчик снова спросил: «Папа, что такое творчество?».

То, что он услышал в ответ, он запомнил на всю жизнь. Папа вдруг стал серьезным. Он на минуту задумался. А потом сказал: «Творчество — это смысл человеческой жизни. Это любовь. Это сила. Это смелость быть собой. Это умение слушать и слышать в себе Бога. Это победа. Это путь. Это дар и одновременно способность одаривать других. Это бурлящий поток и вечность, соединенные вместе. Это полет в неизвестность и сладкое чувство свободы. Это умение обнять весь мир. Это способность трудиться, и каждый раз начинать сначала. Это океаническое блаженство и радость рождения. Это счастье рождать. Это расширение. Это сжатие в точку. Это состояние вне-времени и вне-пространства. Это выход за границы и одновременно проникновение в глубины собственной личности. Это целостность. Это зеркало. Это тайна бытия. Это полет и погружение одновременно. Это звезды, отражающиеся в капле росы. Это солнце, встретившееся с луной. Это сама жизнь. Это сладкий сон. И постоянное пробуждение. Это знакомство с собой снова и снова. Это возможность найти свое место во вселенной. И открыть вселенную внутри себя. Это детскость и мудрость одновременно…».

Папа говорил и говорил, а мальчик слушал как завороженный. Он смотрел на папино лицо и впервые увидел, что так бывает — пока папа говорил, его лицо преображалось и становилось очень красивым. Самым красивым на свете! И мальчик понял, что папа говорит про очень важные вещи. Он понял, что сам того не зная, он задал очень важный вопрос. Возможно — главный вопрос в своей жизни. Он впитывал каждое слово, каждый папин жест и интонацию. И еще — мальчик почувствовал, что он очень любит своего папу, себя, этот мир. Он любит жить. Он любит творить, хоть еще и не совсем понимает, что это такое. Но он точно знает, что хочет посвятить этому свою жизнь.

Мальчик шел рядом с папой, слушал его рассказ и с удивлением чувствовал, что в его груди становится как будто больше воздуха и света. Он весь словно наполняется радостью, которой хочется делиться. Ведь в нем рождается Творец.