Рубрика «Статья номера»
Битехтина Любовь Дмитриевна,
к.пс.н., д.философ.н., профессор, академик РНАН, соруководитель модальности
«Религиозно-ориентированная психотерапия» ОППЛ, г, Москва.
Аннотация
Начнем с того, что история человечества циклична и каждый раз повторяется заново, но в новых условиях развития сознания и самосознания человека. И вот эта малая толика развития ума и души его несет или привносит то различие, которое отграничивает одну эпоху от другой, выстраивая ее с тем оттенком, который наиболее человека может выразить, представить, отобразить.
Именно по нему, по человеку, по его мыслям, предпочтениям, позиции и выбору мы можем судить о том, что его волновало, что он любил, к чему стремился, в чем ошибался, как обобщал полученное знание, какие выводы делал из того опыта, который получил и применил в дальнейшем на своем избранном пути.
Ключевые слова: время, эсхатология, опыт, переживание, самопознание, картина мира, мировоззрение, распредмеченность, опредмеченность, обо*жение, преображение, самоопределение.
Введение.
Вот и сейчас все человечество, не ошибусь так сказать, поставлено перед лицом тех неведомых, таинственных событий, которые открываются и действуют необычным способом на человека, совершенно не давая или лишая его возможности их интерпретации и понимания. Все понимание, весь арсенал осмысления и прилагаемых ими средств во всех областях знания и опыта разбивается, как волна о скалы, взлетая вверх мощным напором и вниз, разлетаясь ярким фейерверком смыслов, откатываясь назади вновь набирая силу.
За эти два месяца я прошла двухгодичную переподготовку, как теоретическую, так и практическую, с полной погруженностью в универсальные проблемы мира, космоса, социума, человека, максимум включения, неослабеваемого внимания, глубинного погружения в предметы финансовой политики, экономики мира и ее заговоров, истории существования цивилизаций и их крах от чумы, холеры, оспы, испанки, войн и еще много чего, что поднималось, тектонически сдвигалось и расходилось в мировой практике; историй человечества, гибнущего перед лицом перемен в эсхатологии времени, взыскующего к вечности.
Это та общая картина, где в моем доме, был весь мир, как на огромном форуме, пока еще не суде, где все бурлило, говорило, высказывалось, обращалось, находилось в открытом диалоге, без прикрас и хитростей. И этот форум мира искал ответ на один вопрос: Что происходит с нами со всеми? Никогда человечество при моей жизни не было так объединено как сейчас, так открыто для жажды понимания происходящего, так по отношению друг к другу доброжелательно, находясь в изоляции и вдали от общественной близости. Удивительно!
Приходило ли оно к Богу — не думаю, скорее всего Бог пришел к нам, открывая тайны про наше существование и призывая к осмыслению и переходу на новый, более органичный и тонкий уровень ума и чувства в общении с Ним. Призывая нас к изменению, вниманию, преображению.
То, что мир стал глобально духовным, не в плане своего бытия, а в аспекте нашего существования — описания и знания о нем — это непреложный факт. Эммануил Кант еще два столетия назад сформулировал нам то, что Бог не может быть в мире сам собой, независимо от наших нравственных усилий и действий на пути по траектории вяжущей силы самопознания. Ключевой концепт философа Канта, что «Я», которое само познает и силой самопознания создает свою траекторию пути, есть необходимый элемент в мире, без которого этого мира не было бы!
Т.е. упрощая философскую мысль, полную глубины и обоснования в трудах Э. Канта, скажем обыденно и для всех, а именно: без наших духовных и нравственных усилий Богу нет места в мире!
А без самопознания себя, как человека — не может быть и мира!
Оба эти процесса взаимосвязаны, только тогда у самопознания есть вяжущая сила и траектория пути к намеченной цели назначения человека и мира.
Вот вам и ответ на ситуацию бушующего моря познавательных инициатив и возможностей, которые представила пандемия, поставив человечество на краю его существования в буквальном смысле слова, что свидетельствует об опасной и смертельной пробоине на корабле, где распадается «связь времен» не имея вяжущей силы.
Не будем обращаться ко всей аналитике в интернете и средствах массовой информации, а перейдем к своей области знания и практике — психотерапии, — в данном случае, духовной, и попытаемся сказать свое слово, видение и преодоления данной ситуации.
Для меня пандемия началась с понимания того, что идет как бы всеобщая мобилизация на военную учебу, что объявлена боевая тревога по подготовке к военным действиям. В учебе противник условный, и вопрос, кто он в реальности, не вставал, понятно было, что он есть, потому как уже с конца лета 2019 г. была объявлена всеобщая вакцинация от гриппа и пневмонии, я сделала прививку, потому как две зимы тяжело болела, чего не скажешь об этой.
А также открывались, создаваемые под шатрами, медицинские центры по сдаче всех анализов и профилактической проверке состояния организма, куда я на Ходынское поле и собиралась по рекомендации врача. Но неожиданно ко мне подошла женщина и сказала: «Не ходите туда, дождитесь, когда это будет здесь, в нашей поликлинике 56 на улице Юннатов. Я удивилась и послушалась, это было с моей стороны духовное действие, ничем другим его обосновать было нельзя. Далее для меня ситуация разворачивалась таким образом, что у нас шел конгресс по психотерапии 2019 как генеральная репетиция ко Всемирному конгрессу 2020, а уровень проведения и подготовки проходил с большими волнениями, будто сам конгресс уже шел, и этому я удивлялась тоже, вплоть до того, что наша научная секция вся оказалась с докладами на пленарном заседании, бурном, интенсивном и интересном. И я сказала: «Вот мы уже как бы и провели по напряжению мировой конгресс 2020».
То, что происходило в стране, мне было понятно, — она пока в стороне и что-то выжидает, тогда как весь мир уже в сговоре и идет как бы его системный заход на перестройку всех сфер жизнедеятельности.
Возможно, предчувствие и общее понимание чего-то перед новым 2020 годом, если не считать того, что весь 2019 год был полон опасностей и предупреждений, которые ты воспринимал сугубо личностно.
Обоснование.
Если учесть, что сознание — это способность духа, высшая форма его проявления, мыслительная способность и волевое решение, то мир, данный мне открывается мне через мое внутреннее «Я» посредством самооценки, самопознания и самосознания.
Для осознанности и понимания движения в поле смыслов важно иметь опоры, которые выделены нами, как три позиции: Это позиция наблюдателя за своим внутренним миром помыслов и переживаний, которая включает установку и фиксацию сознания — как слушание себя, фокусировку внимания (внемление себе); это позиция исследователя, которая включает не только аналитические функции, но и особенное профессиональное чутье, как «синтез момента» на резонанс с духовным чувством, интуицией. Факт первичного именования, какудержание смысла и его сохранения — является основным рефлексивным процессом духовного мышления (исследования Кустова Ю.В.); Так же позиция свидетеля —это «когда человеческий дух, созерцая бесконечное, получает откровение безусловной истины как необходимую потребность духа философского и научного познания» (стр.128 кн. Человек-Храм Божий, архимандрит Наум, 13.10.2017).
Духовная жизнь сосредоточена в сердце как духовном органе, где лежит и хорошее, и дурное, оно — седалище нашей совести, и там пути мышления. Следует заметить, что это полевое исследование информационного поля сознания, идущего от всего мира с погружением в реалии коронавируса с разной степенью виртуального пространственного удаления.
Помимо личностных выше указанных позиций, учитываются в исследовании и три деятельностные духовные позиции, введенные модальностью Религиозно-ориентированной психотерапии: церковная, личностная, научная (Битехтина Л.Д.) для оценки устойчивой картины мира как самого терапевта, так и другого.
Три основные антропологические формации (С.С. Хоружий) — онтологическая, онтическая, виртуальная, в последнюю мы реально и глобально попали (особый аспект будущего анализа); сегодня это — дополнительное осмысление своего мировоззрения и изменения общей картины мира. Четырехчастная модель терапии ОППЛ является интегративной рамкой психотерапевтических подходов Лиги (В.В. Макаров).
С момента самоизоляции стала резко меняться общественная ситуация, возник эффект катализатора, усиление признака, с разворачиванием всех миражей и страхов, которые были скрыты в обществе, и они стали выходить наружу.
Впоследствии была выявлена динамика уровневого изменения как сознания; установлена типология проживания времени в этих отличающихся по напряженности и способам адаптации ситуаций по преодолению негативных, деструктивных последствий.
Этих уровней оказалось пять, в которых основным феноменом становится мировоззрение и то, что с ним происходит, то определяемое через картину мира, свойства сознания и представления человека. Следует заметить, что мной в научной и личностной позиции самоисследования сразу был выделен действующий механизм устойчивости и изменения картины мира через такие категории, как распредмеченность-опредмеченность, а также определена классификация по признакам — исследование, наблюдение, анализ; понимание; симптоматика; помощь.
Результаты исследования.
Первый уровень, начало самоизоляции.
Распредмеченность. Привычная картина мира разваливалась на глазах. Ситуация была внештатной, нестандартной, и никто не мог ей вынести оценку. Это было столь неожиданно, революционно, она не имела аналогов.
Вспоминая К. Юнга, как его спасли от ужаса бессознательного, обрушившегося на него три вещи: он помнил, что он врач, и его ждут пациенты, что у него есть семья и ответственность за нее, что он ученый и обязан обобщать, находить закономерности, что его и спасло от безумия, по его словам.
Исследование, анализ, обобщение.Шел шквалсерьёзного, интересного, огромного объема и сложности по содержанию и разнонаправленностимировоззренческого материала. Поднимались пласты многоуровнего характера и конспирологических многоходовок, от мировых заговоров до космического измерения параллельных миров, и изменения нашей реальности с переходом в виртуальную.
Понимание. Оно возникало только однозначно в одном, что все происходит не просто так! Подобный анализ по всем вопросам и направлениям предлагали ведущие, лучшие, честнейшие специалисты, и я понимала, что он имеет право на существование, но не является ведущим фактором и характеристикой происходящего.
Симптоматика общества и окружения — растерянность, недоумение, невроз, стресс, паника, сомнение, страх в обществе. Семья и я в устойчивом равновесии.
Помощь. Работа с мировоззрением, разъяснение, восстановление картины мира, анализ обширного материала, проработка его и приложение к своему состоянию, обретение внутренней и внешней позиции.
Второй уровень, продолжение самоизоляции.
Распредмеченность в сфере здравоохранения. Амбивалентность состояния человека вследствие разноречивости знаний, странности их происхождения, причудливости ситуаций, обнаружения мегакорыстных мотивов; от нобелевских лауреатов до главы Майкрософта.
Исследование. Медицинский уровень получения знания, стремление разобраться, что это такое, что за напасть, а главное, где лгут, где правда, где «фейк» и «пыль в глаза».
Понимание, вникание в проблему. Следующий уровень или этап психического движения в самоизоляции при карантине — это медицинское освоение и получение знания о коронавирусе, его природе, распространении, характеристиках, сходстве и различии с другими эпидемиями; соглашение об опасности, отвержение опасности. Количество больных, страны, смерть… А ты?
Симптоматика. Стресс, тревожные состояния, ощущение реальной физической опасности.
Помощь. Смирение, терпение, аскетические установки на прилагание усилий за свое спасение от угрозы заражения. Наблюдение за своим здоровьем, маски, мытье рук, чеснок и имбирь и т.д. Профилактика, исполнение порядка и правил.
Третий уровень, продолжение самоизоляции.
Опредмеченность картины происходящего. Начало. Собирание обрывков познания. Появление первичных представлений, сложение мозаичной картины мира из разных мозаик и осколков знания. Психофизический уровень восприятия значимости себя, память о себе.
Наблюдение за своим физическим состоянием, точнее — психофизическим. Измерение свих физических характеристик, внешнего вида, ослабление тонуса, тревога за свое будущее состояние.
Понимание, вникание в физическую практику, физкультуру, лфк, тренинги дыхания, растяжки, йога, и другие телесные мастер-классы прикладного характера. Бум озабоченности физическим тренингом в домашних условиях и изучение специфики подобных тренингов. Расширение сознания и состояние надежды на ближайшее изменение.
Симптоматика. Усиливающаяся тревога за свое телесное здоровье и за его будущее.
Помощь многочисленных сайтов, тренинги психологов. Просто фантастика — и благодарность встречи с таким важным и серьезным пластом практического знания и форм его применения. Надежда, изменение состояния через физкультуру и упражнения в домашних условиях.
Четвертый уровень, продолжение самоизоляции.
Прыжок сознания. Духовно-психический уровень восприятия себя.Опредмечиваниевсех прежних представлений, их рассмотрение в рамках личностного призвания и понимание себя с поправкой от потрясения, выведение недостатков, их преображение.
Исследование духовной позиции церкви, ограничение и штрафы, ужесточение режима, удивление.
Понимание как послушание, непонимание как расхождение с реальностью.
Симптоматика.Уныние, печаль, омертвелость жизни и фиксация этой пустоты общественного сознания, неоправданность ожиданий.
Помощь. Духовные законы, практическое применение, восстановление картины мира, выбранной жизненной позиции, утверждение житейской позиции и ее значения!
Пятый уровень, продолжение самоизоляции с подготовкой к выходу из нее.
Обожение.Духовный уровень, откровение, открытие скрытого, даже непредполагаемого, преображение, изменение сознания и значение происходящего. Обжиг духом — как горшок глиняный ставят в печь: либо треснет, либо обожжется, чтобы далее быть пригодным!
Основные концепты развития: Вера как мужество, Любовь как награда, Мудрость как принятие достоинства жизни и ее таинства будущего века.
Угасание исследования пандемии, память о II Мировой войне, возврат к богословию на новом уровне (кн. «Боговидение» В.Н.Лосский).
НеожиданноеУтверждение духовной, онтологической картины мира с точным осознанием значения Церкви небесной, святой, ее полноты и утверждения «в становлении нового творения, многие личные сознания становятся сознанием Церкви только в той мере, в какой они перестают быть самосознаниями и ставят вместо собственного своего я одно-единственное содержание в многочисленных церковных сознаниях», что означает уже не «самосознание», а «самосвобода», «ибо сознателен в истине тот, кто перестает быть предметом собственного сознания, а предстоит в Истине Церковного сознания свободно», личностно, кафолично — «в едином общении множества личных сознаний» (стр.466-467, Боговидение, В.Н. Лосский).
Перспектива. Исследование, понимание, симптоматика, помощь Божья в контексте христианской психотерапии обо*жения.
Шестой уровень и далее, как возможная динамика развития и ее описание.
Выводы и схема анализа, обсуждение на тему: Возможности духовный терапии и ее помощь при пандемии и самоизоляции.
Кратко:
Еще Жак Лакан утверждал, что опыт тревоги лежит в основе функции и структуры политического субъекта, а также просто субъекта, завлекаемого к власти и знанию, к практикам и технологии насилия (Мишель Фуко).
Опасности современного мира обусловлены, прежде всего, «фейковыми» новостями, трудно проверяемыми лживыми посулами и обещаниями, ловушками и манипуляциями, использующими человеческие немощи и страсти. Психологическая безопасность в современном мире связана прежде всего с духовной безопасностью, со способностью различения явлений по степени их лжи и истины, добра и зла, направленности на общее благо или частной и узкой выгоды.
8. Эсхатология времени, предстояние, выбор будущего, личностное самоопределение, антропологические формации в психотерапии.
Приложение:
Навстречу Всемирному конгрессу по психотерапии 2020-2021
Круглый стол ОППЛ в рамках IX Всемирного конгресса по психотерапии 2021, конференция РОП ОППЛ:
«Религиозная терапия и духовность с позиции психотерапевтического подхода»
Председатели: Битехтина Любовь Дмитриевна (Россия, Москва), Чернявская Валентина Станиславовна (Россия, Владивосток).
Аннотация: Поставим вопрос — всякая ли психотерапия духовна по определению независимо от своего предметного названия, дающего только ограничение по применению, но никак не по содержанию и наполнению предмета внимания?
Таким образом она, имеющая дело с душой человека, определенно духовна. А вот как мы используем эту ее духовность в своей практике, насколько в этом оспособлены, зависит от нашего подхода и взгляда на такое своеобразное и чудесное явление, как человек и его душа.
Осуществим прием, что любое явление можно рассмотреть с разных сторон и на разных уровнях, если оно там представлено. Наша задача — не вникая в природу явления на данный момент, рассмотреть духовность души или психики человека с психотерапевтической позиции и, разумеется, с духовной, задать границу, меру ее способности, научиться глядеть с этой позиции, пользоваться ей, знать о ней, о ее значении для нас.
Духовная терапия — это не только естественное пользование умом, но духовное им пользование. Именноэтомуумению, навыку и обучают в духовных практиках.
Вторая задача терапии — это духовное пользование чувством, которое может быть внутренним и внешним, определяясь внутренними и внешними способностями, имея соответствующие эквиваленты, критерии выражения и само действие (совесть, заповеди).
Духовное пользование духом, управление им, понимание его — дух Божий, дух человеческий, дух падший также различны, как различна их энергия. Как правило, эти различения связаны с волей и ее проявлением в поступках.
Духовные свойства и способности, их измерение, то, какие они бывают, каковы они у нас, как ими пользоваться и применять в своей жизни, в чем их помощь и помеха. Нравственная сторона духовных способностей, добродетелей, их типология, иерархия, связь со способностями.
Чем отличаются онтологические способности от онтических и виртуальных, как в регуляции поведения — нравственного-эстетического; пространственно-временных координат, — так и в самоопределении и идентичности своей личности и ее призвания. Каким я себя вижу, каким хочу быть, какие есть для этого варианты и выбор? С чем и с кем он связан, и кто я такой?!
Литература: