ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Г.Б. Аяпбергенова. Практика оказания психологической помощи населению в условиях эпидемии

Рубрика «Статья номера»

Практика оказания психологической помощи населению в условиях эпидемии с использованием вариантов онлайн-психотерапии

Аяпбергенова Гульмира Болатовна, д.пс.н., вице-президент СРО Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» по Казахстану, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, директор Института инновационной психологии и консалтинга (г. Нур-Султан, Республика Казахстан)

Эпидемиологическая ситуация в мире, в частности, поведение людей в условиях чрезвычайного положения и карантина, явно демонстрирует нам низкий уровень психологической устойчивости человека к агрессивной среде, проявлениям глобальных и локальных кризисов.

Пребывая в таком антиресурсном состоянии, человек, как правило, не находит эффективных решений в проблемных для него ситуациях, или принимает худшие из возможных решений, что в еще большей степени усугубляет тяжесть проявлений состояния деморализации.

В этих условиях, решающим фактором конструктивного воздействия оказывается возможность быстрого доступа к экспресс — психологической помощи, эффективно противодействующей развитию состояния деморализации и способствующей поиску адекватных решений в проблемных ситуациях.

Таким, наиболее «скоростным» способом экспресс-психотерапии для лиц с практикой многочасового пребывания в виртуальном интернет-пространстве (а это — по сути все люди, вынужденно находящиеся в самоизоляции и изоляции на карантине) является модель «Скорой электронной психотерапевтической помощи», располагающаяся в шаговой-секундной доступности для пользователей сети.

Наличие такого доступного интернет-ресурса, разработанного авторами д.м.н., профессором А.Л. Катковым и д.пс.н. Г.Б. Аяпбергеновой по принципу экспресс-психотерапевтической Википедии, решает актуальную задачу эффективной, экстренной профилактики суицидального и любого другого, деструктивного кризисного поведения. И далее, будет способствовать существенному снижению показателей деструктивного поведения среди населения всего русскоязычного пространства.

Фактически, здесь речь идет о возможности получения интернет-пользователем заранее подготовленного тематического видео (оформленного в соответствии с психотехническими требованиями экспресс-психотерапии) в ответ на выбор ключевых слов и уточнение запроса на экстренную психологическую помощь в специальном поисковике сайта проекта. И далее, по желанию клиента, оказание профильной психотерапевтической помощи может быть продолжено уже в формате непосредственного диалога со специалистом.

Таким образом, Интернет — проект «Скорая электронная психологическая помощь» решает следующие задачи:

  1. Обеспечение существенной части населения возможностью экспресс-психотерапевтической помощи мгновенной доступности, реализуемой по модели «Скорой электронной психологической помощи».
  2. Оперативная электронная профилактика деструктивного поведения среди населения.

Проект реализуется на базе интернет-портала Института инновационной психологии и консалтинга (www.innopsycon.kz/help) и адресован широким слоям населения.

Получение первичной психологической помощи в рамках интернет-ресурса «Скорая электронная психологическая помощь» не представляет сложности даже для пользователей с минимальными навыками владения компьютером (рис. 1). Достаточно зайти на страницу портала www.innopsycon.kz/help, выбрать свою поло-возрастную группу, в открывшемся списке найти описание (схожей со своей) проблемной ситуации и нажать кнопку «Смотреть». Во всплывающем окне откроется видеоролик с консультацией по данному вопросу, продолжительностью в среднем 2-7 мин. Если в перечне не отражен искомый запрос, пользователь может обратиться по формам обратной связи к специалистам в письменном виде. При соответствующем спросе на данную тему, она найдет отражение в следующих выпусках видеоконсультаций. Либо пользователь получит первичную консультацию по данному вопросу в письменной форме.

Рис. 1

 

К несомненными преимуществам получения первичной психологической помощи в рамках проекта «Скорая электронная психологическая помощь», помимо уникальности (нет аналогов в Интернет-пространстве), можно отнести:

Проект освещается в Интернете и в социальных сетях. Отзывы от пользователей — положительные. Планируется развитие проекта по увеличению охвата проблемных ситуаций, перевода на другие языки и продвижению.

Помимо постоянно действующего уже четвертый год проекта, в связи с распространением короновирусной инфекции и объявлением чрезвычайного положения и карантина в Казахстане и в целях профилактики развития острого стресса у населения, мы открыли бесплатный доступ к онлайн-видеокурсу профессора А.Л.Каткова «Эффективное управление стрессом», размещенным на сайте с 2017 года.

С чем мы столкнулись и к чему стоит быть готовыми тем, кто последует желанию заниматься благотворительностью в кризисное время?

Во-первых, конечно, это в первые три дня большой поток желающих получить курс бесплатно. Не только в кризис, но и в более спокойные времена перспектива получить что-то бесплатно всегда выглядит заманчиво и привлекательно. За неделю доступ к курсу получило около 800 человек.

Во-вторых, в целом, высокий уровень стресса у населения. Все мы знаем, что при стрессе у человека обычно страдают все стороны когнитивной деятельности. При этом концентрация произвольного внимания затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость, что проявлялось в некорректном следовании инструкции по регистрации на сайте. К этому следует добавить средний или ниже среднего уровень компьютерной компетентности у определенной части пользователей. Справедливости ради нужно отметить, что и технические возможности нашего сайта изначально не были рассчитаны на большое количество одновременно находящихся в системе пользователей.

По этим причинам у некоторой части пользователей возникали технические трудности в оформлении заказа. Интересны модели преодоления этих трудностей у наших пользователей. Так, например, по нашим наблюдениям:

В течение недели мы открыли доступ около 800 чел., что составляет 83,6% из числа всех обратившихся на сайт.

Полагаем, что, мы столкнулись с ярким проявлением механизма агрессивной защиты, хотя и нельзя исключать, к сожалению, повсеместно демонстрируемый в сетях низкий уровень культуры общения в Интернете. Нас радует, что процент подобной коммуникации все же некритичный. Безусловно, конфликтные ситуации были оперативно локализованы, всем оказано техническое, местами экспресс-психологическое, сопровождение до желаемого результата.

Таким образом:, можно констатировать, что:

  1. Потребность в онлайн-психологической помощи в условиях эпидемии есть, и она высокая. Особой популярностью, конечно, пользуются бесплатные предложения.
  2. Оказание услуг на безвозмездной основе не исключает, а в кризисный период даже предполагает необходимость технического и консультативного сопровождения населения со всеми видами эмоционального реагирования.
  3. Следует профилактировать риски эмоционального выгорания (особенно, в долгосрочных проектах), развивая стрессоустойчивость, актуализируя ресурсный статус «Я-Профессионал» и понимая, что, как говорится — «от добра добра не ищут», т.е. доброе дело совершается бескорыстно, от чистого сердца, без ожидания какой бы то ни было отдачи.