ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Пост-релиз VII научно-практической он-лайн конференции по Юнгианскому анализу

Рубрика «Послесловие»

ПОСТ-РЕЛИЗ
по результатам VII международной междисциплинарной научно-практической он-лайн конференции, организованной модальностью «Юнгианский анализ» ОППЛ,

«Алхимия как символическая система в юнгианском анализе и практике психотерапии»

12-13 сентября 2020 года

VII междисциплинарная конференция «Алхимия как символическая система в юнгианском анализе и практике психотерапии «была организована модальностью «Юнгианский анализ» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги 12-13 сентября 2020 года в он-лайн формате (из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса) и проведена под руководством сопредседателя модальности «Юнгианский анализ» ОППЛ, кандидата химических наук Лидии Алексеевны Суриной. Это была седьмая самостоятельная конференция глубинных психологов и психотерапевтов юнгианского направления, проведённой под эгидой Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, в творческом и профессиональном содружестве с Академией Глубинной Психологии, при информационной поддержке Московской Ассоциации Аналитической Психологии и Постдипломной веб-академии аналитической психологии Next Level Psy.

Эта конференция достойно продолжила традиции междисциплинарных конференций Эранос, неизменным участником которых был К.Г. Юнг, и дала возможность представителям различных направлений психологии и психотерапии, а также видным академическим учёным — философам и филологам, историкам и культурологам, богословам, искусствоведам и естествоиспытателям — вместе с исследователями бессознательного человеческой психики и мастерами творческих профессий открывать тайны древних символических систем и перекидывать мосты к современным знаниям, дающим нам ключи постижения законов реальности, глубины души и высоты духа. Участники конференции стали свидетелями парадоксального соединения, казалось бы, несоединимых идей в творческом междисциплинарном поле — синтеза, ведущего нас к пониманию собственного пути, целостному восприятию жизни и человеческой природы.

Открывая конференцию, Л.А. Сурина передала участникам приветствие президента ОППЛ, Персонального Члена Европейской Ассоциации Психотерапии, доктора медицинских наук Макарова Виктора Викторовича. В своём приветствии Виктор Викторович Макаров отметил большое значение юнгианского направления в развитии психотерапии и высоко оценил роль юнгианских конференций ОППЛ, ежегодно организуемых Л.А. Суриной. Он подчеркнул уникальную особенность данных конференций — их междисциплинарный характер, который позволяет психологам и психотерапевтам самых разных модальностей, а также представителям других отраслей знания, науки и искусства поделиться своими новыми мыслями, результатами исследований и размышлениями на важные и актуальные для человека темы. В.В. Макаров пожелал успеха нынешней конференции и выразил уверенность в том, что с каждым годом будет расти её уровень и масштаб.

Конференция стала уже традиционной для её участников и слушателей, но на этот раз общий теоретический уровень выступлений, докладов и мастер-классов стал ещё выше — две трети всех выступающих имели учёные степени доктора или кандидата наук. В этом году конференция подтвердила свой статус международной, благодаря участию иностранных докладчиков из США, Латинской Америки, Сербии и Латвии. В течение двух дней с раннего утра до позднего вечера продолжалосьинтеллектуальноетворчество, читалисьвеликолепныедоклады, велисьоживлённые дискуссии.

В работе конференции приняли участие:

  1. Сурина Лидия Алексеевна — кандидат химических наук, аналитический психолог и юнгианский психотерапевт, действительный член и сопредседатель модальности «Юнгианский анализ» ОППЛ, Сертифицированный личный терапевт, супервизор и преподаватель международного уровня ОППЛ, ректор Академии Глубинной Психологии, Москва
  2. Роберт Боснак (RobertBosnak) аналитический психолог, юнгианский психоаналитик, окончивший Институт К.Г. Юнга в Цюрихе в 1977 году. Участник конференций Эранос (1980-е годы). Автор метода воплощённого в теле воображения (Embodied Imagination). Санта-Барбара, Калифорния, США
  3. Тамара Брадич (Tamara Bradić) — магистр психологии, юнгианский психотерапевт, Белград, Сербия
  4. Никола Йованович (Nikola Jovanović) — врач-психиатр, Институт Психического Здоровья (Institute of Mental Health), Белград, Сербия
  5. Степанов Олег Геннадьевич — доктор медицинских наук, академик Международной Академии Психологических наук, профессор кафедры педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета; аналитический, перинатальный и трансперсональный психолог, телесно-ориентированный терапевт; Челябинск
  6. Зеленский Валерий Всеволодович.доктор психотерапии Института психотерапии Хоффмана в Сан-Франциско (Калифорния. США), директор Информационного центра Психоаналитической культуры, президент Фонда развития Аналитической психологии в России, Сан-Франциско, США
  7. Стрельченко Андрей Борисовичдоктор медицинских наук, врач-психотерапевт, действительный член ОППЛ, официальный представитель ОППЛ в Латинской Америке, официальный преподаватель ОППЛ международного уровня, лидер направлений «Психотерапия здоровых» и «Психотерапия здорового долголетия» ОППЛ, психотерапевт Европейского реестра, профессор IEIRA (Гватемала), Москва
  8. Давыдов Иван Павловичдоктор философских наук, доцент Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва
  9. Кузнецова Оксана Викторовнакандидат психологических наук, аналитический психолог, психотерапевт по методу символдрамы, действительный член ОППЛ, Москва
  10. Зайцев Григорий Сергеевичкандидат искусствоведения, композитор, член Союза композиторов России, доцент Института журналистики и литературного творчества, художественный руководитель ансамбля современной музыки «Свобода звука», лауреат более 20 престижных Всероссийских и международных композиторских конкурсов, автор книг, статей, Москва
  11. Дайс Екатерина Александровнакандидат культурологии, культуролог, философ, поэт, переводчик, член Международного Платоновского философского общества, Москва
  12. Хребтова Нина Львовнакандидат медицинских наук, аналитический психолог, врач-психотерапевт, психиатр, астропсихолог, арт-терапевт, действительный член ОППЛ, Пермь
  13. Баум (Зайцева) Елена Анатольевнакандидат химических наук, старший научный сотрудник кафедры Физической химии Химического факультета МГУ им. Ломоносова, член Союза журналистов России, Москва
  14. Захарова Валерия Викторовнакандидат юридических наук, клинический психолог, психотерапевт, специалист по психосоматике, консультант по гомеопатии, Москва
  15. Чурсин Валерий Николаевичкандидат технических наук, старший научный сотрудник, член Аудиторской Палаты России, Москва
  16. Хегай Лев Аркадьевич — юнгианский аналитик, президент Московской Ассоциации Аналитической Психологии, ст. преподаватель Московского института психоанализа, Москва
  17. Кононов Роман Алексеевич — аналитический психолог, президент Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа, супервизор ЕКПП-Россия, главный редактор Альманаха глубинной психологииTemenos, Екатеринбург
  18. Каблучкова Татьяна Викторовна — аналитический психолог, член Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа, кандидат РОАП (IAAP), автор книги «Основы аналитической психологии. Архетипический подход» (2018), Екатеринбург
  19. Блинов-Михаловски Леонард Юрьевич — юнгианский психолог, магистр бизнес-администрирования, таролог, нумеролог Таро, автор книг, Рига, Латвия
  20. Сафронов Георгий Владимирович — клинический психолог, сертифицированный руководитель балинтовских групп ОППЛ, действительный член Национальной Ассоциации «Союз психотерапевтов и психологов», слушатель учебного курса МААП, Москва
  21. Павловская Наталия Александровна — юнгианский аналитик, член IAAP/РОАП, драматург, доцент Всероссийского Государственного Института Кинематографии, Москва
  22. Первушина Татьяна Николаевна — юнгианский аналитик IAAP\РОАП\ супервизор IAAP, Москва
  23. Пучкова-Дородницына Елена Юрьевна — врач, юнгианский аналитик, преподаватель Первого МГМУ имени И.М. Сеченова и Московского Института Психоанализа, член МААП, член РОАП, рутер IAAP, Москва
  24. Скопинова Светлана Алексеевна — аналитический психолог, феноменологически-ориентированный психолог, Москва
  25. Смирнова Светлана Сергеевна — практический психолог, арт-терапевт, педагог-психолог ВКК, директор АНО ДПО «Байкальского гуманитарного института практической психологии», проректор Академии Глубинной Психологии, Иркутск
  26. Савкина Татьяна Александровна — практический психолог, нейробиолог, кинезиолог, зам. директора АНО ДПО «Байкальского гуманитарного института практической психологии», проректор Академии Глубинной Психологии, руководитель творческого проекта «Миравица», Иркутск
  27. Егорова Наталья Сергеевна — врач эндокринолог, гинеколог-эндокринолог первой квалификационной категории. Основатель и коуч-тренер студии коррекции избыточного веса «Michael». Телеведущая программы «Здоровая тема» на ШелеховТВ, Иркутск
  28. Круглякова Елена Геннадьевна — клинический психолог, интегративный психолог, физик, переводчик, искусствовед, Москва
  29. Комбс Елена Игоревна — аналитический психолог, специалист по семейным системам и структурным расстановкам, специалист в области мировых астрологий, мастер Рэйки, преподаватель ессейских эзотерических знаний, дизайнер амулетов, Москва
  30. Нестеров Пётр Фёдорович (NestorArcaniusAghoranath) магистрфилософии, руководитель авторской Школы Таро «Золотой Путь», Москва
  31. Цыганков Сергей Николаевич — заслуженный учитель РФ, действительный член ОППЛ, официальный преподаватель ОППЛ национального уровня, автор книг «Точка опоры», «Тайная власть архетипов», «Астрология в кризисе», Волгоград
  32. Потехина Лариса Геннадьевна — психолог, семейный терапевт, процессуальный терапевт, потомственная шаманка, село Мильково, Камчатский край
  33. Одынь Вера Владимировна — врач высшей категории, Заслуженный работник здравоохранения России. Россия, Москва.

Тематическое поле конференции предложило участникам следующие вопросы для обсуждения:

Содержательную программу конференции открыла автор и организатор конференции, аналитический психолог, юнгианский психотерапевт, кандидат химических наук Лидия Алексеевна Сурина. В своём докладе «Алхимическая лаборатория современного психолога» автор подчеркнула влияние алхимии как символической системы на современную глубинную психологию с точки зрения аналитической психологии К.Г. Юнга, а смысл алхимического Великого Делания соотнесла с духовным процессом индивидуации — путём достижения человеком своей Самости. Юнг считал алхимию высочайшей ступенью символического мышления. Это цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия по сути своей занимается моделированием космического творения и созданием «химической модели космического процесса». Алхимик создавал в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов, а затем в своих сочинениях описывал химическую посуду, оборудование, весы и лабораторные приёмы. Алхимик ставил своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в процессе космического творчества, исходя из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен. Алхимия — форма аксиологического (т.е. ценностного — через связь общечеловеческих ценностей) и прагматического знания, пользующегося высоко символичной терминологией в сочетании с изоморфной символичностью алхимической операции, где металлы и минералы выступают в роли символов сил вселенной. Средневековые посвящённые воспринимали алхимию как путь к духовному совершенству человека. Процесс достижения просветления называется в алхимии Великим Деланием — Opus Magnum. Таким образом, алхимики достигают воздействия на процессы в микро — и в макрокосме путём совершенствования человека, поэтому они рассматривали алхимию как стиль жизни и тип человеческого поведения. Великое Делание имеет духовный и физический аспекты. Следовательно, существует внешняя алхимия и внутренняя, которая является формой внутреннего делания и направлена на достижение адептом просветлённого состояния через одухотворение микрокосмоса — собственной личности. Этот аспект алхимии явился истоком современной глубинной психологии, в которой данный процесс называется внутренней работой — индивидуацией. Хорошо отработанная система аналогий позволила алхимии до наших дней занимать одно из ведущих мест в модусе символического мышления, став универсальным языком не только глубинной психологии, но и современной литературы, театра, мистицизма.

Всех слушателей без исключения покорило блестящее выступление Романа Алексеевича Кононова — аналитического психолога из Екатеринбурга, основателя и бессменного Президента Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа. Его потрясающий по глубине, символической силе и эмоциональной выразительности доклад «Алхимия расставаний» никого не оставил равнодушным. Сам автор так представил свой доклад: «Вне всякого сомнения, алхимическая тема в наследии К.Г. Юнга — наиболее интригующая и перспективная. В ней нет привычной ясности теоретического мейнстрима юнговской мысли. Но зато бьётся дремучая, странная и очень живая энергия, контакт с которой озадачивает, завораживает и трансформирует. Я испытываю глубокий интерес к алхимическим образам с самого первого раза, когда открыл «Психологию переноса» — настолько то, что я там увидел, выражало какой-то мой собственный внутренний опыт — спутанный, напряжённый и нуминозно нагруженный. С тех пор я учусь обращаться с этим парадоксальным знанием, но, конечно, бесконечно далёк от того, чтобы «вычерпать» алхимическую тему до дна. Но в моих силах в рамках этой темы обобщить часть наблюдений и инсайтов. Они — неожиданные, странные, спорные, но всё-таки, думается, полезные. Надеюсь, таким же окажется и моё сообщение».

Любимый докладчик наших слушателей, который радует нас уже в пятый раз, яркий и харизматичный Олег Геннадьевич Степановдоктор медицинских наук, академик Международной Академии Психологических наук, профессор кафедры педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета в Челябинске — выступил с присущим ему блеском. В своём докладе «Круги жизни. V круг. Касание к груди, развитие базовых отношений — мистика и нуминозность» автор предложил слушателям попытку осмысления и соединения положений перинатальной психологии и «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна об универсальности языка на примере развития первичных базовых внеутробных отношений ребёнка с грудью матери во время кормления, касания её и взаимодействия различных сигнальных систем ребёнка и матери, носящих нуминозный характер.

Слушателям также были представлены книги Олега Степанова. Первая книга — «Общение с новорождённым как с миром» — представляет собой глубокое психологическое и педиатрическое исследование отношений с новорождённым ребёнком, начиная с самого раннего периода его внутриутробного развития. Автор убеждён, что понимание микрокосма ребёнка — ключ к пониманию бытия в целом. Вторая книга «Быть с ребёнком. Практикум по общению» является продолжением первой. Опираясь на научные исследования и собственный практический опыт в области педиатрии и психологии, автор описывает и систематизирует первичные реакции новорождённого, приводит практическую методологию полноценного общения с ребёнком, которая основана на синтезе процессов идентификации, эмпатии и телесной репрезентации. Третья книга «То, что дороже всего» посвящена разным аспектам взаимоотношений человека — с матерью, отцом, детьми, возлюбленными, а также с Богом и, конечно, самим собой. По мнению автора, это “золотое кольцо отношений” — базисная ценность для человека, оказывающаясущественноевлияниенастановлениеиндивидуальности—и, следовательно, на его путь индивидуации, идентификация с Другим, эмпатия, эмоциональная щедрость — универсальные стратегии, помогающие построить наилучшие отношения с миром. Книги Олега Геннадьевича вызвали неподдельный интерес участников конференции.

Именитый сербский психиатр и психоаналитический психотерапевт, руководитель отдела в Институте Психического Здоровья (Institute of Mental Health) в Белграде Никола Йованович (Nikola Jovanović) выступил с интереснейшим, самобытным докладом «Алхимия повседневности». В центре внимания этой работы находится повседневная жизнь: объекты, действия, структуры и места, а не люди, желающие «извлечь дух из материи». Собраны повседневные жизненные ситуации автора, проиллюстрированы ключевые символы и мотивы и предложены различные методы их анализа. Автор анализирует повседневную жизнь с нескольких точек зрения: 1. Повседневная жизнь как личный алхимический сосуд. 2. Коллективная тень в повседневной жизни. 3. Повседневная жизнь как жертва духа природе, обществу или эго. 4. Повседневная жизнь как огромная часть энергии рутинного сопротивления переменам, потенциально агрессивная 5. Повседневная жизнь как недостающий ключевой символ алхимии, которая утратила свою силу и должна быть восстановлена посредством внутренней алхимической работы каждым индивидуумом.

С великолепным, содержательным докладом «Женщины в истории алхимии» выступила представительница естественных наук химик Елена Анатольевна Баумкандидат химических наук, старший научный сотрудник кафедры Физической химии Химического факультета МГУ им. Ломоносова. Автор — известный историк химии как науки и алхимии как герметического искусства — предлагает оригинальный взгляд на роль женщины в её становлении. Women's studies — новое направление в развитии гуманитарного знания, появившееся на Западе в 1960-1970-е гг. Изучение «женской истории» даёт особый ракурс исторического видения многих научных дисциплин. На конкретных примерах судеб выдающихся женщин, представительниц естественных наук, в докладе показаны особенности вхождения женщин в большую Науку. В докладе автор сосредоточилась на именах женщин, чьи работы и практическая деятельность во многих аспектах были проигнорированы в истории алхимии и науки. Это Мария Профетисса (Александрия, II в.), немецкая аббатиса Хильдегард фон Бинген (XII в.), принцесса Анна Датская (XVI в.), дворянка София Браге (XVI-XVII вв.), графиня Сибилла Вюртембергская (XVII в.) и другие, а также целая плеяда британских аристократок. Упоминание и анализ их деятельности крайне важны и актуальны для сбалансированного изложения «новой социальной истории», для разработки её отдельных разделов, включая психоисторическую ретроспективу, в контексте столь актуального ныне гендерного подхода.

Глубокое и яркое выступление Татьяны Викторовны Каблучковой — аналитического психолога из Екатеринбурга, автора великолепного учебника «Основы аналитической психологии. Архетипический подход», было посвящено анализу клиентского сновидения, содержащего алхимический символизм. В докладе «Зелёный лев в апельсинах: алхимия одного сновидения» автор виртуозно показывает, как можно прорабатывать сновидение с привлечением алхимических и мифологических образов в качестве амплификаций, расширяющих смысловое поле личных видений до масштаба общечеловеческих закономерностей развития психической жизни. Это делает возможным более глубокое понимание того, на каком этапе своего индивидуационного пути находится клиент в тот момент, когда его бессознательное преподносит ему именно этот алхимический образ, и что требуется от эго, чтобы продвинуться в своём развитии дальше.

Два доклада наших коллег из Иркутска порадовали слушателей богатым содержанием и ярким представлением.

Великолепный доклад «Символы славянского деревянного зодчества: смысловой контекст мироустройства человека» представила Светлана Сергеевна Смирнова — практический психолог и арт-терапевт, директор Байкальского гуманитарного института практической психологии и проректор Академии Глубинной Психологии. По мнению историков и искусствоведов, славянский деревянный дом — это символ мироустроения: крыша — небо (мир богов), сруб — мир яви (окружающий мир человека), подпол — мир духов усопших предков. Резьба, которая является одним из средств выразительности деревянной архитектуры, служила нашим предкам в большей степени, не только как украшение, а отражало представления людей о мироустройстве, жизненном укладе. Раскрытие смыслового контекста символов элементов орнамента рассказывает о традициях и обычаях наших предков, знакомясь с которыми, человек лучше понимает мир своей души и укрепляет внутреннюю опору.

Её коллега Татьяна Александровна Савкина — практический психолог, нейробиолог, кинезиолог, зам. директора Байкальского гуманитарного института практической психологии и проректор Академии Глубинной Психологии — представила глубокий, содержательный доклад «Символические «Карты Мира»: возможности в диагностической и коррекционной работе». В своём докладе автор представила авторские символические карты как метафору гармоничного развития Человека и их прикладные возможности в диагностике и коррекции актуальных психологических проблем.

Поддержал тему духовного измерения Валерий Николаевич Чурсинкандидат технических наук, старший научный сотрудник, член Аудиторской Палаты России. Он поразил слушателей интереснейшим докладом «О роли мессианской тайны в алхимическом процессе создания Нового Завета». Автор рассматривал литературный процесс создания Нового Завета как таинственный алхимический процесс, начатый Марком с его теорией Сына Божьего. Матфей приводит родословие Иисуса от Иосифа и теорию «божественного» адюльтера Марии. Это прорыв, нигредо. У Луки Гавриил предлагает Марии силу Бога, в т.ч. мужскую, и зачатие божественного сына. Шлаки очищены. Это альбедо. Но кто же Гавриил? У Иоанна Иисус — сын Отца, Клеопы/Алфея, погибшего учёного вождя. Это загадочный цитринитас. Дело за свадьбой. Иисус женится на Марии Магдалине, дочери Иаира, по обряду священного брака. Это иерогамия, рубедо.

Многогранный специалист — кандидат юридических наук, клинический психолог, психотерапевт, специалист по психосоматике, консультант по гомеопатии Валерия Викторовна Захарова открыла слушателям тайны голографической природы болезни в своём одноимённом докладе. Автор полагает, что люди в большинстве своём привыкли относиться к болезни как к соматическому феномену, и только в последние десятилетия стали появляться исследования, подтверждающие психическую основу многих хронических соматических заболеваний. Но если природа психики нематериальна, то каким же образом происходит формирование болезни? И есть ли у нас теории, косвенным образом описывающие этот невидимый эндогенный, но соматически очевидный, процесс? Сам собой напрашивается вывод, что есть. Интерференционная картина когерентных волн квантовой физики, эпигенетики, гомеопатии и юнгианской психологии позволяет создать архетипическую теорию патологии, связывающей психо-физическое развитие человека, становление его личности, дифференциацию сознания, следующие через неизбежные кризисы, психосоматические и соматические патологические феномены с квантовой природой различных веществ окружающего мира.

Елена Геннадьевна Круглякова — клинический психолог, интегративный психолог, физик, переводчик и искусствовед — представила яркий и образный доклад «Путь героя в поисках идентичности от Шута до Мастера по юнговской карте души». Автор посвятила своё выступление проблеме использования юнгианских архетипов в трактовке значений Старших арканах колоды Таро. Старшие арканы также рассматриваются с точки зрения Высшей (внутренней) алхимии как этапы Великого делания в процессе трансформации души. На примере Юнгианской колоды предпринята попытка исследования Таро, традиционно причисляемого к гадательным практикам, с точки зрения научных знаний, а также в качестве инструмента юнгианского аналитика. Научный подход опирается на совместную работу и двадцатилетнее сотрудничество Юнга и нобелевского лауреата, одного из создателей квантовой механики Вольфганга Паули. Ключевым понятием, находившимся в фокусе совместного исследования учёных, являлось понятие синхронистичности, применение которого и позволяет автору предпринять весьма убедительную попытку вывода Таро из поля мантических практик в научную сферу.

Два следующих доклада затрагивали тему связи культурных аспектов мировых религий с аналитической психологией.

Юнгианский аналитик, член IAAP/РОАП, драматург, доцент Всероссийского Государственного Института Кинематографии Наталия Александровна Павловская представила глубокий и богатый содержанием доклад«Мистицизм аналитической пары. Понимание и проживание глубинных процессов юнгианского анализа через идеи и образы мистических течений иудаизма». Автор задаётся вопросами: как связаны Царь Давид, Авраам Абулафия, Ицхак Лурия, Шабтай Цви и Натан из Газы, Баал Шем с тем волшебством, которое возникает в пространстве аналитического кабинета? Шхина, эйн соф, двейкут, клипот, тиккун олам, цимцум — что это значит для тонкого поля, рождающегося между аналитиком и клиентом? Есть ли место профетизму, мессианству, теургии и мистике в нашем анализе? Отвечая на эти вопросы, автор приглашает участников слушать истории, погружаться в своё воображение, связывать центры и развязывать узлы.

Её коллега Светлана Алексеевна Скопинова — аналитический и феноменологически-ориентированный психолог — выступила с докладом «Архетипические сюжеты мировой мифологии и аналитический теменос. “Махабхарата”». Предметом исследования автора работы являются процессы, происходящие в аналитическом теменосе, в качестве метафоры которого рассматривается сюжет и архетипические образы древнеиндийского эпоса “Махабхарата”. Вызовы, качество и характер вопросов, стоящих пред героями эпоса, определяют характер их взаимоотношений, а сопоставление персонажей с юнгианскими архетипами и алхимическая символика их взаимодействия позволяет наблюдать процесс их взаимной трансформации.

Первушина Татьяна Николаевна — юнгианский аналитик IAAP\РОАП\ супервизор IAAP — провела захватывающий мастер-класс «Горгульи — охранники нашего внутреннего мира». Во время авторского воркшопа шла речь о мифологии горгулий и символическом значении их в ландшафте нашей души. Автор предложила участникам вместе исследовать этот внутренний персонаж и возможность проводить через него энергию тени, открыть для себя периферию нашего сознания, через творчество и активное воображение, исследовать образы психического извержения — эмоции, чувства, переживания. В мифологии о горгульях отражена идея приручения теневого содержания, и автор предложила попробовать познакомиться с нашими горгульями, поговорить с ними и символически покормить их. Воркшоп проходил в технике активного воображения и рисунка.

Завершило содержательную часть первого дня конференции блестящее выступление американца Роберта Боснака с докладом Алхимия во времена колоссальных изменений». Роберт Боснак (RobertBosnak)из городаСанта-Барбара, Калифорния, США аналитический психолог, юнгианский психоаналитик, окончивший Институт К.Г. Юнга в Цюрихе в 1977 году. Он был участником конференций Эранос в 1980-е годы, что делаем его присутствие на нашей конференции особенно ценным Роберт Боснак является пионером метода воплощенного в теле воображения (Embodied Imagination). В своём ярком, содержательно и чрезвычайно актуальном выступлении автор поведал нам глубокую истину о том, что алхимия — это искусство революции, фундаментального изменения видения. Она показывает нам, как переходить от одного качества времени к другому. Она демонстрирует то, как старые системы разрушаются и заменяются новыми — более ценными. Для алхимии вся наука является биологией. Всё есть живое, мёртвых объектов не существует. По словам алхимиков, мы живём в полностью оживлённом мире, очень похожем на мир сновидений, в котором всё может ожить в любой момент — как в дополненной реальности. Наше нынешнее научно-ориентированное сознание всегда ведёт себя, исходя из предпосылки, что объективная реальность действительно существует. Это основывается на изобретении объективности во Флоренции в 1415 году. Однако квантовая физика говорит нам о том, что познание реальности основано на участии; что находится в соответствии с видением будущего, в котором полностью смешаны действительность и виртуальность. Это будущее сейчас называют Зеркальным миром. Как нам выжить в мире смешанных реальностей, в котором наш доступ к миру по своей природе является основанным на участии? Через сновидения и алхимию мы понимаем: мы можем познавать мир, становясь ему аналогом. Автор посвятит свой доклад тому, как становиться похожим на материал, который мы изучаем, используя искусство мимесиса. Став подобными предмету, который мы изучаем, мы исследуем его иначе, чем через парадигму объективности. Как это работает? Автор показал это на примерах работы с алхимическим материалом, со сновидениями, а также на примере озарений футуристов и визионеров грядущего Зеркального мира.

Второй день конференции открыл известный юнгианский аналитик, президент Московской Ассоциации Аналитической Психологии (МААП)Лев Аркадьевич Хегай, который выступил с докладом «Юнг, Парацельс и спагирическая (алхимическая) психотерапия». Автор рассказал о том, что К.Г. Юнг считал средневекового алхимика и врача Парацельса своим предшественником, посвятив ему три эссе. Наряду с Филимоном и Абраксасом, можно считать Парацельса персонификацией его Самости. Ключами к его рецепту философского камня являются его алхимический сон, а также легенда о нимфе Мелюзине, получившая сценическое воплощение в опере Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда».

Продолжил тему алхимии в юнгианском смысловом поле доклад«Алхимический язык: современная интерпретация в свете глубинной психологии» легендарного юнгианского аналитика Валерия Всеволодовича Зеленского, с которого началось развитие юнгианской психологии в России. В невероятно глубоком и по-человечески тёплом выступлении автор размышляет об алхимическом языке — удивительно красивой символической системе образов, описывающей трансформацию души и внутреннюю, глубинную духовную работу человека. Приобщаясь к алхимии с её словами-вещами, словами-образами, словами-умениями, важно уяснить, что все пять предполагаемых источников алхимии являются технологиями, тяжким трудом над вполне ощутимыми материалами: металлургия и ювелирное дело, окраска одежд и тканей, бальзамирование умерших, фармацевтика, парфюмерия и косметика, приготовление и консервация пищи… Любой ручной и чувственный труд наполнен значением, связанным с природой, жизнью, смертью и душой. Язык алхимии есть символ, образ, метафора: вещества, сосуды, операции… Каждый алхимический феномен означает одновременно и нечто психологическое, и нечто материальное. Ум современного человека сохраняет это стремление алхимии к переносу технологии в психологию. Согласно Юнгу, невроз — это расщепление, а терапия — это объединение. Подобно тому, как coniunctio является образной метафорой, так и метафоры являются проговариваемыми coniunctio. Таков терапевтический эффект алхимии — осознание сути происходящего через метафору и символ, и эта метафора уже сама по себе является психотерапией.

Глубочайший, проникновенный и необычайно красивый доклад прозвучал из уст клинического психолога Георгия Сафронова. В своём выступлении на тему «Гравюры Splendor Solis как символическое отражение развития профессионального самосознания (на примере групповой супервизии)» автор приоткрыл нам завесу тайны одного из самых загадочных средневековых трактатов. Автор предложил рассматривать групповую супервизию как инструмент развития профессионального самосознания аналитического психолога. Символической моделью, отражающей эту функцию групповой супервизии, стал Opus Magnum алхимического трактата Splendor Solis XVI века. В основу авторского подхода положены следующие элементы: герметический принцип в работе с Prima Materia аналитического случая, интроспективный метод, аналогия стадий развития сознания в филогенезе и стадий Opus Magnum.

Удивительно тонкий, глубокий и поэтичный доклад «Алхимия Встречи в аналитическом пространстве» представила кандидат психологических наук Оксана Викторовна Кузнецова. Мотив Встречи живёт во многих мифологических и религиозных сюжетах. Встреча — это резонанс, «сонастроенность». В глубинной психотерапии происходят процессы, созвучные алхимическому Деланию. «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента» (К.Г. Юнг). Так же, как алхимическая конъюнкция (coniunctiо) способствует рождению нового, которое происходит в результате смешивания противоположных субстанций, так и в психоаналитическом пространстве проявляется союз противоположностей. Анализ — это диалогический и диалектический процесс. По Юнгу, в анализе участвуют два человека, между ними происходит двухстороннее взаимодействие, и они участвуют в происходящем на равных («равенство», или более точно, «взаимность»). На юнгианском Пути происходит знакомство с Тенью и прикосновение к Нуминозному, и эти Встречи высвобождают способность души к исцелению.

Традиционный участник наших конференций, блестящий, неподражаемый Григорий Сергеевич Зайцев — искусствовед и композитор, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, учёный, известный своими исследованиями европейских символических систем и лекториями, посвящёнными проблеме современной культуры в целом и современного искусства в частности — вновь покорил своих слушателей! В междисциплинарных исследованиях Григория Зайцева пересекаются современная философия, социальная сфера и психология современного субъекта, все виды искусств, которыми располагает новое общество, а также история, социология, теория символа и т.д. Свой доклад «Алхимический символизм и ранние Триумфы — попытка дифференциации» автор представил так: «Исходя из знакомства с книгами, журналами или блогами о картах Таро, может сложиться представление, что параллель между Таро и алхимией являет собой что-то совершенно определённое и очевидное. Об этом пишут в книгах и статьях, говорят в лекциях, обсуждают на форумах и в соцсетях. Но так ли это на самом деле? Не является ли влияние алхимических рисунков на формирование иконографии карт Таро преувеличенным анахронизмом? Каковы реальные взаимоотношения между символической системой Триумфов и алхимическими миниатюрами? Об этом и пойдёт речь в моём докладе». Выступление Григория Зайцева заслужило восторженные отзывы самых взыскательных участников нашей конференции.

Следующий докладчик подхватил тему Таро как символической системы, используемой в практике исследования человеком собственной души. Ярким, глубоким, многогранным докладом «Символизм Старших Арканов Таро как идентификация алхимической трансформации духа на пути к Самости» порадовал нас Леонард Юрьевич Блинов-Михаловски — юнгианский психолог, магистр бизнес-администрирования, таролог, нумеролог Таро из Риги (Латвия). Его выступление также касалось глубинной связи между двумя древними символическими системами — алхимией и Таро. В докладе мифологема «Путешествие Героя в поиске Грааля» рассмотрена автором через призму символики Старших Арканов Таро. Эта символика соотнесена с четырьмя этапами «Великого алхимического делания» — Нигредо, Альбедо, Цитринитас и Рубедо. Цель путешествия Героя — обретение Самости, интеграция своей Тени и Анимы. Именно в этом и заключается цель алхимической трансформации духа. Автор считает, что понимание этапов данного процесса позволяет эффективно работать с психологическими проблемами так называемого «кризиса среднего возраста».

С успехом выступил доктор философских наук, доцент кафедры Философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Иван Павлович Давыдов. В егоглубоком концептуальном докладе «Экспликация “ложных масок” символистской драмы (на примере «Летнего сна о венке из одуванчиков») объектом юнгианского анализа выступает сновидение анализанта, записанное и опубликованное с его согласия И.П. Давыдовым в 2017 г., а предметом — архетипические фигуры, участвовавшие в «символистской драме» данного сновидения. Автор проводит сопоставление действующих во сне персонажей с юнгианскими архетипами и показывает применимость функционального анализа к образам юнгианских архетипов из «Летнего сна о венке из одуванчиков», уделяя при этом специальное внимание проблеме «срывания масок» ложной (само-) идентификации персонажей сновидения с тем или иным архетипом.

Вслед за ним прозвучал очень интересный доклад «Алхимические образы активного воображения в работе с ребёнком-инвалидом» магистра психологии, юнгианского психолога Тамары Брадич (Tamara Bradić)из Белграда, Сербия. Основываясь на многолетней работе со школьниками с ограниченными возможностями различными методами, автор пришла к выводу, что использование активного воображения — чрезвычайно полезный инструмент, позволяющий учащимся творчески противостоять порой весьма интенсивным проявлениям, исходящим из бессознательного. Работая с ребёнком, которого я вам представлю, я использовала пластилин, и большое преимущество этого метода заключается в том, что эстетический критерий не является существенным. Что наиболее важно, так это свобода выражения, спонтанность и творчество, но под бдительным оком терапевта. В докладе приводятся теоретические и практические соображения по поводу активного воображения, и у слушателей будет возможность увидеть конкретные результаты применения этого метода.

Доктор медицинских наук, врач-психотерапевт Андрей Борисович Стрельченко выступил в соавторстве с врачом высшей категорииВерой Владимировной Одынь с прекрасным докладом «Психотерапевтические аспекты шаманских практик современных майя». Шаманские практики коренных народов Мезоамерики своими корнями уходят в историю древних цивилизаций Американского континента. Современные майя сохранили многие традиции своих легендарных предков, включая шаманские ритуалы. В настоящее время эти ритуалы выполняют важную роль в поддержании психического и соматического здоровья современных майя, являясь вариантом «народной (этнической) психотерапии». В докладе приводятся некоторые наблюдения, полученные в ходе междисциплинарной научной экспедиции, изучавшей особенности влияния шаманских обрядов на сообщества современных майя. Наблюдения и непосредственное участие в шаманских ритуалах позволяет сделать вывод о близости психофизиологических механизмов этих ритуалов и современных методов психотерапии. Целостность и структурированность процедуры шаманского ритуала может явиться положительным примером для построения эффективной психотерапевтической сессии.

Интереснейший доклад Нины Львовны Хребтовойкандидата медицинских наук, аналитического психолога из Перми — ставит вопрос о том, какие дары и смыслы к нам приходят в процессе проживания личного «алхимического делания», преобразующего «тёмную материю» травматических содержаний в «золото Тени» как ресурс индивидуации? Предлагаемое выступление — попытка связать событийный и символический опыт поколений и динамику человеческой души в практике анализа, в пространстве пересечения родовых паттернов, культурных комплексов и личных историй — и клиентских, и наших собственных.

Несомненным украшением конференции стало выступление руководителя Школы Таро «Золотой Путь», магистра философииПетра Фёдоровича Нестерова с блестящим докладом Алхимические преобразования Микрокосма: роль теургии и мантики», который вновь потряс слушателей своими энциклопедическими знаниями и глубоким проникновением в тайны человеческой психики. Автор поведал слушателям о том, что важную часть подготовки алхимика составляла духовная практика общения с божественными силами и привлечение их поддержки на земной план, подобно изречению Изумрудной скрижали о холистической связанности небесного и земного порядка. Мантическая практика в наибольшей степени представлена астрологическими методами, которые алхимики принимали в расчёт в своих экспериментах. В рамках доклада были рассмотрены основные межпредметные связи этих сакральных искусств.

Высокий уровень выступлений продолжила Елена Игоревна Комбс — аналитический психолог, специалист по семейным системам и структурным расстановкам, специалист в области мировых астрологий. Она выступила с докладом «Движение к целостности через взаимодействие первоэлементов терапевта и клиента на примере системы китайской астрологии БаДцы». Согласно древней системе китайской метафизики Ба Дцы, все сущее во Вселенной, включая человека, состоит из 5 первоэлементов ( дерево, огонь, земля, металл, вода) и при рождении каждый человек наделяется их уникальным составом, содержание которого определяет его врожденные качества. На примере этой системы можно проследить, как взаимодействие двух, в данном случае клиента и терапевта, дополняет и гармонизирует уникальный состав обеих сторон и как, в случае конфликтов первоэлементов внутри человека используются символы-животные, функцию которых можно сравнить с трансцендентной, так как их появление способствует трансформации внутренних и внешних конфликтов человека.

С ярким и самобытным докладом «Культура как форма жертвоприношения» выступил Сергей Николаевич Цыганков — заслуженный учитель Российской Федерации из Волгограда. Он поведал слушателям о том, что понятие «культура» ведёт свою генеалогию от древних религиозных культов и храмовых мистерий. Культ бога Ура — один из древнейших на земле, хотя и наименее известный. Центральное место среди религиозных ритуалов занимает жертвоприношение. Его формы и способы с развитием цивилизации существенно изменились, однако современная культура, разнообразные виды искусства во многом продолжают нести в себе эту функцию. В докладе рассматривается, какую опасность могут представлять для общества скрытые и явные формы работы с психикой человека в ходе зрелищных массовых мероприятий.

Врач-эндокринологНаталья Сергеевна Егоровапорадовала слушателей выступлением на тему «Алхимия тела: восстановление природной гармонии». Её доклад был посвящён выявлению причин избыточный веса с помощью авторской методики тестирования I.S.O.W. (Individual System Optimizations Weights). Избыточный вес — серьёзная глобальная проблема. Почему в современном мире человек нарушил свою связь с природой? Почему он не чувствует потребности своего организма? Как избыточный вес ограничивает возможности человека. В чём причина набора веса? Тестирование I.S.O.W. — это авторская система карт, основанная на 11 типах нарушенного пищевого поведения и 7 основных типах голода, позволяющая в краткие сроки выявить основные психологические и патофизиологические причины набора веса, что помогает в работе с пациентами, страдающими избыточным весом.

На нашей конференции произошло одно поистине историческое событие. Впервые в научной истории юнгианского анализа была представлена публичная астропсихологическая супервизия аналитического случая. В качестве астро-аналитического супервизора выступила Лидия Алексеевна Сурина, а аналитический случай представила юнгианский аналитик, врач-психотерапевт Елена Юрьевна Пучкова-Дородницына. Они назвали свою супервизию«Звёздный взгляд на архетипическую карту души в коллективном поле групповой супервизии». Авторы показали, как виртуозно можно использовать астрологический инструмент в его символически-архетипической основе для анализа сложного клиентского случая. После первого успешного опыта подобной супервизии авторы получили приглашение выступить с подобной практикой на другой престижной международной юнгианской конференции.

Мастер-класс «На крыльях Ворона Кутха. Полёт из Nigredo» представила Лариса Геннадьевна Потехина — психолог, семейный и процессуальный терапевт, потомственная шаманка из села Мильково Камчатского края. Она поведала о том, что на Камчатке живёт древний народ — коряки. Их образ жизни и мировоззрение во многом остаётся традиционным. Если вы встретитесь с коряком, вы будете удивлены его спокойствию и той силе, которая ощущается внутри него. Ведь в каждом коряке живет Кутх — создатель Камчатки, бог, демиург и герой сказок. В начале времени, в бескрайнем океане — ни души. А Кутх был. Он не только выжил в полном одиночестве, но и сумел создать новую землю, населив её таким же, как он сам, весёлым народом. У Ворона Кутха есть тысяча способов всё изменить, обустроить и радоваться новому укладу. Иногда, когда Кутху скучно, он идёт в гости. С пустыми руками он оттуда не приходит. И в этот раз Кутх пойдёт в гости к процессуальной терапии по методу Минделла, чтобы рассказать, как можно человеку обрести такие же чёрные крылья. Крылья, которые переносят из Тени в Свет.

Завершило содержательную часть конференции великолепное выступление неподражаемой Екатерины Александровны Дайс кандидата культурологии, которая представила вниманию публики доклад «Алхимия Апулея и геопоэтика Египта». Автор поведала участникам конференции о том, что Древний Египет на протяжении многих столетий был страной, где магия и алхимия буквально разлиты в воздухе. В своём геопоэтическом путешествии автор уделила особое внимание храмам и святым местам. Особое впечатление на поэта и учёного произвёл храм Хатхор в Дендере, где находится «электрическая крипта». Осмысляя увиденное, Екатерина Дайс рассказала о Хатхор, Исиде, Осирисе и других архетипах, явленных в этом храмовом комплексе, об их соотнесённости с Эросом, Танатосом, алхимией и глубоко символическим текстом Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

ВыступлениеЕкатериныДайспослужилосвоеобразнымсимволическиммостом— переходом к долгожданному концерту поэта и музыканта Сергея Калугина, известного своими алхимическими произведениями. Сергей представил слушателям уникальную авторскую программу, которая была подготовлена специально для нашей конференции. Блистательное выступление культового рок-музыканта явилось ярким смысловым аккордом, завершившим нашу алхимическую конференцию.

В последовавшем за концертом он-лайн фуршете участники отмечали не только высочайший уровень докладов и выступлений, но и неповторимую атмосферу символической глубины и творческой свободы, которую удалось создать авторам-организаторам конференции даже в непростых условиях дистанционного формата.

В результате работы конференции «Алхимия как символическая система в юнгианском анализе и практике психотерапии» участники отметили следующее:

На основании обсуждения докладов, анализа дискуссии и современного состояния в сфере развития глубинной психологии бессознательного и юнгианской психотерапии конференция предлагает следующие решения:

Решение VII международной междисциплинарной научно-практической конференции ОППЛ «Алхимия как символическая система в юнгианском анализе и практике психотерапии»

Главным итогом работы VII международной междисциплинарной научно-практической конференции ОППЛ «Алхимия как символическая система в юнгианском анализе и практике психотерапии» можно считать дальнейшее объединение глубинных психологов и психотерапевтов юнгианского направления в творческом научном взаимодействии с представителями других дисциплин под эгидой Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги и укрепление перспектив развития глубинной психотерапии в современном российском обществе.

Яндекс.Метрика