ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Отчетный доклад Н.М. Лавровой XXI Съезду ОППЛ

Отчётный доклад о деятельности Комитета по медиации ОППЛ XXI съезду Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Общему собранию Национальной СРО «Союз психотерапевтов и психологов».

Председатель Комитета по медиации ОППЛ,
Член Центрального Совета,
Лаврова Нина Михайловна, г. Санкт-Петербург

Уважаемые коллеги,

цель работы комитета медиации ОППЛ в отчетном периоде заключалась в популяризации и развитии медиации как высокоэффективного инструмента урегулирования споров в различных сферах деятельности общества, в активном введении медиации в деловые отношения России, во внедрении психологического инструментария в работу медиатора, в разработке программ медиативной и конфликтологической компетентности профессионалов помогающих профессий, в создании модели службы дошкольной системной медиации, апробации модели в Республике Крым, в подготовке профессиональных медиаторов, в консолидации медиаторов.

Принятие Государственной думой Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и от 27.07.2010 №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» продолжает важный этап на пути совершенствования способов и форм урегулирования правовых споров и говорит о том, что Россия присоединилась к общемировым процессам интеграции медиации в правовую культуру.

В современном мире идет активное развитие медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров. Этой проблематике уделяется внимание на уровне Организации Объединенных Наций, Европейского Союза, Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты и т.д.

Использование примирительных процедур (медиации) в Российской Федерации при урегулировании правовых конфликтов является инновационным направлением в развитии отечественной психологии, социологии, психотерапии, юриспруденции, важным вкладом в дело укрепления правовой культуры российского общества, способствует развитию толерантности общества, содействует развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, ведет к гармонизации социальных отношений, является непреложным условием успешного социально-экономического роста нашей страны.

Формирование современной модели примирительного посредничества в России ознаменовалось разработкой и принятием законодательства о медиации, построенного по западно-европейскому образцу.

В настоящее время становится актуальным вопрос о внедрении медиации во все сферы общества, в систему образования, начиная с дошкольных учреждений и здравоохранения, в систему социальной защиты населения, в коммерческие структуры и бюджетные государственные учреждения в различных отраслях промышленности.

Отчетный период ознаменовался созданием служб школьной медиации в образовательных организациях в нашей стране, профессиональные медиаторы ОППЛ принимают активное участие в создании модели Системной школьной медиации, создании модели Системной дошкольной медиации.

В соответствии с вышеизложенным, комитет по медиации разрабатывает модель системной дошкольной медиации, при комитете действует рабочая группа по развитию СДМ (системной дошкольной медиации) под руководством Зезюлинской И.А., при комитете действует рабочая группа по развитию модели социальной медиации и СШМ (системная школьной медиации) под руководством Романовой Е.А.

В современном обществе во все большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности — социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог. Поэтому сотрудничество с Ассамблеей народов Евразии помогает нам развивать этномедиацию, планируется создание рабочей группы по развитию этномедиации в нашем комитете.

В комитете по медиации ОППЛ продолжает работать рабочая группа по развитию медиации в сфере здравоохранения, руководитель — Н.В. Голубева.

Комитет по медиации ОППЛ сформулировал предложения по мерам защиты медицинских работников и по созданию системы правовой и юридической защиты медицинских работников и медицинских организаций. Налаживаются контакты с Национальной врачебной палатой.

Медиация во всем мире использует психологический инструментарий для проведения медиации на всех ее стадиях (премедиации, медиации, постмедиации), в связи с этим расширение сферы применения медиации обусловлено раскрепощением личности в современном мире. Свободный человек, осознав свои права и отстаивая свои интересы, активно вступает в споры. Именно медиатор, опираясь на свою компетенцию, содействует урегулированию конфликтов с удовлетворением ожиданий спорящих сторон, а не судебная система с ее подчинением требованиям закона. По мере возрастания социальной значимости медиации растут требования к компетенции медиатора. Происходит постоянное обогащение арсенала медиативных методов. Вместе с тем, из-за многообразия методов и подходов затрудняется взаимопонимание профессионалов, что препятствует распространению позитивного опыта и отбору наиболее перспективных моделей медиации. ОППЛ способствует отражению практического опыта медиации и представляет сведения об использовании психологического инструментария, помогающего спорным сторонам включиться в процесс медиации и достичь мирного соглашения. Особое внимание обращается на соблюдение правовых норм и на взаимодействие с юристами.

Опыт применения медиации при урегулировании правовых конфликтов в Германии, Италии, Нидерландах, Англии, Австрии и других европейских странах — наглядное тому подтверждение. Успешно процедуры медиации применяются в США, Китае, Австралии.

Активное развитие процедур медиации происходит и на постсоветском пространстве, в частности в Белоруссии, Казахстане, Молдове.

ОППЛ продолжает деятельность по продвижению и развитию медиации в нашей стране:

1. Комитет по медиации, созданный на 13 съезде ОППЛ (5 октября 2011), руководитель комитета по медиации: Н.М.Лаврова, члены комитета: О.И. Рубан, И.А. Чеглова, с 2015 г. в комитете по медиации работает рабочая группа по медиации в системе образования, руководитель Е.А. Романова, в 2016 г. организована рабочая группа по медиации в сфере здравоохранения, руководитель Н.В. Голубева. С 2016 году в г. Севастополе работает рабочая группа по развитию медиации в Крыму, г. Севастополе, руководитель рабочей группы И.А. Зезюлинская.

2. Комитет по медиации за отчетный период рассматривал следующие вопросы:

3. В рамках Международного научно-практического конгресса практических психологов, психологов-консультантов и психотерапевтов в Санкт-Петербурге
«Психотерапия, психология, психиатрия — на страже душевного здоровья!» 22-24 марта 2019 г. были проведены круглый стол, мастер-классы, сделаны пленарные доклады и организованы секции, посвященные теме медиации, конфликтологии, психотерапевтической модели медиации, системной школьной медиации, системной семейной медиации в здравоохранении, медиации в социальной сфере, коммерческой медиации.

4. В июле 2019 г. в рамках Псифеста «Море жизни» в Севастополе был проведен круглый стол по медиации в социальной сфере, впервые в Республике Крым, в Ялте, на площадке детского сада №27 была апробирована программа по созданию службы Системной дошкольной медиации (СДМ).

5. За отчетный период рабочей группой по Системной школьной медиации (руководитель Романова Е.А.) была проделана большая работа, главной целью которой являлось продолжение активного информирования всех заинтересованных сторон (государственных структур, компаний, общественных организаций, частных лиц) об основных целях и задачах деятельности рабочей группы, предлагаемых программах и получаемых преимуществах от возможного сотрудничества с ОППЛ.

В отчетный период был предпринят ряд шагов по укреплению сотрудничества с Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, а также Институтом дополнительного профессионального образования, входящим в систему образования указанного департамента. Обсуждалась возможность использования данной площадки для подготовки специалистов социальной сферы по медиации и медиативным технологиям на постоянной основе.

Перечень достижений группы за отчетный период:

Было продолжено движение по предложению включения программ СШМ в благотворительной сфере; были подготовлены и поданы документы на получение грантов на реализацию обучающих программ по СШМ в нескольких регионах РФ, в Приморском крае было обучено 80 медиаторов по программе Восстановительная и Системная школьная медиация.

Учебные заведения:

6. Продолжает работать супервизионная группа по медиации, организованная в 2012 г. (супервизоры ОППЛ: Лаврова Н.М., Макарова Г.А., Голубева Н.В., Романова Е.А.).

7. Центральный Совет ОППЛ в отчетный период выносил на рассмотрение вопросы, связанные с развитием медиации в России:

8. Круглые столы по медиации прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Севастополе, Новосибирске, Екатеринбурге, Кирове, Сургуте, Красноярске, Челябинске, Севастополе, Симферополе, Новосибирске (Н.М. Лаврова, О.И. Рубан, Е.А. Романова, Н.В. Голубева, И.А. Зезюлинская).

9. Рабочей группой по развитию медиации ОППЛ в сфере здравоохранения были проведены мероприятия:

10. Члены комитета по медиации регулярно проводят презентационные лекции по медиации в рамках конференций, конгрессов, декадников и Псифестов ОППЛ.

11. ОППЛ проводит образовательный проект «Медиация. Базовый курс», «Медиация. Особенности применения медиации», «Медиация. Тренерский курс» по программе подготовки медиаторов, утвержденной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. №969 «О программе подготовки медиаторов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №50, ст.6706).

Комитет по медиации развивает онлайн программы обучения, готовит программу вебинаров по медиации.

13. Отчет о проделанной работе Новосибирского Центра медиации (руководитель Рубан О.И.):

14. Крымское Региональное отделение ОППЛ содействует созданию мирной, развивающей, благоприятной среды в регионе.

Комитет по медиации ОППЛ и региональное отделение ОППЛ по Республике Крым реализуют программу развития медиации в Севастополе, Крыму.

Медиация — инструмент для создания благоприятной деловой среды, создания деловых партнерских отношений, формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

В современных условиях медиация приобретает функцию регулятора межличностных отношений во всех сферах общества. Чем теснее и эмоциональнее эти отношения, тем шире перспектива медиации в урегулировании конфликтов и в созидании благоприятной социальной среды.

С февраля 2016 г. по настоящее время состоялось три выпуска специалистов — медиаторов образовательной программы «Медиация. Базовый курс». Участники успешно сдали экзамен и получили удостоверения о повышении квалификации. В результате обучения, Крым получил 20 профессиональных медиаторов, часть из которых продолжает обучение медиации. Выпускники программы создали Ассоциацию медиаторов «Центр медиации и стратегических альтернатив» в помощь медиаторам Крыма в их деятельности и развитии.

Так же комитет по медиации ОППЛ и региональное отделение ОППЛ по Республике Крым организовывают и проводят различные мероприятия, направленные на продвижение и развитие медиации:

Региональное представительство ОППЛ по РК и г. Севастополю налаживает научно-практические контакты с факультетом психологии и педагогического образования ГБОУВЩ РК «Крымский инженерно-педагогический университет», с представителями «Таврического университета», Общественной палатой РК.

15. В ОППЛ с 2011 г. осуществляется международное сотрудничество в области медиации с Международной ассоциацией системной медиации (Италия), с Институтом семейной психотерапии по развитию модели системной семейной медиации, Флоренция, Италия.

16. За отчетный период в печатных изданиях ОППЛ («Профессиональная психотерапевтическая газета», журнал «Психотерапия») и других, изданиях были опубликованы актуальные научно-практические материалы (аннотации докладов, тезисы, статьи), посвященные теме медиации. Под редакцией профессора В.В.Макарова в рамках серии «Практическая и консультативная психология» издаются и готовятся к изданию книги и методические рекомендации по медиации. По результатам апробации модели создания Службы системной дошкольной медиации (детский сад №27, Ялта, Республика Крым) группой соавторов Лаврова Н.М., Лавров Н.В., Зезюлинская И.А., Панкова В.А., Ходжаметов Э., Меметов Э., Меметова А., Гасымов О.) подготовлены методические рекомендации по Системной дошкольной медиации (в печати).

17. Члены комитета по медиации проводили активную работу в средствах массовой информации по популяризации в обществе медиации, психотерапии, практической психологии, психологического консультирования, по информированию специалистов и населения России о новой профессии медиатора и медиативной деятельности, о возможностях альтернативного суду способа урегулирования споров и развития медиативной компетентности специалистов, создания медиативной среды.