ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

А.Л. Катков - Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с физическими дефектами

Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК

(ЗАЯВИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)

Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизации (СПП ФДС)

Автор методики: Катков Александр Лазаревич, д.м.н., профессор, ректор Международного института социальной психотерапии.

Определение

Под Стратегической полимодальной психотерапиейлиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизации

понимается использование специфических подходов, средств и методов полимодальной психотерапии, направленных на формирование адекватного самовосприятия, эффективное использование собственных психологических и иных ресурсов с целью достижения удовлетворительных адаптационных кондиций и высокого качества жизни у данных лиц.

Сущность методики

Сущность метода Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизациизаключается в возможности полноценного использования потенциала и достижений современной полимодальной психотерапии в группе объективно сложных — с точки зрения разнообразия, глубины, накопленной отрицательной синергии заявляемых проблемных вопросов — клиентов.

Актуальность данного метода обусловлена все более возрастающим количеством лиц с физическими дефектами и набирающим силу социальным запросом на более дифференцированную социальную помощь таким лицам, включая адекватную психотерапевтическую помощь.

С распространением технологии онлайн — психотерапии и консультирования доступ к высокопрофессиональной психотерапевтической помощи для клиентов данной группы существенно расширяется.

Далее, следует отметить увеличение числа фондов, способных финансировать профессиональную психотерапевтическую помощь, оказываемую клиентам данной группы.

Основные принципы

Основные принципы, на которых основана Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизации, следующие:

Основные процессы (по данной позиции необходимо иметь ввиду, что здесь рассматривается лишь деструктивный вариант кризисного развития субъекта, связанный с формированием тяжелых стигматизирующих переживаний — основным предметом СПП; исключаются варианты кризисного развития, связанные с выраженным дефицитом интеллектуальных функций и другими признаками раннего поражения мозга).

Основные процессы, имеющие значение в диагностике актуальных и универсальных мишеней у клиентов с физическими дефектами и стигматизацией; процессы, учитываемые в макротехнологическом оформлении СПП ФДС, следующие.

Процессы формирования стигмы(сложного и чрезвычайно тягостного для клиента феномена, связанного с переживанием собственной ущербности):

1) осознание факта физического дефекта и собственной негативной исключительности, подкрепляемое реакциями окружающих (особая роль здесь отводится оценочным коммуникативным сигналам родных и близких клиентов, сотрудников специальных учреждений, куда из родильных домов направляются так называемые отказные дети);

2) переживание почти постоянной эмоциональной фрустрации в связи с имеющимся физическим дефектом (обида, раздражение, гнев, агрессия, отчаяние, «похороны себя», «похороны будущего» и пр.);

3) постоянное переживание фрустрации базисных потребностей (по А. Маслоу) — в безопасности, принадлежности, любви, заботе;

4) укоренение в защитно-конфронтационной адаптивной стратегии поведения с доминирующими ролевыми функциями «жертва-агрессор-манипулятор»;

5) формирование достаточно стойких личностных изменений, проявляющихся в базисной неуверенности, мнительности, враждебности, эмоциональной неустойчивости (здесь, как правило, имеют место колебания аффекта — от полюса подавленности, беспокойства, растерянности, чувства незащищенности, почти полной деморализации — к дисфории, агрессивным импульсам, злобным выходкам, почти всегда приводящим к тяжелым конфликтам); в итоге — формирование ущербной, исковерканной идентичности, придающей дополнительную устойчивость феномену стигматизации;

6) формирование защитных механизмов, в той или иной степени компенсирующих имеющийся физический дефект и смягчающих феномен стигмы (поиск и вхождение в закрытые или открытые группы, сообщества лиц с такими же дефектами; приобретение компенсаторных навыков, помогающих преодолевать физические ограничения; вовлечение в гиперкомпенсаторную деятельность — специальный спорт, экзотические достижения и пр.; поиск, обнаружение и укоренение в адаптивную колею вторичной выгоды и пр.);

7) формирование смутного, чаще неосознаваемого, а если осознаваемого — то «далеко запрятанного» желания на радикальные перемены к лучшему, связанные с каким либо «чудесным» избавлением от физического дефекта или с появлением в жизни «родной и все понимающей души», можно сказать — реализации сюжета из сказки «Красавица и чудовище»;

Процессы, учитываемые в макротехнологическом оформлении СПП ФДС:

1) первый этап СПП ФДС, направленный на формирование первичной мотивации к участию в соответствующих психотерапевтических программах — этап мотивационного информирования(специально разработанная технология мотивационного информирования здесь, как правило, реализуется заочно — за счет размещения в сети специальных видеоблоков, выполненных в ключе «обнадеживающей правды» и информирующих о возможностях профессиональной психотерапии именно в отношении стигматизированной по признаку физических дефектов группы клиентов);

2) второй этап, направленный на формирование программы прохождения базисного терапевтического маршрута — с полным пониманием от какого фрустрирующего состояния (переживание стигмы) — к какому желательному состоянию (избавление от стигмы, достижение высокого качества жизни) — по какому именно терапевтическому маршруту будет двигаться клиент — этап консультирования по технологииSMART, так же имеет существенное значение в формировании устойчивой мотивации на прохождение полноценной программы СПП ФДС. И кроме того, данный этап имеет самостоятельное терапевтической значение, поскольку позволяет освободиться от когнитивных искажений, сопутствующих феномену стигмы;

3) третий этап, направленный на углубленную работу с актуальными (это, как правило, запрос на совладание с травмирующим эмоциональным опытом и переживаниями, реакциями на стигматизирующие сигналы окружающих, состояние базисной неуверенности; запрос на ресурсы — где взять силы? к чему прислониться? — ресурсные смыслы и др.) и универсальными (ущербная, противоречивая идентичность, доминирующая защитно-конфронтационная стратегия адаптации, ролевые дисфункции, компоненты эффективной самоорганизации) мишенями. Данный этап является основным терапевтическим этапом, от успешности прохождения которого в существенной степени зависит результат терапевтической программы в целом;

4) четвертый этап, направленный на углубленную проработку компонентов —этап эффективной самоорганизации и самопомощи, обучение клиента технологиям самопсихотерапии в объеме, необходимом для оперативной коррекции острых или подострых стрессовых реакций, кризисных состояний, которые могут возникать под влиянием различных травмирующих обстоятельств;

5) пятый этап — ресурсной поддержки, направлен на формирование и поддержку функционирования терапевтического сообщества, в деятельности которого участвуют подготовленные мотивированные клиенты. Сообщество — с использованием групповых ресурсов и неявны ресурсных «подсказок» сопровождающего специалиста — всемерно укрепляет ресурсный статус участников поддерживающей терапевтической группы и, по мере возможности, противодействует «сваливанию» клиентов в привычный стереотип реакции на сложные или кризисные жизненные обстоятельства.

Эффективность СПП ФДС определяется за счет использования разработанной методологии психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтического процесса в системе проработанных промежуточных и конечных индикаторов.

Структура процедуры в формате МП:

Структурированные технологии Стратегической полимодальной психотерапии лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизациипредставлены в соответствии с разработанным стандартом реализации данного метода, предусматривающего:

— реализацию технологии мотивационного информирования и формирования первичного запроса на психотерапевтическую помощь от адресной группы клиентов;

— диагностика особенностей рефлексивной сферы у обратившегося клиента, дифференциальная диагностика (здесь необходимо иметь ввиду вероятность таких психопатологических состояний, как дисморфомания, дисморфофобия, бред физического ущерба, идеи самоуничижения эндогенного генеза и пр.), установление факта стигматизации на основании объективно имеющегося физического дефекта;

— прохождение процедуры консультирования по модели SMART;

— прохождение базисной терапевтической программы с реализацией следующих структурированные техники СПП ФДС:

1) техника «Кто в тереме живет?»;

2) техника «Потрет», как продолжение предыдущей техники;

3) «Внутренняя расстановка» по доминирующим и депремированным ЛС с переформирование функциональной структуры актуальных ЛС;

5) техника «Временная расстановка»;

6) техника «Экспрессивного мифодизайна»;

7) модифицированная техника «Линия времени»;

8) техника «Принятие нового решения» по Б. И М. Гулдингам;

9) техника «Второе рождение», как продолжение предыдущей техники;

10) техника «Витязь на распутье»;

11) техника «Дополняемой реальности» — дозированного погружения в виртуальную реальность при сопровождении, на первых порах, подготовленного терапевта; здесь имеются ввиду вариативные, интерактивные игры под общим названием «Жизнь»;

12) техника «Путешествие в будущее» — переживание приключений своего истинного Я (того, кто в тереме живет) в проекции будущего, приобретающего характер сверхреальной действительности за счет использования технологии активного воображения; с возможностью оформления этой активности в литературное или компьютерное творчество по примеру Ганса Христиана Андерсона, который жил затворником, но подлинную жизнь проживал в сочиненных им сказках;

13) техника «Картотека счастливых воспоминаний», которая совмещается с технологиями «Мифодизайна» и «Линии времени»;

14) техника «Управляемых сновидений»;

15) реализация специальной технологии «Перевертывания» состояния сна и состояния бодрствования; реализуется как продолжение техники «Управляемых сновидений»

16) трансперсональная технология проживания прошлых и будущих жизней;

17) развитие компенсаторных сверхспособностей с использованием техники активного воображения;

18) специальная психотерапевтическая программа работы с родными и близкими клиентов;

19) специальная психотерапевтическая программа подготовки социальных работников;

20) формирование программы полноценного обучения и конструктивной занятости с участием подготовленных социальных работников и ЗДЛ;

— прохождение специальной психотерапевтической программы «эффективная самопсихотерапия»;

— участие в программе ресурсной психотерапевтической поддержки;

— оценка эффективности (как минимум — промежуточная, по завершению базисной терапевтической программы и через год после завершения базисной терапевтической программы).

Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов)

Теория и общая методология построения Стратегической полимодальной психотерапии лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизацииосновывается на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемых им с конца 70-х-начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.

Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них.

В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.

Все эти позиции в концентрированном виде и представлены в Стратегической полимодальной психотерапии лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизации.

Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)

Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизациив той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии: авторские техники мотивационного информирования; когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе КПТ по модели SMART; мотивационная психотерапия Миллера-Ролльника; семейная психотерапия с психообразовательным подходом по К. Андерсон; сказкотерапия (сказка-драма); мифодизайн (мифо-драма); психодрама; экзистенциальная терапия; логотерапия; транзактный анализ; арт-терапия; этно-терапия Гауснера; суггестивная психотерапия; психосинтез (Р. Ассаджиоли).

Кроме того, в структуре СПП ФДС предполагается основной акцент на использование авторских методов: полимодальной экспресс-психотерапии (А.Л. Катков, 2011), стратегической полимодальной психотерапии лиц с тяжелыми и длительно текущими заболеваниями (А.Л. Катков, 2016).

Основные отличия от родственных методов

Основное отличие Стратегической полимодальной психотерапии лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизации от близких или родственных методик профессиональной психотерапии заключается в:

Все вышеприведенные отличия присущи только лишь методу Стратегической полимодальной психотерапии в целом и СПП ФДС в частности, и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.

Показания, противопоказания и границы применения методики

1. Показаниями к использованию метода «Стратегической полимодальной психотерапиилиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизации» являются:

2. Противопоказаниями к использованию метода «Стратегической полимодальной психотерапиилиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизации» являются:

3. Границы применения метода, таким образом, определяются наличием показаний и противопоказаний к использованию данного метода.

Основные используемые труды

Goffman E. Stigma Notes on the Management of Spoilet Identi.: N.Y. Prentice-Hall, 1963. Chapters 1 and 2 (3-6)

Макаров В.В. Истоки, настоящее и будущее психотерапии // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва-Кустанай, 2000. — Т. 6, № 1. — С. 5-10.

Макаров В.В. Психотерапия нового века. — М., 2001. — 491 с.

Lazarus A. Multimodal Therapy // Current Psychotherapy. — 1984.

Список публикаций по данному продукту

Катков А.Л., Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с физическими дефектами, воспринимаемыми как «уродство», и признаками стигматизации // Готовится к публикации в очередном номере Антологии Российской психотерапии и психологии.