ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Полимодальная психотерапия лиц с деструктивной психологической зависимостью

Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»

Профессиональное признание авторских методик

(заявительная регистрация)

Стратегическая полимодальная психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость

Автор методики: Катков Александр Лазаревич, д.м.н., профессор, ректор Международного института социальной психотерапии.

 

Определение

Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость это структурированная практика использования специальных психотерапевтических подходов и технологий в отношении обозначенной группы лиц, основанная на 1) точной идентификации универсальных мишеней — характеристик качества психического здоровья, уровень развития которых определяет степень риска вовлечения в деструктивную психологическую зависимость; 2) идентификации специальных мишеней — специфических психопатологических синдромов (эмоциональной депривации, зависимости, других типичных расстройств психики и поведения); психологических и социальных мишеней 3) применении в психотерапевтической работе с данными мишенями специальных технологий полимодальной психотерапии, модифицированных с учетом специфики проявлений основных типов деструктивной психологической зависимости.

 

Сущность методики

Сущность предлагаемого метода — Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость — заключается в:

Таким образом, ключевой характеристикой предлагаемого психотерапевтического метода является дифференцированное (по идентифицированным мишеням и этапам) психотерапевтическое воздействие с использованием всего потенциала профессиональной психотерапии, представленного в полимодальном подходе.

 

Основные принципы

Основные принципы, на которых основана Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с высокими рисками и признаками деструктивной психологической зависимости, следующие:


Основные процессы

Общая методология Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость основана на следующих процессах, идентифицированных в ходе реализации масштабных и корректных — с позиции соответствия критериям доказательной практики — исследовательских программ.

Универсальная последовательность этапов формирования патологической адаптации у населения, вовлекаемого в деструктивную психологическую зависимость:

1) в условиях «мимо-действия» традиционных технологий развития индивидуального и социального здоровья формируются исходные дефициты качественных характеристик психического здоровья, определяющих степень устойчивости к агрессивному влиянию среды;

2) в условиях агрессивного давления среды формируется адаптационное напряжение, манифестируют адаптационные расстройства с признаками синдрома деморализации;

3) в этих же условиях происходит формирование, чаще неосознаваемого, ресурсного запроса с актуализацией поискового поведения;

4) в условиях агрессивного информационного прессинга, канализирующего поведение субъекта, манипулятивной обработки с размыванием ограничительных культурных и социальных барьеров, имеет место реализация поискового поведения субъекта к использованию патологических адаптогенов быстрого действия;

5) в условиях агрессивно-манипулятивной рекламы, насыщения и перенасыщения теневого потребительского рынка широким ассортиментом патологических адаптогенов, агрессивного сетевого маркетинга происходит контакт с деструктивно-психологическими адаптогенами быстрого действия, с подкреплением мотивации поиска и нахождения «коротких путей к счастью»;

6) в условиях продолжающейся манипулятивной активности, направленной на вовлечение субъекта в деятельность сетевых структур по распространению соответствующего продукта, формируется деструктивная психологическая зависимость с полным переключением на стереотипы патологической адаптации, развитием специфического симптомокомплекса, характеризующего зависимый статус субъекта;

7) исходный этап, на котором зависимый субъект оказывается в ситуации абсолютного проигрыша в смысле утраты социального статуса, связей, средств, поражением в правах (в случае вовлечения в криминальную деятельность), часто — признаков соматического неблагополучия; в силу очевидности нанесенного вреда и ослабления практики манипулятивного воздействия — на данном этапе чаще всего и происходит обращение зависимого субъекта либо его родных и близких за профессиональной помощью в преодолении патологической зависимости.

Приведенная последовательность этапов формирования деструктивной психологической зависимости в большей степени характерна для игромании, компьютерной зависимости, вовлечения в тоталитарные секты.

Однако, и для зависимости от тоталитарных сект, зависимых отношений в полной мере сохраняется значимость поименованных основных факторов, способствующих формированию патологической зависимости, — исходного дефицита свойств устойчивости; наличия контакта с патологическим адаптогеном быстрого действия (внешне привлекательный, чувственный компонент зависимых отношений), отвечающего ресурсному запросу; формирование патологической зависимости с типичными тягостными переживаниями утраты свободы в этих отношениях.

Универсальная последовательность в формировании качественных характеристик психического здоровья, обеспечивающих устойчивость к первичному или повторному вовлечению в деструктивную психологическую зависимость:

При этом, в качестве основных универсальных мишеней нами были идентифицированы следующие компоненты психической устойчивости.

Свойства психологического здоровья — устойчивости к агрессивному влиянию среды:

Вышеперечисленные свойства, сами по себе достаточно дифференцированные и представляющие обособленные структуры организации личности, соотносятся между собой по принципу взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимодополнения.

Следует иметь ввиду, что именно на основе перечисленных личностных свойств формируются устойчивые мотивационные комплексы, эффективно противодействующие пусть и редуцированной (в первую очередь, за счет использования специфических техник Стратегической полимодальной психотерапии), но тем не менее сохраняющейся патологической мотивации к использованию привычных патологических адаптогенов быстрого действия — состояния игрового, манипулятивного, виртуального транса и пр.

Далее, были идентифицированы следующие психические состояния, имеющие непосредственное отношение к феномену устойчивости к вовлечению в зависимость всех типов.

Первичное ресурсное состояние — определяется как оперативная мобилизация адаптационного потенциала субъекта в ответ на появление какого-либо стрессового фактора, позволяющая быстро находить креативное решение возникающих проблемных ситуаций и продвигаться в направлении их эффективной реализации в позиции «силы».

Первичное ресурсное состояние характеризуется:

Устойчивое ресурсное состояние, которое определяется как постоянно присутствующие у субъекта следующие рефлексивные характеристики:

Следует иметь виду, что наличие у субъекта возможности оперативной актуализации первичного ресурсного состояния препятствует развитию импульса патологического влечения.

Формирование устойчивого ресурсного состояния, во-первых, блокирует неосознаваемый ресурсный запрос и запуск поискового поведения в сторону контактов с патологическими адаптогенами быстрого действия. А во-вторых, надежно блокирует механизмы актуализации патологического влечения.

Отсюда проистекает вся важность психотерапевтической работы с данными компонентами феномена психической устойчивости.

Специальные свойства — навыки — процессы, характеризующие главный процесс — эффективной самоорганизации, — определяющий степень устойчивости ко всем типам зависимости:

Здесь так же необходимо иметь ввиду, что процесс эффективной самоорганизации так же препятствует поиску каких-либо дополнительных и, тем более, патологических адаптогенов уже в силу того, что сам по себе является таким сверх-эффективным адаптогеном. Что, конечно же, должно учитываться в долговременной психотерапевтической стратегии.

Универсальная последовательность этапов аддиктологической помощи:

Особенностью первых стадий прохождения данного этапа является необходимость выстраивания особых психотерапевтических технологий (техники-окна), которые позволяют работать с идентифицированными актуальными и универсальными мишенями практически одновременно);

этап стационарного лечения и реабилитации (данный этап используется в работе с психологически зависимыми клиентами крайне редко и отличается от амбулаторного тем, что исходный дефицит и степень тяжести актуальных клинических проявлений синдрома зависимости и других психопатологических синдромов у клиентов/пациентов здесь гораздо более существенная; в то же время, возможности получения конструктивной поддержки от родных и близких — минимальные);

этап противорецидивной и поддерживающей терапии (на данном этапе используются, в основном, ресурсо-ориентированные технологии Стратегической полимодальной психотерапии, чаще в групповом формате).

При этом, в каждом конкретном случае важно определить на какой стадии развития деструктивной психологической зависимости — риски, клинические проявления — находится клиент и организовать максимально эффективную психотерапевтическую помощь, соответствующую данному этапу.

 

Структура процедуры в формате психотерапии

Структурированные технологии Стратегической полимодальной психотерапии представлены на каждом дифференцированном этапе аддиктологической помощи следующим образом.

На этапе первично-профилактической помощи:

Диагностические технологии:

Технологии Стратегической полимодальной психотерапии, направленные на повышение мотивации:

На этапе первичной аддиктологической помощи:

Блок диагностических технологий:

Мотивационные технологии Стратегической полимодальной психотерапии:

На этапе амбулаторного лечения и реабилитации:

Блок диагностических технологий:

В случае отсутствия профессиональной работы с зависимым клиентом на этапе первичной аддиктологической помощи на этапе амбулаторного лечения и реабилитации проводится полный объем диагностических процедур, предусмотренных на предыдущем этапе АП.

В обязательном порядке при поступлении на лечение пациенту должны быть проведены:

Блок технологий Стратегической полимодальной психотерапии:

На этапе стационарного лечения и реабилитации:

На этапе противорецидивной и поддерживающей терапии:


Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов)

Теория и общая методология построения Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость основывается на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.

Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них.

В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.

Все эти позиции в концентрированном виде и представлены в Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость.

 

Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)

Метамодель социальной психотерапии в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии: когнитивно-поведенческая психотерапия;

мотивационная психотерапия Миллера-Ролльника; семейная психотерапия с психообразовательным подходом по К. Андерсон; сказкотерапия (сказка-драма);

мифодизайн (мифо-драма); психодрама; экзистенциальная терапия; логотерапия; трансактный анализ; арт-терапия; этно-терапия Гауснера; суггестивная психотерапия; психосинтез (Р. Ассаджиоли).

Кроме того, в структуре метамодели социальной психотерапии предполагается основной акцент на использование авторских методов: полимодальной экспресс-психотерапии (А.Л. Катков, 2011), стратегической полимодальной психотерапии лиц с деструктивной психологической зависимостью (А.Л. Катков, 2013).

 

Основные отличия от родственных методов

Основное отличие Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость от близких или родственных методик профессиональной психотерапии заключается в:

Все вышеприведенные отличия присущи только лишь методу Стратегической полимодальной психотерапии и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.


Показания, противопоказания и границы применения методики

1. Показаниями к использованию метода «Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость» являются:

2. Противопоказаниями к использованию метода «Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость» являются:

3. Границы применения метода, таким образом, определяются сектором населения с высокими рисками или признаками вовлечения в деструктивные социальные эпидемии психологической зависимости(по репрезентативным данным, общая численность такого сектора населения составляет до 7% от всей популяции); наличием показаний и противопоказаний к использованию данного метода.

 

Основные используемые труды


Список публикаций по данному продукту

  1. Катков А.Л., Пак Т.В. Вовлечение в экстремистские и террористические организации — социальная эпидемия нового времени (опыт системного исследования) // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 2. — С. 19-25.
  2. Катков А.Л. Аддиктологическое консультирование лиц с высокими рисками и начальными признаками вовлечения в интернет-зависимость // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 4. — С. 28-29.
  3. Катков А.Л. Медико-социальная реабилитация лиц с компьютерной зависимостью // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 4. — С. 30-32.
  4. Катков А.Л., Аманова Ж.Ш. О диагностическом опроснике интернет-аддикции (ДИА) // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 4. — С. 39-41.
  5. Катков А.Л., Аманова Ж.Ш. О методологии семейной диагностики интернет-аддикции (СДИА) // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 4. — С. 41-43.
  6. Катков А.Л., Аманова Ж.Ш. Вовлечение в деструктивные культы и секты — социальная эпидемия нового времени (опыт системного исследования) // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 2. — С. 43-48.
  7. Катков А.Л., Пак Т.В., Нургазина А.З. Байханова Т.Р. Патологическое пристрастие к азартным играм (игромания), интернет-зависимость — социальная эпидемия нового времени // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 2. — С. 56-64.
  8. Катков А.Л. Аддиктологическое консультирование лиц с начальными признаками вовлечения в игроманию на этапе первично-профилактической помощи // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 4. — С. 12-15.
  9. Катков А.Л. Медико-социальная реабилитация лиц с игровой зависимостью // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 4. — С. 15-22.
  10. Катков А.Л. Экспресс-психотерапия лиц с начальными признаками вовлечения в игроманию на этапе первично-профилактической аддиктологической помощи // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 4. — С. 25-28.
  11. Катков А.Л., Пак Т.В., Аманова Ж.Ш., Пшенбаева Г.Т. Опросник комплексной оценки эффективности психотерапии лиц с химической и нехимической зависимостями // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 4. — С. 35-42.
  12. Катков А.Л. Новые подходы в профилактике интернет-зависимости // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2012. — Т. XVIII, № 1. — С. 15-29.
  13. Катков А.Л. Профилактика игровой зависимости // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2012. — Т. XVIII, № 1. — С. 77-87.
  14. Катков А.Л. Функциональная концепция психологического здоровья — устойчивости к вовлечению в социальные эпидемии // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2012. — Т. XVIII, № 1. — С. 87-92.
  15. Катков А.Л. О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних: Методические рекомендации. — Павлодар, 2012. — 50 с.
  16. Катков А.Л. Профилактика, лечение и реабилитация игровой зависимости: Методические рекомендации. — Павлодар, 2012. — 87 с.
  17. Катков А.Л. Деструктивные социальные эпидемии: опыт системного исследования. — Павлодар, 2012. — 223 с.
  18. Катков А.Л. Качество психического здоровья, психологические и психотехнологические основы эффективной самоорганизации // Человек в эпоху перемен (сборник материалов IV Съезда психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сибирского Федерального Округа, г. Новосибирск, 8-10 апреля 2015 г.). — С. 34-57.
  19. Катков А.Л. Качество психического здоровья (системные характеристики феномена по результатам комплексного исследования)// Теория и практика охраны психического здоровья. — 2015. — №1 (1). — С.2-88.
  20. Катков А.Л. Психотехнический анализ психотерапевтического процесса// Теория и практика охраны психического здоровья. — 2015. — №2 (1). — С.2-30.