Полимодальная психотерапия лиц с деструктивной психологической зависимостью
Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»
Профессиональное признание авторских методик
(заявительная регистрация)
Стратегическая полимодальная психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость
Автор методики: Катков Александр Лазаревич, д.м.н., профессор, ректор Международного института социальной психотерапии.
Определение
Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость — это структурированная практика использования специальных психотерапевтических подходов и технологий в отношении обозначенной группы лиц, основанная на 1) точной идентификации универсальных мишеней — характеристик качества психического здоровья, уровень развития которых определяет степень риска вовлечения в деструктивную психологическую зависимость; 2) идентификации специальных мишеней — специфических психопатологических синдромов (эмоциональной депривации, зависимости, других типичных расстройств психики и поведения); психологических и социальных мишеней 3) применении в психотерапевтической работе с данными мишенями специальных технологий полимодальной психотерапии, модифицированных с учетом специфики проявлений основных типов деструктивной психологической зависимости.
Сущность методики
Сущность предлагаемого метода — Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость — заключается в:
- возможности диагностики высоких рисков вовлечения в деструктивную психологическую зависимость все типов — игроманию, компьютерную зависимость, тоталитарные секты, зависимые отношения;
- возможности использования в отношении данной категории лиц наиболее эффективных технологий полимодальной психотерапии, дифференцированных в зависимости от этапа оказания аддиктологической помощи (всего выделяется пять таких этапов: первично-профилактической АП; первичной АП; амбулаторного лечения и реабилитации; стационарного лечения и реабилитации; противорецидивной и поддерживающей терапии);
- возможности использования особого психотерапевтического комплекса, позволяющего работать как с универсальными, так и актуальными мишенями с достижением максимального результата;
- возможности корректной оценки эффективности предлагаемого метода в системе комплексных, промежуточных и конечных индикаторов с использованием методологии психотехнического анализа.
Таким образом, ключевой характеристикой предлагаемого психотерапевтического метода является дифференцированное (по идентифицированным мишеням и этапам) психотерапевтическое воздействие с использованием всего потенциала профессиональной психотерапии, представленного в полимодальном подходе.
Основные принципы
Основные принципы, на которых основана Стратегическая полимодальная психотерапия лиц с высокими рисками и признаками деструктивной психологической зависимости, следующие:
- научно обоснованная дифференциация этапов психотерапевтического воздействия (этапы аддиктологической помощи)
- научно обоснованная дифференциация универсальных и специальных мишеней воздействия;
- использования всех преимуществ полимодального подхода в технологическом оформлении психотерапевтического воздействия;
- использования потенциала трехуровневой развивающей коммуникации (авторского подхода в обосновании интегративного вектора психотерапии) в достижении необходимых темпов положительной терапевтической динамики;
- возможность построения специальных техник и технических проектов полимодальной психотерапии, ориентированных на уникальные особенности клиентов;
- возможность непрерывного отслеживания промежуточных, а затем и конечных результатов эффективности психотерапевтического процесса с использованием разработанной методологии психотехнического и комплексного анализа.
Основные процессы
Общая методология Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость основана на следующих процессах, идентифицированных в ходе реализации масштабных и корректных — с позиции соответствия критериям доказательной практики — исследовательских программ.
Универсальная последовательность этапов формирования патологической адаптации у населения, вовлекаемого в деструктивную психологическую зависимость:
1) в условиях «мимо-действия» традиционных технологий развития индивидуального и социального здоровья формируются исходные дефициты качественных характеристик психического здоровья, определяющих степень устойчивости к агрессивному влиянию среды;
2) в условиях агрессивного давления среды формируется адаптационное напряжение, манифестируют адаптационные расстройства с признаками синдрома деморализации;
3) в этих же условиях происходит формирование, чаще неосознаваемого, ресурсного запроса с актуализацией поискового поведения;
4) в условиях агрессивного информационного прессинга, канализирующего поведение субъекта, манипулятивной обработки с размыванием ограничительных культурных и социальных барьеров, имеет место реализация поискового поведения субъекта к использованию патологических адаптогенов быстрого действия;
5) в условиях агрессивно-манипулятивной рекламы, насыщения и перенасыщения теневого потребительского рынка широким ассортиментом патологических адаптогенов, агрессивного сетевого маркетинга происходит контакт с деструктивно-психологическими адаптогенами быстрого действия, с подкреплением мотивации поиска и нахождения «коротких путей к счастью»;
6) в условиях продолжающейся манипулятивной активности, направленной на вовлечение субъекта в деятельность сетевых структур по распространению соответствующего продукта, формируется деструктивная психологическая зависимость с полным переключением на стереотипы патологической адаптации, развитием специфического симптомокомплекса, характеризующего зависимый статус субъекта;
7) исходный этап, на котором зависимый субъект оказывается в ситуации абсолютного проигрыша в смысле утраты социального статуса, связей, средств, поражением в правах (в случае вовлечения в криминальную деятельность), часто — признаков соматического неблагополучия; в силу очевидности нанесенного вреда и ослабления практики манипулятивного воздействия — на данном этапе чаще всего и происходит обращение зависимого субъекта либо его родных и близких за профессиональной помощью в преодолении патологической зависимости.
Приведенная последовательность этапов формирования деструктивной психологической зависимости в большей степени характерна для игромании, компьютерной зависимости, вовлечения в тоталитарные секты.
Однако, и для зависимости от тоталитарных сект, зависимых отношений в полной мере сохраняется значимость поименованных основных факторов, способствующих формированию патологической зависимости, — исходного дефицита свойств устойчивости; наличия контакта с патологическим адаптогеном быстрого действия (внешне привлекательный, чувственный компонент зависимых отношений), отвечающего ресурсному запросу; формирование патологической зависимости с типичными тягостными переживаниями утраты свободы в этих отношениях.
Универсальная последовательность в формировании качественных характеристик психического здоровья, обеспечивающих устойчивость к первичному или повторному вовлечению в деструктивную психологическую зависимость:
- фаза полноценного (эволюционного или форсированного) развития комплекса психических свойств, состояний, процессов, обеспечивающих устойчивость к первичному или повторному вовлечению в деструктивную психологическую зависимость;
- фаза реального конфликта основного (идентификационного) жизненного сценария с краткосрочными дивидендами конкурирующего сценария взаимодействия с внешне привлекательными патологическими адаптогенами (используемыми манипулятивными психотехнологиями и пр.);
- фаза нейтрализации деструктивных сценариев утраты личной свободы в обмен на «короткую дорогу к счастью» с полной или частичной редукцией мотивов к реализации данных сценариев;
- фаза реализации позитивного (идентификационного) жизненного сценария при конструктивном типе взаимодействия с агрессивной средой и главными агентами этой среды (адекватная психологическая защита, ассертивные способы реагирования, специальные технологии стрессоустойчивости и пр.).
При этом, в качестве основных универсальных мишеней нами были идентифицированы следующие компоненты психической устойчивости.
Свойства психологического здоровья — устойчивости к агрессивному влиянию среды:
- полноценное завершение личностной идентификации;
- наличие позитивного (идентификационного) жизненного сценария;
- сформированность навыков свободного и ответственного выбора;
- сформированность внутреннего локуса контроля;
- наличие психологических ресурсов, необходимых для реализации позитивного жизненного сценария;
- наличие адекватной информированности об агентах, агрессивных и деструктивных по отношению к основным (идентификационным) жизненным сценариям.
Вышеперечисленные свойства, сами по себе достаточно дифференцированные и представляющие обособленные структуры организации личности, соотносятся между собой по принципу взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимодополнения.
Следует иметь ввиду, что именно на основе перечисленных личностных свойств формируются устойчивые мотивационные комплексы, эффективно противодействующие пусть и редуцированной (в первую очередь, за счет использования специфических техник Стратегической полимодальной психотерапии), но тем не менее сохраняющейся патологической мотивации к использованию привычных патологических адаптогенов быстрого действия — состояния игрового, манипулятивного, виртуального транса и пр.
Далее, были идентифицированы следующие психические состояния, имеющие непосредственное отношение к феномену устойчивости к вовлечению в зависимость всех типов.
Первичное ресурсное состояние — определяется как оперативная мобилизация адаптационного потенциала субъекта в ответ на появление какого-либо стрессового фактора, позволяющая быстро находить креативное решение возникающих проблемных ситуаций и продвигаться в направлении их эффективной реализации в позиции «силы».
Первичное ресурсное состояние характеризуется:
- наличием проработанного личностного статуса «Я-ресурсный»;
- наличием навыков эффективного решения проблемных ситуаций с использованием технологии ресурсного серфинга;
- наличием базисной установки, соответствующего самоощущения и самовосприятия в духе того, что: «Перед лицом любой проблемной ситуации я чувствую себя достаточно уверенно, так как знаю, что приемлемое решение есть — его нужно только найти; и мне известно как это сделать наилучшим образом»;
- наличием особого эмоционального подъема в кризисной ситуации, когда субъект сосредоточен на поиске нового решения и переживании перспективы возможных дивидендов от его реализации (а не на отрицательных последствиях кризиса);
- отсутствием признаков, характеризующих состояние деморализации.
Устойчивое ресурсное состояние, которое определяется как постоянно присутствующие у субъекта следующие рефлексивные характеристики:
- наличие базисной стратегической установки и соответствующего самоощущения, и самовосприятия в духе следующего тезиса: «По большому счету у меня все хорошо; и это постоянное чувство глубинного благополучия помогает мне сравнительно легко справляться с возникающими трудностями»;
- наличие базисной уверенности в себе и своих способностях успешно преодолевать любые жизненные трудности;
- наличие высоких, объективно фиксируемых показателей качества жизни и социального функционирования;
- чувство почти постоянного эмоционального комфорта, перемежающегося с аффектом мобилизации при возникновении сложных ситуаций;
- отсутствие каких-либо проявлений состояния деморализации (по Дж. Франку).
Следует иметь виду, что наличие у субъекта возможности оперативной актуализации первичного ресурсного состояния препятствует развитию импульса патологического влечения.
Формирование устойчивого ресурсного состояния, во-первых, блокирует неосознаваемый ресурсный запрос и запуск поискового поведения в сторону контактов с патологическими адаптогенами быстрого действия. А во-вторых, надежно блокирует механизмы актуализации патологического влечения.
Отсюда проистекает вся важность психотерапевтической работы с данными компонентами феномена психической устойчивости.
Специальные свойства — навыки — процессы, характеризующие главный процесс — эффективной самоорганизации, — определяющий степень устойчивости ко всем типам зависимости:
- управление стрессом;
- управление конфликтом;
- общие и специальные коммуникативные навыки;
- мобилизация саногенного потенциала (управление здоровьем);
- эффективное решение проблемных ситуаций с использованием технологии ресурсного серфинга (форсированного вхождения в первичное ресурсное состояние с последующим использованием базисного алгоритма проблемно-ориентированной психотерапии);
- специальный навык «эффективного управления жизнью» (лайф-менеджмент);
- специальные навыки по эффективной саморегуляции (концентрация; мобилизация; диссоциация-осознанность; интуиция; схватывание-проникновение-понимание-моделирование).
Здесь так же необходимо иметь ввиду, что процесс эффективной самоорганизации так же препятствует поиску каких-либо дополнительных и, тем более, патологических адаптогенов уже в силу того, что сам по себе является таким сверх-эффективным адаптогеном. Что, конечно же, должно учитываться в долговременной психотерапевтической стратегии.
Универсальная последовательность этапов аддиктологической помощи:
- этап первичной профилактики (на данном этапе проводится экспресс-диагностика индивидуальных и семейных рисков вовлечения в деструктивную психологическую зависимость, а так же — эффективная коррекция таких рисков за счет использования технологий Стратегической полимодальной психотерапии);
- этап первичной аддиктологической помощи (на данном этапе проводится адресная психотерапевтическая помощь лицам с признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость с использованием специально разработанных технологий Стратегической полимодальной психотерапии. Данные технологии используются с целью 1) блокирования еще только формирующегося патологического стереотипа адаптации и разворота адаптивных поведенческих паттернов в нормативный полюс; 2) формирования устойчивой мотивации на прохождение полноценных курсов лечения и реабилитации в случае уже сформированной патологической зависимости);
- этап амбулаторного лечения и реабилитации (на данном этапе используется весь ассортимент технологий Стратегической полимодальной психотерапии, ориентированных на: 1) работу с актуальными мишенями, дифференцированными в зависимости от стадий прохождения лечебно-реабилитационного процесса; 2) работу с универсальными мишенями, дифференцированными в зависимости от идентифицированных качественных характеристик психического здоровья.
Особенностью первых стадий прохождения данного этапа является необходимость выстраивания особых психотерапевтических технологий (техники-окна), которые позволяют работать с идентифицированными актуальными и универсальными мишенями практически одновременно);
этап стационарного лечения и реабилитации (данный этап используется в работе с психологически зависимыми клиентами крайне редко и отличается от амбулаторного тем, что исходный дефицит и степень тяжести актуальных клинических проявлений синдрома зависимости и других психопатологических синдромов у клиентов/пациентов здесь гораздо более существенная; в то же время, возможности получения конструктивной поддержки от родных и близких — минимальные);
этап противорецидивной и поддерживающей терапии (на данном этапе используются, в основном, ресурсо-ориентированные технологии Стратегической полимодальной психотерапии, чаще в групповом формате).
При этом, в каждом конкретном случае важно определить на какой стадии развития деструктивной психологической зависимости — риски, клинические проявления — находится клиент и организовать максимально эффективную психотерапевтическую помощь, соответствующую данному этапу.
Структура процедуры в формате психотерапии
Структурированные технологии Стратегической полимодальной психотерапии представлены на каждом дифференцированном этапе аддиктологической помощи следующим образом.
На этапе первично-профилактической помощи:
Диагностические технологии:
- быстрая диагностика индивидуальных рисков и фактов вовлечения в деструктивную психологическую зависимость (экспресс-опросники);
- быстрая диагностика семейных рисков (экспресс-опросники).
Технологии Стратегической полимодальной психотерапии, направленные на повышение мотивации:
- мотивационное информирование («мягкий» и «жесткий» варианты, в зависимости от охватываемого контингента);
- формат кризисной интервенции («жесткий» вариант мотивационного информирования, проводимый с группой повышенного риска по профилю деструктивной психологической зависимости; либо использование технологии «информационой прививки»);
- мотивационная полимодальная психотерапия, встроенная в тренинг родительско-детских отношений, проводимый с семьями повышенного риска;
- мотивационная полимодальная психотерапия, встроенная в технологию FAST (семья и школа вместе).
На этапе первичной аддиктологической помощи:
Блок диагностических технологий:
- быстрая диагностика индивидуальных рисков и фактов вовлечения в деструктивную психологическую зависимость (экспресс-опросник);
- оценка степени тяжести психологической аддикции (опросник МИТПА);
- быстрая оценка мотивации клиента на терапевтические изменения (экспресс-опросник);
- быстрая оценка типа семейных отношений (экспресс-опросник);
- быстрая оценка степени готовности ЗДЛ к участию в лечебно-реабилитационных программах (экспресс-опросник);
Мотивационные технологии Стратегической полимодальной психотерапии:
- мотивационное информирование (заочный — с использованием специальных буклетов; очный — «мягкий» и «жесткий» варианты);
- аддиктологическое консультирование (индивидуальный и семейный варианты) с использованием специальных структурированных техник экспресс-психотерапии;
- модифицированный вариант МЕТ (терапия, повышающая мотивацию) Миллера-Ролльника;
- структурированная мотивационная техника «лестница потерь»;
- структурированная мотивационная техника «лестница приобретений»;
- структурированная мотивационная техника «два магазина»;
- семейная психотерапии с психообразовательным подходом (модифицированный вариант семейной психотерапии по К. Андерсон);
На этапе амбулаторного лечения и реабилитации:
Блок диагностических технологий:
В случае отсутствия профессиональной работы с зависимым клиентом на этапе первичной аддиктологической помощи на этапе амбулаторного лечения и реабилитации проводится полный объем диагностических процедур, предусмотренных на предыдущем этапе АП.
В обязательном порядке при поступлении на лечение пациенту должны быть проведены:
- клиническая диагностика синдрома зависимости по критериям МКБ-11;
- оценка степени тяжести аддикции (опросник МИТПА).
Блок технологий Стратегической полимодальной психотерапии:
- модифицированный вариант аддиктологического консультирования по модели SMART;
- структурированные техники Стратегической полимодальной психотерапии (работа с актуальными проблемами и универсальными мишенями: технический блок, направленный на формирование первичного ресурсного состояния — структурированные техники СПП «двойной диссоциации», «ресурсного серфинга», «эмоционального переформирования», «информационной прививки», «экспрессивного мифодизайна»; технический блок, направленный на формирование устойчивого ресурсного состояния — «матрешка», «внутренняя расстановка», «линия времени», «ресурсный разворот»; технический блок, направленный на коррекцию эмоционального состояния — «катартическое отреагирование», «отреагирование обиды», «принесение вины»; технический блок, направленный на расширение когнитивного репертуара — «проблемно-ориентированная психотерапия», «многовекторное наводнение», «витязь на распутье», «модифицированный вариант эмотивно-рациональной психотерапии А.Эллиса», «модифицированный вариант когнитивной психотерапии А. Бека», «шаги за горизонт», «личная конституция», «семейная конституция»; технический блок, направленный на работу с проявлениями патологического влечения, стимулируемую за счет прямого контакта с внесознательными инстанциями — «репка». «ангел-хранитель», «дух предков», «мертвая вода-живая вода», «встреча с судьбой»);
- групповая полимодальная психотерапия с включением специальной программы социально-психологических тренингов (СПТ).
На этапе стационарного лечения и реабилитации:
- реализуются те же диагностические и психотерапевтические технологии, что и на предыдущем этапе аддиктологической помощи с акцентом на технологии Стратегической полимодальной психотерапии.
На этапе противорецидивной и поддерживающей терапии:
- по показаниям реализуются экспрессивные и стратегические, в основном — ресурсо-ориентированные технологии полимодальной психотерапии, чаще в групповом формате.
Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов)
Теория и общая методология построения Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость основывается на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.
Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них.
В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.
Все эти позиции в концентрированном виде и представлены в Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость.
Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)
Метамодель социальной психотерапии в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии: когнитивно-поведенческая психотерапия;
мотивационная психотерапия Миллера-Ролльника; семейная психотерапия с психообразовательным подходом по К. Андерсон; сказкотерапия (сказка-драма);
мифодизайн (мифо-драма); психодрама; экзистенциальная терапия; логотерапия; трансактный анализ; арт-терапия; этно-терапия Гауснера; суггестивная психотерапия; психосинтез (Р. Ассаджиоли).
Кроме того, в структуре метамодели социальной психотерапии предполагается основной акцент на использование авторских методов: полимодальной экспресс-психотерапии (А.Л. Катков, 2011), стратегической полимодальной психотерапии лиц с деструктивной психологической зависимостью (А.Л. Катков, 2013).
Основные отличия от родственных методов
Основное отличие Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость от близких или родственных методик профессиональной психотерапии заключается в:
- использовании специального подхода к выстраиванию проекта терапии, который в итоге и реализуется во взаимодействии с клиентом (суть данного подхода заключается в акцентированном внимании к особенностям репрезентации проблемной ситуации клиентом, его готовности к использованию определенных психотерапевтических подходов, определяемая в ходе специальной процедуры формирования «стыковочного сценария» предпочтительного психотерапевтического проекта);
- использовании специальным образом выстроенной комбинации актуальных и универсальных мишеней, в отношении которых проводится психотерапевтическое воздействие;
- использовании возможностей экспресс-диагностики, встраиваемой в технологии Стратегической полимодальной психотерапии, используемых на первых этапах оказываемой психотерапевтической помощи;
- реализации всего терапевтического комплекса в режиме трехуровневой психотерапевтической коммуникации — основного условия высокой эффективности используемого метода профессиональной психотерапии;
- возможности корректного отслеживания промежуточных и конечных результатов эффективности используемого психотерапевтического подхода в системе специально разработанной процедуры психотехнического анализа.
Все вышеприведенные отличия присущи только лишь методу Стратегической полимодальной психотерапии и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.
Показания, противопоказания и границы применения методики
1. Показаниями к использованию метода «Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость» являются:
- наличие высоких рисков и признаков вовлечения в деструктивную психологическую (игромании, виртуальную-компьютерную, вовлечение в тоталитарные секты, экстремистские организации) зависимость, устанавливаемых с использованием специально разработанных и традиционно используемых методов психологической диагностики;
2. Противопоказаниями к использованию метода «Стратегической полимодальной психотерапии лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивную психологическую зависимость» являются:
- наличие признаков эндогенного психического заболевания, требующего специфического медикаментозного лечения в психиатрическом стационаре;
- наличие интеллектуальных расстройств такого уровня, который препятствует осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента.
3. Границы применения метода, таким образом, определяются сектором населения с высокими рисками или признаками вовлечения в деструктивные социальные эпидемии психологической зависимости(по репрезентативным данным, общая численность такого сектора населения составляет до 7% от всей популяции); наличием показаний и противопоказаний к использованию данного метода.
Основные используемые труды
- Макаров В.В. Истоки, настоящее и будущее психотерапии // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва-Кустанай, 2000. — Т. 6, № 1. — С. 5-10.
- Макаров В.В. Психотерапия нового века. — М., 2001. — 491 с.
- Lazarus A. Multimodal Therapy // Current Psychotherapy. — 1984.
Список публикаций по данному продукту
- Катков А.Л., Пак Т.В. Вовлечение в экстремистские и террористические организации — социальная эпидемия нового времени (опыт системного исследования) // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 2. — С. 19-25.
- Катков А.Л. Аддиктологическое консультирование лиц с высокими рисками и начальными признаками вовлечения в интернет-зависимость // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 4. — С. 28-29.
- Катков А.Л. Медико-социальная реабилитация лиц с компьютерной зависимостью // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 4. — С. 30-32.
- Катков А.Л., Аманова Ж.Ш. О диагностическом опроснике интернет-аддикции (ДИА) // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 4. — С. 39-41.
- Катков А.Л., Аманова Ж.Ш. О методологии семейной диагностики интернет-аддикции (СДИА) // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. — Павлодар, 2011. — Т. XI, № 4. — С. 41-43.
- Катков А.Л., Аманова Ж.Ш. Вовлечение в деструктивные культы и секты — социальная эпидемия нового времени (опыт системного исследования) // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 2. — С. 43-48.
- Катков А.Л., Пак Т.В., Нургазина А.З. Байханова Т.Р. Патологическое пристрастие к азартным играм (игромания), интернет-зависимость — социальная эпидемия нового времени // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 2. — С. 56-64.
- Катков А.Л. Аддиктологическое консультирование лиц с начальными признаками вовлечения в игроманию на этапе первично-профилактической помощи // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 4. — С. 12-15.
- Катков А.Л. Медико-социальная реабилитация лиц с игровой зависимостью // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 4. — С. 15-22.
- Катков А.Л. Экспресс-психотерапия лиц с начальными признаками вовлечения в игроманию на этапе первично-профилактической аддиктологической помощи // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 4. — С. 25-28.
- Катков А.Л., Пак Т.В., Аманова Ж.Ш., Пшенбаева Г.Т. Опросник комплексной оценки эффективности психотерапии лиц с химической и нехимической зависимостями // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2011. — Т. XVII, № 4. — С. 35-42.
- Катков А.Л. Новые подходы в профилактике интернет-зависимости // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2012. — Т. XVIII, № 1. — С. 15-29.
- Катков А.Л. Профилактика игровой зависимости // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2012. — Т. XVIII, № 1. — С. 77-87.
- Катков А.Л. Функциональная концепция психологического здоровья — устойчивости к вовлечению в социальные эпидемии // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва — Павлодар, 2012. — Т. XVIII, № 1. — С. 87-92.
- Катков А.Л. О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних: Методические рекомендации. — Павлодар, 2012. — 50 с.
- Катков А.Л. Профилактика, лечение и реабилитация игровой зависимости: Методические рекомендации. — Павлодар, 2012. — 87 с.
- Катков А.Л. Деструктивные социальные эпидемии: опыт системного исследования. — Павлодар, 2012. — 223 с.
- Катков А.Л. Качество психического здоровья, психологические и психотехнологические основы эффективной самоорганизации // Человек в эпоху перемен (сборник материалов IV Съезда психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сибирского Федерального Округа, г. Новосибирск, 8-10 апреля 2015 г.). — С. 34-57.
- Катков А.Л. Качество психического здоровья (системные характеристики феномена по результатам комплексного исследования)// Теория и практика охраны психического здоровья. — 2015. — №1 (1). — С.2-88.
- Катков А.Л. Психотехнический анализ психотерапевтического процесса// Теория и практика охраны психического здоровья. — 2015. — №2 (1). — С.2-30.