ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Резюме модальности Поведенческая психотерапия

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

Резюме модальности «Поведенческая психотерапия» комитетом направлений и методов (модальностей) психотерапии ОППЛ

Поведенческой психотерапией могут быть названы различные психотерапевтические методики, направленные на модификацию болезненных форм поведения с помощью классического обусловливания, оперантного обусловливания и способов социального научения, а также различные полимодальные методики с комбинациями вышеперечисленных способов.

К способам классического обусловливания относятся методики модификации поведения с помощью классического подкрепления, целью которых является формирование новых условных рефлексов как цели изменения поведения.

К способам оперантного обусловливания относятся методики модификации поведения с помощью оперантного подкрепления.

К способам социального научения относятся методики модификации поведения методом научения.

К классическим научным исследованиям, на которые опирается поведенческая психотерапия, относятся работы И.П. Павлова «Теория условных рефлексов», «Теория сигнальных систем», Условно-рефлекторная терапия. А.Сальтера, Оперантное обусловливание Б.Ф. Скинера, Теория социального научения Д. Бандуры, Мультимодальная терапия поведения. А. Лазаруса, Теория выученной беспомощности М. Селигмана и др.

Первое упоминание о теоретической и практической поведенческой психотерапии можно связать с В.М. Бехтеревым и созданным им методом условно-рефлекторной терапии (1915 год). Этот метод был широко востребован в первой половине двадцатого века в России. По методу условно-рефлекторной терапии в середине двадцатого века успешно работал Андре Сальтер. Термин «Поведенческая терапия» появился в США в1953 году и стал широко известен благодаря работам Б.Ф. Скиннера и его соавторов. В дальнейшем метод поведенческой психотерапии был дополнен разнообразными методиками таких психологов и психотерапевтов как Ганс Айзенок, Джозеф Вольпе, А. Лазарус, Альберт Бандура, Мартин Селигман, Джулиан Роттер и т.д.

В конце двадцатого века появляется новое направление в поведенческой психотерапии — когнитивно-поведенческая терапия.

В двадцать первом веке поведенческая психотерапия продолжает развиваться. Появляются новые способы психокоррекции. Патентное бюро России ежегодно регистрирует несколько психотерапевтических способов, относящихся к поведенческой терапии, или полимодальных методов с использованием техник поведенческой психотерапии. В качестве примера новых международных полимодальных методов можно привести открытие в 2012 году Института Поведенческой Теле-психологии (США).

Поведенческая психотерапия решает задачи повышения качества жизни человека методом обучения новым, более эффективным и здоровым формам поведения; модифицирует доставляющие страдание, болезненные формы поведения.

Объектом терапевтического вмешательства является доставляющее страдание, болезненная форма поведения. Модифицируя болезненное поведение, психолог избавляет пациента от страданий и достигает заранее согласованных целей терапии.

К другим методам психотерапии, применяемым наряду с основным, относится когниктивно-поведенческая терапия. Отличие метода от других родственных модальностей заключается в большей степени психологическом, а не лечебном характере. Метод повышает социальную компетентность клиента, расширяет поведенческий репертуар, формирует новые условные рефлексы, изменяя поведение с мощью подкрепления и социального научения.