ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

О.Г. Покатаева - Разговор по душам с психологом

Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»

Профессиональное признание авторских методик
(доказательная регистрация)

Метод «Разговор по душам с психологом» для успешных людей: техника «Переключение трех игр»

Автор методики:
Покатаева Оксана Григорьевна
действительный член ОППЛ, внесена в Европейский реестр психологов

Определение.

Техника «Переключение трех игр» помогает клиенту нарциссического типа осознать свои игры и уменьшить манипуляции.

Сущность методики.

Основные принципы:

Основные процессы:

Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:

  1. Вводная часть: анализ состояния клиента, с чем сегодня пришел.
  2. Отзеркаливание его запроса.
  3. Анализ его запроса с бережным отношением к клиенту и себе.
  4. Собственная защищенность (почти постоянная энергетическая защита и внимание к манимуляциям клиента), еще она вырабатывается годами медитацией.
  5. Контроль за играми клиента, обсуждение игр.
  6. Если клиент не хочет сам начинать игру, то предложить одну из игр.
  7. Договор о следующей встрече.

Теоретические и методологические аспекты.

Методика основана на следующих основных идеях:

Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии):

Основные отличия от родственных методов:

Обобщены разные методы работы с нарциссическим типом личности и экзистенциальным подходом.

Показания, противопоказания и границы применения методики.

Показания: психически здоровые клиенты нарциссического типа личности.

Описание техники.

Есть подозрение, что успешные люди, которые приходят к психологу, это люди нарциссического типа.

Гипотеза: нарциссам нужно безоговорочное признание, даже идеализация их, и чувственность, и эмпатия окружающих. Это и находят они в психологе шизоидного типа. Но с этой методикой все психологи смогу работать с этим сложным типом клиентов.

Основа: осознанное переключение основных игр «Доктор Айболит», «Мудрость», «Душевность».

Переключение между этими играми клиент осуществляет быстро и максимально скрытно, увлекая за собой психолога. Психологу надо быть осознанным и внимательным, и проговаривать это клиенту.

Цель методики: перевести Игры клиента на осознанный уровень, если они у него не осознанны. А если он осознает, что делает и делает специально запутать психолога (как и людей в жизни), то понять ему зачем он это делает, какой смысл его манипуляций, к чему хорошему это для него приводит. Не это ли корень его проблем: его Душа, его внутреннее состояние хочет делать добро людям, а он делает плохо (исходя из нарциссического типа).

Игра «Доктор Айболит»

(в женском варианте может быть любая сказка, где женщина лечит животных — именно животных! ).

Основное: клиент как хищник. Надо с ним определить — каким животным он себя представляет.

Ему задавать вопросы как врач: Что у него болит? С чем пришел? Что хочет от психолога как от доктора Айболита?

Роль клиента: больной хищник, который не может понять, что с ним, но ему плохо. И он может «съесть» Айболита, но знает, что он ему поможет. Тип по Юнгу эмоциональный, экстраверт, иррациональный, интуитивный. Пусть нарисует весь процесс игры. И там будет видно какой зверь он. Хотя он может рисовать одно, думать другое.

Роль психолога: Айболит добродушный, профессионал, наивный, но знающий, по типу Юнга рассеянный профессор (интроверт, логик, иррационал, ощущающий).

Психолог играет роль Айболита и роль режиссера со стороны (как и во всех играх играет две роли). И проговаривает все действия открыто и честно: «Вы говорите так», «Вы это сейчас сказали, зачем?», «Вы это сейчас сказали и меня оскорбили, для чего?».

Игра «Мудрость».

Клиент, поняв, что психолог знает нечто, начинает играть в игру «Мудрость» (Сова, мудрая женщина, мать, отец, что мудрый был в жизни). Т.е. он начинает просить у психолога советы, идеализируя его, начинает петь дифирамбы. Делает это клиент не от сердца, а с целью получения совет. Он относится в этот момент к психологу как к более мудрому человеку. Сова, Мудрость, волшебница, колдунья, ведунья, мудрец. Лучше обсудить, как клиент это представляет, и нарисовать. И проанализировать картинку.

Цель клиента: в это время получить как можно больше советов и полезностей от психолога.

Цель психолога на это время: не давать ему эти советы и находить в клиенте Мудрость. Она в нем есть как интуиция. Здесь хорошо помогают техники НЛП. Постепенно эта часть будет лучше осознаваться клиентом, он будет становиться зрелым.

Игра в «Душевность»

(Аленушка, Герда в снежной королеве, Батюшка).

Это любая игра клиента, где он ищет именно наивность, простоту, честность, порядочность, открытость, душевность, безусловную любовь, святость даже от психолога.

У психолога это может быть эмпатия, честность, открытая поза и слова, когда нет запрета на обсуждение даже личных тем о психологе. Да, клиент потом этим воспользуется и «укусит», но без этого никак.

Цель клиента: как младенец в это время от матери получить молоко, от отца защиту и признание просто так. От психолога он хочет бесплатного времени, или уникальных условий, или срочно встретиться. Он хочет доказать, что психолог лично его принимает всегда и любого.

Цель психолога: и создавать эти условия безусловного и уникального принятия, но и не за счет ущемления себя и своей семьи. Тем самым клиент осознает рамки этой игры.

Главное в методике для психолога:

  1. Устойчивость психолога. Осуществляется личным анализом, обязательно постоянной супервизией (особенно на время работы с таким клиентом — два раза в неделю), медитацией, возможно, йогой (поза Героя очень хорошо помогает перед приемом такого клиента). Конечно, чем большим количеством методик владеет психолог, по Роло Мэю, тем лучше.
  2. Постоянный контроль происходящего.
  3. Правильно играть в игры клиента.
  4. Точно анализировать все игры и особенно переход клиента из игры в игру: зачем он это сделал, что хочет сказать этим, зачем ему это надо?
  5. Самому психологу надо также переходить из игры в игру и тоже объяснять, зачем он это делает, всегда для пользы клиента и чтобы сохранить себя.

Итог должен быть как в каждой сессии, так и в длительном периоде времени.

Итог сессии:

  1. Какие игры мы сегодня играли?
  2. Вы играли в них за тем—то (по его ответам).
  3. Я учила Вас играть в такие-то игры за тем то (чтобы вы понимали, как Ваши игры отражаются на людях, чтобы Вы замечали переходы, чтобы Вы перестали играть в нелюбимые игры и т.д.)

Обычно 80% клиентов говорят, что они изменили в своей жизни многие игры, вплоть до отказа от некоторых из них. Стали бережнее относиться к людям, и чувствуют от этого облегчение, чувствуют, что они не такие уж плохие и бессердечные. Клиенты отмечают, что начали чувствовать свою душу — и в этом заключается смысл описываемой методики: соединение со своей Душой и понимание задач своей Души.

Яндекс.Метрика