Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»
Автор методики:
Покатаева Оксана Григорьевна
действительный член ОППЛ, внесена в Европейский реестр психологов
Определение.
Техника «Переключение трех игр» помогает клиенту нарциссического типа осознать свои игры и уменьшить манипуляции.
Сущность методики.
Основные принципы:
Основные процессы:
Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:
Теоретические и методологические аспекты.
Методика основана на следующих основных идеях:
Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии):
Основные отличия от родственных методов:
Обобщены разные методы работы с нарциссическим типом личности и экзистенциальным подходом.
Показания, противопоказания и границы применения методики.
Показания: психически здоровые клиенты нарциссического типа личности.
Описание техники.
Есть подозрение, что успешные люди, которые приходят к психологу, это люди нарциссического типа.
Гипотеза: нарциссам нужно безоговорочное признание, даже идеализация их, и чувственность, и эмпатия окружающих. Это и находят они в психологе шизоидного типа. Но с этой методикой все психологи смогу работать с этим сложным типом клиентов.
Основа: осознанное переключение основных игр «Доктор Айболит», «Мудрость», «Душевность».
Переключение между этими играми клиент осуществляет быстро и максимально скрытно, увлекая за собой психолога. Психологу надо быть осознанным и внимательным, и проговаривать это клиенту.
Цель методики: перевести Игры клиента на осознанный уровень, если они у него не осознанны. А если он осознает, что делает и делает специально запутать психолога (как и людей в жизни), то понять ему зачем он это делает, какой смысл его манипуляций, к чему хорошему это для него приводит. Не это ли корень его проблем: его Душа, его внутреннее состояние хочет делать добро людям, а он делает плохо (исходя из нарциссического типа).
Игра «Доктор Айболит»
(в женском варианте может быть любая сказка, где женщина лечит животных — именно животных! ).
Основное: клиент как хищник. Надо с ним определить — каким животным он себя представляет.
Ему задавать вопросы как врач: Что у него болит? С чем пришел? Что хочет от психолога как от доктора Айболита?
Роль клиента: больной хищник, который не может понять, что с ним, но ему плохо. И он может «съесть» Айболита, но знает, что он ему поможет. Тип по Юнгу эмоциональный, экстраверт, иррациональный, интуитивный. Пусть нарисует весь процесс игры. И там будет видно какой зверь он. Хотя он может рисовать одно, думать другое.
Роль психолога: Айболит добродушный, профессионал, наивный, но знающий, по типу Юнга рассеянный профессор (интроверт, логик, иррационал, ощущающий).
Психолог играет роль Айболита и роль режиссера со стороны (как и во всех играх играет две роли). И проговаривает все действия открыто и честно: «Вы говорите так», «Вы это сейчас сказали, зачем?», «Вы это сейчас сказали и меня оскорбили, для чего?».
Игра «Мудрость».
Клиент, поняв, что психолог знает нечто, начинает играть в игру «Мудрость» (Сова, мудрая женщина, мать, отец, что мудрый был в жизни). Т.е. он начинает просить у психолога советы, идеализируя его, начинает петь дифирамбы. Делает это клиент не от сердца, а с целью получения совет. Он относится в этот момент к психологу как к более мудрому человеку. Сова, Мудрость, волшебница, колдунья, ведунья, мудрец. Лучше обсудить, как клиент это представляет, и нарисовать. И проанализировать картинку.
Цель клиента: в это время получить как можно больше советов и полезностей от психолога.
Цель психолога на это время: не давать ему эти советы и находить в клиенте Мудрость. Она в нем есть как интуиция. Здесь хорошо помогают техники НЛП. Постепенно эта часть будет лучше осознаваться клиентом, он будет становиться зрелым.
Игра в «Душевность»
(Аленушка, Герда в снежной королеве, Батюшка).
Это любая игра клиента, где он ищет именно наивность, простоту, честность, порядочность, открытость, душевность, безусловную любовь, святость даже от психолога.
У психолога это может быть эмпатия, честность, открытая поза и слова, когда нет запрета на обсуждение даже личных тем о психологе. Да, клиент потом этим воспользуется и «укусит», но без этого никак.
Цель клиента: как младенец в это время от матери получить молоко, от отца защиту и признание просто так. От психолога он хочет бесплатного времени, или уникальных условий, или срочно встретиться. Он хочет доказать, что психолог лично его принимает всегда и любого.
Цель психолога: и создавать эти условия безусловного и уникального принятия, но и не за счет ущемления себя и своей семьи. Тем самым клиент осознает рамки этой игры.
Главное в методике для психолога:
Итог должен быть как в каждой сессии, так и в длительном периоде времени.
Итог сессии:
Обычно 80% клиентов говорят, что они изменили в своей жизни многие игры, вплоть до отказа от некоторых из них. Стали бережнее относиться к людям, и чувствуют от этого облегчение, чувствуют, что они не такие уж плохие и бессердечные. Клиенты отмечают, что начали чувствовать свою душу — и в этом заключается смысл описываемой методики: соединение со своей Душой и понимание задач своей Души.