ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Д.Е. Хромов - Подготовка и проведение группы творческого самовыражения

Рубрика «Опыты души»

Подготовка и проведение группы творческого самовыражения (Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно) с использованием самостоятельно созданного видеофильма (слайд-шоу). Личный опыт.

Хромов Дмитрий Евгеньевич
участник групп Терапии творческим самовыражением (М.Е.Бурно)

Бывает, снимаешь по задумке, навеянной впечатлением от групповых занятий, а бывает, что накапливаются снимки, и как их связать между собой, не знаешь. А бывает, есть мысль, но не представляешь, как её реализовать фотографически. Так приходит момент, когда эти три «бывает» переплетаются воедино, и начинается утомительный, но одновременно целительный процесс работы над видеофильмом (слайд-шоу). Почему целительный? Потому, что хоть на время позволяет, отвлекая, смягчить круговерть мыслительной «каши» собственной неполноценности.

Создание такого фильма — процесс особый, в отличие от художественного творчества. Он направлен только опосредованно на понимание собственного Я, а прежде всего — на помощь через сочувствие в переживании собственного Я участников группы.

Поэтому первая задача состоит в том, чтобы тема фильма была важна не только создателю, но и группе во всём характерном её многообразии.

Думая над темой, подбирая музыкальное сопровождение, вы как бы стараетесь примерить на себя другие характеры и, разделяя переживания ваших героев, найти созвучные моменты.

Немаловажным стоит считать момент подбора хронометража фильма. Мой небольшой опыт показывает, что есть темы более яркие (чувственные), и, чтобы не перенасытить зрителя, на их раскрытие требуется всего 3-5 минут времени. Но есть темы, требующие более глубокого мыслительного сосредоточения. Их реализация может достигнуть и 20-30 минут. Автору необходимо за этим внимательно следить, т.к. личная глубина отклика автора далеко не всегда может совпадать с глубиной переживаний участников группового занятия.

Ну, вот фильм готов, а особое лечебное творчество автора еще только начинается.

Как же так, спросит читатель, ведь столько душевных сил было потрачено, такое сопереживание с другими характерами пережил автор. Так-то оно так. Но, в отличие от автора художественного произведения, который закончив, отдаёт плоды своей работы на суд зрителя, слушателя или читателя, автору терапевтического фильма предстоит самому вести занятие по своему же произведению. И не просто вести, а как бы отстраниться от собственной работы, стараться добиться самораскрытия участниками группы.

Это начинается с постановки вопросов к группе. Вопросы, как мне кажется, следует задавать до просмотра, но обозначив тему занятия. Задавание вопросов будет помогать зрителю настроиться как на тему занятия, так и на участие в последующим обсуждении (задание вопросов после просмотра возможно, если автор предполагает своими вопросами вызвать реактивный отклик участников группы, иначе, как мне думается, зрителям не будет хватать времени для созвучного ответа).

Трудность при чёткой формулировке вопросов состоит в том, что в них должа быть ясность как для людей с чувственными переживаниями, так и для людей с мыслительными переживаниями, как для реалистов, так и для идеалистов. А это действительно сложно для авторов с чётко выраженными характерами (либо их радикалами).

Итак, автор справился с этими сложнейшими этапами своей работы. Гаснет свет и начинается демонстрация фильма (здесь ремарка — автору следует несколько раз пересмотреть собственное произведение, чтобы в процессе его демонстрации как бы отстранённо следить за реакциями участников группы, краем уха и глаза понимая, на какой эпизод эта реакция). Реагирование на обратную связь группы помогает более целенаправленно вести групповое занятие после просмотра фильма, при опросе участников. Это дает возможность переформулировать вопросов для конкретного участника, задавать уточняющие вопросы и давать ответы на ремарки участников.

Следует заметить, что поставленные вопросы обязательны также и для самого автора, который в ходе ведения занятия и по его завершении сам чётко отвечает на них исходя из собственного характерологического переживания. В обязанности ведущего (автора) также входит формулировка выводов в духе Терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно), а это невозможно без отслеживания сопереживания участников группы.

Я уже отмечал выше необходимость самоотстранения от собственного произведения в ходе ведения занятия. Это имеет, прежде всего, психотерапевтический эффект, т.к. автор тем самым будет меньше переживать за само произведение, а также более спокойно и, следовательно, более объективно воспринимать как похвалу, так и критику, которые, как обычно, звучат в ходе занятия.

P.S. Волнующий вас вопрос может стать одним из поводов раскрыть себя в другом человеке, а его ответ и отклик (созвучие или несозвучие) может помочь вам открыть ещё одну грань в вас самом.

Яндекс.Метрика