Макаров Виктор Викторович
Президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», избранный президент Азиатской Федерации Психотерапии, вице-президент Всемирного Совета по Психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессор. Москва, Россия.
Новая психотерапия Российской Федерации является более широкой областью науки и практики, включающей в себя традиционную, клиническую психотерапию. Новая психотерапия направлена на помощь человеку, группе, семье, обществу в целом. Она развивается, объединяя отдельные методы (модальности), используя четырёхчастную био-психо-социо-духовную парадигму, располагая возможностями работы со здоровыми и больными. Психотерапия располагает широким инструментарием: от ежедневной саморегуляции и сопровождения человека в его жизни, до построения персонального будущего человека, его семьи и даже грядущих поколений. А ещё — пониманием, что для развития и даже просто для выживания всего человечества нам важен тренд движения от человека разумного к человеку духовному. Новая психотерапия занимается как лечением, так и развитием. Большинство методов психотерапии обладает собственными понятийными аппаратами, как для описания патологии, так и для описания нормы; специальными технологиями лечения и развития. Прогрессирование современной психотерапии привело к формированию Новой школы современной психотерапии (См. в этом выпуске Макаров В.В. «Новая школа Российской психотерапии»).
Психотерапию мы относим к помогающим профессиям. В области психического здоровья и психологического благополучия есть несколько помогающих профессий. Три из них начинаются на «Пси» и очень хорошо дополняют друг друга: психология, психиатрия и психотерапия. Главная цель психологии — понимание человека. Главная цель психиатрии — диагностика и лечение психических нарушений. Главная цель новой психотерапии — достижение гармонии с собой и с миром, обретение состояния счастья человеком, семьей, группой, обществом в целом. Да, у психотерапии существует четыре категории объектов приложения усилий: человек, семья, группа, общество в целом. Мы работаем с человеком на всех этапах его жизненного пути. Наши усилия направлены на лечение человека и на его развитие. Ведь наша основная цель — достижение состояния счастья и пребывания в его пространстве. Семейная психотерапия сегодня столь актуальна, семья переживает такой масштабный, неведомый ранее кризис, что семейной психотерапией занимаются уже не только специализирующиеся на ней методы терапии — семейная психотерапия, семейная системная психотерапия, — но так же и другие методы психотерапии. Я не ошибусь, если скажу — большинство методов психотерапии предлагает работу с семьей. И основная цель нашей работы — достижение счастья всеми членами семьи. Работая с группами, мы используем технологии групповой психотерапии. Конечно, есть отдельные методы, специализирующиеся на групповой психотерапии. Это — групповая психотерапия, групп-анализ, психодрама, системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и клиентцентрированные расстановки®; но и другие психотерапевтические методы работают с группами. И глобальной целью этой работы является достижение переживания гармонии и счастья всеми членами группы. Работа со всем обществом для нас — достаточно новая область. Мы работаем через средства массовой информации, привносим в общество гуманистические ценности. Наша глобальная цель — прогресс и переживание удовлетворённости жизнью и состояния счастья всеми членами общества.
Новая, широкая психотерапия в течение почти трёх десятилетий выживает на самофинансировании. Это касается нашего образования, практики и обобщения результатов. Кроме того, всё большее количество профессионалов выходит из тени и платит налоги на профессиональную деятельность, тем самым помогая государству. Мы работаем с людьми, неудовлетворёнными жизнью. Как минимум — с нестабильной психикой. Одна из важных для нас задач — поддержание социального мира. Наступило время, когда нам важно позаботиться, оказать поддержку и помощь традиционным, классическим школам психотерапии. Ведь они функционируют, опираясь на государственное финансирование.
В нашей работе мы применяем четырёхчастную био-психо-социо-духовную парадигму понимания человека, группы, семьи, общества в целом. Понятно, что у каждого человека, каждого нашего клиента и пациента может преобладать одна из четырёх составляющих. Первая часть в этой системе — физиологическая, или биологическая. В человеке она представлена телом. Тело требует внимания. За ним нужно ухаживать. Оно растёт, развивается, болеет, стареет. Окружающие люди видят контуры нашего тела и то, что мы готовы показать: голову и лицо, шею и руки. Тело является нашей визитной карточкой. Именно по внешности судят о человеке. Тело болеет, и далеко не все болезни тела ограничиваются самим телом. Есть и психосоматические расстройства, есть и сомато-социальные заболевания. Да и сами заболевания тела протекают в зависимости от состояния других составляющих четырёхчастной парадигмы. Они очень зависят от психологического благополучия и психического состояния. Социальное самочувствие человека так же влияет на его тело. И, конечно, наше биологическое благополучие во многом определяется нашим духовным состояние. Так, у многих профессиональных спортсменов и танцовщиков, людей физического труда преобладает биологическая составляющая. Впрочем, она особенно важна для всех людей. Ведь, по сути дела, именно биологическая составляющая является основной преградой для дальнейшего увеличения продолжительности жизни и даже достижения мечты человечества — бессмертия. Смертность нашего тела воспринимается в качестве единственного препятствия на пути к нашему бессмертию.
Вторая часть нашей организации — психологическая. У человека есть психика. Мы традиционно воспринимаем её как продукт нашего мозга, хотя это не вполне доказано. В свою очередь, мозг является самым сложным из всех известных объектов во Вселенной. И если этот самый сложный объект нарушен, то вернуть его в состояние нормы представляется очень трудной задачей. В этих ситуациях экологичнее предложить способы регуляции, а не лечебные вмешательства. Психологическая составляющая отвечает за наше психическое здоровье и психологическое благополучие. Мы располагаем интеллектом и эмоциональным интеллектом. Новейшее время — это время всё возрастающих психологических нагрузок. Именно они зачастую приводят к срывам адаптации, синдрому выгорания, депрессиям. Ряд нарушений психологической составляющей проявляется через самочувствие нашего тела и через его заболевания. Эти нарушения являются психосоматическими. И лечить важно как телесную, так и психологическую составляющую. Другие нарушения проявляются через наше социальное функционирование, а проводить их профилактику возможно в рамках психологической составляющей. Может нарушаться гармония социального функционирования в семье, рабочем коллективе, государстве и обществе в целом. Именно это является частой причиной психологического дискомфорта и психического неблагополучия. Духовные проблемы и кризисы так же отражаются на нашем психологическом состоянии и даже психическом здоровье. Всё чаще и чаще к нам обращаются клиенты и пациенты в состоянии глубокого душевного кризиса, проявляющегося в нарушениях психики.
Третья часть данной парадигмы — социальная. Мы живём в семье, группе, обществе. И очень зависим от социума. Общество постоянно стимулирует, контролирует нас. Государство порою жестко навязывает свои правила. У каждого из нас складывается и развивается социальный интеллект. По нашим данным, каждый человек несёт в себе характеристики традиционной эпохи жизни человека в семье, группе, большой группе, называвшейся мир, и в обществе; характеристики современной эпохи и новейшего времени. Как таковой, человек новейшего времени только складывается. Именно поэтому многие его характеристики изменяемы и даже управляемы. Человек традиционной и современной эпох — и есть человек разумный. А вот человек новейшего времени выходит за эти пределы. Именно человек сегодняшнего дня, вобрав в себя позитивные характеристики традиционной эпохи, нового и новейшего времени, положит основу новому человеческому виду — человеку духовному (homо spiritualium). Наша социальная жизнь предъявляет к нам всё больше требований, и далеко не все люди справляются с всё возрастающими социальными нагрузками сегодняшнего дня. Рассматривая медицинскую сторону этой составляющей, важно отметить, что существуют социо-соматические и социо-психические расстройства и, конечно же, социо-духовные нарушения функционирования.
Четвертая часть — духовная. Как и каждая из частей, она может быть по-разному развита. Духовный интеллект мы называем мудростью. Важно осознавать, что двоичная (психофизическая) и троичная (биопсихосоциальная) парадигмы понимания человека больше не могут удовлетворить запросы нашей практики. Конечно, люди с духовными запросами чаще обращаются к священнослужителям, а в нашей стране — ещё и к целителям, колдунам, шаманам. Только и к нам, психотерапевтам и консультантам, люди с такими запросами обращаются всё чаще! Конечно, духовность — понятие и очень сложное, и очень субъективное, однако в нашей специальности мы обречены иметь дело с непростыми объектами и явлениями, поскольку областью нашей непосредственной профессиональной деятельности является сложный и субъективный внутренний мир человека. Поэтому, мы призваны в работе с нашими клиентами и пациентами учитывать их духовные запросы и потребности, желаем мы того или нет; всё больше заниматься их, а значит и своей, духовностью.
Нас в первую очередь интересуют психотерапевтические аспекты духовности и, соприкасаясь с духовными аспектами запросов наших клиентов и пациентов, мы остаемся в границах нашей профессии — психотерапии. И, вместе с тем, понимаем, что в этой области мы делаем лишь первые шаги и, по сути дела, являемся учениками учеников. Сменит друг друга ещё несколько поколений психотерапевтов, прежде, чем мы начнём уверенно чувствовать себя в этой области.
Духовность, изучением и развитием которой мы занимаемся, относится к светскому гуманизму, включающему духовность русской и советской интеллигенции, представления великой русской философии, дополняемые достижениями великих мыслителей различных религиозных школ, конфессиональными представлениями великих религий, духовными традициями Востока и Запада. И, конечно, концепциями психологии и психотерапии. Духовная личность понимает смысл своей жизни и смысл смерти, и принимает их без страха. Причём физическая, психологическая и социальная составляющие у такого человека развиты и находятся в гармонии как друг с другом, так и с высшей — духовной — составляющей личности. Духовность позволяет выйти за пределы ограничений, налагаемых параметрами других составляющих личности, например, физических — врождённых аномалий тела и физических увечий; даже самой принадлежности к определенному полу; психологических — неуверенности, страха, тревоги, социальных — стремления к власти любой ценой или к автоматическому подчинению, неоправданной пассивности и других. Человек духовный руководствуется целостной системой представлений о нашем мире и своём месте в мире. Человек с выраженным преобладанием иных уровней функционирования постоянно занят борьбой с дискомфортом, который приносит переживание неудовлетворенных потребностей; всё время такого человека посвящено удовлетворению потребностей или повышению уровня комфорта в своей жизни. И каждое повышение уровня комфорта приносит ему лишь краткосрочную радость приобретения и обладания.
Когда же мы видим нашу жизнь в её большой части или всю целиком, мы получаем удовольствие и радость не только от переживания физиологического комфорта удовлетворённого или подавленного желания, а от выполнения своей миссии, продвижения к поставленной цели, просто от самой жизни. Физиологическое, психологическое и социальное удовлетворение гармонирует с духовным — это обеспечивает целостный подход к личности, семье, группе, обществу в целом.
Множество наших современников функционирует в троичной парадигме — био-психо-социальной, и пробуждение их светской духовности представляется отдельной, порою сложной задачей. Более того, непростой задачей является и пробуждение интереса к духовной составляющей жизни.
Говоря о психотерапевтических подходах и технологиях, прежде всего важно отметить их крайнее разнообразие и необходимость серьёзного обучения каждой из них. В этой области каждый автор опирается на свои компетенции, на свой профессиональный опыт. Так, говоря о психотерапии каждого дня, важно осознавать, что за нашим психологическим состоянием, нашим психическим здоровьем важно ухаживать ежедневно, как мы это привычно делаем, или, по крайней мере, знаем как это делать в отношении нашего тела. Важно каждый день создавать и поддерживать оптимальный уровень настроения. Важно мониторить нашу самооценку и не давать ей опускаться в результате отрицательной рефлексии; важно избегать вытеснения эмоций и накопления их в бессознательном; важно постоянно оценивать наш уровень работоспособности и избегать выгорания. И это лишь часть того, с чем каждому активному человеку важно постоянно работать в отношении психологической составляющей. Важно обратить внимание, что если совсем недавно для большинства людей главной и наиболее ранимой была физическая составляющая, то теперь можно уверенно констатировать, что главной и наиболее ранимой является психологическая составляющая и уровень психического здоровья. Для ежедневного использования особенно хорошо подходят аутогенная тренировка и медитативные практики. В частности, разработанная нами «Практика переключения, сосредоточения и погружения «Океан»». Подводить итоги каждую неделю помогают договорные отношения с самим собой. Терапевтический договор позволяет клиентам и пациентам подводить итоги каждую неделю. Здесь же применимо и психологическое сопровождение. Таким образом, люди еженедельно находятся в пространстве новой терапии. И, наконец, создание сценариев персонального будущего для человека, семьи, организации позволяет простроить будущее на много лет вперед, вплоть до завершения жизни, и даже для следующих поколений.
Подводя итоги, можно уверенно констатировать, что новая, широкая психотерапии предназначена и для того, чтобы с её помощью человек, группа, семья, общество в целом могли оптимизировать свою жизнь, укреплять и развивать здоровья, полностью реализовать себя, достичь гармонии с собой и с миром и состояния счастья.