ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Соборникова Е.А. Памяти Ю.В. Валентика

Рубрика «Статья номера»

Памяти Ю.В. Валентика

Соборникова Екатерина Анатольевна

К.м.н., доцент кафедры наркологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, врач-психотерапевт ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗ г. Москвы», г. Москва, Россия.

 

Есть люди, встречи с которыми меняют жизнь. Моя профессиональная жизнь изменилась в тот момент, когда я впервые оказалась на лекции профессора кафедры наркологии РМАПО — Юрия Владимировича Валентика.

Тренинг во время лекции — необычно, захватывающе. Но дело было не только в этом. Ю.В. Валентику удавалось говорить о сути явлений, с которыми я ежедневно сталкивалась в своей наркологической практике. Редкий дар — проникать в самую сердцевину, находить объяснения для, казалось бы, необъяснимых вещей. Безусловно — дар. И еще — бесконечный труд. Я поняла это, когда познакомилась с библиотекой, которую подарила кафедре наркологии вдова Юрия Владимировича — Ольга Николаевна Валентик. Книги по психологии, психотерапии, наркологии, психиатрии, даже по духовным практикам. Невероятно интересная и разносторонняя подборка. Удивительно, что какую бы книгу из этой библиотеки я не взяла в руки — она была проштудирована и испещрена пометками карандашом на полях. Сколько же было прочитано и осмысленно! Становится понятным, что мудрость Юрия Владимировича имеет глубокие корни и преемственно развивает идеи, лежащие на стыке разных психотерапевтических школ, даже разных профессий — психиатрии, психологии, наркологии, социальной работы. Вот почему в его трудах встретились и получили новое полнокровное звучание взгляды, которые могли бы никогда не встретиться из-за высоких «до небес» перегородок, отделяющих одно направление от другого.

Мультидисциплинарный взгляд на проблему ведет к прорыву. И такой прорыв состоялся. Появилась Психогенетическая теория личности Ю.В. Валентика, — концепция, объясняющая загадочную анозогнозию больных с зависимостью, их амбивалентность и непостоянство, трудности мотивирования, концепция, дающая пути профилактики, лечения и реабилитации. Даже шире — в силу своей универсальности, создающая представления о гармоничном самоощущении за счет поддержания жизнеспособности и развитиянормативных личностных статусов, удовлетворения потребностей каждого личностного статуса, поддержания гомеостаза на 4-х уровнях — биологическом, психологическом, социальном и духовном, о чем подробнее упоминает в приведенной выше статье Виктор Викторович Макаров.

Не существует, да и не может существовать единой общепринятой теории личности. Каждая теория личности создается для понимания того или иного специфического явления в поведении, развитии, болезни человека и его выздоровлении. Ю.В. Валентик мечтал создать теорию личности, отражающую процесс развития зависимости и возможности совладания с ней, удобную для применения в наркологии. Исследуя работы Юрия Владимировича, можно проследить, что разработка и совершенствование теории продолжались вплоть до 2008 г. Видимо, болезнь, и преждевременный уход из жизни помешали автору придать теории законченный вид.

Началась работа надданной теорией с научного исследования, выполненного в 1999 г. под руководством Ю.В. Валентика Ольгой Николаевной Маренич. Это исследование позволило описать и доказать научно существование составляющих универсальной нормативной структуры личности. Она получила название Психогенетической модели личности (Ю.В. Валентик, 2002 г.). В качестве устойчивых состояний — личностных статусов (ЛС) в структуре личности человека были выделены: ЛС «Я—Телесное», ЛС «Я—Ребенок» (сын/дочь), ЛС «Я—Мужчина/Женщина», ЛС «Я—Партнер» (муж/жена), ЛС «Я—Родитель», ЛС «Я—Профессионал», ЛС «Я—Член групп». В каждый момент времени человек переживает свою идентичность в актуализированном и доминирующем ЛС.

В дальнейшем Психогенетическая теория определила развитие личности как процесс наполнения психобиологических образований человека — личностных статусов — соответствующими смыслами, ценностями, установками и стереотипами восприятия и поведения, характерными для того социокультурального окружения, в котором человек живет. Психика формируется и функционирует в процессе развертывания генетической программы в специфических условиях человеческого общества. Развитие личности происходит во взаимодействии со значимыми другими людьми (ЗДЛ).Так, например, для формирования статуса «Я — ребенок», нужны родители или фигуры их заменяющие; для того, чтобы сформировался статус «Я — партнер (муж/жена)» нужны в качестве значимых других людей супруги; для статуса «Я — профессионал» — учителя и коллеги.Такое взаимодействие представляет собой взаимообмен веществом, энергией, информацией и осуществляется через взаимное удовлетворение потребностей.

Этот взгляд на формирование личности явился по сути продолжением и развитием идей классиков отечественной психологии — Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

По мнению Ю.В. Валентика, поведение человека детерминировано биогенетической и социогенетической программами, которые подразумевают наличие потребностей — физиологических, психологических, социальных. Удовлетворение потребностей необходимо для поддержания гомеостаза организма и обеспечения гармоничного состояния психики. Потребности в данном случае выступают мотивами, побудителями к действию, а такие личностные структуры как установки, ценности, смыслы — регуляторами поведения человека. В рамках теории были разработаны определенные совокупности потребностей, характерные для каждого личностного статуса.

Согласно Психогенетической теории личности, «во взаимодействии со ЗДЛ человек получает и одновременно открывает в себе ресурсы, необходимые для дальнейшего существования. Свертывание отношений со ЗДЛ порождает дефицит ресурсов. Это ведет к страданию, болезни, даже к смерти. В отсутствие реального взаимодействия с нормативными ЗДЛ возникают проблемы с реализацией жизненного цикла, а развитие личности просто не происходит.

Нарушение формирования нормативных личностных статусов, их недоразвитость приводит к недостаточности внутренних факторов, ответственных за контроль поведения. В основе аддиктивных расстройств поведения лежит нарушение способности распознавать свои потребности и регулировать их удовлетворение, отсекая способы, заведомо приводящие к пагубным последствиям.

Если в условиях семьи не научить ребенка распознавать и удовлетворять свои потребности здоровыми способами, формируются, как правило, патологические способы разрядки энергии неудовлетворенных потребностей (употребление психоактивных веществ (ПАВ) или другие виды аддиктивного и девиантного поведения, такие как агрессивное поведение, аутоагрессия, промискуитетное поведение, поведение, связанное с неоправданным риском и т.д.).

Для понимания изменений, происходящих в психологической сфере зависимых пациентов, очень важно описание чужеродного паразитического новообразования в структуре личности, выполненное Ю.В. Валентиком. Ту часть личности, которая появляется у лиц, страдающих зависимостями от ПАВ, и «отвечает» за поддержание болезни, он обозначил как статус «Я»—патологическое («Я—алкоголик», «Я—наркоман»). «Я»—патологическое — это «изменения в эмоциональной, когнитивной и нравственной сферах», возникающие по мере злоупотребления ПАВ, — «динамичное личностное новообразование», контрастное по отношению к существующим нормативным ЛС. Развивается «Я» — патологическое во взаимодействии с лицами, злоупотребляющими ПАВ (например, «собутыльниками» в случае алкогольной зависимости) и, в последующем, может быть актуализировано в любой момент времени. По мере развития зависимости от ПАВ нормативные статусы искажаются, в то время как статус «Я» — патологическое» становится доминирующим.

В момент актуализации патологического влечения ценности, установки «Я»—патологического регулируют поведение зависимого от ПАВ человека. С точки зрения здорового, не страдающего зависимостью человека, поведение зависимых выглядит неадекватным, однако его легко объяснить с позиций «Я—патологического». Такие симптомы зависимости как некритичность и анозогнозию Ю.В. Валентик объяснял пребыванием пациента в «Я—патологическом», когда нормативные ЛС недоступны. Близкие люди, члены семьи, любовь, дружба, здоровье не являются ценностями в статусе «Я—патологическое». Высшую позицию в ранге ценностей занимает психоактивное вещество или иной аддиктивный агент. «Присутствие пациента в нормативной реальности — лишь видимость. На самом деле он живет в ином, болезненном пространстве — времени».

Представления о психическом здоровье в русле психогенетической теории личности связаны со следующими факторами:

— взаимодействие с соответствующими нормативными значимыми другими лицами по мере прохождения всех жизненных этапов;

— полноценное и гармоничное развитие универсальных нормативных личностных статусов (наполнение их по мере взросления нормативными установками, убеждениями, ценностями, смыслами, поведенческими паттернами);

— сформированность личностной саморегуляции, т.е. умение осознавать и удовлетворять свои потребности здоровыми способами (через реальное самостоятельное решение проблем или использование ресурсов социального окружения);

— в тех случаях, когда потребность не может быть удовлетворена социально-приемлемыми способами, достижение разрядки или использование стратегий совладания (использование психотехнологий, обращение за профессиональной психотерапевтической помощью) и конструктивных копинг-стратегий.

Исходя из психогенетической теории личности, предполагается существование двух принципиальных путей для психотерапевтических вмешательств, позволяющих патогенетически повлиять на поведение зависимого человека: нейтрализации патологических личностных образований и активизации ресурсов нормативной части личности.

Для развития мотивации на лечение у больных с зависимостью от ПАВ необходимо актуализировать нормативные части личности, и способствовать конструктивному удовлетворению потребностей нормативных личностных статусов.

Плодотворная психотерапевтическая и реабилитационная работа с зависимым пациентом возможна благодаря сохранности нормативных частей личности (пусть даже в искаженном состоянии). Возможность изменений появляется с момента переключения активной позиции пациента из «Я»—патологического в нормативные ЛС. Оптимальной является такая психотерапевтическая ситуация, когда психотерапевт становится для пациента одним из нормативных ЗДЛ и осуществляет свои интервенции через соответствующие сферы личности.

Несомненно, Психогенетическая теория личности Ю.В. Валентика позволяет иначе, более глубоко и осмысленно взглянуть на человека и мотивы его поведения, причины развития патологии и способы достижения здоровья.

Интерес представляют эксплицитные, проверенные в научных исследованиях теории, а также теории, нашедшие свое практическое применение. Отдельные аспекты психогенетической теории личности изучались в работах О.Н. Маренич, И. К.Чобану. Кроме того, под руководством Ю.В. Валентика изучалась эффективность применения Психогенетической теории личности в амбулаторной реабилитационной программе для лиц молодого возраста, злоупотребляющих ПАВ. Исследование выполнено автором этой статьи на базе подросткового наркологического кабинета Тамбовской психиатрической больницы (Соборникова Е.А., 2012 г.). Под научно-методическим руководством Ю.В. Валентика в Ярославле осуществлялся Российско-Голландский проект «Вершина» по амбулаторной реабилитации наркозависимых пациентов, где Психогенетическая модель личности являлась основой психотерапевтического компонента реабилитации.

На основе Психогенетической теории личности Ю. В. Валентика создан и, в настоящее время, развивается на кафедре наркологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России метод формирования личностной саморегуляции. На данный момент метод включает конкретные стратегии, приемы и технологии, способствующие созданию и поддержанию у пациента с аддиктивными расстройствами мотивации к трезвости, отказу от ПАВ и ПАД (психоактивных действий), освоению саморегуляции поведения (Соборникова и соавт., 2008 — 2018 г.г.). Метод включает методики работы с потребностями, технологии разотождествления нормативной и патологической частей личности, стратегии проработки установок, смыслов, ценностей нормативных личностных статусов, приемы работы с созависимыми родственниками.

Есть люди, встречи с которыми меняют жизнь. Моя профессиональная жизнь изменилась в тот момент, когда я впервые оказалась на лекции Юрия Владимировича Валентика. С тех пор мне, как врачу-психотерапевту, стало понятнее, что происходит в душе, в личности зависимого человека и это позволяет концептуально, осмысленно применять психотерапевтические и психофармакологические стратегии. Любая схема упрощает явление, но позволяет найти точки опоры, изучить, переработать какой-то кусочек реальности. Психогенетическая теория, идеи, бесценные мысли Юрия Владимировича, щедро рассыпанные в его статьях, методичках, книгах дают точки опоры для специалистов, пациентов и их родственников, уводят от безысходности проблемы зависимости к бесконечным горизонтам свободы.