Рубрика «Статья номера»
Макаров Виктор Викторович
Президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», Вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии РМАНПО, д.м.н., профессор, Москва, Россия.
Новейшее время характеризуется тем, что покинувшие наш мир люди очень быстро уходят и из нашей жизни, и даже стираются из памяти. Для нас этого не случилось с Юрием Владимировичем Валентиком. Для автора данной публикации он коллега и друг для другого учитель. Теперь всё по порядку.
Родился Юра в Новосибирске 15 октября 1953 г. В семье, как тогда писали в анкетах, служащих. Хочу уверенно уточнить — интеллигенции. В последующем его отец занимал руководящий пост на ГосТелеРадио, а мать была известным врачом и доцентом медицинского института. Юра блестяще окончил престижную школу №10. Где учились многие дети интеллигенции и особенно партийных и советских работников. Он жил в самом центре. Это было важно. Нельзя сказать, что городской транспорт не работал совсем. Это личного транспорта совсем не было. А городской, конечно, был, только функционировал или плохо или очень плохо. А в центре в шаговой доступности и кинотеатры, и театр Оперы и балета, и драматический театр «Красный факел», и ТЮЗ. И вузы, не только педагогический и медицинский, но и консерватория. Юрий поступил в Новосибирский медицинский институт. Я же со второго курса проводил время в основном на кафедре психиатрии, где было организовано множество занятий для студентов. В психиатрию тогда стремились многие, а попадали совсем не многие. Не было вакансий. Так, с нашего курса только 25 молодых людей регулярно посещали студенческий кружок. Юрий Владимирович появился на кафедре в 1976 году, когда он был направлен обучаться в субординатуру по психиатрии. На кафедре субординаторы были первый и, наверно, последний раз. На этом шестом курсе студенты делились по основным врачебным специальностям. И только два счастливчика пришли на нашу кафедру, где я уже был по сути дела шестой год и обучался на втором курсе клинической ординатуры. Меня то и определили куратором вновь пришедшего субординатора. Моя уверенность, что я знаю значительно больше, вскоре испарилась. А вот желание делиться своими знаниями со вновь пришедшим субординатором росло всё больше. Мы проводили много времени вдвоём. Я убеждался в весьма обширной эрудиции Юрия, его неординарных познаниях в психиатрии, наркологии, психотерапии. Тогда эти специальности ещё не были разделены.
После окончания института Юрий стал работать в научно-практической лаборатории кафедры, базировавшейся на огромном военном заводе СибСельМаш. Он занимался научными исследованиями и практической помощью больным алкоголизмом. Я стал ассистентом кафедры, и так же совмещал на этом заводе. И мы подолгу обсуждали зависимости и психические расстройства. Причём у Юрия Владимировича формировалась своя, отличная от приятой на кафедре, точка зрения. Кафедра ориентировалась больше на диагностику, а он на терапию, на то, как помочь страдающим людям.
Для продолжения карьеры в 1980 году ему пришлось уехать в Москву. Перед этим он неожиданно для нас женился. Его супруга Оля была москвичкой. Важно отметить, что Юрий был очень скромен и закрыт в своей личной жизни. И даже я, будучи лучшим другом, мало что об этой стороне его жизни знал.
В течение пяти лет Юрий Владимирович работал в наркологическом отделении Института общей и судебной психиатрии имени В.П.Сербского. Тогда в этом небольшом отделении работали очень известные профессионалы в лечении зависимостей. Это и член-корреспондент АН, профессор Иванец Н.Н., и профессор Егонин А.Л., и профессор Савченко Л.М., а в последующем — и доктор Треушникова Н.В. Здесь он завершил подготовку и блестяще защитил кандидатскую диссертацию по наркологии.
Затем с 1985 года возглавлял отделение психотерапии Федерального Научного центра наркологии Министерства здравоохранения Российской Федерации (1985-2000).
Руководя отделом психотерапии научного центра наркологии, Юрий Владимирович практически создал новое направление как в наркологии, так и в психотерапии, разработав континуальное направление психотерапии. Им разработаны методологические основы реабилитации больных с зависимостью, создана базовая модель и стандарты профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних, а также стандарты реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Он один из авторов психиатрического раздела российской версии Международной классификации болезней 10-го пересмотра. В течение многих лет он возглавлял проблемную комиссию по наркологии Межведомственного научного совета РАМН и РО по проблемам возрастного развития, коррекции и реабилитации. В 1993-2000 г.г. — профессор факультета социальной медицины Московской гуманитарной социальной академии. И один из основоположников новой специальности — социальная работа.
Последнее место его работы — заведующий кафедрой наркологии Российской Медицинской Академии последипломного образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (1994-2008).
Он автор более 120 научных публикаций, автор 4 патентов. Редактор журнала «Проблемы наркологии», зам. редактора журнала «Наркология», Вице-президент ОППЛ. Под руководством Юрия Владимировича Валентика были выполнены 4 кандидатских и 4 докторских диссертации. Он лауреат премии Ленинского комсомола за работы по формированию здорового образа жизни молодёжи (1988 год), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
Из его научных достижений значительное развитие получила четырёхчастная модель понимания человека и, конечно, континуальная психотерапия зависимостей.
Четырёх частная модель развивалась в наших с ним дискуссиях и в совместных работах с его учениками. В этом же направлении работал и продолжает работать Павел Иванович Сидоров — действительный член АН России.
Наша ежедневная практическая деятельность привела к осознаванию, что двоичная (психофизическая) и троичная (биопсихосоциальная) парадигмы понимания человека больше не могут удовлетворить запросы нашей практики. Необходима, по крайней мере, ещё одна составляющая. Сегодня понятно, что эта составляющая — духовность. Понятно, что у каждого человека, каждого нашего клиента и пациента может преобладать одна из четырёх составляющих. Так у многих профессиональных спортсменов и артистов балета преобладает биологическая составляющая. У большинства людей преобладают психологическая и социальная составляющие. И у небольшой части населения ведущий является духовная составляющая.
Первая часть в этой парадигме биологическая. В человеке она представлена телом. Тело требует внимания. За ним нужно ухаживать. Оно растёт, развивается, болеет, стареет. Окружающие видят контуры нашего тела и то, что мы готовы показать: голову и лицо, шею и руки. Тело является нашей визитной карточкой. Именно по внешности судят о человеке. Тело болеет. И далеко не все болезни тела ограничиваются самим телом. Есть и психосоматические расстройства, есть и социальные заболевания. Да и заболевания тела протекают в зависимости от состояния других составляющих четырёх частной парадигмы. Они очень зависят от психологического благополучия и психического состояния. Социальное самочувствие человека так же влияет на его тело. И, конечно, духовное состояние во многом определяет наше биологическое благополучие. Смертность нашего тела воспринимается в качестве единственного препятствия на пути к нашему бессмертию.
Вторая часть парадигмы — психологическая. У человека есть психика. Мы традиционно воспринимаем её как продукт нашего мозга. Хотя это не вполне доказано. В свою очередь мозг является самым сложным из всех известных объектов во Вселенной. И если этот самый сложный объект нарушен, то вернуть его в состояние нормы представляется очень сложной задачей. Психологическая составляющая отвечает за наше психическое здоровье и психологическое благополучие. Мы располагаем интеллектом и эмоциональным интеллектом. Ряд нарушений психологической составляющей проявляется через самочувствие нашего тела и его заболевания. Эти нарушения являются психосоматическими. И лечить важно как телесную, так и психологическую составляющую.
Третья часть данной парадигмы — социальная. Мы живём в обществе. И если в первые годы жизни человек лишён возможности постоянного общения с другими людьми, он не развивается как человек. Общество постоянно стимулирует, контролирует нас, порою навязывает свои правила. У каждого из нас складывается и развивается социальный интеллект. Есть социо-соматические расстройства и социо-психические.
Четвертая часть — духовная. Как и каждая из частей, она может быть по-разному развита. Наш духовный интеллект мы называем мудростью. Важно осознавать, что двоичная (психофизическая) и троичная (биопсихосоциальная) парадигмы понимания человека больше не могут удовлетворить запросы нашей практики. Конечно, люди с духовными запросами чаще обращаются к священнослужителям, а в нашей стране — ещё и к целителям, колдунам, шаманам. Только и к нам, психотерапевтам и консультантам люди с такими запросами обращаются всё чаще! Конечно, духовность — понятие и очень сложное, и очень субъективное. Однако в нашей специальности мы обречены иметь дело со сложными объектами и явлениями, поскольку областью нашей непосредственной профессиональной деятельности является сложный и субъективный внутренний мир человека. Поэтому, желаем мы того или нет, мы призваны в работе с нашими клиентами и пациентами учитывать их духовные запросы и потребности, всё больше заниматься их духовностью.
В области представлений о духовности в течение многих тысячелетий накоплен огромный, необозримый объём информации. Это наследие многих тысяч мыслителей всех континентов, эпох и народов. Лучших умов всего мира. И, отдавая дань глобальности этого наследия, мы изучаем в нем в первую очередь то, что лежит в сфере наших профессиональных интересов. Нас интересуют психотерапевтические аспекты духовности, и, соприкасаясь с духовными аспектами запросов наших клиентов и пациентов, мы остаемся в границах нашей профессии — психотерапии.
Духовность, изучением и развитием которой мы занимаемся, относится к светскому гуманизму, включающему духовность русской и советской интеллигенции, представления великой русской философии, достижения великих мыслителей различных религиозных школ, конфессиональные представления великих религий, духовные традиции Востока, концепции психологии и психотерапии. Духовная личность понимает смысл своей жизни и смысл смерти. И принимает их без страха. Причём физическая, психологическая и социальная составляющие у такого человека развиты и находятся в гармонии как друг с другом, так и с высшей — духовной — составляющей личности. Духовность позволяет выйти за пределы ограничений, налагаемых параметрами других составляющих личности, например, физических — врождённые аномалии тела и физические увечья; даже сама принадлежность к определенному полу; психологических — неуверенности, страха, тревоги, социальных — стремления к власти любой ценой или к автоматическому подчинению, неоправданной пассивности и других. Человек духовный руководствуется целостной системой представлений о нашем мире и своём месте в мире. Человек с выраженным преобладанием иных уровней функционирования постоянно занят борьбой с дискомфортом, который приносит переживание неудовлетворенных потребностей. Поэтому все время такого человека посвящено удовлетворению потребностей или повышению уровня комфорта в своей жизни. И каждое повышение уровня комфорта приносит ему лишь краткосрочную радость приобретения.
Когда же мы видим нашу жизнь в её большой части или всю целиком, мы получаем удовольствие и радость не только от переживания физиологического комфорта удовлетворённого или подавленного желания, а от выполнения своей миссии, продвижении к поставленной цели. Физиологическое, психологическое и социальное удовлетворение гармонирует с духовным — это обеспечивает целостный подход к личности, семье, группе, обществу в целом.
Для каждой возрастной группы характерен свой ведущий духовный запрос. Так, чем старше граждане нашей страны, тем больше представлены их запросы в области духовности. В области патологии есть духовно-физические расстройства; духовно-психические нарушения и духовно-социальные. Имея духовную этиологию, они проявляются в заболеваниях тела, психики или социальных расстройствах. Мы постоянно помним, что области духовности мы делаем лишь первые робкие шаги. Сегодня мы — ученики учеников, и путь наш будет длинным и, конечно, плодотворным. И Валентик Ю.В. стоял у истоков этой работы.
После преждевременного ухода из жизни Юрия Владимировича мы решили проводить конференции его памяти в учреждениях в обратной последовательности мест его работы в течение жизни.
Первая конференция прошла 27-28 октября 2009 года в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, под председательством Ученого секретаря Академии, профессора Савченко Л.М. и заведующего кафедрой психотерапии и сексологии, профессора Макарова В.В.
Вторая конференция организована 27-28 октября 2011 года на кафедре наркологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования под председательством Брюна Е.А., д.м.н., профессора, главного внештатного специалиста психиатра-нарколога Департамента здравоохранения города Москвы, главного внештатного специалиста-нарколога Министерства здравоохранения Российской Федерации, президента ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы», заместителя председателя Совета по проблемам профилактики наркомании Совета Федерации Российской Федерации, Президента Российской наркологической лиги, заведующего кафедрой сексологии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования.
Третья конференция прошла 28 октября 2014 года в Государственном национальном центре наркологии под председательством директора центра, профессора Кошкиной Е.А.
Четвертая конференция памяти профессора Ю.В. Валентика состоялась 21 октября 2015 года в ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» под председательством Кикелидзе З.И., д.м.н, профессора, главного специалиста по психиатрии Минздрава России, генерального директора ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», главного специалиста по психиатрии Минздрава России.
Пятая конференция памяти профессора Ю.В. Валентика состоится 2 октября 2018 года в Новосибирске, родном городе Юрия Владимировича, где он получил образование и начал свою трудовую деятельность.