Рубрика «Профессиональное признание»
Комитетом направлений и методов (модальностей) психотерапии ОППЛ
1. Название модальности.
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.
2. Краткая история.
Исторически так сложилось, что в 90-е годы прошлого века, после обрушения “железного занавеса”, на постсоветском пространстве возникла экспансия зарубежных методов психотерапии, что привело к «затиранию» и замалчиванию отечественных методов, которые разрабатывались в лучших советских клиниках, были научно обоснованы (что выгодно их отличает от большинства зарубежных методов и методик) и, главное, демонстрировали высокую эффективность. Особенно эта экспансия коснулась тех регионов, где не было своей сильной психологической школы и преемственности в научной деятельности. При этом “ленинградская школа” психотерапии в XX веке была сильнейшей в СССР. В институте им. Бехтерева работала целая когорта видных ученых, теоретиков и практиков, которые в течение десятков лет создавали психотерапию как дисциплину.
Необходимость в собственной оригинальной системе психотерапии в СССР была вызвана рядом факторов:
3. Основные труды.
Метод личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии создан двумя психотерапевтами (Б.Д.Карвасарский и В.А.Ташлыков) и клиническим психологом (Г.Л.Исурина). Борис Дмитриевич Карвасарский — главный психотерапевт российской Федерации с 1991 года, бессменный руководитель отделения психотерапии в Институте им. Бехтерева на протяжении нескольких десятилетий, великолепный организатор науки и прямой ученик В.Н.Мясищева. Его коллеги — Г.Л.Исурина и В.А.Ташлыков — во время работы над созданием Метода — также работники Института участвовали не только в создании метода, но также являются соавторами главных изданий под редакцией Карвасарского — это “Психотерапевтическая энциклопедия”, учебники по Психотерапии и Клинической психологии.
Мясищев В.Н. «Личность и неврозы». — Л.: Из-во Ленинградского университета, 1960.
Психотерапия: учебник (2-е изд.)/Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.
Лазурский А.Ф. «Теория личности 100 лет забвения». — СПб.: Изд-во «Невский архетип», 2017.
4. Миссия.
Задачи ЛОРПт фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимании, эмоциональном отношении к себе, саморегуляции.
Главная миссия — формирование адекватного самосознания и расширения его сферы.
5. Основные формы применения.
Индивидуальная, групповая, семейная (в стадии разработки).
6. Другие методы психотерапии, применяемые наряду с основной.
Психодрама.
7. Отличия от других, родственных модальностей.
Метод ЛОРПТ — это не совсем “метод” в научном смысле, каких в психологии много; ЛОРПт — это всеобъемлющая и самодостаточная психотерапевтическая система; в этом своем качестве ЛОРПт сопоставима только с психоанализом Фрейда. Отличия ЛОРПт от психоанализа заключается в том, что в ЛОРПт речь идет о расширении сферы осознаваемого не на основе прямого анализа бессознательного и его антагонистического взаимодействия с сознанием, а посредством поиска связей между разобщенными прежде в сознании больного представлениями, точной вербализации неясных переживаний и понятий. Кроме того, в психоанализе смысл нового знания, понимания с помощью интерпретаций в определенной мере «навязывается» пациенту психоаналитиком, который исходит из довольно ограниченного набора жестких схем, прямо или косвенно связанных с сексуальностью человека в течение всей его жизни, особенно в раннем возрасте. При ЛОРПт пациент в сотрудничестве с психотерапевтом реконструирует самосознание, оставаясь в мире реальных событий и понятий.
8. Реквизиты автора или организации, представляющих данную модальность.
Арсеньева Вера Владимировна, .