Рубрика «Профессиональное признание»
Профессиональное признание авторских методик (доказательная регистрация)
На соискание авторского свидетельства Профессиональной психотерапевтической лиги
Название методики: Аналитико-катартическая терапия
Авторы методики: Александров А. А. — профессор кафедры общей, медицинской психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр, психотерапевт, действительный член ОППЛ.
1. Определение.
Аналитико-катартическая терапия (АКТА — Аналитико-катартическая терапия Александрова) — это современная модель психотерапии, разработанная на основе психологии отношений В.Н. Мясищева. Она сочетает в себе аналитическую беседу с имагинативной техникой «Диалог со значимым другим». Основными характеристиками АКТА являются следующие: 1)она работает с неосознанными переживаниями; 2) она стремится к достижению катарсиса. АКТА разводит понятия «абреакция» (эмоциональная разрядка) и «катарсис»: последний связан не только с эмоциональной разрядкой, но и с осознанием и последующей за ними трансформацией личности; 3) она подводит пациента к осознанию внутреннего конфликта и дезадативных установок личности через проигрывание внешних конфликтов с эмоционально значимыми фигурами; 4) диалог в АКТА — это конфронтационный диалог пациента с самим собою при активном участии терапевта, применяющего технику «двойного дублирования»; 6) Конечная цель АКТА — катарсис интеграции — достигается в результате процедуры, использующей принцип герменевтического круга: от прояснения отношений с отдельными значимыми фигурами к целостному пониманию роли своей личности в возникновении психологических проблем. Акта применяется в индивидуальной и в групповой форме. Метод используется как в психотерапии неврозов, так и в психологическом консультировании пациентов с «проблемами жизни».
2. Сущность методики.
Основные процессы:
Создание доверительных терапевтических отношений является залогом успешного продвижения к цели терапии — самопознанию и формированию интегрированной личности. Диалог со значимым другим способствует быстрому установлению доверительных отношений, поскольку актуализирует переживания пациента.Диалог — это интегрирующий поток переживания, в котором восстанавливаются прежде разрозненные когнитивно-эмоциональные связи в системе значимых отношений — процесс, завершающийся катарсисом и трансформацией личности. В отличие от роджерианской позиции, стиль поведения АКТА-терапевта более активен: используя технику «двойного дублирования», терапевт не только отражает чувства пациента, но и идет «на полшага впереди пациента»: отождествляясь с внутренними противоречиями пациента, терапевт сталкивает их, тем самым обостряя конфликт и выявляя скрытые переживания, неосознанные мотивы и стремления. Двойное дублирование — это основная техника, осуществляемая АКТА-терапевтом с целью прояснения неотчетливых переживаний, выявления скрытых смыслов. В отличие от классической психодрамы терапевт дублирует и пациента и его воображаемого собеседника (проекцию Я). Двойное дублирование — это вербализация и конфронтация терапевтом противоречивых чувств и желаний пациента, которые лежат в основе его неосознанного внутреннего конфликта. Это инновационная техника, с помощью которой значительно усиливается катартический эффект диалога.
К осознанию внутреннего конфликта АКТА идет через проработку внешнего конфликта — через проигрывание межличностных конфликтов с эмоционально значимыми фигурами из прошлой и настоящей жизни пациента. Это очень важно, посколькучеловек познает себя и корректирует образы своего Я лишь в случае сравнения с другими людьми. Через осознание роли своей личности в возникновении межличностного конфликта пациент подходит к осознанию неадекватных отношений, лежащих в основе его внутреннего конфликта.
АКТА разграничивает понятия инсайта и катарсиса. Инсайт — это явление, суть которого во внезапном понимании проблемы и нахождении её решения. Это интеллектуальное осознание, его недостаточно для решения невротических проблем. Здесь решение не лежит в плоскости интеллекта или мышления. Пациенту предстоит осознать внутренний конфликт, возникший в сфере его нравственных отношений. Невротик сопротивляется осознанию, прибегает к психологическим защитам. Задача состоит в том, как преодолеть сопротивление, как тайное сделать явным, имплицитное сделать эксплицитным. И здесь нужен катарсис — «очищение» нравственное, духовное.Катарсис — это феномен, при котором прежде подавленное, вытесненное психологическое содержание становится осознанным (в виде озарения) в результате предварительной мучительной внутренней работы по преодолению душевного кризиса. Катарсис — это момент прорыва психологической защиты, сопровождаемый эмоциональными, когнитивными и телесно-физиологическими процессами. Катарсис связан не только с осознанием, но и с последующей трансформацией личности.
Связь настоящего с прошлым — непреложное условие интеграции личности. Аналитико-катартическая терапия, благодаря использованию имагинативной техники диалога, предоставляет возможность сочетания двух видов осознания, как при проведении индивидуальной, так и групповой терапии. Это связано с тем, что в АКТА проигрываются диалоги с двумя группамизначимых фигур: из настоящей жизни пациента и с фигурами первичных социальных групп (родители, воспитатели и проч.), в которых формировалась неадекватная система отношений пациента.
АКТА различает два типа катарсиса: частичный, или неполный, и полный — катарсис интеграции. Предполагается, что каждый диалог с отдельной фигурой, связанной с актуальным конфликтом, должен завершиться как минимум частичным, или неполным, катарсисом. Это — интерперсональное осознание. Для достижения полного катарсиса необходимы диалоги с родительскими или иными фигурами первичной группы. Полный катарсис (катарсис интеграции) является результатом интеграции частичных катарсисов, достигнутых в диалогах с отдельными значимыми фигурами. Таким образом, В АКТА наблюдается движение от неполного катарсиса к катарсису интеграции по принципу герменевтического круга (круга понимания).
Структура сессии в формате психотерапии/консультирования/групповой работы:
Психотерапия начинается с «предварительного интервью», которое предназначено для общей ориентации психотерапевта в жизненной ситуации и проблематике пациента, для оценки его личности в целом. Большое значение придается разговору о ценностях пациента, о его жизненных установках, потребностях, целях жизни, его достижениях и неудачах, планах на будущее. В процессе этих бесед терапевт стремится к определению зоны конфликтных отношений и идентификации эмоционально-значимых фигур, которые оказывали или продолжают оказывать влияние на жизнь пациента. Это, прежде всего, родители и другие близкие фигуры из детства и отрочества, под влиянием которых формировалась неадекватная система отношений, а также лица, вовлеченные в актуальный конфликт. Проработка отношений со значимыми фигурами — необходимое условие для интеграции генетического и интерперсонального осознания, что является главной задачей психодинамического подхода.
Когда значимый материал идентифицирован, структура психотерапевтических сессий меняется: каждая сессия состоит теперь из двух блоков: беседы терапевта с пациентом и диалогом пациента с воображаемым другим. Преследуя одну стратегическую цель — коррекцию нарушенных отношений — эти блоки имеют разные тактические задачи.
Значение беседы.Содержанием беседы, предваряющей диалог, является анализ отношений пациента с конкретным эмоционально значимым лицом. Эта беседа носит конфронтационный характер. Источником конфронтации является терапевт: он сталкивает пациента с противоречивыми фактами, высказываниями и чувствами, задает провокационные вопросы. Цель — расшатать убеждения пациента, посеять сомнения, побудить пациента к критической оценке ситуации и своей роли в ней. В то же время терапевт использует эмпатию. В ходе беседы терапевт «нащупывает» слабые места в позиции пациента, отслеживает проявления его сопротивления (на вербальном и невербальном уровнях) и в нужный момент предлагает перейти от рассказа к действию — проигрыванию диалога.
Значение диалога. Диалог — кульминация терапевтического сеанса. Цель — достижение катарсиса. Для осознания неосознанных чувств, мотивов, переживаний и разрешения внутренних противоречий необходимо активное участие в этим диалоге терапевта, который играет роль дублера («второго Я» пациента).Дублер говорит то, что сам пациент (протагонист) в данной ситуации высказать не может или не осмеливается. Он стремится быть «внутренним голосом», вскрывать тайные мысли, чувства и желания. В чем заключается роль воображаемого собеседника? Он служит экраном для проекции Я: все действие происходит во внутреннем мире пациента. В отличие от классической психодрамы, в АКТА результативной силой является не внешнее взаимодействие с другими участниками группы, а внутреннее действие — переживание-деятельность [4]. Внешнее же действие — смена стульев — необходимо для более четкого разведения внутренних голосов. В процессе диалога, в отличие от беседы, источником конфронтации становится сам пациент, последовательно отождествляясь с проецированными аспектами своего внутреннего конфликта. Важным условием успешности диалога является отождествление терапевта с пациентом, что, в свою очередь, обеспечивает самоотождествление пациента.
АКТА проводится не только в индивидуальной, но и в групповой форме.
Групповая форма представляет собой работу терапевта с пациентом на фоне группы. Несмотря на ограниченное число интеракций между членами группы (в основном в конце каждого сеанса), отмечается выраженная групповая динамика. Это обусловливается двумя факторами: во-первых, интенсивной эмоционально насыщенной работой в диаде «терапевт-пациент», во-вторых, феноменом идентификации членов группы с протагонистом — так называемым «созерцательным катарсисом».
Этапы формирования психотерапевтического процесса:
3. Теоретические и методологические аспекты.
Теоретико-методологическим фундаментом АКТА являются следующие концепции:
1. Концепция психологии отношений В. Н. Мясищева, на основе которой Мясищевым была создана патогенетическая психотерапия неврозов, а в последующие годы — личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова. Разделяя теорию личности и концепцию невроза Мясищева, АКТА значительно отличается от патогенетической психотерапии в методическом отношении. АКТА вырабатывает технику, с помощью которой рациональный метод патогенетической психотерапии преобразуется в рационально-катартический. Таким образом решается проблема патогенетической ПТ: устраняется дисбаланс психотерапевтического воздействия на когнитивный и эмоциональный компоненты отношений. Основной целью становится достижение катарсиса и трансформация личности.
2. Концепция незавершенных действий Б. В. Зейгарник. Исследования Зейгарник открыли новые возможности для использования гештальт-психологического принципа завершенности применительно к реальному поведению и действиям. Гештальт-терапевты и психодраматерапевты развили его дальше, распространив его на эмоции, чувства и реальные жизненные события личности. Этот же принцип лежит в основе техники «Диалога со значимым другим» в АКТА.
3. Концепция «педагогического взрыва» А. С. Макаренко. Макаренко показал высокую эффективность применения в воспитательных целях мгновенного воздействия, когда стимул необыкновенной силы через эмоциональное потрясение приводит к глубокой перестройке личности и ее поведения. Такое явление он назвал взрывом. В диалогах АКТА этот феномен наблюдается в драматической ситуации, связанной с осознанием прежде подавляемых переживаний в сфере нравственных отношений.
4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии):
5. Основные отличия от родственных методов:
АКТА | ||
Личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия |
Инсайт-центрированный метод, раскрывающая беседа. В групповой форме — взаимодействие, основанное на интеракциях |
Метод, основанный на катарсисе. Диалог со значимым другим. В групповой форме — диадное взаимодействие терапевт-пациент на фоне группы |
Клиент-центрированная терапия К. Роджерса |
Беседа. Эмпатическое понимание, рефлексия. |
Диалог. Конфронтационно-фрустрирующий стиль |
Психодрама |
Групповая психотерапия. Проигрывание травмирующей ситуации из прошлой или актуальной жизни пациента. В роли дублей выступают вспомогательные лица |
Проигрывание внутреннего конфликта в воображаемом диалоге (виртуальная реальность). Терапевт осуществляет дублирование как Я-пациента, так и его проекцию («двойное дублирование») |
Гештальт-терапия |
Поток сознания. Разыгрывание ощущений, чувств, образов, фантазий, сновидений и прочих феноменов сознания или гештальтов. Завершение незавершенных ситуаций. |
Идентификация внутреннего конфликта и эмоционально-значимых фигур. Имагинативная техника проигрывания неосознанного внутреннего конфликта в диалоге со значимыми другими. |
6.Показания и противопоказания применения методики.
Показания:
Противопоказания:
Методика не имеет противопоказаний по полу и может применяться с 12 летнего возраста.
8.Основные используемые труды.
Труды Александрова А.А. по заявленному методу.
Книги:
1. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений. 2-ое издание. СпецЛит, СПб, 2017,238 с.
2. Современная психотерапия. «Академический проект», СПб, 1997,335 с.
3. Личностно-ориентированные методы психотерапии. Речь, СПб, 2000,239 с.
4. Интегративная психотерапия. «Питер», 2009,348 с.
Учебные пособия:
1. Аналитико-катартическая терапия. Уч. пособ. Изд-ство СПбМАПО, СПб, 2011, с. 62.
2. Аналитико-катартическая терапия: от теории к практике. Учебное пособие. Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова, СПб, 2012, с. 91.
3. Практическое руководство по аналитико-катартической терапиии Учебное пособие. СПб, Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2015,60 с.
Журнальные статьи:
1. Аналитико-катартическая терапия. Вест. психотерапии, № 40 (45), СПб, 2011, с. 9 — 22.
2. A New Model of the Pathogenetic Psychotherapy: ‘Analytical-Cathartic’ Therapy. Journal of Dynamic Psychiatry. Berlin , 2011, Nr. 246-248, p. 372-380.
3. Аналитико-катартическая терапия психогенных расстройств. «Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике». СПб, 2012, стр. 17-29.
4. Александров А.А. Катарсис: внутренний взрыв, ведущий к реорганизации отношений Вестник психотерапии. — 2013. — № 46 (51). — С. 22—35
5. Значение катарсиса в психотерапевтическом процессе. В сб.: Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике. СПб, 2013, с. 7-13.
6. Александров А.А. Значение катарсиса в аналитико-катартической терапии // Вестник психотерапии. — 2014. — № 49 (54). — С. 7—22.
7. Психотерапия психосоматических расстройств с позиций психологии отношений. Труды 1Х Международного конгресса «Психосоматическая медицина — 2014». 22-23 мая 2014 года. СПб, 2014. с. 12-18.
8. Соотношение когнитивного и аффективного в аналитико-катартической терапии. Вестник психотерапии, №57 (62), Спб, 2016, с. 7-19.
9. Методика аналитико-катартической терапии эмоциональных нарушений // Вестн. психотерапии. 2016. № 60 (65). С. 34—43
10.Alexandrov A.A.. Analytical-Cathartic Therapy of Emotional Disturbances. International Journal of Dynamic Psychiatry. Berlin, 2017
11. Александров А.А., Ильченко Е.Г. Диалог в аналитико-катартической терапии с позиций феноменологической герменевтики // Вестник психотерапии. 2017. № 64(69). С.92-105.
Труды других авторов:
1. Бурно М.Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Академический проект. Москва, 2002,860 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009,398 с.
3. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта / пер. с фр. — СПб.: СпецЛит., 2001. — 288 с.
4. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск: Сагуна, 1994. — 268 с.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления кризисных ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985,303 с.
7. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: Независимая фирма “Класс”, 1998
8. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1993
9. Лейтц Г.Классическая психодрама Я.Л.Морено. — М.: «Прогресс», 1994. — 352 с.
10. Мазур Е. С. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии // Гештальт-95. Сб. материалов Моск. гештальт-института за 1995 год. — М.: МГИ, 1996. — 83 с.
11. Макаров В.В. Психотерапия нового века. Академический проект. Москва, 2001,493 с.
12. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 428 с.
13. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003, — 543 с.
14. Роджерс К. Консультирование и психотерапия(Новейшие подходы в областипракт. работы). Москва 2002,60 с.
15. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. — 373 с.
16. Фахрутдинова Л. Р. Психология переживаний человека. Казань, 2008. 676 с.
17. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность и личностный рост. М. 2004. 657 с.
18. Новые пути в психоанализе. М.: Академический Проект, 2007. — 237 с.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Питер, 2009,607 с.
20. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. Питер, 2000. — 640 с.
Реквизиты для взаимодействия:
Александров Артур Александрович — e-mail: .
Представленная А.А. Александровым заявка с описанием методики;
— перечисленные выше труды Александрова А.А. по заявленному методу (книги, учебные пособия, журнальные статьи);
— отзывы-заключения президента Профессиональной психотерапевтической лиги, д.м.н., профессора В.В. Макарова, д.м.н., профессора кафедры терапии и ревматологии им. Э.Э. Эйхвальда В.А. Ташлыкова, д.пс. н., профессора, зав. кафедрой общей, медицинской психологии и педагогики СЗГМУ им. И.И. Мечникова С.Л. Соловьевой, президента Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации, профессора кафедры клинической медицины (курс «Психиатрия») Санкт-Петербургского медико-социального института, заведующего психотерапевтическим центром СПб ГБУЗ ПБ №1 им. П.П.Кащенко, д.м.н. профессора В.И. Курпатова
позволяют сделать вывод о соответствии методики «Аналитико-катартическая терапия» требованиям, предъявляемым Профессиональной психотерапевтической лигой к авторским программам.
По итогам обсуждения представленных документов и отзывов на методику «Аналитико-катартическая терапия» принято решение выдать Артуру Александровичу Александрову Авторское свидетельство Профессиональной психотерапевтической лиги (доказательная регистрация).
Председатель комитета профессионального признания ОППЛ,
к.м.н., доцент И.А. Чеглова