ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Макаров В.В. Новая школа

Новая школа отечественной психотерапии

Макаров Виктор Викторович — президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», избранный президент Азиатской Федерации психотерапии, вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессор. Москва, Россия.

Отечественная психотерапия свою историю ведёт ещё со времён царской России. Тогда начала складываться школа В.М.Бехтерева, в последующем — школа института имени В.М.Бехтерева. Она складывалась в основном в Санкт-Петербурге, затем Ленинграде. Позже, уже в Советское время, сложились Московская и Харьковская школы. Обе они занимались гипнозом. Обе изначально были лояльны к Советской власти, тогда как ученикам и последователям В.М. Бехтерева нужны были постоянные усилия, чтобы сохранять эту лояльность жёсткому, тоталитарному режиму. И все три школы развивались за железным занавесом.

В семидесятых, восьмидесятых годах прошлого века начал своё развитие Восточный тренд развития психотерапии. Его первые ростки были отмечены далеко за пределами самой психотерапии в диссидентском движении, особо представленном в Новосибирском Академгородке. В тоталитарном Советском государстве некоторые западные методы психотерапии рассматривались как антисоветские, с возможными вытекающими отсюда последствиями судебного преследования по уголовным статьям. Ведь, в отличие от трёх Советских школ, Восточный тренд был ориентирован не на государство, а на граждан. А в постсоветское время — на зарождающееся гражданское общество.

На рубеже девяностых в стране, по экспертным оценкам, было около шестисот психотерапевтов, в основном врачей психоневрологов, неврологов, психиатров. И мы с упоением добавляли к нашему образованию и практике новые теоретические представления и технологии хлынувших в нашу страну Западных методов (модальностей) психотерапии. Рождаются и всё новые модальности. Мы приветствуем и поддерживаем творчество и самоотверженность наших профессионалов. И приглашаем лидеров новых модальностей присоединиться к комитету модальностей (методов) психотерапии. Вместе с этим модальности объединяются в интегративные методы, складывается полимодальная психотерапия, являющая собой отечественный вариант интегративной психотерапии.

Потребность в психотерапии была столь велика, возможности психотерапии столь очевидны, образование столь доступно, что в нашу специальность хлынул поток психологов.

В это время интерес к психотерапии стремительно рос. Так с 1991 по 1996 годы только в город Красноярск для обучения психотерапии и обмена опытом на конференциях декадниках в живописных пригородах и на теплоходе «А. Матросов», ныне флагмане речного Енисейского флота, во время круизов Красноярск-Дудинка-Красноярск, а также на циклах повышения квалификации в Красноярской государственной медицинской академии ежегодно участвовало не менее двух с половиной тысяч профессионалов. Наши декадники проходили так же в Новосибирске, Омске, Новокузнецке, Кемерово, Хабаровске, Владивостоке, а в последующем — и в городах Казахстана. Складывалась новая большая плеяда профессионалов.

Где же она, эта плеяда, могла найти приложение для своих рабочих усилий? Государство не предоставляло столько рабочих мест. К счастью, в нашей стране вот уже более двадцати пяти лет развивается негосударственная психотерапия. Её бурное развитие осуществляется в отдельных методах, модальностях психотерапии. Это стихийное развитие, подобно взрыву, охватило большинство регионов нашей страны. Каждая модальность развивается в своём пространстве. А вот объединением модальностей в Российской Федерации вот уже более двадцати лет занимается Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ или Лига).

В середине девяностых годов появилась потребность обобщения накопленных в Восточном тренде знаний. Мы обратились с предложениями о сотрудничестве к наиболее близкой нам по духу Ленинградской школе психотерапии. Самодостаточность этой школы привела к тому, что нам было отказано в партнёрстве. В результате Восточный тренд вскоре объединился с Московской школой психотерапии. Важно отметить, что психотерапия второй половины девяностых в Москве была представлена врачебной Московской школой и множеством заимствованных на Западе и нарождающихся отечественных методов психотерапии. Каждая модальность существовала самостоятельно, часто в конкуренции с другими, стремясь оберегать свои границы. И своих последователей от влияния других, конкурирующих модальностей. И всё же по своей идеологии свободные московские психотерапевты были близки нарождающейся Новой школе.

И так, чем же характеризуется Новая школа отечественно психотерапии?

Тем, что она главным образом ориентировано на служение гражданскому обществу. Хотя, несомненно, учитывает интересы государства и следует им.

Тем, что у этой школы нет одного, персонального основоположника. Есть инициаторы и ряд профессионалов, которые вносят свой вклад в формирование школы. Каждый из них является автором Новой школы, ведь школа складывается из отдельных методов (модальностей) психотерапии. Каждая модальность, в свою очередь содержит, четыре обязательные составляющие, а именно, располагает своей теорией, технологиями работы, специально подготовленными профессионалами, сводом правил работы данных профессионалов.

Модальности, развиваясь самостоятельно, проделывают свой путь и уходят в историю. Лучшее из того, что содержат в себе модальности, может оставаться в интегративных методах. Можно предположить, что будущее интегративных методов состоит в том, что они будут объединяться, сливаться друг с другом, по сути двигаясь в направлении единой психотерапии.

Профессионалы новой школы работают с человеком, семьей, группой, обществом в целом. Причём занимаются как лечением, так и развитием.

Новая школа следует четырёхчастной био-психо-социо-духовной парадигме понимания человека, группы, семьи, общества в целом.

Образование специалистов новой школы осуществляется исходя из четырёхчастной парадигмы и включает: обучение теории, практику под супервизией, личную, учебную терапию и учебную супервизию.

Профессионалы Новой школы объединены в общественную профессиональную организацию — Профессиональную психотерапевтическую лигу. А те, кто практикует за пределами государственных структур, имеют возможность вступить в Саморегулируемую организацию Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и  психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов».

Таким образом, в нашей стране была одна школа, основанная ещё до революции, две школы, сложившиеся в Советское время, и одна, получающая своё развитие уже на закате Советской эпохи, и формирующаяся до настоящего времени. Эту складывающуюся школу мы называем Новая школа. Эта школа в нашей стране, несомненно, является новым явлением для большинства стран мира. Как для стран, где психотерапия развита, так и для стран, где она только зарождается, или проделывает первые этапы своего развития.

Сегодня мы совершенно уверены в том, что наша страна — один из мировых центров развития психотерапии. Мы всё больше осознаем это, когда активно готовимся к IХ Всемирному конгрессу по психотерапии 2020 года. И сегодня есть самые благоприятные условия, чтобы показать нашу психотерапию, наши достижения всему профессиональному миру. Конгресс состоится в июне-июле и будет проходить в Санкт-Петербурге, Москве, на Алтае и Байкале. Его тема: «Планета психотерапии».

Уважаемые коллеги! Впереди у нас огромная работа каждого нашего дня и всей нашей жизни. И мы с оптимизмом смотрим в наше будущее! Его мы теперь создаём сами!