Гаврилин Павел Васильевич,
к.пс.н., доцент, научный руководитель НИГПИЛ, Член общественного ученого совета и Президентского совета НСРО «Союз психотерапевтов и психологов».
В старом анекдоте новоявленного дворянина спросили: «Хозяин, в каком стиле дворец строить?» — «Стройте во всех. На все денег хватит», — не задумываясь, ответил он.
Современное психологическое сообщество тоже одновременно поднимает множество вопросов: и развитие профессионализма, и формирование здорового рынка услуг, и развитие потребителей услуг, и повышение качества услуг, и повышение научно — методического уровня специалистов, и просветительская работа, и работа с социальными проблемами, и многое другое. Возможно ли сразу ответить на все вопросы и решить все задачи? В условиях ограниченных временных и материальных ресурсов — не возможно. Поэтому и стоит остро вопрос об определении приоритетных направлений, стратегических векторов.
На первый план выходят два вектора: защита интересов клиентов и защита интересов профессионалов. С одной стороны, это достаточно короткая и общая фраза. С другой стороны, она обозначает конкретный локальный вектор развития сообщества на несколько лет.
Эти два вектора связаны между собой. И связывает их прежде всего такое понятие как рынок.
На сегодняшний момент рынок психологических и психотерапевтических услуг не сформирован до конца. Высокопрофессиональных специалистов не хватает. При этом рынок переполнен исполнителями услуг. Это ставит в трудные условия и клиента, и профессионала. Как клиенту разобраться в этом, и как специалисту соответствовать современным требованиям?
Маркетологи говорят: необходимо достаточное количество информации. Будет информация — будет выбор. Будет выбор — будет здоровая конкуренция, которая лучше всякого контроля повысит мотивацию специалиста профессионально развиваться.
Таким образом, на данном этапе защита интересов клиента тесно связана с просветительской работой, с насыщением рынка услуг информацией об услугах, об исполнителях, о профессиональном пространстве психотерапевтов и психологов.
Когда мы говорим о профессиональном пространстве, мы имеем в виду не только защиту интересов клиентов, но и заботу об интересах специалистов.
Профессиональное пространство определяется уровнем изначальной теоретической и практической подготовки специалистов. Но это не единственный фактор. Важным является сохранение и развитие авторских школ, которые корнями уходят в наследие наиболее талантливых и опытных представителей отрасли науки. Не менее важным является развитие научно-методического обмена, поддержание кросс-модального диалога. Этим список факторов, определяющих профессиональное пространство, не заканчивается. Среди прочих — юридическая и страховая защита специалистов. Значимым и мотивирующим для состоявшихся профессионалов и для привлекаемых в отрасль молодых специалистов является поддержание и развитие престижа профессии, формирование института социального признания, государственной оценки и поддержки.
Все это возможно при объединении усилий всех специалистов профессионального сообщества. Объединение в общем профессиональном пространстве — главный стратегический вектор развития на данном этапе.