ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Отчетный доклад П.Ф. Силенка XX Съезду ОППЛ

Отчетный доклад Силенка Петра Фёдоровича,
автора и руководителя модальности «Генеративная психотерапия»

XX съезду Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Общему собранию Национальной СРО «Союз психотерапевтов и психологов».

Силенок Пётр Фёдорович,

кандидат психологических наук (1986 г., Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», директор краснодарского центра НЛП «Логос».

 

Модальность «Генеративная психотерапия» была предложена мною как полноценный психотерапевтический метод Комитету модальностей ОППЛ и получила одобрение большинством его членов в октябре 2012 года на очередном заседании Комитета модальностей. Выражаю глубокую благодарность В.В. Макарову за реальную поддержку, а также М.Е. Бурно за системное понимание сути генеративной психотерапии как отечественного инновационного метода.

Генеративная психотерапия — отечественный психотерапевтический метод, валидный в первую очередь для «психотерапии здоровых людей». Существенной для данного метода является позиция психотерапевта, изначально базирующаяся на принципиальной ценностно-практической установке на возможности порождающего разума — генеративного мышления. Основным психотерапевтическим фактором является именно возможность клиента думать системно и конструктивно по поводу значимых аспектов имеющей место проблемной для него ситуации. Собственно говоря, именно для организации генеративного мышления субъекта (клиента) и необходим психотерапевтический процесс, инициирующий генеративное мышление у субъекта (клиента) в процессе психотерапевтического взаимодействия.

Генеративная психотерапия опирается на основной процесс в работе с клиентом — инициацию генеративного мышления посредством моделирования желаемых состояний. Это способ, позволяющий достичь хорошего телесного самочувствия, душевного равновесия и духовного богатства. Практически вся существующая система ценностей вписывается в эту пирамиду соподчиненных и зависимых друг от друга составляющих блага (благодати). Роль психотерапевта заключается в организации генеративного мышления клиента или пациента. В прямую обязанность психотерапевта входит всяческое побуждение и инициирование мышления субъекта (клиента) в направлении результата, желаемого для него самого состояния. Важный итог такого «генеративного управления» — переосмысление и переоценка содержания и обстоятельств проблемной для субъекта ситуации.

Использование генеративной психотерапии является валидным практически для всех форм так называемых психологических и психосоматических проблем здоровых в клиническом отношении людей. В основе этих проблем — нарушение когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер психики в силу экзогенно-социальных факторов (негативных особенностей социализации и воспитания). Эти нарушения отражают дефицит личностных и субъектных качеств и составляют суть «бытовых психопатологий» здоровых людей, которые приводят к заметным и порою очень тяжёлым формам дезадаптации и нарушений индивидуальной эволюции. В первую очередь это касается психотерапии таких сфер проявления индивидуальности, как способность строить отношения с другими людьми, способность к самоорганизации и толерантности к систематическому стрессу, способности к социальной мобильности и социальным достижениям.

На практике генеративная психотерапия есть индивидуальная форма взаимодействия психотерапевта-консультанта с субъектом (клиентом). В рамке индивидуальной беседы реализуется система косвенного инициирования генеративного мышления субъекта. В первую очередь это система вопросов предметно-эвристического характера, ответы на которые предполагают выход субъекта за пределы фиксаций проблемного состояния. Данного типа вопросы фактически приобретают статус тестовых заданий для субъекта, то есть по отдельности они становятся самостоятельными эвристическими задачами для него. Будучи доступными для понимания и решения, эти вопросы-задания в совокупности переводят субъекта в режим творческой заряженности на достижение желаемого для него состояния. Искусство психотерапевта как раз и заключается в определении желаемого и при этом доступного для субъекта уровня трудностей его творческой мыслительной активности. Наблюдается аналогия с известной «зоной ближайшего развития» Л. Выготского, но уже в психотерапевтическом контексте.

Генеративная психотерапия имеет почти двадцатилетнюю предысторию, но как самостоятельный психотерапевтический метод интенсивно начала разрабатываться с 2008 г. в связи с тенденциями научного осмысления феномена и практики психотерапии здоровых людей на съездах и научных конференциях психологов-консультантов и психотерапевтов. Метод доложен на ряде межрегиональных, общероссийских и международных конференций. Он имеет десятки последователей, которые выступали с докладами в парадигме генеративной психотерапии на специальных секциях на конференциях международного и общероссийского уровня, посвященных генеративной психотерапии. Можно сказать, что за годы своего развития метод приобрёл определённую популярность как среди профессионалов психотерапевтов, так и среди клиентов.

За годы официального статуса как самостоятельного психотерапевтического метода генеративная психотерапия развивается в нескольких важных направлениях: философско-методологическом, научно-теоретическом, научно-публицистическом и, главное, практически-методическом.

Начиная с 2013 года генеративная психология как авторский метод включена в учебное расписание моей тренинговый практики для слушателей с выдачей соответствующих сертификатов участия. На прошлом съезде ОППЛ я получил право выдавать квалификационные сертификаты по генеративной психотерапии. Считаю это серьёзной поддержкой от Лиги, прежде всего организационной. В рамках учебно-тренинговых занятий обучено уже более 100 человек.

С момента утверждения модальности мы провели 21 секцию по генеративной психотерапии, 2 конференции, показали 27 мастер-классов, в том числе на Донбассе и в Израиле.

Долгосрочная программа по генеративной психотерапии включает в себя 2 части: «Генеративное НЛП» и «Генеративная психотерапия» общей продолжительностью 260 часов, обучено более 100 человек;

На программе «Генеральный подход в работе с родителями» обучено более 200 специалистов и более 200 родителей»;

Программу «Детский музыкально-психологический лагерь «Планета Мечты» прошли более 300 детей;

Программу «Школа креативного лидерства» в рамках модальности прошли 173 ребенка.

Практически на всех съездах (все региональные съезды ЮФО, I съезд помогающих профессий, все (I-IV) Международные конгрессы в Крыму (за исключением последнего крымского псифеста в Севастополе, где научно-методические аспекты психотерапии и практической психологии не вписывались в рамки популярного фестиваля и не были представлены в силу отстранения Совета ЮФО от организации данной формы), а также на самих съездах ОППЛ я выступал с докладами по генеративной психотерапии. Могу ответственно заявить, что генеративная психотерапия — особенно на Юге России — стала по-настоящему известным и популярным направлением среди специалистов.

В прошлом году я написал и издал монографию «Человек Настоящий». В ней обосновывается и утверждается — получает право на существование — эволюционно центрированный подход в психологии и психотерапии. Данная работа продолжает развитие идей генеративного подхода к изменениям. Генеративная психотерапия рассматривается как частная, но необходимая форма управления эволюционными изменениями личности.

К сожалению, далеко не всё удаётся, что планировалось — как в сфере популяризации и привлечения новых специалистов, так и в сфере их подготовки. Причин здесь несколько. Основная причина — существенно меньшие возможности региона, чем столиц. Другая, не менее важная причина — депривация мотивации учения в силу кризисных явлений. Причём, кризис не столько экономический, сколько перспективно-смысловой. Всё-таки сказывается «подрывная работа» против российской ментальности и отсутствие внятной социальной политики и идеологии.

Несмотря на организационные трудности и трудности роста, генеративная психотерапия, как модальность уникальная и эксклюзивная, подтвердила свою жизнеспособность и перспективность. Исходя из всё более раскрывающихся внутренних возможностей метода, расширения пространства известности и признания, генеративная психология, безусловно, имеет большое будущее.