ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Пресс-релиз секции «Целебная творческая психолингвистика»

Рубрика «Послесловие»

Пресс-релиз секции «Целебная творческая психолингвистика» Международного конгресса Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

«Вызовы эпохи — психотерапевтическая помощь человеку, группе, обществу. Семья в зеркале психотерапии»

13-16 октября 2016 года в г. Москве

Председать секции: Семенова А.И., педиатр, психотерапевт, иммунолог, действительный член ОППЛ, член комитета модальностей Лиги, автор метода и руководитель модальности «Целебная творческая психолингвистика», доктор наук «В области управления в биологических системах» Международной академии МАИСУ.

Модальность Целебная творческая психолингвистика была представлена на Конгрессе ОППЛ 2016 г тремя структурными организационными формами. 1. Представлен пленарный доклад руководителя модальности и автора метода Семеновой А.И. 2. Проведено секционное заседание под руководством главного менеджера метода Абрашкиной Е.А. 3. Проведен мастер-класс, организованный тремя специалистами по психолингвистической психотерапии: Поспеловой М.В., Абрашкиной Е.А. и Поплавской Н.М.

На секции было представлено 10 докладов, освещающих вопросы теории, философии, методологии и практики метода (технологии и способов применения). Присутствовало 20 психологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Алтая, Казахстана, других городов России. В порядке взаимодействия присутствовала руководитель модальности «Психотерапевтическая кинезиология» в ОППЛ Чобану И.К.

В докладах отмечено, что психолингвистическая, языковая психотерапия, работающая через призму языка с глубинной семантикой и психологией бессознательного, является важным направлением в современной психологической теории и практике.

Психолингвистическая терапия рассматривает глобальные и сугубо практические вопросы, так как язык имманентно укоренен в человеческом Бытии как повседневная смысло-порождающая реальность, инструмент развития осознающей себя личности. В ХХ веке произошло объединение науки о душе и науки о слове. В новом веке одним из самых интересных направлений в языковедении признана духовная, системная, междисциплинарная основа исследования. Целью ее является выявление конституирующего определяющего влияния языковой системы на самосознание, адаптацию и эволюцию человека.

Скачкообразное развитие информационной цивилизации ставит перед человеком задачу активировать творческое самосознание, поисковую активность личности в период построения образа мира. Реорганизация общественного устройства и стремительное становление информационной цивилизации, напрягающей сознание и психику человека, породили одновременно конфликт природного проекта человека с его приспособительными возможностями, по принципу бифуркации (жизненной модели со многими исходами). Для выхода из состояния неопределенности востребована мобильная психика и творческая воля в качественном структурировании жизненных программ. Психолингистика формируется как наука о сквозной смысловой упорядоченности бытия сознанием и строит диалог через призму естественного языка. Психолингвистическая терапия, работающая со знаково-символической системой, мобилизует энергию бессознательного на помощь сознанию. Звуковые, языковые, функционально-деятельные, интерактивные игры (театр звуков и звукообразов), проводимые в семантическом пространстве алфавита — это эффективный метод углубленного самопознания и личностного развития, активного моделирования жизненного процесса с формированием звукообразов. Звукообразы, создаваемые сценически в специально организованном, семантическом пространстве алфавита — онтологически универсальный языковый конструкт. Действия с ними позволяют структурировать психологическое пространство, оперировать сигналами, символами, реакциями, процессами, смыслами, ценностями. Создается специальное психологическое, творческое, информационно-энергетическое, сверхчувственное, насыщенное смыслами рабочее поле, позволяющее задействовать систему психосемантического, психотерапевтического моделирования. Специфику метода определяет психо-фоно-семантический анализ. А.А. Леонтьев пишет, что Этнопсихолингвистика, которая изучает национально-культурную идентичность, «скорее декларирована как отдельная научная область, чем действительно сформировалась… Очень интересное направление этнопсихологических исследований, сейчас только начинающееся, - — межкультурное и межъязыковое изучение звуко-символических оценок звуков речи» (Основы психолингвистики, 1997 г.).

ЦТП — союз знаковой, звуковой, языковой информационных систем и ключевой системы самоорганизации человека в познании и преобразовании мира и, в первую очередь, внутреннего мира человека, постоянно развивающегося. Техники ее позволяют моделировать систему восприятия, представления и значения, овладеть способами организации эмоциональной сферы. ЦТП, наряду с коррекцией состояния, ставит целью формирование ключевых жизненных программ, активное структурирование сферы эмоциональной регуляции, расширенное самосознание, содействует созреванию личности, изменению ценностной ориентации, развитию эмоционально-образного и экологического мышления. Детальное ознакомление с принципами структурирования жизненных программ направляет поиск способа самоорганизации и собственного стиля существования.

Психолингвистическая парадигма обсуждается автором не только с гуманитарной, но и с естественно-научной позиции. При построении объяснительной системы используется знание универсальных, системных наук, таких как: психотерапия, психолингвистика, экология человека, психоиммуногенетика, синергетика, биосемиотика, информатика, эпигенетика, религиоведение, эзотерические, духовно-оздоровительные науки. Понятие о ключевой регуляции строится в соответствии с философией и теорией универсального эволюционизма, экологической иммунологии. Рассматривается теоретическое положение об универсальных принципах функционирования высокоорганизованных, живых, информационно-энергетических био — экосистем. В том числе изучается суть психо-иммуно-центристской, сущностной модели самоорганизации человека, предложенной автором.

Специфика метода ЦТП в том, что он имеет разветвленную корневую систему и потому открыт развитию. Методологическая, практическая и философская основа проработана и заложена автором. Автор имеет большой опыт работы по методу ЦТП: поликлинической, школьно-дошкольной в России, опыт зарубежной работы с детьми-билингвами, пожилыми людьми, опыт обучения. На протяжении многих лет метод используется в «Детском саду развития личности ребенка» г. Сочи.

При этом, углубленное освоение ЦТП возможно только на основе собственной творческой активности. Каждая из коллег, обученных основам метода, внесла свое видение, реализованное на практике. М.В. Поспелова предложила новые темы и действия при интерпретации звукообразов, привлекла внимание к трактовке психологических механизмов, соотносительно с другими модальностями психотерапии. На волонтерских началах обучила группу психологов. Е.А. Абрашкина на практике, в школьно-дошкольной работе углубила тему психолингвистической педагогики, предложила конкретные действия-движения для ряда звукообразов, генерирует интерес к истории азбуки. О.Е. Винокурова кратко и доступно оформила основные тезисы метода в слайдах, сопоставила практические действия в ЦТП и йоге. Н.М. Поплавская предложила способ формирования клиентского запроса при индивидуальном консультировании. Л.В. Богомолова использует в работе притчи и метафоры. И.Б. Бардина работает с родовыми программами. Метод успешно апробирован в медицине, при реабилитации хронических больных, пожилых людей.

Школа психолингвистической психотерапии не соединена территориально, но объединена единой идеей творческого поиска: психотерапевтической, педагогической и медицинской работы с сознанием, глубиной бессознательного и системой идентификации и самоорганизации человека через призму языковой системы (семиотики, психо — фоно-семантики). Психолингвистическая терапия — перспективное направление для исследования цивилизационного кода человека и самосохранения, устойчивого развития его в новом, глобальном, мобильном мире.

 

Председатель секции Семенова Алла Ивановна