ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Пресс-релиз секции Теория и практика арт-терапии

Рубрика «Послесловие»

Пресс-релиз секции «Теория и практика арт-терапии» Международного конгресса Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

«Вызовы эпохи — психотерапевтическая помощь человеку, группе, обществу. Семья в зеркале психотерапии»

13-16 октября 2016 года в г. Москве

Председатели секции: Копытин Александр Иванович (Санкт-Петербург), Сидорова Варвара Владимировна (Москва)

Открывая секцию, А.И. Копытин отметил, что развитие отечественной арт-терапии происходит на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных представлений, в условиях взаимодействия с разными сегментами профессионального психотерапевтического сообщества и активного диалога с представителями зарубежных арт-терапевтических школ. Особенностью отечественной арт-терапии является ее полипрофессиональная основа, участие врачей-психотерапевтов, психологов, представителей творческих профессий.

Представленные доклады подтверждали то, что российская арт-терапия проникает в разные сферы ее практического применения, включая работу с детьми и подростками, взрослым населением, в том числе, лицами пожилого возраста, людьми с проблемами физического и психического здоровья. Так, клинические аспекты арт-терапии были затронуты в докладе А.А. Лебедева «СИСТЕМНАЯ АРТ-ПСИХОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО (КОПИНГ) ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ВЕТЕРАНАМИ ВОЙН)». Представлены некоторые техники и результаты арт-терапевтической программы, проводимой на базе специализированного психотерапевтического отделения клинического госпиталя ветеранов войн.

Арт-педагогические и психопрофилактические аспекты применения искусства в работе с детьми и молодежью были затронуты в сообщении З.Б. Захаровой и З.Б. Положей

«ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В МУЗЕЕ». Представлена модель занятий для детей в формате семейных групп в музее изобразительных искусств (на примере ГМИИ им. А.С. Пушкина). Особое внимание уделяется возможностям духовно ориентированного подхода в становлении ребенка, как гармоничной, творческой личности.

Вопросы теории и методологии отечественной арт-терапии на современном этапе ее развития, ее организационные аспекты были затронуты в выступлениях А.И. Копытина, И.В. Бирюковой, В.В. Сидоровой, И.Б. Канифольского. Так, в докладе А.И. Копытина «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И СРЕДОВЫЙ ПОДХОДЫ В АРТ-ТЕРАПИИ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ И СООБЩЕСТВ» были отражены основы теории и методологии данных инновационных моделей, опирающихся на целебные факторы взаимодействия со средой на основе творческой деятельности.

Осмысление экспрессивного зыка тела на основе психоаналитической и гуманистической концепции и данных современных исследований работы мозга было дано в сообщении И.В. Бирюковой на тему «ТЕЛЕСНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ». Основы теории и принципы терапевтической практики, связанной с использованием комплекса средств творческого самовыражения были раскрыты в докладе В.В. Сидоровой «ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИСКУССТВАМИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ». Особое внимание докладчицей было обращено на феномен межмодального перехода как отличающий интермодальную арт-терапию, тесно связанную с человеко-центрированной психотерапией и терапией экспрессивными искусствами Натали Роджерс.

Возможность и необходимость повышения эффективности арт-психотерапии была показана в докладе И.Б. Канифольского «РАСШИРЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ», раскрывающем некоторые терапевтические факторы и процессы, организационное оформление арт-терапии как психотерапевтического вмешательства.

Диагностические аспекты использования изобразительной деятельности были затронуты в сообщении А.Ф. Ермошина «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ». В докладе был обобщен 25-летний опыт исследования диагностических возможностей теста Конструктивный рисунок человека и представлен «Психосканер» — компьютерная программа распознавания рисунка и его автоматической интерпретации.

Дополнительным, не запланированным сообщением на секции явилось краткое выступление И.И. Зезюлинской «АВТОРСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ НА ОСНОВЕ ЖИВОПИСНЫХ ПЕЙЗАЖНЫХ РАБОТ», знакомящее с ее оригинальной разработкой в виде набора визуальных стимулов, предполагающих разные варианты их применения в контексте психотерапии, арт-терапии и психологического консультирования.

При подведении итогов секции было отмечено то, что, несмотря на относительно небольшое количество докладов, они затрагивают некоторые основные «болевые точки» развития отечественной полимодальной арт-терапии, требующей дальнейшего более четкого оформления ее идейной базы и решения организационных вопросов. Было также подчеркнуто, что оформление арт-терапии в составе ОППЛ является одним из значимых факторов ее самоопределение среди других направлений помогающей деятельности с применением искусства и творческой активности, развивающихся в России и в других странах. Несмотря на то, что арт-терапия в нашей стране по-прежнему рассматривается как совокупность помогающих мето­дов, основанных на занятиях изо­бразительным искусством и иными формами творческой активности, но не как самостоятельная профессия, необходимость ее дальнейшего оформления как научно-практи­ческой дисциплины, требующего соответствующих компетенций и стандартов, очевидна.

В качестве важных условий дальнейшего успешного развития отечественной арт-терапии может рассматриваться налаживание системы регулирования деятельности специалистов в области арт-терапии на основе разработки и внедрения процедур допуска к оказанию арт-терапевтических услуг. Решение этих и иных задач вряд ли возможно без активного сотрудничества с общенациональными саморегулируемыми организациями.

 

Председатель секции
Копытин Александр Иванович