ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Храмцов В.В. Психогигиена в школе

Рубрика «Статья номера»

Психогигиена в школе

Храмцов Виталий Вениаминович
Клинический психолог-психотерапевт, действительный член ОППЛ, сотрудник «Центра флебологии». г. Владивосток

Аннотация: Рассмотрена история возникновения и основные направления развития гигиенической психодиагностики. Представлены методы психопрофилактики и психогигиены в школе. Приведены основные цели профессии психического здоровья.

Ключевые слова: психическая гигиена; психическое здоровье учащихся; психопрофилактика.

За последние годы в процессе реформирования российской психиатрии в отечественной психиатрической литературе, наряду с появлением ряда новых понятий и терминов («коморбидность», «расстройства личности», «квантификация», «рандомизация», «аугментация», «стигматизация», «комплаенс», «копинг», «социальные когниции» и др.), происходит исчезновение или наблюдается тенденция к исчезновению некоторых традиционных психиатрических понятий, таких как «анамнестическое исследование», «клиническое мышление», «дифференциальная диагностика», «синдромальный патокинез», «внутренняя картина болезни», «врачебная эмпатия», «профессиональная интуиция», «деонтология». Из психиатрического лексикона происходит исчезновение понятия и термина «психогигиена». Понятие психогигиены полностью заменяется понятиями социальной психиатрии [6,7, 20], экологической психиатрии [6,15], валеопсихологии и превентивной психиатрии [43], здоровье-сберегающей валеологии [32,36]. В двухтомном руководстве по психиатрии под редакцией А.С. Тиганова [29], изданном в 1999 году, в разделе «Разработка концепции охраны психического здоровья» понятие психогигиены отсутствует. Термина «психогигиена» нет в предметном указателе не только этого солидного Руководства, но и Руководства по социальной психиатрии под редакцией Т.Б. Дмитриевой и Б.С. Положего [30]. Нет упоминания о психогигиене и в национальном Руководстве «Психиатрия» [22], изданного в этом же году при участии ведущих российских психиатров. Психогигиена была исключена из современных учебников по психиатрии для студентов медицинских вузов [9,14, 33,37].

Необоснованный отказ от понятия психогигиены, замена его понятиями социальной, превентивной или экологической психиатрии ведёт к ограничению и сужению понимания и возможностей решения важнейших и актуальных в настоящее кризисное время проблем и задач современной психогигиены, первичной психопрофилактики и психосоциальной реабилитации, их научной разработки и практического решения. Этот отказ противоречит всей истории развития мировой и отечественной психогигиены, тормозит её дальнейшее развитие. Помимо этого, замена понятия и термина «психогигиена» понятием «социальная психиатрия» сопряжена с негативным, стигматизирующим влиянием распространённых в российском обществе представлений о психиатрии вообще и социальной психиатрии в частноcти. Российская психиатрия до настоящего времени, к сожалению, не пользуется авторитетом и уважением не только среди населения, но и среди многих государственных чиновников в силу предосудительного к ней отношения и предубеждений, сформированных в общественном сознании средствами массовой информации в советское и постсоветское время. Термин же и понятие психогигиены не обладают такого рода стигматизирующим влиянием, так как ассоциируются с областью социальных наук и психологии 43,44.

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.

В современных условиях психопрофилактику нередко называют «стресс-менеджмент», т.е. управление стрессом. Мы должны знать причины возникновения стресса и различные способы снятия психоэмоционального напряжения и уменьшения разрушительного воздействия стрессовых факторов. Физическое состояние и психическая деятельность тесно взаимосвязаны. Стресс может стать причиной развития болезней, как и физическая болезнь, он может оказать негативное влияние на психику. Всесторонняя нормализация состояния человека также является необходимой мерой психопрофилактики и психогигиены. Так, в своих работах И.Е. Шварц указывает, что научный прогресс порождает возрастание психических нагрузок на человека. Учёт этого фактора актуализирует значимость развивающейся теории и практики психогигиены и даёт ей своё определение: «психогигиена — это дисциплина, изучающая методы и условия сохранения и укрепления нервно-психического здоровья человека» 42.

Психогигиена — это отрасль медицины, которая изучает факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по укреплению и поддержанию психического здоровья детей, подростков и взрослых. Психопрофилактика предназначена для разработки мер, которые предупреждают психические заболевания и расстройства, а также препятствуют их переходам в хроническую форму.

Психогигиена изучает состояние нервно-психического здоровья, его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми). Кроме того, эта отрасль гигиены разрабатывает на основе полученных данных специальные методы воздействия на человека, чтобы создать условия для укрепления и сохранения его психического здоровья. В настоящее время психогигиена составляет анализ влияния окружающей среды на людей и в первую очередь на подростков.

Второе направление — собственно первичная профилактика психических нарушений, основными задачами которой является повышение психологической и соматической устойчивости организма и популяций, гармонизация отношений личности, включенной в биосоциальные системы жизнедеятельности. В данном аспекте обращает на себя внимание различие гигиенической и клинической диагностики. По общепринятому определению, клиническая диагностика представляет собой систему мышления и практических действий, направленную на установление патологических изменений в организме. При этом объектом исследования является больной человек, главным образом, на индивидуальном уровне. Предметом исследования служит болезнь, в результате чего целью данного вида диагностики является установление вида, формы и тяжести болезни, а также прогноза ее течения. Клиническая диагностика начинается с обследования больного, идентификации болезни, а заканчивается назначением лечения и мероприятий по вторичной и третичной профилактике [4,5].

Методология донозологической диагностики уходит своими корнями в глубокую древность — к истокам научной медицины. Так, еще римский врач К.Гален указывал на так называемое «третье состояние» человека — ни здоровье, ни болезнь — в котором, по его наблюдениям, пребывало значительное количество людей, причем некоторые из них — в течение практически всей жизни. В более позднее время о чрезвычайной важности преморбидных состояний как предвестников болезней и необходимости их своевременной диагностики в 1885 году указывал основатель экспериментального направления гигиенической науки А.П. Доброславин, а несколько позже, в 1887 году — основоположник общественного направления в гигиене Ф.Ф. Эрисман [11].

В наше время существенный вклад в проблему гигиенической диагностики донозологических состояний внесла Санкт-Петербургская школа гигиенистов [12]. В работах Сидоренко Г.И., Кошелева Н.Д., Селюжицкого Г.В. и др. [13,14] было сформулировано современное понятие гигиеничной диагностики, которая ставит своей задачей диагностику среды существования человека и состояния его здоровья, в том числе и на дозонологическом уровне. При этом диагностика среды существования и возможные изменения здоровья человека, связанные с изменением ее качества, указывают на целесообразность комплексного, синдромного подхода, который позволяет определить среди популяции те или другие синдромы, отражающие разные уровни здоровья.

В 80-х годах прошлого века проблема психогигиены начала активно разрабатываться на кафедрах общей гигиены и психиатрии Харьковского медицинского института [15,16], а затем нашла логическое развитие при гигиеническом изучении психофизиологической и социальной адаптации различных групп населения [17,18, 19], преподавании предмета «Гигиена и экология» [20,21], результатом чего явилась, сложившаяся на кафедре общей гигиены и экологии №1 психогигиеническая школа.

По определению Барац С.С., сущность предболезни состоит в снижении активности тех или других саногенетических механизмов и нарушении координации их комплексов. Выделяют два вида преморбидных состояний: 1) настоящие, когда человек практически здоров, а диагноз опережает заболевание (доклинический атеросклероз, преддиабет и др.); 2) преморбидные состояния (предрак и др.), когда есть существенные нарушения со стороны субъективных и объективных данных, а констатация состояния преморбидности базируется на накоплении на протяжении многих лет результатов клинических наблюдений, клинико-анатомических сопоставлений, которые подтверждают значение соответствующих нарушений, как предвестников более серьезной и самостоятельной в нозологическом отношении патологии. Поэтому значение проблемы саногенеза для исследования состояний предболезни, ранней диагностики, лечения и предупреждения болезней исключительно велико. В контексте рассматриваемой проблемы особенно важно, что ряд авторов [22,23, 24,25] считают, что к числу факторов риска развития преморбидных состояний можно отнести комплекс показателей, которые характеризуют медико-генетический статус родителей (возраст матери во время рождения ребенка, состояние здоровья родителей, семейный анамнез и др.), а также экологические и социальные факторы (неблагоприятные жилищно-бытовые условия, социальный статус родителей, возраст поступления ребенка в детское дошкольное учреждение и школу и др.) [26].

Вместе с тем, интенсивное развитие науки и техники, обогатившее медицинский диагностический арсенал последними достижениями в области наукоемких технологий, ставит перед гигиенистами задачу разработки новых методических подходов к оценке, прогнозированию и коррекции состояния здоровья. В данном контексте в рамках одного из наиболее важных разделов профилактической медицины — психогигиены [27,28], выделяется своей бесспорной перспективностью гигиеническая донозологическая психодиагностика.

Традиционно под психодиагностикой понимают область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей личности [29], что позволяет, по образному выражению одного из ее основателей, Ф. Гальтона, «охватить числом операции ума» [30]. Вместе с тем, на современном уровне медицинской науки понятие психодиагностики требует существенного расширения, что обусловлено необходимостью использования ее методологического арсенала для целей гигиенической донозологической диагностики состояния психического здоровья человека, коллективов и популяций.

Важно, что данный методический подход, ориентированный на сохранение и укрепление здоровья, ликвидирует известное противоречие между концепциями личности и реальностью ее исследования, на разрешение которого были направлены труды советских психологов и психиатров, объединивших теорию и практику психодиагностики [31,32, 33].

Становление гигиенической психодиагностики, как и всей мировой медицинской науки, последовательно включало переход от эмпирической до экспериментально-аналитической методологии, а за счет расширения последней — к системному анализу; при этом диалектическому движению мысли на каждом историческом этапе соответствовал методический арсенал научно-исследовательской и практической медицины, который базировался на достижениях физиологии, психологии и медицины своего времени.

Современный исследовательский арсенал гигиенической психодиагностики формировался и последовательно накапливался, начиная со второй половины XIX века, пополнялся физиологическими, психофизиологическими, психологическими и нейрофизиологическими, а также экспериментальными и клиническими методами на протяжении всего ХХ века. Фундамент для современного понимания гигиенической психодиагностики был заложен в лабораториях И.М. Сеченова и, несколько позднее, И.П. Павлова, предложивших методы регистрации сенсорных, сенсомоторных, моторных и вегетативных компонентов условно-рефлекторных реакций. Данные исследования способствовали объективному представлению о роли физиологических механизмов высшей нервной деятельности в формировании процесса приспособления организма и его связи со здоровьем и патогенезом. Они позволили осмыслить связь между психическими процессами и их физиологическим субстратом, определить роль ЦНС в саморегуляции организма, разработать стройную концепцию рабочего динамического стереотипа [34,35]. Важнейшим практическим и перспективным результатом работы научной школы Сеченова-Павлова и их последователей, прежде всего А.А. Ухтомского [36], стало формирование арсенала методических подходов и средств изучения высшей нервной деятельности, включая типологические особенности ЦНС, а также вегетативного компонента жизнедеятельности организма, включенного в сложную систему взаимоотношений со внешней средой. Для понимания сути гигиенической психодиагностики принципиально важно не отделять приведенный «физиологический» этап становления психодиагностики от следующего этапа — развития всемирного тестового движения, которое в 20-годы ХХ века благодаря трудам Ф. Гальтона, Дж. Кэттелла, Г. Эппенгаузена, А. Бине, Ж. Пиаже оформилось в самостоятельное направление исследований.

Один из основоположников психодиагностики, англо-американской психолог Дж. Кэттелл впервые ввел термин «тест» (анг. test — задача или проба) и своими работами заложил основные принципы психологической составляющей диагностики душевного здоровья, что впоследствии привело к развертыванию широкого спектра методов исследования опросникового характера, направленных на изучение мышления, интеллекта, структуры личности, включая ее коммуникативные, эмоционально-волевые и другие характеристики. Кроме того, работами Дж. Кэттелла, И. Мюллера, Э.Г. Вебера, Г. Гельмгольца и других авторов были заложены основы исследования психофизиологических свойств человека (восприятия, памяти и внимания). Значительный вклад в изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом внесли классики отечественной медицинской психологии и физиологии Б.М. Теплов, П.К. Анохин, К.В. Судаков, Ф.П. Ведяев, К.К. Платонов и др.

Третья составляющая и одновременно этап становления гигиенической психодиагностики связан с разработкой и внедрением электрофизиологических методов исследования и компьютерных технологий, которые, в свою очередь, явились логичным следствием развития принципиально нового, научно-практического направления — нанотехнологии; а так же с расширением области практического применения электромагнитного излучения, включая задачи информационного характера.

Начавшись с классического изучения электрических свойств живой материи, данная группа методов прошла долгий путь, последовательно включающий:

  1. открытие визуализации строения организма с использованием рентгеновского излучения;
  2. изобретение способов регистрации явления электрической активности головного мозга и его гемодинамики;
  3. внедрение ультразвуковых методов диагностики;
  4. разработку нейрофизиологических методов функциональной визуализации, в частности, магнитно-резонансного сканирования, позитронно — эмиссионной томографии и др.

Неотъемлемой частью современных психофизиологических и нейрофизиологических исследований является их обогащение за счет методов компьютерного моделирования, при котором нервные и психические процессы и явления обретают квазиматематическую форму. Все большее значение приобретает метод формальных нейронных сетей и метод распознавания образов (рис.1).

Рисунок 1 — Метод распознавания образов в донозологической диагностике основан на определении подобия изучаемых объектов.

Таким образом, в современном понимании гигиеническая психодиагностика представляет собой отрасль профилактической медицины, изучающую личность в единстве с ее морфофункциональным субстратом и целые коллективы, включенные в сложную систему взаимоотношений с окружающей средой, с целью сохранения и укрепления индивидуального и популяционного психического здоровья.

Перед врачами и педагогами встает проблема охраны нервно — психического здоровья школьников, а это, в первую очередь, осуществление системы психологических мероприятий. К таким мероприятиям ученые-психологи относят 2 вида профилактики психических заболеваний: непосредственное обучение, помогающее детям приобрести знания, умения и навыки, способствующие предотвращению психических нарушений, и создание стабильной, благоприятной атмосферы, уменьшающей вероятность возникновения стрессовых ситуаций.

Но задача школы, врачей, психологов не только в том, чтобы предотвращать неврозы, но, прежде всего, в том, чтобы поддерживать оптимальный уровень нервно-психических функций у обучающихся детей. Это, на первых порах обучения в школе, соответствие функциональных возможностей учащихся требованиям, предъявляемым учебными занятиями и всем режимом школы. В общепринятом понятии это звучит как степень функциональной готовности к школе (школьная зрелость). Далеко не все дети обладают ею. Дети, у которых не сформирована готовность к школе, не способны к систематическим учебным занятиям. Эти дети, как правило, либо не справляются со школьной программой и сразу становятся неуспевающими, либо преодолевают эту неготовность, хорошо учатся, но зато у таких детей идет чрезмерное нервно-психическое напряжение и, в конечном счете, эти дети приходят к невротизации. Поэтому возникает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школе.

В проблеме сохранения психического здоровья учащихся большое значение имеет начальный период обучения — первые недели пребывания в школе: это и масса новых впечатлений и совершенно неизвестных ему требований — соблюдение правил поведения, длительное пребывание в неподвижной позе, интенсивная умственная деятельность и т.д.

Поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и адаптацией к новым условиям социального существования. У одних детей эта адаптация проходит безболезненно, а у других именно болезненно. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, а на перемене нарушают правила поведения или, наоборот, замкнуты, пассивны. У некоторых детей даже появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. Постепенно эти явления проходят, но при умелой совместной работе учителя, психолога и врача. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает к середине 1-го учебного года обучения, но у некоторых этот период затягивается. Велика в этом роль семьи и школы. Правильное поведение педагога, его терпеливость и доброжелательность, а также постепенное включение в учебную нагрузку детей с соблюдением гигиенических норм — все это облегчает адаптацию. Под нормой в гигиене детей и подростков следует понимать такую интенсивность любого воздействия, которая не только не оказывает неблагоприятного влияния, но способствует сохранению и укреплению здоровья, своевременному и гармоничному развитию растущего организма (С.М. Громбах). Если говорить об учебных занятиях, то гигиеническое нормирование заключается в определении такого содержания, объема и организации учебного процесса, которые обеспечивают оптимальное функционирование состояния организма и, прежде всего, центральной нервной системы учащихся. К сожалению, это правило психогигиены зачастую нарушается. Есть такое понятие как школьная перегрузка — неблагоприятное состояние ЦНС учащихся. Отсюда вытекает задача психогигиены — борьба с переутомлением. Полностью избегать утомления от учебных занятий не удается, да и не нужно. Но надо учителю при совете с психологом и врачом добиваться, чтобы возникающее утомление полностью исчезало за период последующего за работой отдыха. Если этого не происходит, то утомление переходит в переутомление — хроническое утомление, которое уже находится на грани патологии, а иногда и приводит к истинным нервно-психическим расстройствам. При этом, как показали исследования, тормозится естественное развитие некоторых функций мозга человека. Утомление проявляется в сенсорной сфере, в двигательной и в интеллектуальной сферах. Все это приводит к падению работоспособности, в том числе умственной (Р.М. Баевский). При исследовании кривых работоспособности у 272 школьников оказалось, что в 25% случаев учебный день заканчивается на низком уровне трудоспособности, что свидетельствует об утомлении учащихся к этому времени (Громбах С.М.).

Урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса, поэтому большое значение здесь имеет его утомительность. Трудность и утомительность урока — разные понятия. Утомительность — это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика, которое складывается из множества факторов (в том числе и трудностей), разных для каждого ученика.

Положительный эмоциональный фон в школе создается не только поведением и взаимоотношениями взрослых и детей, но и взаимоотношениями самих детей, а также материальными условиями, перегруженностью классных комплектов учащихся и многим другим.

Система мер по психопрофилактике нарушений психического здоровья детей и подростков в условиях социальной реабилитации в школьных заведениях должна быть направлена на организацию оптимальных условий жизнедеятельности индивидуума, коррекцию его психологического портрета, восстановление и укрепление общей и психологической устойчивости, а, в конечном итоге, психического и физического здоровья (рис. 2).

Рисунок 2 — Направления первичной профилактики, нарушений психического здоровья детей и подростков со сниженным уровнем социальной адаптации.

Можно выделить три конкретных направления психопрофилактики нарушений психического здоровья детей и подростков со сниженным уровнем социальной адаптации.

Во-первых, это меры по незамедлительной изоляции несовершеннолетних из социально агрессивной среды и, соответственно, сокращение продолжительности периода риска, когда ребенок включен в жесткие условия конкуренции и выживания, при отсутствии воспитательного влияния взрослых и нормального окружения сверстников, что представляет непосредственную угрозу для его здоровья и жизни.

Второе направление основано на применении комплекса индивидуальных и групповых способов психологической коррекции личности путем разрушения социопатологического стереотипа девиантного и делинквентного поведения, сопровождающихся донозологическими состояниями тонзиторного, активационного, эмоционального, тонического и кризисного характера; на создании нового динамического стереотипа, основанного на положительных свойствах личности с учетом баланса между организационно-режимными ограничениями учреждения государственной опеки и устремлениями их воспитанников к самореализации в условиях свободы выбора. В школах, вузах также рекомендовано открывать кабинеты психологической разгрузки, ввести в штат школ клинических психологов, ввести предмет «психологическая культура» в школе.

Третье направление психопрофилактики заключается в создании благоприятных гигиенических условий для социальной реабилитации «детей улицы» в заведениях государственной опеки, обеспечивающих несовершеннолетним продуктивный труд, обучение, быт и смысловой досуг, что является обязательным условием для восстановления и укрепления психического и соматического здоровья.

Принципиальная схема оказания психогигиенической помощи детям и подросткам со сниженным уровнем социальной адаптации в заведениях государственного содержания изображена на рис. 3.

Рисунок 3 — Принципиальная схема оказания психогигиенической помощи подросткам со сниженным уровнем социальной адаптации

Функциональная основа предполагаемой системы — причинно-следственная связь между факторами внешней среды и состоянием организма, которая устанавливается путем гигиенического психодиагностического тестирования, результаты которого определяют стратегию мер по первичной профилактике нарушения психического здоровья. При этом комплексная психогигиеническая коррекция личности подразумевает применение превентивных мер, направленных на профилактику донозологических психических состояний, возникающих в условиях ситуаций повышенного риска, в сочетании с коррекцией различных форм девиантного поведения, наиболее типичным видом которого у «детей улицы» является зависимое поведение, приводящее к развитию донозологических психических состояний, а в прогнозе — психических заболеваний [41].

 

Библиографический список:

1. Баевский, Р.М Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии [Текст] / Р.М. Баевский. — М.: Медицина, 1979. — С. 216-217.

2. 2. Воробейчик Я.Н., Поклитар Е.А. Основы психогигиены. — К.: Здоровье, 1989. — 184 с.

3. Куликов Л.В.Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. — СРб.: Питер, 2004. — 464 с.

4. Жмуров В.А., Цилли Е.И., Боброва Е.С., Иванов С.И., Жмурова С.Е. Обследование и диагноз в психиатрии. — Иркутск, 2000. — 380 с.

5. Завилянский И.Я., Блейхер В.М., Крук И.В. и др. Психиатрический диагноз. — К.: Здоровье, 1989. — 311 с.

6. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. — М.: Изд-во МГУ, 2002. — 320 с.

7. Носс И.Н. руководство по психодиагностике. — М.: Из-во Института психотерапии, 2005. — 688 с.

8. Богданов Е.Н., Задыкин В.Г. Прикладная психологическая диагностика. — Калуга, КГПУ, 2003. — 538 с.

9. Бондарев А.А., Стомин В.В. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2002. — 430 с.

10. Фетискин Н.П. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Из-во Института психотерапии, 2002. — 412 с.

11. Эрисман Ф.Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного труда. — СПб., 1887.

12. Кошелев Н.Ф., Захаренко М.П., Селюжинский Г.В. Проблема гигиенической донозологической диагностики в современной медицине //Гигиена и санитария. — 1992. -№11-12. — С.14-17.

13. Сидоренко Г.И. Гигиена окружающей среды в современных условиях // Гигиена и санитария. -1992. -№4. -С.3-10.

14. Бердник О.И., Зайковская В.Ю., Серых Л.В. Факторы окружающей среды как факторы риска развития патологии у детей //Довкілля та здоров'я. -1996. -№3. — С.20-23.

15. Бачериков Н.Е., Воронцов М.П., Добромиль Э.И. Психогигиена умственного труда учащейся молодежи. — К.: Здоров'я, 1988. -168 с.

16. Бачериков Н.Е., Воронцов М.П., Петрюк П.Т., Цыганенко А.Я. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний. — Харьков: Основа, 1995. — 276 с.

17. Коробчанский В.А., Воронцов М.П., Бардов В.Г. Гигиенические аспекты системогенеза профессиональной деятельности и профессиональной адаптации подростков. -Харьков: Контраст, 2994. — 280 с.

18. Коробчанський В.О. Гігієнічна психодіагностика донозологічних станів у підлітковому та юнацькомувіці: Посібник для докторантів, аспірантів, пошукувачів та лікарів. — Харків: Контраст, 2005. — 192 с.

19. Коробчанский В.А. Системогенез жизнедеятельности: гигиенические и экологические аспекты. — Харьков: Контраст, 2005. — 428 с.

20. Москаленко В.Ф., Яворовський О.П., Коробчанський В.О., Воронцов М.П. та ін. Гігієна та екологія: Підручник /За ред. В.Г.Бардова. — Вінниця: Нова книга, 2006. — 720 с.

21. Korobchanskiy V., Vorontsov M., Musulbas A. Hygiene and ecology: Text — book. -Kharkov: Kontrast, 2006. -208 p.

22. Антонова Л.Т., Сердюковская Г.Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях //Гигиена и санитария. -1995. -№°6. — С.22-28.

23. Москаленко В.Д., Полтавец В.И. Генетические основы алькогользависимого поведения человека // Успехи современной генетики. -1991. — Вып.17. — С.191-206.

24. Корочкин Л.Г. Гены и поведение // Соросовский образовательный журнал. -1997. -№°1. -С.15-22.

25. Deary I.J., Ford G. Reaction times and intelligence differences: a population — based cohort study // Intelligence. -2001. -V.108(2). -P.389-399.

26. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979. -295 с.

27. Платонов К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. — М.: Медицина, 1977. -250 с.

28. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб., Питер, 2003. -470 с.

29. Мясищев В.Н. Вопросы психогигиены. -М.: Медицина, 1971. — 450 с.

30. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 680 с.

31. Лурия А.Р.Основы нейропсихологии. — М.: Медицина, 1973. — С.374.

32. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. — М., 1935. — 370 с.

33. Личко А.Н. Подростковая психиатрия. — Л., 1979. — 335 с.

34. Каганов В.М. Мировоззрение И.М.Сеченова. — М., 1948 . — 260 с.

35. Быков К.М. Развитие идей И.П.Павлова (задачи и перспективы) /Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. — М., 1950. — С.47-56.

36. Ухтомский А.А. Избранные труды. — Л., Наука, 1978. — 356 с.

37. Близнюк В.Д. Профилактика неинфекционных болезней // Довкілля та здоров'я. — 2000. -№4. — С.64.

38. Психические состояния: Хрестоматия /Под ред. Л.В. Куликова. — СПб., 2000. — 460 с.

39. Психическон здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В.Дубровина. — Екатеринбург, 2000. — 260 с.

40. Сергета І.В. Гігієнічні аспекти медичної реабілітації підлітків з граничними нервово-психічними розладами //Медицинская реабилитация, курортология и физиотерапия. -1995. -№4. -С.19-22.

41. Анастази А. Дифференциальная психология. -М., 2001. — 280 с.

42. Шварц И.Е. Психогигиена в школе. Учебное пособие. Пермь. ПГПИ. 1986 г. 70 с

43.Богданович Л.А. О направлениях психогигиены в Советском Союзе и за рубежом // Вопросы психогигиены / Под ред. Л.А.Богданович и Д.Д.Федотова. М., 1971. С. 10—19.

44.Банщиков В.М., Леви В.Л. Современные задачи психогигиены и психопрофилактики // Вопросы психогигиены / Под ред. Л.А.Богданович и Д.Д.Федотова. М., 1971. С. 6—9.