ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Песочная терапия - заявка

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

Заявка о признании модальности

Песочная терапия

Комитетом направлений и методов (модальностей) психотерапии ОППЛ

 

1. Название модальности (метода): Песочная терапия

 

2. Название учреждения, в котором работает автор заявки:

 

3. Краткая история:

Песочная терапия — это сравнительно молодое направление психолого-психотерапевтической практики, которое в 50-х годах XX века начала разрабатывать ученица К.Г. Юнга, юнгианский аналитик Дора М. Калфф. Она назвала метод — Sandplay (с большой буквы), то есть «песочная игра», «игры в песок», или «игры на песке», подчеркнув тем самым важность процесса творчества, который разворачивается на песке. В начале Sandplay предполагался для психологической помощи детям, но вскоре нашёл своё применение в терапии взрослых и стремительно распространился по всему миру. К 90-м годам прошлого века в разных странах Европы, Азии и Америки было уже большое количество последователей Д.М.Калфф, объединённых в международное сообщество — ISST. Наряду с этим, появилось множество модификаций метода, назрела потребность разделить «классический» Sandplay c его многочисленными модификациями — sandplay (с маленькой буквы), что и было сделано в 1995 году. В США также был выделен метод — sandtray («песочный поднос»), отличающийся большим разнообразием инструментария и интегральным подходом.

По известным историческим причинам в нашей стране информация о методе Sandplay-терапии была скудна и наши специалисты (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева) в 90-х годах прошлого века развивали модификацию метода в рамках игровой, сказкотерапевтической парадигмы. Эти авторам принадлежит первенство использования в психологической практике термина «песочная терапия» на русском языке. Термин «песочная терапия» — «псамотерапия» («псамо» по-гречески — «песок»), или «естественные песочные ванны» был предложен ещё в 1891 году профессором Парийским Николаем Васильевичем в своей докторской диссертации, но справедливости ради, надо сказать, что защищена она была по специальности «физиотерапия». Sandpay и модификации метода активно развиваются и на постсоветском пространстве. Известными специалистами в области песочной терапии, с которыми отечественное сообщество песочных терапевтов поддерживает активное сотрудничество являются — Наталья Сакович (Беларусь) и Вера Щербакова (Латвия).

Современный этап развития песочной терапии в нашей стране характеризуется продолжающейся дифференциацией методов (успешно развиваются методы рисования цветным песком, рисование песком на свето-цветовых столах, применение подвижного песка), наряду с усиливающейся интеграцией как внутри самих методов песочной терапии, так и с другими традиционными методами психотерапии (гештальттерапия, психодрама, экзистенциальная психотерапия и др.). Песочная терапия в настоящее время находит своё место в медицине (в онкологии, в паллиативной помощи, в психосоматической медицине), в психологической, психотерапевтической, дефектологической и коррекционной практике. Продолжаются научные исследования, подтверждающие эффективность метода на основе требований доказательной медицины.

 

4. Основные труды на русском языке:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Издательство «Речь», 2005;
  2. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001;
  3. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. — СПб.: Издательство «Речь», 2001;
  4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Издательство «Речь», 2008;
  5. Щербакова В. Миры на песке. Песочная терапия. — Рига: RaKa, 2010;
  6. Тёрнер Б. Руководство по сэндплей-терапии. — М.: Дипак, 2015.

 

5. Миссия:

Песочная терапия помогает клиенту познавать свой внутренний мир при помощи подноса с песком, большого количества миниатюрных фигурок, а также других инструментов (подвижный песок, цветной песок, подносы различной формы и размеров, свето-цветовые столы) и чувства свободы и защищённости, которое возникает в терапевтическом альянсе. Песочная терапия соединяет в себе традиции и современность, она способна спонтанно обратиться к глубинам психики, облегчая процесс исцеления, обеспечивая здоровую перестройку психического содержания.

 

6. Основные формы применения:

Песочная терапия как направление психолого-психотерапевтической практики существует в настоящее время в форме различных методов, методик и техник, которые применяются в практической психологии, психотерапии, педагогической практике, дефектологии, логопедии, коррекционной практике, в практике восстановительной медицины и даже в коучинге в форме индивидуальных, парных и групповых сессий.

 

7. Другие методы психотерапии, применяемые наряду с основным:

Арт-терапия, юнгианский анализ, психодрама, сказкотерапия.

 

8. Отличия от других, родственных модальностей:

Современную отечественную песочную терапию от других, родственных модальностей отличает многообразие применяемого специфического, используемого только данным методом песочной терапии инструментария. Динамика психических процессов клиента проявляется через быстросменяемые образы песочных картин, которые спонтанно трансформируются в ходе терапии. Делается акцент на мануальном взаимодействии с песком и с его производными, через которое достигается контакт с довербальным опытом клиента, возникают целительные регрессивные переживания. Активно развивается визуальное и кинестетическое мышление посредством простых и доступных каждому манипуляций. Взаимодействие клиент-терапевт чаще всего проходит в тишине, практикуется «молчаливое общение». Большое значение придаётся телесным ощущениям, телесным переживаниям, образам телесных ощущений. Существуют практически неограниченные возможности для интеграции с другими методами и направлениями психотерапии и психолого-педагогической практики.

 

9. Реквизиты автора, представляющего модальность:

Олег Альбертович Старостин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель секции «Интегральная песочная терапия» РПА, руководитель секции «Песочная терапия» РАА, автор метода «плассотерапия» (применение подвижного песка в психологическом консультировании и психотерапии), президент Ассоциации песочной терапии (СПб), .