О деятельности комитетов ОППЛ по законодательным инициативам, науке и технологиям
Отчетный доклад XVIII съезду ОППЛ
Катков Александр Лазаревич
Доктор медицинских наук, профессор, ректор Международного института социальной психотерапии, Вице-президент ОППЛ, Председатель комитета по науке и технологиям и комитета законодательных инициатив ОППЛ
1. Деятельность комитета ОППЛ по законодательным инициативам в отчетном году была сосредоточена на подготовке проекта Федерального закона «О психотерапевтической помощи в Российской Федерации» — третьей версии основного нормативного акта, призванного регулировать профессиональную психотерапевтическую деятельность в РФ.
Сохраняющаяся актуальность разработки и продвижения настоящего законопроекта обусловлена неприемлемой ситуацией в сфере регулирования профессиональной психотерапевтической деятельности в РФ, связанной с тем, что соответствующими нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития РФ (ведомственными приказами, положениями, инструкциями) регулируется лишь незначительная часть психотерапевтической помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения. В то время как существенно больший объем психотерапевтической помощи, оказываемой за пределами данного сектора, вообще не регулируется. Что, в конечном итоге, негативным образом сказывается на социальных рейтингах и востребованности профессиональной психотерапии.
В связи со всем сказанным, подготовка новой версии законопроекта была ориентирована на решение следующих основных задач:
Основные разделы (главы и статьи) новой версии законопроекта были ориентированы на решение вышеприведенных задач и сформулированы именно таким образом, чтобы сохранить действующую систему регулирования и контроля профессиональной психотерапевтической деятельности в секторе государственного здравоохранения с одной стороны, и создать эффективную системы общественного регулирования и контроля профессиональной психотерапевтической деятельности за пределами данного сектора — с другой.
Основной акцент в настоящем законопроекте делается на механизмах эффективного саморегулирования профессиональной психотерапевтической деятельности, главные разделы документа наиболее подробно раскрывают эти механизмы и транслируют их в проработанные правила профессиональной психотерапевтической деятельности. Последние охватывают все наиболее значимые аспекты профессиональной психотерапевтической деятельности, обеспечивающие повышение объемов и качества психотерапевтической помощи.
Еще один значимый акцент в настоящем законопроекте сделан на обеспечении прав граждан РФ, лиц с гражданством других государств и лиц без гражданства в сфере оказания психотерапевтической помощи, что самым положительным образом должно сказываться на качестве оказываемой психотерапевтической помощи и популяризации методов профессиональной психотерапии среди населения РФ.
Проблема обеспечения высокого качества психотерапевтической помощи — центральная в настоящем законопроекте — решается, кроме того, за счет углубленной проработки в основном тексте документа инструментов и механизмов управления качеством профильной помощи.
Важной особенностью настоящего законопроекта является отсутствие каких-либо затрат бюджетных средств, необходимых на его реализацию, а так же — отсутствие какой-либо угрозы лишения права на профессию у действующих специалистов психотерапевтического профиля.
В конечном итоге, введение в действие настоящего законопроекта выгодно как объектам (население), так и субъектам (специалисты, организации, органы государственной власти) профессиональной психотерапевтической деятельности, что повышает вероятность продвижения и принятия проекта Федерального закона «О психотерапевтической помощи в Российской Федерации».
Полный текст новой версии законопроекта публикуется на сайтах и в периодических изданиях ОППЛ, и предлагается для обсуждения.
2. Деятельность комитета по науке и технологиям в отчетном году велась по трем направлениям.
Первое направление — разработка методологии научных исследований в сфере профессиональной психотерапии — является весьма важным рубежом в достижении главной стратегической цели признания профессиональной психотерапии в качестве самостоятельного научно-практического направления. В частности, без углубленной разработки данной темы, с отчетливыми акцентами на методологию исследования эффективности используемых психотерапевтических технологий, вряд ли можно рассчитывать на организацию специализированного диссертационного совета по психотерапии.
В практическом плане — разработка методологии научных исследований в сфере профессиональной психотерапии и подготовка краткого методического руководства (в настоящее время готовится к изданию), безусловно, будет способствовать стимуляции профильной исследовательской деятельности и обоснованию эффективности используемых психотерапевтических методов и технологий.
Второе направление — разработка концепции, механизмов и инструментов управления качеством профессиональной психотерапевтической деятельности и издание соответствующего краткого руководства по управлению качеством в сфере профессиональной психотерапии (в настоящее время готовится к изданию).
Важность этого направления в организационном и практическом плане трудно переоценить, ведь эффективное регулирование в сфере профессиональной психотерапии, особенно — общественное регулирование (а основные надежды на развитие нашей профессии связаны именно с этим сектором) — возможно только при наличии внятного концепта, разработанных механизмов и четких, отлаженных инструментов такого регулирования, наличии консенсуса по использованию этих механизмов и инструментов в профессиональном сообществе, а так же согласованных и утвержденных нормативных актов, предписывающих их реализацию.
Более того, деятельность только что созданной саморегулируемой организации национального уровня — Национальной Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» в части разработки, реализации и контроля за выполнением стандартов и правил профессиональной психотерапевтической деятельности — как раз и должна опираться на соответствующую методологическую базу. И далее, разработанные модели и инструменты управления качеством профессиональной психотерапевтической деятельности являются основными ориентирами для деятельности создаваемых при данной организации комитетов, экспертных и функциональных групп.
Третье направление — разработка положения об Общественном ученом совете по психотерапии, действующем при Национальной Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов».
Предполагается, что Общественный ученый совет по психотерапии, помимо экспертных функций, обозначенных в уставных документах основной организации, будет выстраивать свою активность по широкому фронту проблем, решение которых необходимо для признания психотерапии в качестве самостоятельного научно-практического направления.
В данной связи важно, чтобы деятельность Общественного ученого совета по психотерапии проводилась максимально открыто, в содружестве с учеными советами признанных научных центров и организаций, действующих в сфере профессиональной психотерапии и в смежных специальностях. И далее, необходимо, чтобы основные мероприятия Общественного ученого совета были главной дискуссионной площадкой по развитию профессиональной психотерапии — именно такой, где ценится доказательная сила приводимых аргументов.
Еще одним важным условием для успешной деятельности данного структурного подразделения Национальной Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики является регулярность проводимых заседаний, наличие анонсируемой программы планируемых заседаний, по крайней мере, на ближайшие полгода. А так же — наличие четких критериев включения в состав тематических экспертных групп и регламента их деятельности.
Проект разработанного положения об Общественном ученом совете по психотерапии, действующем при Национальной Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов», будет представлен на первом заседании инициативной группы по формированию данного структурного подразделения и утвержден на съезде Национальной Ассоциации.
Таким образом, главные задачи, которые стояли в 2016 году перед комитетами законодательных инициатив, науки и технологий ОППЛ, были выполнены. А результаты этой деятельности — реализованы в соответствующих нормативных и организационных проектах.