ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

«Интегративная детская психотерапия» - заявка модальности

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

Заявка о признании модальности

Интегративная детская психотерапия

Комитетом направлений и методов (модальностей) психотерапии ОППЛ


1. Представитель, сотрудничающий с ОППЛ.

НП Институт Интегративной Детской Психотерапии и Практической Психологии Генезис, г. Москва, Зубовский бульв. д. 35, стр. 3. Свидетельство о постановке на учет в ИФНС 77№00837198 от 12.11.2007. Партнер и филиал Института Повышения Квалификации в психотерапии детей, подростков и младенцев OeKids, г. Вена, Австрия.
Веб-сайт: detskiy.info, email: , тел. 8 (919) 779-07-29.

2. Краткая история метода.

Развитие интегративной детской психотерапии в России шло одновременно с развитием психотерапии как самостоятельной профессии, в традиции обучения и обмена опытом в международных профессиональных организациях в области психотерапии.

Основатель интегративного метода психотерапии в Европе — трижды доктор наук Хилларион Петцольд (Гамбург), автор 78 книг, из которых около 10 являются научными монографиями по различным аспектам развития самости и становления идентичности. Главным достижением его творчества является создание связей между методическими подходами современных школ психотерапии, современными исследованиями младенцев (Стерн), открытиями нейробиологии о работе мозга, теориями развития, и создание метатеории на основе феноменологии и герменевтики c последовательной разработкой практики интегративного подхода в психотерапии. Интегративный метод для работы с детьми создали в конце 90-х Доротея Рам, Карола Кирш, Эльке Гарбе в Германии, Ницца Кац Бернштайн в Швейцарии, Вера Цимприх, Элизабет Фрошмайер в Австрии. Обучение первой группы российских специалистов у австрийских коллег стартовало в 2000 году и продолжалось 5 лет. На ее основе в 2000 г. возник Институт Интегративной Детской психотерапии и практической психологии «Генезис». В партнерстве с Венским институтом повышения квалификации ÖKids институт осуществляет подготовку практических психологов-консультантов и психотерапевтов для детей, подростков и родителей. Преподаватели Института ежегодно участвуют в конференциях детских психотерапевтов в Вене, выступают с докладами и проходят супервизию у своих преподавателей. Модальность психотерапии активно развивается в России, ведет сотрудничество с государственными и иными организациями в аспекте повышения квалификации специалистов. В рамках модальности активно ведется научно-исследовательская деятельность. Преподаватели Института, выпускники и обучающиеся участвуют в ведущих психологических и медицинских научно-практических конференциях, публикуются в сборниках, популярных изданиях. В рамках ежегодного конгресса ОППЛ работает секция интегративной детской психотерапии. По идеям подхода защищена докторская диссертация (Симоненко), готовятся к защите и защищены три кандидатских диссертации (Соколикова, Локтионова, Солкан). За время существования программы завершили обучение 330 человек в 25 группах различных регионов страны: Москва и Московская область, Курск, Железногорск, Орел, Ростов-на-Дону, Ижевск, Владивосток. В настоящий момент обучается 190 человек в 14 группах. Программа началась в С-Петербурге (2 группы), Уфе (1-я группа), Смоленске, продолжается в Москве, Сергиевом Посаде, Подольске, Орле, Воронеже, Владивостоке, Ижевске, Курске. Развитие детской психотерапии в регионах поддерживается организацией ежегодных научно-практических конференций в регионах с участием психотерапевтов из Австрии. Три конференции «Детство и семья в современном мире» прошли во Владивостоке в 2012,2013, 2014 гг. По итогам конференций издано два сборника статей. В 2015 г. cостоялась конференция в Санкт-Петербурге; конференция 2016 года так же пройдет в Санкт-Петербурге. Выпускники активно пропагандируют идеи подхода, строят успешные карьеры в области психологической работы с детьми и семьями, участвуют и побеждают в различных конкурсах и имеют благодарности.

3. Основные труды.

Труды по интегративной детской психотерапии за рубежом обширны и представлены главным образом источниками на немецком языке. Особенную важность представляет двухтомник Петцольда и соавторов, посвященный школам детской психотерапии, в котором автор делает обзор и представляет интегративные основы работы с детьми и подростками — «Школы детской психотерапии»: H . Petzold Schulen der Kinderpsychotherapie3. Auflage. Junfermann, Paderborn 1995. Так же важен труд Петцольда в двух томах«Психотерапия и исследование младенцев: сила любящего взгляда», посвященный значению исследования младенцев для психотерапии: H. Petzold (Hrsg.): Psychotherapie & Babyforschung Band 2: Die Kraft liebevoller Blicke.

На русский язык переведены:

  1. Кирш Карола, Доротея Рам Интегративная групповая терапия с детьми из «Группы риска» // Консультативная психология и психотерапия. 2004. — № 1. c. 74—94.
  2. Гарбе Эльке. Марта. Описание терапии ребенка, пережившего сексуальное злоупотребление. ( Перевод Локтионова, эл. ресурс).
  3. Стерн Д. Дневник младенца. (Перевод Локтионова, М., Генезис, 2000).
  4. Стерн Д.Межличностный мир ребенка. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006.
  5. Цимприх Вера. Детской психотерапии необходим собственный подход: включение семьи в терапию ребенка (подростка), интерперсональный подход в детской психотерапии. Из книги Цимприх В., Фрошмайер З.: «Детская — подростковая психотерапия. Самостоятельный подход в психотерапии». Изд-во LexisNexis, Wien 2004, стр.29-53. Принято для публикации в журнал Консультативная психология и психотерапия. 2016. — № 2.

Труды русских детских психотерапевтов интегративного подхода:

  1. Локтионова А.В. Страдание детей от насилия в семье и принципы психотерапевтической помощи Московский Психотерапевтический Журнал, 2002, № 4, c. 90-104.
  2. Локтионова А.В. Игровая среда современного ребенка. Московский Психотерапевтический Журнал, 2005, № 1.
  3. Локтионова А.В. Феноменологический анализ переживаний ребенка в ситуации конфликта. Экзистенциальный анализ, бюллетень, 2012 , №4, с. 201-2012.
  4. Локтионова А.В. Реакция отказа и госпитализма у годовалого ребенка в феноменологическом понимании, принципы помощи и клинические случаи. Опубликовано в пер. на немецкий в Вестнике GLE: Existenzanalyse, №2 2014 с. 113-119, принято в печать в журнал Консультативная психология и психотерапия, (бывший МПЖ).
  5. Локтионова А.В. Регресс и фиксация с точки зрения феноменологии. Материалы научной конференции Ананьевские чтения — 2013, Санкт Петербургский Государственный Университет, Психология в здравоохранении c. 161-165.

Всего более 60 статей и выступлений в научных и периодических популярных изданиях и на ТВ-программах.

  1. Новикова М.В. Психологическая помощь ребёнку в кризисной ситуации (методическое руководство), Москва, Генезис, 2007.
  2. Новикова М.В. Детская интегративная психотерапия детей с нарушениями психического развития в связи с последствиями травматизации, Смоленск, 2012. Сборник материалов международной конференции Смоленского государственного университета «Нарушения психического развития у детей и подростков — междисциплинарный подход». Всего более 30 статей и выступлений коллеги.
  3. Симоненко И.А. Системно-генетическая модель психотерапии ребенка с психосоматическим расстройством. Защищенная диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2015г. 490 cтр.
  4. Симоненко И.А. Интегративный подход в консультировании детей и подростков. Сборник работ 69-й итоговой научной сессии КГМУ и отделения медико-биологических наук Центрально-Черноземного научного центра РАМН. — Курск: КГМУ, 2004. — 365 cтр. — c. 271-272.
  5. Симоненко И.А. Привязанность и её влияние на здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности в детском возрасте. (Монография) ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России. Курск. — 2014г. — 242 стр.
  6. Симоненко И.А. Особенности взаимосвязи системы семейных взаимоотношений и идентичности подростков с психосоматическим расстройством. (Статья) Глобальный научный потенциал. — (январь) 2015. — вып. № 1 (46). — С. 34-39.
  7. Симоненко И.А. Диагностика нарушения привязанности в диаде мать — ребенок в процессе психологического консультирования и психотерапии. (Статья) Научно-практический журнал Психология и психотехника. — 2013. — вып. № 10. — с. 998-1.
  8. Симоненко И.А. Механизмы передачи травмы ребенку в семье. Описание клинического случая. (Статья в журнале «Инновации и инвестиции» — (март) 2015. — вып. № 3. — с. 184-187.

Материалы диссертации отражены в 51 публикациях по теме исследования общим объемом 34,26/4,91 п.л. Из них 1 монография объемом 12,52 п.л. и 15 статей.

  1. Лосова О.В. Детская агрессия как индикатор семейного дисбаланса. Владивосток, 2012. Сборник материалов 1-й международной научно-практической конференции «Детство и семья в современном мире».
  2. Горшкова Н.М. (Соколикова) Особенности образа тела у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях отцовской депривации в разные периоды детства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.На правах рукописи. Москва, 2013,203 стр.
  3. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка. Психологическая наука и образование, 2013, №1, С.5—10.
  4. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. №2. С.6—18. URL: psyjournals.ru (дата обращения: 08.09.2014).

Всего у М.В. Соколовой более 30 статей, выступлений и исследований в области игрового пространства детей по идеям подхода.

Правила обучения и сертификации, краткие программы семинаров представлены на интернет-сайте. Cоздан сборник учебных и методических материалов в электронном виде для внутреннего пользования обучающими терапевтами института.

4. Миссия.

Утверждение ценности детства. «Закрытие окон» в клинические расстройства c генезом в детстве. Защита психического здоровья младенцев, детей, подростков: поддержка возрастных потребностей развития как со стороны внутреннего мира переживаний самого ребенка, так и со стороны ближайшего окружения с целью обеспечить безопасное, мотивирующее и способствующее развитию саморегуляции и самореализации ребенка пространство отношений. Гуманизация жизненного мира современных детей.

5. Основные формы применения метода (модальности).

Психотерапия проводится в форме индивидуальных сессий с ребенком, совместных детско-родительских сессий, отдельных от ребёнка родительских сессий, сессий с двумя и более членами семьи как в форме краткосрочного терапевтического вмешательства объемом в несколько сессий разного формата, так и длительной терапии c регулярным сеттингом один или два раза в неделю, где каждая вторая или каждая четвертая встреча посвящена работе с окружением. В интегративном подходе разработаны формы групповой работы с детьми/подростками, программы поддерживающих родительских групп, организуются особые терапевтические пространства для детей, а также осуществляются консультации значимых лиц из социального (несемейного) окружения ребёнка.

6. Другие модальности психотерапии, применяемые вместе с основной.

Модальности, основанные на феноменологическом подходе; игровая терапия, песочная терапия, арттерапия, элементы символдрамы, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии, элементы системной семейной терапии.

7. Основные отличия от родственных модальностей.

Отличие заключается в занятии и присвоении специалистом особой четырехфункциональной позиции детского психотерапевта. За ней стоит осуществляемое в ходе обучения личностное развитие, присвоение ценностей, убеждений и наработка новых ЗУН, что позволяет интегрировать в едином психотерапевтическом процессе трех уровней работы Интрапсихического — Интерперсонального — Системного со сквозной осью: реализация потребностей ребенка, детерминирующих его развитие.

Основным методом психотерапевтического воздействия являются отношения, игра и работа с окружением. В отличие от недирективной детской психотерапии, в контакте и игре терапевт дополнительно внимателен к потребностям и моделям привязанности ребенка, к осознанному осуществлению функции «внутреннего помогающего Я» (Морено), поэтому игра является со стороны терапевта более осознанной и структурированной, и предполагает не только периоды наблюдения и поддержки, но и активности. В отличие от работы с детьми в психодинамическом и аналитическом ключе подход предполагает игровые сессии с участием одного из родителей или даже семьей, проводимые, в отличие от семейной психотерапии, «на уровне ребенка». Отношения с семьей ребенка являются более вовлеченными, чем в системной семейной терапии, предполагают занятие профессиональной позиции детского терапевта — значимого Другого c понятными семье и определенными функциями и границами.

8. Реквизиты для взаимодействия.

Локтионова Альбина Викторовна - психотерапевт Европейского Реестра, сертифицированный детский и подростковый психотерапевт и обучающий психотерапевт Реестра OeKids, директор и обучающий терапевт Института Интегративной Детской Психотерапии и Практической Психологии «ГЕНЕЗИС» (Российско-Австрийский проект), супервизор в данном подходе, сертифицированный гештальт-терапевт, экзистенциальный аналитик.

121099, Москва, Смоленская пл. 13/21-15, +7 (910) 452-08-09, .