ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Пресс-релиз секции пленарного доклада профессора М.Е. Бурно

Рубрика «Послесловие»

 Пресс-релизы событий международного конгресса

«Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия»,

15-18 октября 2015 года, Москва

 

Пресс-релиз пленарного доклада М.Е. Бурно

  «О самобытной российской психотерапии: новой — полимодальной и традиционной — клинически-классической»

 

Золотой, девятнадцатый век в России как небывалый расцвет русской культуры вбирает в себя и живопись, и музыку, и науку. Но психологическая проза и психологическая чеховская драматургия недосягаемы для всего подобного в мире — недосягаемы своей одухотворённой мощью, проникновенной земной простотой-человечностью, умным подробным сочувствием униженному, страдающему человеку, с переживанием вины за него. Немецкий исследователь-славист Матль отметил, что когда Достоевский и Толстой вышли на литературную сцену мира, вся остальная мировая литература того времени «оказалась как бы обессиленной и изнурённой рядом с ними». Такая глубинная человечная литература не могла существовать сама по себе, вне народа. Она есть духовный сгусток, суть множества россиян, а это генетически неистребимо. Во всяком случае, на протяжении несколько сотен лет. Эта литература продолжается в Андрее Платонове, Михаиле Булгакове, Александре Солженицыне, в ком-то из ныне здравствующих писателей. Герои всех этих названных и не названных писателей, позапрошлого, прошлого и нынешнего веков, рассыпаны во многих из нас. Конечно, больше этой российской духовной сгущённости в наших сложных душой людях. Таких немало и среди психотерапевтических пациентов, даже независимо от полученного ими образования. Они нуждаются в особой самобытной одухотворённой и именно отечественной психотерапии. Смею уверить, такая психотерапия у нас есть.

Далее приводятся места из клинико-психотерапевтических самобытных работ Т.Е. Гоголевич, И.Ю. Калмыковой, К.В. Тельминовой, Т.В. Орловой, В.А. Чупровой. Последний метод (метод Чупровой) не является классически-клиническим, в отличие от прежних, представленных здесь психотерапевтических методов. Это вариант отечественной полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова. Данный вариант клиничен в особом понимании — предназначен для помощи пациентам, но лишь отчасти отправляется от клиники. Входящие в него модальности исходят не из клиники, а из психологических концепций, которые сплетаются с клиникой. В этом свободном целокупном соединении состоит российская самобытность интегративного лечебного подхода. Таким образом отечественный классический клиницизм проникает в психологически ориентированную психотерапию.

В заключение отмечается, что такого рода психотерапевтических методов нет в мире, прежде всего по той причине, что вне России мало и сложных, и не таких сложных пациентов, несущих в себе нашу российскую дефензивную непрагматическую душевность, духовность. Поэтому российскому психотерапевту, в большинстве случаев, нет смысла копировать заграничную психотерапию. Есть смысл смело творить своё, национально-самобытное, или серьёзно видоизменять в нашем духе не своё. Этим существенно отличается психотерапия от хирургии.