ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Н.А. Панфилова - Моя практика в психологии, часть 3

Рубрика «Личный опыт»

Как начиналась моя практика в психологии

Панфилова Наталья Александровна — практический психолог, закончила МГПУ (Московский государственный педагогический университет), занимается частной практикой и работой в психологических центрах с 1999 года, член ОППЛ с 2001 года.

Часть 3. Клиенты.

 

Клиенты — это то, о чем мечтает каждый начинающих психолог. А словосочетание «частная практика» звучит почти как свой «собственный бизнес», что, по сути, так и есть. Поэтому частная практика и раскручивается по законам частного бизнеса.

Я не открою страшную тайну, если напишу, что практически все начинают с одного и того же — с друзей, родственников и знакомых. Первые азы саморекламы так или иначе пробуешь на самых близких, которым доверяешь, и надеешься на их помощь. И они действительно помогают: выслушивают, обещают кого-нибудь привлечь и даже привлекают. Я тоже через это проходила и не вижу здесь ничего зазорного. Наоборот, это хороший повод увидеть, есть ли реальная возможность использовать подобные каналы для поиска и привлечения клиентов. И тут у всех совершенно разные возможности. Засада может возникнуть лишь при неоправданных ожиданиях. Самые близкие действительно очень хотят помочь, на то они и близкие. Только «твоих» клиентов может не оказаться среди ближайшего окружения, если только ты не идешь в эту профессию решать, в первую очередь, свои проблемы. В этом случае тебе гарантировано начнут присылать родственников, или ты вдруг обнаружишь себя в роли решальщика судьбы семьи друзей или соседей. Это ни хорошо, ни плохо, если вовремя все увидеть и прекратить упражняться в такой частной психологической помощи. Одновременно это и хороший урок на предмет того, как развести личное и профессию. Поэтому не вижу ничего необычного, когда слышу такие рассказы.

Не могу сказать, что у меня подобное было в чистом виде, но попытки затянуть в подобные истории точно были. Например, моя старинная подруга после одного моего теста попросила поговорить с ее дочерью именно как психолог. Или соседка хотела, чтобы я поработала с ее сыном, мотивируя просьбу тем, что я знаю обо всех подводных камнях этой семьи. Такие ситуации всегда скользкие для начинающих. С одной стороны, подобная ситуация выглядит безопасно, поскольку часто предлагается только одна беседа, решение единичного локального конфликта или только один совет, но не от грамотной подружки-родственницы-соседки с психологическим образованием, а именно от психолога. Такое вечное «тыжпсихолог, сделай что-нибудь»... И, что греха таить, на это легко повестись, чтобы по этому поводу коллеги не говорили. Просто признаются не все, и не все вовремя останавливаются. А потом стараются об этом забыть, и никому не рассказывать. И хорошо, если не повторяют такие же опыты втихую.

Но друзья-родственники-соседи и даже бывшие коллеги по работе могут служить реальным и отличным источником новых клиентов. Это тот самый «сарафан», который дает хороший приток в основную клиентскую базу на любом этапе нашей работы. Тебя рекомендуют именно потому, что знают товар лицом. Например, не смотря на скепсис в отношении продолжительности моего пребывания в психологии, своих первых клиентов я получила, в том числе и через бывших коллег по работе. Иногда это было похоже на анекдот: «Ты не в себе — сходи-ка к Наталье. Или пока тебя не уводили, поговори с Натальей. Мы когда-то с ней вместе работали». И приходили незнакомые мне люди. Правда, иногда потом бывшие коллеги звонили и пытались что-то узнать. Но это как раз и было первыми тренировками рабочих границ. Я отшучивалась, или прямо говорила, что не могу ничего рассказать.

Хочу сказать об одной важной особенности частной практики. Если она действительно частная, и вы не работаете в какой-то программе, благодаря которой к вам планомерно идут клиенты, то приток клиентов идет волнами. К тебе приходит клиент, которому все понравилось, потом он приводит еще кого-то и еще кого-то. Работы много, она интересная, но вдруг поток новых клиентов из этого источника прекращается. И это нормально. Когда я иногда слышу от молодых и рьяных, что так не должно быть, то у меня тут же закрадывается сомнение в экологичности работы такого советчика.

С высоты полученного опыта, точно могу сказать, что источники тоже хотят «отдыхать». Если работа была проведена на высоком уровне, то источник еще принесет новые волны клиентов, но спустя время. Причем, речь не идет о неделях, — иногда речь идет о годах.

На первых порах таких источников, как правило, катастрофически мало, но иногда может создаваться иллюзия, что ты идешь на взлет только из-за локального сарафана от какого-то одного источника. Поэтому, если источник неожиданно иссяк, не всегда надо бежать на личную терапию с запросом: «Что я делаю не так», а начать искать другой источник новых клиентов. Хотя, на первом этапе становления психологической практики личная терапия точно не помешает. Важно только попасть к терапевту, который не начнет радостно разгонять неуверенность в себе как в специалисте или страхи перед спадом притока клиентов дальше.

Еще одним забавным способом привлекать клиентов во время начала мной практики была реклама в газетах и журналах. Почему забавный? Потому что тогда не было никаких специализированных психологических изданий. Рекламу давали в газете «Из рук в руки» и в журнале «Досуг». Был еще один способ прорекламироваться — это написать статью и попробовать ее опубликовать. Я как-то сразу вспомнила, что в школе неплохо писала сочинения. И, надо сказать, что это тоже сработало. Во-первых, меня действительно публиковали (правда, в не очень известных изданиях). Во-вторых, платили за публикации. Однако надо признать, что новых клиентов это не приносило. Или я не могла это точно отследить. Но старым клиентам моя деятельность нравилась, и популярность так или иначе росла.

Сейчас мне кажется, что мне очень повезло в начале моей работы. Скорее всего так и было. Во-первых, был приток клиентов через моих студентов, присылали клиентов бывшие коллеги, даже друзья расстарались. Во-вторых, мне сказочно повезло с арендой помещения — сразу после окончания университета мне удалось получить в пользование помещение в самом центре Москвы, на Старом Арбате. Это мои знакомые адвокаты, у которых я собиралась когда-то работать, сжалились надо мной и помогли снять маленькую комнату в офисном здании, где на входе можно было даже повесить свою рекламу.

Однако привлечь новых клиентов через такую рекламу оказалось не просто. Меня никто не знал. Я работала над текстом буклетов, меняла фотографии на основной рекламе на доске объявлений, но люди не приходили. Прошло, наверное, несколько месяцев, прежде чем ко мне пришел первый «засланный казачок». Точнее, его никто не засылал, просто потенциальные клиенты присматривались и раздумывали. Несколько месяцев… И текст рекламы здесь играл далеко не первую роль. Кто-то, как потом выяснилось, боялся моего знакомства с адвокатами (а потенциальные клиенты интересуются всем, даже тем, что тебе и в голову прийти не может), кто-то видел, что ко мне не стоит очередь. А полной загрузки и быть не могло, с учетом моего опыта. В общем, понервничать мне тогда пришлось, хотя мой кабинет вызывал явную зависть у коллег, и для меня самой был залогом успешности, да и просто повышал мою самооценку.

Бесценным преимуществом того кабинетного периода было наличие Интернета и свободного времени. Я приходила в свой кабинет как на работу, а реальной работы было катастрофически мало. Поэтому мне фактически пришлось принести на работу старый компьютер и начать что-то писать. Как я осваивала интернет пространство в конце 90-х и в начале 2000-х, я расскажу отдельно.

 

C прошлыми частями повествования вы можете ознакомиться в выпусках Профессиональной психотерапевтической газеты за март-апрель 2016 г.

Яндекс.Метрика