Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига

Объединение нового типа профессионалов психотерапии, практической и консультативной психологии

А.Л. Катков. Социальная психотерапия. Тезисы доклада на Международном Конгрессе в Крыму.

Международный конгресс
«Реальность и перспективы психотерапии, практической психологии и психологического консультирования в условиях кризиса»

28-29 апреля 2015 г.

Социальная психотерапия в эпоху глобальных вызовов

Катков Александр Лазаревич

Доктор медицинских наук, профессор, ректор Международного института социальной психотерапии, вице-президент ОППЛ. Россия, Санкт-Петербург.

 

Ведение

Новейшее время и, особенно, последние годы этого во всех отношениях непростого исторического периода характеризуются ростом напряжения вокруг главных эпохальных вызовов — эволюционных, социальных, биологических, идеологических.

Так, эволюционные вызовы эпохи (С.П. Капица, 2010, А.Л. Катков, 2012) заключаются в первую очередь в тенденциях прогрессирующего «ужимания» во времени периода прохождения субъектом основных этапов и фаз адаптивного цикла, в настойчивых требованиях роста креативного «выхода» данного цикла, в признании, в данной связи, всё более возрастающей роли осмысленного использования соответствующих развивающих и помогающих технологий.

Социальные вызовы связаны с необходимостью поиска адекватных ответов на беспрецендентный рост агрессивности среды — информационной, социальной, экономической, экологической.

Биологические вызовы оформляются в тенденции прогрессирующего ухудшения генетического качества каждого следующего поколения в условиях фактической отмены такого регулятора здоровья популяции как естественный отбор.

И, наконец, главные идеологические вызовы эпохи представлены доминированием идеологии технического протезирования прогрессивно утрачиваемых компонентов здоровья, с внятной среднесрочной перспективой полной «роботизации» биологической основы человека и достижения практического бессмертия.

Приведенный перечень глобальных вызовов эпохи, — далеко не полный, — так или иначе касается проблем, связанных со здоровьем человека, и способов их эффективного решения с использованием инструмента социальной психотерапии, что и составляет основную тему настоящего сообщения.

При этом термин «социальная психотерапия» употребляется нами в смысле базисной характеристики такой дисциплинарной и организационной модели (метамодели), в которой, по нашему глубокому убеждению, должна функционировать современная профессиональная психотерапия с тем, чтобы наилучшим образом отвечать на глобальные вызовы эпохи.

Ниже приводятся наиболее существенные структурные, технологические и организационные характеристики метамодели социальной психотерапии, дееспособность и эффективность которых была подтверждена в ходе долговременных организационных экспериментов.

Общие характеристики метамодели социальной психотерапии

Теоретическим основанием метамодели социальной психотерапии являются концепты эффективной индивидуальной и социальной самоорганизации и ресурсной роли профессиональной психотерапии в данном процессе; авторского варианта разработки интегративного и эклектического направления в профессиональной психотерапии; деструктивных социальных эпидемий, в частности выявленные системы факторов риска — устойчивости к вовлечению в эпидемии химической и деструктивной психологической зависимости (А.Л. Катков, 2006 — 2014).

В практическом (институциональном) смысле метамодель социальной психотерапии является способом реализации новых доктринальных подходов и установок в сфере достижения эффективной индивидуальной и социальной самоорганизации, противодействия деструктивным социальным эпидемиям, реализуемым в сфере здравоохранения, образования, и в целом по социальному сектору.

Основные дефиниции, используемые при описании метамодели социальной психотерапии, следующие:

Под социальной психотерапией (СП) мы понимаем организованную, масштабную практику использования экологически выверенных подходов и технологий — собственно психотерапевтических, консультативных, тренинговых, воспитательных, образовательных, реабилитационных — в отношении населения с низкими уровнями психологического здоровья и, соответственно, с высокими рисками и признаками вовлечения в деструктивные социальные эпидемии, включая химическую, деструктивную психологическую зависимость, расовую ненависть, этнорелигиозный экстремизм и терроризм.

Таким образом, настоящим определением СП охватывается практически полный объем специально организованной противодействующей активности, направленной на формирование высоких уровней психологического здоровья — устойчивости к вовлечению в деструктивные социальные эпидемии всех типов.

Выбор ключевого в данном определении термина «психотерапия» обусловлен в первую очередь тем обстоятельством, что:

  • современная психотерапия за счёт полноценной реализации своего функционального потенциала — развивающего, саногенного, собственно терапевтического (помогающего), социально-стабилизирующего — рассматривается как практика наиболее эффективной самоорганизующей активности человека и общества, находящихся в кризисном периоде своего развития;
  • основной вектор развития современной психотерапии предполагает широкомасштабную институализацию главного и наиболее востребованного эффекта — возможности достижения значительных, устойчивых и продолжающихся конструктивных изменений у субъекта (пациента, клиента) в ограниченные временные периоды в сферах образования, социальной помощи и поддержки, психологической практики, способных обеспечить полноценный охват нуждающегося населения;
  • психотерапевтическая наука (с разработанной базисной исследовательской программой в сфере форсированного развития качественных характеристик психического здоровья) и практика (с возможностью формирования устойчивых ресурсных состояний, препятствующих вовлечению субъекта в деструктивные социальные эпидемии), таким образом, представляют собой полюс идеологии активного развития ресурса индивидуального и социального здоровья в агрессивной среде, противоположный идеологии протезирования утрачиваемых факторов и компонентов здоровья, что является ключевой позицией в концепции деструктивных социальных эпидемий;
  • в психотерапии наиболее полно и глубоко проработаны принципы профессиональной этики, которые также могут быть транслированы в помогающие и развивающие практики, в совокупности представляющие метамодель СП.

Основным объектом социальной психотерапии, в связи со всем сказанным, являются целевые группы населения со следующими характеристиками:

  • повышенная уязвимость (низкие уровни психологического здоровья — устойчивости) к агрессивному воздействию среды;
  • наличие признаков адаптационного напряжения с проявлением синдрома деморализации (по Дж. Франку);
  • наличие высоких рисков и признаков вовлечения в химическую зависимость (алкоголизм, наркомании, токсикомании);
  • наличие высоких рисков и признаков вовлечения в деструктивную психологическую зависимость (тоталитарные секты, экстремистские сообщества, игромании, компьютерная зависимость);
  • родные и близкие зависимых лиц, вовлеченные в созависимые отношения.

Основной предмет функциональной активности СП — свойства психологической устойчивости к агрессивному воздействию среды, вовлечению во все типы деструктивных социальных эпидемий, уровни индивидуальной и социальной самоорганизации.

Основная цель социальной психотерапии:

  • эффективное управление рисками (скрининг, первичная профилактика) и фактами (первичная помощь, терапия, реабилитация) вовлечения населения в деструктивные социальные эпидемии всех типов;
  • устойчивое снижение распространенности химической, деструктивной психологической зависимости, психических и поведенческих расстройств, связанных со сложностями адаптации в агрессивной среде, проявлений этнорелигиозного экстремизма;
  • достижение приемлемых уровней саногенной самоорганизующей активности, показателей качества жизни и социальной стабильности в обществе.

Главным технологическим инструментом достижения вышеназванных целей является разработанная нами концепция трехуровневой развивающей коммуникации, демонстрирующая то, каким образом наиболее востребуемые психотерапевтические эффекты по формированию устойчивых ресурсных состояний могут быть воспроизведены во множестве помогающих и развивающих практик СП.

Главным организационным инструментом достижения обозначенных целей и выводимых отсюда задач является метамодель социальной психотерапии со следующим функциональным определением: под метамоделью СП подразумевается кластерный принцип организации и взаимодействия трех основных секторов социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная помощь) и трех основных сфер профессиональной деятельности, представленных в данных секторах — психолого-психотерапевтической, саногенной (первично-профилактической), аддиктологической — по эффективному противодействию распространению социальных эпидемий.

При этом, сам по себе кластерный принцип взаимодействия основных компонентов метамодели социальной психотерапии подразумевает наличие проработанной концепции и единой системы управления качеством соответствующей профессиональной деятельности во всех сферах и секторах, охватываемых данной метамоделью (подробно данный вопрос будет рассматриваться ниже).

Таким образом, структурные характеристики рассматриваемого направления противодействующей активности — социальной психотерапии — соответствуют метамодели СП.

Технологические характеристики данного вида деятельности предусматривают реализацию следующих блоков инновационных технологий, масштабное и высококачественное использование которых будет обеспечивать эффективное продвижение к намеченным целям:

  • блок скрининговых технологий, выявляющих истинные уровни психологического здоровья — устойчивости населения к вовлечению в деструктивные социальные эпидемии, распространенности высоких рисков и признаков вовлечения населения в деструктивные социальные эпидемии всех типов; данные технологии реализуются в рамках соответствующих программ национального мониторинга, обязательных в метамодели СП;
  • блок диагностических технологий, определяющих уровни индивидуальной устойчивости к агрессивному воздействию среды в различных возрастных группах, наличие высоких рисков или признаков вовлечения в различные типы деструктивных социальных эпидемий; компьютерными версиями данных диагностических технологий должны быть оснащены рабочие места специалистов (школьных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и пр.), действующих в системе образовательных, воспитательных учреждений и других секторах метамодели СП;
  • блок развивающих технологий первично-профилактической направленности — психообразовательных, тренинговых, консультативных, психотерапевтических — реализуемых в специальном макротехнологическом и метатехнологическом контексте и используемых с целью форсированного развития приемлемых уровней устойчивости к агрессивному влиянию среды, повышения самоорганизующей активности субъекта (ребенка, подростка), формирования устойчивого ресурсного состояния и комфортных показателей качества жизни; данные технологии в первую очередь должны применяться в системе образования и воспитания;
  • блок специализированных (помогающих, развивающих) технологий, используемых на этапах первичной и специализированной психолого-психотерапевтической, аддиктологической помощи;
  • блок специальных образовательных технологий, используемых при подготовке специалистов новой генерации, активно действующих в метамодели СП — профессиональных психотерапевтов, консультирующих психологов, специалистов по социальной работе и социальных работников, школьных психологов, социальных педагогов, консультантов по аддикциям и др. — и ориентированных на формирование эффективных навыков профессиональной деятельности в модели трехуровневой развивающей коммуникации;
  • блок специальных организационных технологий, предусматривающих внедрение комплексной системы управления качеством профессиональной деятельности, реализуемой в метамодели СП.

Функциональная значимость каждого из выше обозначенных блоков такова, что без соответствующего технологического вклада метамодель СП нельзя считать дееспособной и состоятельной.

Тем не менее, следует подчеркнуть особую роль специальных организационных технологий в деле становления и устойчивого развития метамодели социальной психотерапии, эффективно преодолевающей системные дефициты институционального уровня дисциплинарной матрицы.

Что касается кадровых характеристик социальной психотерапии, то в рамках метамодели СП действуют практически все специалисты системы здравоохранения, образования и служб социальной помощи, имеющие отношение к реализации вышеприведенных технологий:

  • школьные психологи;
  • социальные педагоги;
  • консультирующие психологи;
  • психотерапевты;
  • врачи — психиатры-наркологи (аддиктологи);
  • специалисты по социальной работе;
  • социальные работники;
  • консультанты по зависимостям (аддикциям);
  • иные специалисты, принимающие участие в реализации технологий социальной психотерапии

Сущностное отличие подхода социальной психотерапии от традиционно используемых моделей первичной профилактики и лечения зависимых лиц заключается, прежде всего, в наличии строгого научного обоснования универсальных мишеней воздействия основного технологического блока, обоснования эффективности и качества используемых инновационных технологических подходов, возможностей обеспечения полноценного охвата нуждающегося населения наиболее востребуемыми и эффективными формами помощи с непрерывным отслеживанием результатов противодействующих усилий.


Заказ консультации по телефону

Членство в Лиге: