Послесловие. Пресс-релиз секции Теория и практика отечественной арт-психотерапии.
Рубрика послесловие
Пресс-релизы событий международного конгресса
«Отечественные традиции и новации в психотерапии, практической и консультативной психологии»
17-19 октября 2014 года, Москва
Пресс-релиз секции
«Теория и практика отечественной арт-психотерапии»
В рамках секции были представлены 12 докладов, проведен круглый стол с обсуждением проблем и перспектив развития отечественной арт-терапии, развития модальности арт-психотерапии в составе ОППЛ. Доклады охватывали широкий спектр форм, теоретических направлений и областей практического применения арт-терапии и терапий искусством/креативных-экспресивных терапий в целом.
Значительная часть докладов, имеющих отношение к модальности «арт-психотерапия», имела более выраженную клиническую направленность и характеризовались стремлением соблюсти рамки ключевых определений, таких как «арт-терапия», «арт-психотерапия», «терапия выразительными искусствами», «креативная терапия», признанием принципиальных различий между ними.
Преимущественная связь с методами арт-психотерапии характеризовала выступления А.И. Копытина («Отечественная арт-психотерапия: универсальность и самобытность опыта»), А.А. Лебедева («Системная арт-психотерапия в развитии эмоциональной компетентности и защитно-совладающего (копинг) поведения (на примере работы с ветеранами войн»), О.Б. Левковской («Опыт применения рисуночных методик в исследовании самовосприятия и аффективной сферы у девочек-подростков с суицидальным/самоповреждающим поведением»), Н.Р. Назаровой («В чем «терапевтичность» арт-терапии?»).
Терапия выразительными искусствами была представлена в выступлении В.В. Сидоровой («Интермодальная терапия искусствами: теория, практика и особенности развития в России»). Значительная часть докладов также касалась неклинических сфер использования данных терапий искусствами, нередко отличаясь произвольностью их трактовок. Это относится, прежде всего, к докладам Н.В. Никитина («Структурно-антропологический подход в арт-терапии: онтосинергетический метод»), Л.П. Хохловой («Трансмодальная субъектная аналитика арт-терапии»), В.Н. Радостной («Особенности работы методом арт-терапии с женскими группами») и некоторым другим.
Различия подходов к пониманию сути, границ и профессиональных компетенций, связанных с арт-терапией, арт-психотерапией, терапией искусствами, стали предметом круглого стола, состоявшегося по завершении секционных выступлений. На круглом столе:
- Подняли вопрос о том, что в связи с различными теоретико-философскими основаниями представленных подходов, а также и прикладных аспектов, выходящих за рамки только арт-терапии, как терапии с использованием, прежде всего, визуального, изобразительного искусства; целесообразно говорить о другом, более общем и вмещающем термине — терапия искусствами.
- Признали, что возникла необходимость навести порядок в ряде понятий: терапия искусствами, арт-терапия, арт-психотерапия. Арт-психотерапия, как известно, представляет собой совокупность методов лечения (психотерапии), реабилитации, психопрофилактики и др., основанных на занятиях клиентов изобразительной деятельностью в присутствии специалистов, имеющих соответствующее клиническое и художественное образование. Как частная форма арт-терапии, арт-психотерапия опирается на более глубокое знание и использование психотерапевтических принципов и механизмов вообще, требует более длительной серьезной подготовки, наличия психологического, клинического образования. Возникла путаница и тенденция трактовать арт-психотерапию как арт-терапию в психиатрической клинике, что также требует разъяснения. Термин «арт-психотерапия» может быть применим к работе с обращением к искусству не только в рамках психиатрии. Вывод и необходимость — описать более подробно три термина в их использовании в русском языке.
- Обсуждался отход от использования слова «терапевт» искусствами применительно к ситуации работы с применением методов искусств в образовании, работе с организациями, где речь не идет о терапевтическом воздействии — и возможность введения понятия — «консультант» или «арт-консультант».
- Обсуждались критерии арт-терапии, было предложение, что удобно использовать для описания факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии, описанные Копытиным А.И., а именно — фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений, фактор вербальной обратной связи. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных факторов феномен не является арт-терапией.
- Также были озвучены идеи активизации в рамках модальности арт-психотерапии или специально созданного совещательного органа (комитета по терапиям искусством) в рамках ОППЛ, обсуждений, касающихся подобных запросов, а также профессиональных и образовательных стандартов.
- Поднимался вопрос о встрече в рамках круглого стола в рамках предстоящих секций, конференций (конгрессов) и создании инициативной группы из числа ведущих специалистов в области терапии искусствами в России, готовых коллективно заняться обсуждением подобных вопросов. Из присутствующих на встрече в эту группы готовы войти А.И. Копытин, В.Н. Никитин В, Н.Р. Назарова, В.В. Сидорова.