Л.А. Сурина, сопредседатель модальности «Юнгианский анализ» ОППЛ, психотерапевт и юнгианский психоаналитик, канд. хим. наук, Москва.
Данная конференция была организована модальностью «Юнгианский анализ» Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги и проведена мною 22-23 марта 2014 года в Москве. Это была первая самостоятельная конференция глубинных психологов и психотерапевтов юнгианского направления, проведённая под эгидой ОППЛ.
Тема Самости для первой юнгианской конференции была выбрана не случайно. В аналитической психологии К.Г. Юнга Самость есть архетип наиболее полного человеческого потенциала, раскрытие смысла и цели его жизни. В настоящее время вопрос о том, как проявляет себя Самость — сокровенная суть человеческой личности — в окружающем мире, какими путями сквозь социальные предписания она пробивается к самоосуществлению, является чрезвычайно актуальным. Сегодня психологи и психотерапевты всё чаще встречаются с запросом, как человеку быть собой в современном мире, как ему отважиться проявить глубинное ядро своей уникальной личности в творческой импровизации собственной жизни, как справиться с требованиями социума, как соответствовать его ожиданиям — и отстоять свою Самость, своё право быть уникальным и неповторимым.
Конференция «Движение к Самоости: психотерапевтический аспект индивидуации» объединила юнгианских аналитиков, психологов и психотерапевтов различных направлений, философов, исследователей бессознательного человеческой психики и древних символических систем, представителей творческих профессий, культурологов, политологов и педагогов, и предоставила им возможность поделиться своими идеями о том, как человеку быть собой в современном мире, как самоосуществиться, как проявить глубинную суть личности — свою Самость — в творчестве своей жизни — так, чтобы обрести свободу идти своим уникальным путём индивидуации в любых жизненных обстоятельствах.
В работе конференции приняли участие:
На конференции были представлены следующие доклады и мастер-классы:
Владимир Васильевич Винокуров в докладе «Глубинная психология Карла Густава Юнга в контексте феноменологии религии XX—XXI вв.» рассмотрел понятие самости в широком поле исследований, погружая его в различные, в том числе, непсихологические контексты. Использование разнообразных контекстов для интерпретации самости, возможно, и размывает его границы, но одновременно проясняет и указывает тот момент, что понятие самости выходит за границы психологического применения. Для интерпретации автор обращается к сравнению понятий страта, феномен, архетипический образ. Это приводит автора к выводу о том, что теоретическое раскрытие понятие «самости» ограничено самой историей, в том числе историей религий.
Светлана Тевельевна Махлина в своём докладе «Интерьер традиционного жилища как основа формирования национальной самости» отметила, что в процессе становления личности важное значение имеет окружающая обстановка, в особенности, окружающий интерьер. А так как интерьер в основном складывается от природных, климатических, географических и других условий, это формирует во многом национальный характер, в том числе, центр личности — особенную национальную самость. Однако при этом во всех интерьерах есть общие закономерности, позволяющие людям понимать друг друга и способствующие возникновению диалога культур.
Я проводила мастер-класс «Архетипический танец Самости в астродраме». К.Г. Юнг считал, что «астрология как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: “планеты” — это “боги”, символы власти бессознательного». Метод астродрамы, впервые предложенный юнгианским психологом Ноэлем Тилем (США), даёт возможность диагностировать состояние человека на данный момент времени и эффективно трансформировать его в соответствии с индивидуальными природными особенностями. Театр астродрамы, разработанный мною на основе метода Н.Тиля, позволяет человеку почувствовать, как в его психическом пространстве проявляются энергии планетарных архетипов, как они взаимодействуют друг с другом, как открывают те психические глубины, в которых хранятся сокровища души, недоступные поверхностному взгляду, и как во внутреннем пространстве человека происходит удивительный танец его неуловимой Самости.
Людмила Николаевна Сербина в своём докладе «Процессуальный подход к осознанию нашей повседневной, сновидческой и сущностной (глубинной) реальности» подчеркнула, что, становясь более осознанными в нашей повседневной реальности, в своей обыденной жизни, мы открываем доступ в мир сновидений, который проявляется не только ночью, но и в течение дня. Чем более осознающими мы становимся, тем больше мы начинаем замечать свои сущностные переживания до того, как они достигают уровня обыденной реальности, где их можно ясно чувствовать, обдумывать и вспоминать. Как обращать внимание на тенденции, неясные ощущения, наития и не игнорировать, не вытеснять это сновидение. Как с помощью осознания нам совершать наименьшее действие в каждый момент.
Елена Евгеньевна Головина прочитала доклад «Миграции самости в современном мире», который посвятила исследованию актуальных тенденций движения современного человека к индивидуации и обретению психологической целостности, а также тому, как это отражается в различных формах культуры и искусства — литературе, кино, живописи и музыке.
Елена Викторовна Лейбель в своём докладе «Свобода не быть собой» предложила по-юнгиански парадоксальный подход к теме Самости. «Каждый невротик мечтает стать шизофреником», — в этой шутке автор заметила квинтэссенцию устремлений человека модерна и персонажа романтизма: не быть чем-то конечным, понятным и разложимым на смыслы. Человек чувствует зазеркалье, ищет сердцевину лабиринта сознания, но знает, что есть нечто, постоянно ускользающее от него — нуминозный характер Самости. Во что мы готовы сыграть, к чему не возвращаться, чтобы обрести свободу от собственных границ? Адриан Леверкюн знал: «Что есть свобода? — только равнодушие».
Екатерина Александровна Дайс, совместно с музыкантом Александром Алексеевичем Александровым (группа “Аквариум”), представили мелопоэтический доклад-перформанс «Э.Э. Каммингс: Поэт и Самость». Э.Э. Каммингс, один из крупнейших американских поэтов, практически неизвестный в России, — герметичный, глубокий и сложный для восприятия, одновременно новатор и классик. В год 120-летия со дня рождения поэта Е.А. Дайс представила собственный перевод наиболее значительных стихотворений поэта, сопровождаемых джазовыми импровизациями Александра “Фагота” Александрова. Чтение Каммингса под различные музыкальные инструменты (включая редкие) поможет слушателям воспринять этого уникального поэта, перевернувшего всё представление о современной поэзии. Во второй день конференции Е.А. Дайс прочитала доклад о психодраме Морено в романе Джона Фаулза «Маг».
Иван Александрович Копылов в своём докладе «Ариане и их противники: опыт переживания отцовского архетипа Божества» отметил, что, с его точки зрения, американский психолог и теоретик неофрейдизма Эрих Фромм, назвавший арианство «одной из последних конвульсий раннехристианского движения», был прав лишь наполовину. Учение Ария Александрийского выглядело анахронизмом в условиях новых императивов, обусловленных нарождающимся союзом Церкви и государства, предполагавшим конформизм, послушание иерархии и отвержение индивидуального освобождения. Но при этом арианство, как бы «растворившись» среди победившей ортодоксии, смогло дать ростки новым антитринитарным движениям, делавшим особый акцент на личном Богообщении, христоцентричности и индивидуальном духовном возрастании. Адопционистская доктрина арианства и родственных ему учений представляла Христа как пробудившегося человека, несшего в себе божественный Логос. Подражая ему, любой адепт мог стать рожденным свыше и исполненным Духом человеком, чья воля могла войти в полное согласие с волей Отца («Я и Отец одно» — Ин. 10:30). Автор упоминает концепцию Эриха Фромма, считавшего, что в доктрине адопционизма просматривается подсознательный бунт свергнуть власть Отца и занять его место. Не просматриваются ли в этом стихийные отголоски побеждённого к тому времени гностицизма? По мнению автора, вопрос остаётся открытым.
Григорий Сергеевич Зайцев прочитал доклад «Самость как Абсолютная пустота. Некоторые аспекты процесса композиторского творчества», в котором рассмотрел такие феномены, как оригинал и транскрипция/переложение на примере музыкального искусства. На основе анализа обозначенной проблематики делаются новаторские предположения относительно природы творческого процесса композитора и того, что ранее называлось оригинальным художественным произведением. Автор изложил свою точку зрения об Абсолютной пустоте — не житейской, а в духе апофатического богословия, — в понимании автора это и есть Самость. По мнению автора доклада, подлинников сочинений вовсе не существует — они находятся в Абсолютной пустоте, они и есть Абсолютная пустота — а мы имеем лишь их «переложения», транскрипции и транскрипции транскрипций...
Вера Васильевна Зайцева в докладе «Воплощение музыкальной мысли как проявление Самости» изложила свои представления о процессе воплощения музыкальной мысли, проследила её путь от первого зарождение идеи до конкретного её воплощения на бумаге. На примере творчества различных композиторов (их высказываний, писем, анализа их музыки) автор показала, как в процессе воплощения музыкальной мысли отражается глубинная суть личности — Самость самого композитора.
Виолетта Олеговна Балакирева и Артём Иванович Исаковский провели мастер-класс «Архетипический Театр: Душа в современном обществе». Архетипический Театр открывает для нас возможность заглянуть в закулисье современного общества, стать свидетелями и участниками того, что происходит с желаниями Души в наше время, раскрыть основные сюжеты общества, в котором мы живём. Это особенно важно в мире информационных технологий, где общественное время стало быстрее времени отдельной человеческой жизни. Ведущие мастер-класса показали, как старые мифы обретают новые формы.
Надежда Владимировна Столярова прочитала доклад «Без начала и конца: образы Самости в сновидениях». Вопросом, что означает термин Самость и что же это такое на самом деле, задавался каждый, кто начинал изучать работы Юнга и его последователей. И я то же не могу дать чёткого определения. Зато я предлагаю рассмотреть, в каких образах является Самость в наши сновидения. В каждом сновидении обычно можно увидеть несколько уровней, так и образы Самости могут быть очень разные. Но, по мнению автора, их объединяет одна общая черта: отсутствие начала и конца.
Илья Владимирович Греков провёл мастер-класс «Мастер двух миров: терапевтическая трансформационная игра как метод преодоления неврозов», который посвятил использованию игровых технологий в психологической помощи взрослым с невротическими расстройствами. Автор продемонстрировал психотерапевтические возможностей тэта-игры «Мастер двух миров» и показал, что она является для клиента комфортной и экологичной средой психотерапевтического воздействия. Терапевтическая работа протекает в форме разыгрывания драматических столкновений между разными «Я» под руководством психотерапевта. В диалогах персонажей игры, в их взаимодействии находятся ключи к более полному пониманию проблемы клиента и путей её решения.
Анна Валерьевна Остапчук в своём докладе «Новое время как Эон ребёнка, играющего и побеждающего» отметила, что XX-XXI века явились временем наступления «современности» — Эона Ребёнка, играющего и побеждающего. Ребёнок — символ личности, эмансипированной от давления внешних институтов (церкви, государства и многопоколенной семьи). Культурологические предпосылки: «Человек играющий» Хейзинги, признание и изучение феномена детства и т.д. Ребёнок — синоним «беспечной креативности». Мифологические прообразы: Эрот древнегреческой философии и средневековья, «Дурак» Таро, Гарпократ («младенец в яйце Синевы») Телемы. Современный человек играющий: инфантильность («дети-цветы», «кидалты») versus креативность и поиск Самости. Противопоставление или всё-таки синергия?
Пётр Фёдорович Нестеров в докладе «Арканы Таро как ступени индивидуации» предложил авторское исследование герметической философии Таро как древней символической системы, позволяющей человеку устанавливать связь между сознанием и бессознательным, о психотерапевтической силе такой связи, о старших арканах Таро как ступенях восхождения человека к Самости на пути его индивидуации.
Юрий Хан в докладе «Самость Шута или Дурака?» описал архетип Дурака как отложенные в будущее непроявившиеся в настоящем проблемы и ошибки человека (осознанные или неосознанные), как снижение своего уровня относительно окружающей среды, как символ всех возможных ошибок и неправильностей в жизни, исследовал происхождение и природу этого явления. Архетип Шута как альтернативная сторона Дурака — отложенная в будущее проблема непонимания и ошибок внешней среды с точки зрения человека, находящегося на более высоком уровне, чем эта среда (осознанная или нет). Роль архетипов Дурака и Шута в становлении Самости-личности. Переход от Дурака к Миру. Место Дурака в последовательности Старших Арканов. Первая или предпоследняя карта Дурак? Может ли ноль быть первым, если да, то какой ценой?
Станислав Александрович Панин в докладе «Традиционные психопрактики как инструмент идивидуации в перспективе психологии» представил индивидуацию как процесс становления личности, при котором в полной мере реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. Автор отмечает, что, хотя психология как самостоятельная научная дисциплина выделяется только в XIX веке, стремление к поиску и реализации себя было присуще человеку всегда, следовательно, всегда нужны были и специалисты, готовые помочь человеку на пути самореализации. Первыми «психологами» являлись шаманы, колдуны, жрецы, вырабатывавшие собственные наборы приемов для работы с подобными запросами. Неудивительно поэтому, что современная практическая психология часто обращается к опыту прошлых поколений для того, чтобы более эффективно работать с запросами клиентов. Автор предложил краткий обзор того, как традиционные практики и концепции используются сегодня в рамках широкого спектра психологических подходов.
Олег Валерьевич Телемский в своём докладе «Самость и Истинная Воля в западной эзотерической традиции» отметил, что Карл Густав Юнг был первым, кто смог понять, что именно в эзотерических традициях заключалось зерно глубинной психологии. Западная эзотеричекая традиция — это и алхимия, и нумерология, и каббала. Его доклад — попытка осознать, в чём же состоит эта тайная связь между эзотеризмом и психологией.
Светлана Сергеевна Миллер провела мастер-класс «Танго Живой Воды: раскрытие сокровенного Я». Аргентинское танго — это путь самопознания, путь исследования, выражения и раскрытия своего внутреннего «Я». Тело — самое правдивое зеркало Души. Танцевально-двигательная терапия — уникальный психотерапевтический метод для улучшения качества жизни и обретения целостной гармоничной личности. Это открытие своих возможностей — осознание себя (своего тела) и развитие внутренней устойчивости, освобождение мышечных блоков и напряжений. Это коррекция самооценки — развитие и расширение способности к эмпатии, принятию и поддержке, формирование личностной ответственности и доверия к себе и другим, выстроенность границ собственной личности и принятие границ другого.
Александр Сергеевич Винокуров провёл мастер-класс: «Контакт с самим собой в реальном, изменчивом и противоречивом мире: процессуальный подход». Он отметил, что все мы живём в реальном мире со всеми его противоречиями, сложностями, конфликтами и неоднозначностью. На каком-то уровне развития, утончения восприятия и открытости себе и миру в каждом из нас просыпается желание большего контакта с самим собой, следования за своим внутренним голосом и искренней реализацией себя. На этом мастер-классе автор познакомил нас с инструментами, навыками и моделями, которые может предложить человеку процессуальный подход для гармоничного соединения глубинного «хочу» с теми жизненными обстоятельствами, которые мы имеем по факту здесь и сейчас.
Психолог Любовь Кабанова прочитала доклад «Дорога, ведущая к себе». По мнению автора, современная реальность не учитывает духовных, нравственных качеств и особенностей личности, а больше ориентирована на формирование тех качеств, которые необходимы для жизни в определенном социуме, поэтому и возникают внутри личностные конфликты, которые необходимо определять и разрешать. Решением данного вопроса докладчик представляет создание условий для формирования и проявления тех качеств личности, которые свойственны конкретной индивидуальности. Нельзя с детства в личности формировать только то, что будет востребовано обществом. Необходимо, чтобы формировались те качества, совокупность которых будет создавать душевное равновесие.
Андрей Владимирович Винокуров провёл блестящий мастер-класс «Самость играющая: в фокусе — иллюзия магии», вызвавший неподдельный восторг у всех присутствующих. Ведущий мастер-класса продемонстрировал искусство древних мастеров-иллюзионистов на примере карточных фокусов. Автор показал, что карточная колода представляет собой генератор уникальных ситуаций — так же, как и объективная реальность, в которой мы существуем. Поведение мастера во время фокуса аналогично моменту выбора нашего собственного проявления в определённой жизненной ситуации, а влияние зрителя на процесс фокуса напоминает позицию наблюдателя в квантово-физических экспериментах. Во время действия происходит неуловимый бессознательный контакт и мастера, и зрителя с глубинным центром собственной личности — и одновременно с нуминозной силой, трансцендентной по отношению к человеческому сознанию, и получаемый в результате эффект воспринимается как чудо.
Ольга Климова прочитала доклад «Динамика развития учебных мотивов младших школьников как момент индивидуации». Автор отметила, что К.Г. Юнг, рассматривая виды воспитания, воспитание в школе относил к коллективным методам воспитания, где большое влияние оказывает «бессознательная принудительность примера». Динамика развития мотивов в этом отношении поддаётся наблюдению при регулярном психологическом мониторинге. Можно проследить, кто из детей оказывает сопротивление коллективному воспитанию, представляя аномалию врождённого или приобретённого типа. Исследование психолого-педагогических условий, уровня и типа учебной мотивации младших школьников позволило выявить, что на предпочитаемый вид деятельности, уровень и тип учебной мотивации влияет стиль деятельности учителя, его установки и особенности характера, особенности общения и восприятия детей.
Важно отметить живой интерес слушателей к прозвучавшим докладам и мастер-классам, открытую, оживлённую дискуссию, которая отличалась глубиной и искренней заинтересованностью и докладчиков, и слушателей.
Многие участники конференции отмечали также хорошую организацию и особенную атмосферу — тёплую и творческую, располагающую к неформальному общению и самовыражению участников. Вот некоторые отзывы: «Конференция мне очень понравилась! Насыщенная программа, чудесные, многогранные, талантливые люди и разнообразный, интересный, нестандартный формат. За такими конференциями будущее!» «Спасибо за прекрасную организацию конференции! Я почерпнула для себя, без сомнения, полезную информацию и получила запоминающийся опыт». «Это было очень здорово — сильно, глубоко и ярко! Что-то изменилось в этом мире…».
Каждый день конференции завершался интересной концертной программой. В конце первого дня выступил ансамбль современной музыки «Свобода звука» под руководством Григория и Веры Зайцевых. Второй день конференции завершило выступление свободной творческой группы танцевальной студии «Тодес», а затем зрителей ждал настоящий подарок — небольшой концерт Сергея Калугина, поэта, музыканта, лидера рок-группы «Оргия праведников». В своём творчестве С.Калугин соединяет глубоко осмысленное слово и музыку, возрождает целый пласт культурных, эстетических, философских и религиозных традиций, в том числе первобытную природу языческих культов, гностическую глубину средневекового мистицизма и духовную высоту русского космизма. Классически образованный виртуозный гитарист невероятно красиво, глубоко и парадоксально сочетает черты самых разных музыкальных стилей, среди которых музыка барокко, фламенко, хэви-металл и кельтская баллада. Исполненные Сергеем Калугиным произведения явились ярким заключительным аккордом темы глубинной человеческой сути — Самости, которой была посвящена наша конференция.
В результате работы конференции «Движение к Самости: психотерапевтический аспект индивидуации» участники отметили следующее:
На основании обсуждения докладов, анализа дискуссии и современного состояния в сфере развития глубинной психологии бессознательного и юнгианской психотерапии на конференции был принят ряд решений.
Главным итогом работы Первой юнгианской конференции ОППЛ «Движение к Самости: психотерапевтический аспект индивидуации» можно считать успешное объединённое выступление глубинных психологов и психотерапевтов юнгианского направления в творческом научном взаимодействии с представителями других дисциплин под эгидой Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги и обозначение перспектив развития глубинной психотерапии в современном российском обществе.
Примечание зам. гл. редактора. По приглашению организатора, координатора и ведущей конференции Л.А.Суриной, мне удалось принять участие в работе второго дня данного мероприятия, который проходил в Овальном зале Библиотеки Иностранной Литературы. Хочу особо отметить, что Лидией Алексеевной с самого начала были очень четко обозначены объект, предмет и цели исследования конференции. И в процессе работы она, то и дело, резюмировала выступления докладчиков, ведущих мастер-классов, всех участников, сводя для присутствующих прозвучавшие теории, мысли, гипотезы и т.д. в основные итоговые положения-ответы, которые были поставлены ключевыми вопросами междисциплинарной конференции «Движение к Самости: психотерапевтический аспект индивидуации»; объединяла, порой совершенно разные, и по теории, и по методу изложения, выступления в единое информационное поле мероприятия, что придавало целостность программе и способствовало неуклонному развитию заданной темы с различных аспектов и углов зрения.
Хочу отметить особый интерес участников конференции, среди которых, наряду с профессионалами, присутствовали и те, кто не имеет прямого отношения к психологии и психотерапии, вызвали мастер-классы, они проходили в непринужденной и живой атмосфере.
Кроме этого, огромным плюсом конференции считаю такой широкий спектр участников — не только психологов и психотерапевтов различных школ и направлений — но и академических ученых, философов, филологов, историков, политологов, школьных педагогов, культурологов, представителей творческих профессий. На мой взгляд, предпринятая попытка объединить плоды размышлений такого количества интереснейших и незаурядных людей в дискуссию, в рамках Первой междисциплинарной Конференции-перфомансе с под названием «Самость Играющая», оказалась успешной и результативной (как для организатора, так и для участников, присутствующих), с чем я и поздравляю сопредседателя модальности «Юнгианский анализ» ОППЛ Л.А. Сурину и желаю дальнейших профессиональных творческих успехов в работе и организации подобного рода неординарных мероприятий.
Е.В.Адал