А. Ахмадуллина,
представитель ОППЛ в Татарстане, директор
«Тренинг-центра»
31 января — 2 февраля мне удалось побывать на 4 Санкт-Петербургском конгрессе психотерапевтов, практических психологов и психологов-консультантов памяти профессора Б.Д.Карвасарского.
Для меня присутствие на мероприятиях, организованных Профессиональной психотерапевтической лигой, это возможность побывать в пространстве специалистов, увидеть на каком этапе нахожусь я как профессионал, получив обратную связь от коллег. Было интересно послушать доклады, которые прозвучали на пленарном заседании: В.В. Макарова, М.М. Решетникова, А.Л. Каткова. В день открытия конференции была трогательная минута памяти выдающегося ученого, профессора, Президента Российской психотерапевтической ассоциации, руководителя отделения неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева Б.Д. Карвасарского. Выступили его ученики. Было переживание исторического момента, что мы живем в эпоху, когда завершается один этап в развитии психотерапии, и начинается другой! Преемственность знаний происходила через знакомство с учениками Б.Д. Карвасарского , посредством общения с аспирантами Бориса Дмитриевича.
Важной информацией как для специалистов, так и для населения, явился тот факт, что пациентов с психическими расстройствами больше, чем с другими заболеваниями. Говорили о кадровом кризисе в психотерапии и психиатрии. Целесообразным, на мой взгляд, является предложение ввести в процесс подготовки специалистов предмет «Психиатрия» в количестве не более чем 500 часов. С этим сложно не согласиться. Не так уж много заведений, готовящих специалистов. Согласно данным профессора М.М. Решетникова, на одного специалиста по психотерапии приходится 350 тысяч человек. Оказывается, из 100 процентов нуждающихся в психотерапии, лишь 3 процента получают помощь.
Профессора В.В. Макаров и А.Л. Катков говорили о важности интегративного подхода, необходимости проработки дифференциации и интеграции (дифференциация в своей уникальной сфере, а потом уже интеграция), был описан феномен изменений за короткое время. Эволюционный цикл в настоящее время проходит в течение одного поколения. Адаптивно-креативный цикл ужимается. Требования к адаптации и саморегуляции возрастают. По-прежнему востребованы методы по работе с саморегуляцией человека. Мы не перестаем задавать вопросы: «Почему одни методы работают, а другие — нет? Почему с одним клиентом одна техника работает, а с другим — другая?»
Уровень агрессивности в стране также возрастает. Показатели возросли в 2-3 раза с 1917 года. Недавний случай, произошедший в одной московской школе, является, к сожалению, негативным подтверждением этого.
На секции, председателем которой были В.В. Макаров, А. Л. Катков и др., я выступила с докладом «Гендерный подход в консультировании и психотерапии». Интерес у коллег вызвал сам метод работы. Рассказывала о шестишаговой модели взаимодействия мужского и женского. В своем подходе опиралась на знания, полученные из Европейской Школы Духовной Традиции, а также — идею «шестишаговости» профессора И.Калинаускаса и практических занятий В. Калинаускене, а также метод дифференцирования отношений д.пс.н. С.В.Петрушина. В процессе дискуссии обсуждали следующие вопросы: «Насколько знания, получаемые в процессе обучения женщин, не являются обучением манипулированию?», «Что значит искусство, искусный и искусственный?», «Что значит содержание женских навыков и умений, таких, как предоставление пространства, заполнение, благодарность?» Обсуждали вопрос, что же может быть критерием эффективности и успешности при работе с женщинами… Еще А. Энштейн говорил, что есть независимая реальность, доступная измерению. Но психотерапия не может соответствовать измерениям.
Мой мастер-класс был посвящен теме «О Женской природе». Поскольку в основном участниками были коллеги-профессионалы, мастер — класс прошел больше в методологическом ключе. Делилась тем, какие методы использую в своей работе. Для меня было важно и полезно еще раз посмотреть на свою деятельность, получить обратную связь и увидеть зоны роста. Это своеобразная супервизия, вспомнила образ Шехерезады, которая рассказывала сказки своему господину — мужу, а потом бежала на «супервизию» к мудрецу, который сидел на восточном базаре, и спрашивала у него, что дальше ей рассказывать, чтобы на утро ее супруг не казнил....
На секциях также были представлены интересные доклады по работе со снами (Столярова Н.А.). Важным является обучение работе со снами клиента, это в наших силах. Говорили, несколько мистично, о феномене De javu (Киссин). Это состояние характеризуется неподвижностью взгляда, отсутствием реакции, когда человек включен в параллельные миры, связано с неспособностью актуализироваться в настоящем. С рассказом о колесе сансары выступили коллеги — семейная пара, посетившая Непал. Был доклад на тему юнгианской самости. Е.Лауринайтис представил психодинамическую теорию, говорил о важности и стремлении компенсировать недополученное в детстве.
Уехала с конференции с мыслью, что в работе психотерапевта не стоит забывать о подлинном интересе к клиенту и любви. Поскольку психотерапевт (психолог) является сам инструментом для работы, важны прохождение им супервизии и постоянная включенность в пространство профессионалов.
Дорогие коллеги, психологи и психотерапевты, особенно, молодые специалисты! Наша работа востребована, и нужно думать, в первую очередь, не о себе: о том, что ты чего-то еще не знаешь, что нужно еще чему-то научиться, пройдя еще парочку семинаров и т. д., а о клиенте, оказывая помощь на том уровне, на каком Вы уже можете сегодня! Опыт приходит со временем — осилит Путь Идущий! Мы нужны людям! Следите за событиями!