Работа с образом в ситуации инвалидности, как один из вариантов применения метода
Терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно)
Тельминова К.В.,
специалист по социальной работе,
г. Новокузнецк, Россия
Процесс социализации инвалидов проходит эффективнее, если включает в себя разрешение внутриличностных проблем, одной из которых является принятие ограничений и способность развиваться и входить в различные институты общества, имея физические ограничения. В вопросе принятия инвалидности выделяются различные уровни, степень принятия напрямую связана с моментом наступления заболевания. Принятие включает в себя органичное существование и самореализацию личности, имеющей ограничения, способность жить сообразно своему характеру, своей внешности. В случаях инвалидности сложной и малоизученной проблемой является принятие своего внешнего вида. Особенно для девушек и женщин этот вопрос оказывается особенно актуальным, его не разрешение, непринятие своей внешности, имеющей особенности в силу инвалидности, отрицательно сказывается на самооценке, уверенности в себе и, как следствие, на положении и самочувствии личности в обществе, её способности к созданию семьи.
При таком диагнозе как, например ДЦП, когда инвалидность наступает с рождения, в формировании образа «Я» решающее значение имеет родительская позиция, в большинстве случаев выражающаяся в восприятии ребенка как больного, нетипичного, нуждающегося в лечении. Негативное отношение родителей к болезни переносится и на личность, и на то как ребенок воспринимает свое тело, внешность, таким образом, в результате ошибок в воспитании, ребенок к имеющимся физическим ограничениям получает комплекс (сформированных извне) психологических барьеров в восприятии себя, что впоследствии тормозит процесс социализации. В подростковом возрасте развивается восприятие себя как «больного», «иного» по отношению к здоровым сверстникам, как результат — будущее моделируется с позиции социальной недостаточности (существуют установки на невозможность приобретения интересующей профессии, устройства на работу, создание собственной семьи и т.д.). Решение данной проблемы мы видим в индивидуальной работе с родителями с целью принятия факта инвалидности, включая и акцентируя вопрос принятия внешней инаковости (калечества) ребенка. Задача родителей и специалистов сформировать оптимальное отношение ребенка к заболеванию и к инвалидности так, чтобы сохраняя высокую мотивацию к лечению, ребенок воспринимал себя полноценной личностью, способной к самореализации в различных сферах деятельности.
В социальной реабилитации взрослых инвалидов так же возможна работа с образом, здесь цель заключается в преодолении имеющихся проблем восприятия себя. Работу по принятию своей внешности возможно осуществлять в рамках метода Терапия творческим самовыражением Бурно М.Е. «Существо ТТСБ — помочь, прежде всего, дефензивному человеку, дефензиву, человеку с более или менее сложным переживанием своей неполноценности, с тягостным чувством преувеличенной вины перед людьми, … прочувствовать себя одухотворенно-творческим, неповторимым и достаточно полноценным собою, — исходя из особенностей природы своей души, помочь обрести свою, по возможности, общественно-полезную, целительную жизненную дорогу, свой жизненный смысл, в согласии со своим делом, своими людьми, своими животными, деревьями, травами. Помочь такому человеку быть тем, кто он есть природой своей» (Бурно М.Е. О самом главном в терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) сегодня [Электронный ресурс] //Медицинская психология в России: 2011, №3. URL:http://medhsy.ru). Отмеченное выше чувство вины в случае инвалидности особенно остро выражено в детско-родительских отношениях, в которых и родитель, и ребёнок чувствуют свою вину за ситуацию нездоровья.
М.Е. Бурно указывает, что «исходя, прежде всего, из природы клинической психопатологической картины, включающей в себя личностную почву, психотерапевт воздействует на душевное состояние пациента (даже в самых тонких, глубинных его движениях) и из души — на все тело, помогая природе человека защищаться совершеннее от внешних и внутренних (например, конституционально-генетически обусловленных) влияний». Поэтому мы полагаем, что изучение и принятие своего характера может иметь продолжение в принятии своего внешнего образа, своего тела, что как мы уже отмечали, чрезвычайно важно в ситуации инвалидности. В практическом выражении это может быть индивидуальная работа, с зеркалом, с видеокамерой, включающая смену образов, принятие своих физических особенностей. Это может быть своеобразным продолжением занятий (домашним заданием) по ТТСБ, когда у клиента уже имеется определенная система знаний о характерах когда человек начинает «приходить к светлому переживанию своей уникальности, ощущению силы своей слабости» (Бурно, М.Е., 2011).
В качестве примера такой работы можно привести опыт индивидуальных занятий с одной из участниц группы по ТТСБ. Она рассказывает: «У меня ДЦП и в какой-то мере я приняла это. Но это было, так скажем, внутреннее принятие. Всегда был порог, который переступить я не могла — это отражение в зеркале, то есть собственно болезненные, скованные движения, напряженная поза, в минуты сильного напряжения, болезненная мимика. Шло время, и я достаточно хорошо скрывалась от этой стороны, не проводя много времени перед зеркалом, я как бы забывала о существующих проблемах. Однако в силу жизненных обстоятельств, пришло время посмотреть на себя со стороны более пристально. И взгляд этот оказался тяжел. Я начала постоянно думать о том, как больно режет взгляд моя неправильная походка, спастика и гиперкинезы. У меня был момент, когда я довела себя до состояния, что начала по помещению ходить преимущественно вдоль стены, чтобы была опора, а на улице — либо с кем-то под руку, либо с палочкой, которую пришлось купить. Мне все было неудобно, на какое-то время появился страх открытого пространства. Я довела себя и, конечно, моя неуверенность провоцировала большое напряжение и гиперкинез. Круг замыкался, пришлось обратиться к психотерапевту, который снял напряжение. Но вопрос принятия внешности остался. И тогда ко мне как-то само пришло решение поработать со своим образом. Наверное, я пошла детским путем, но все же он мне помог. Я начала записывать себя на камеру, изменяя внешний вид, примеряя разные одежды, нанося различный грим и примеряя разные парики, я как бы пряталась за не свою внешность. Это была такая игра, с помощью которой я узнавала себя, привыкала к себе. С детства было заложено, что ДЦП с красотой не сочетается. А во время своей «игры» я, становясь спокойней, начала к своей внешности относится более спокойно и даже позитивно, мне стал ближе собственно мой образ, естественный. Меняя образы, я как бы примеряла и различные характеры. И когда я, наконец-то, дошла до своего естественного образа, я поняла, как верно вписан именно мой характер в мой образ, что если я чувствую себя спокойно, ДЦП не то что бы отступает, его проявления становятся не столь болезненными, режущими взгляд. Был момент, когда я, взглянув на свое отражение без грима и парика, почувствовала, как ушло все лишнее, и я стала сама собой (вот мне для этой минуты и нужна была вся это затея), и мне это невероятно понравилось, отражение в зеркале не показалось искаженным болезнью, а стало моим ресурсом. То есть, становясь собой, я становлюсь, в каком-то смысле, здоровее физически. У меня появилась уверенность в своей внешности, да ДЦП, иногда напряжение, спастика, но это Я! Это очень сильное ощущение — примирение со своим отражением. В какой-то степени это был мой индивидуальный способ самовыражения».
Отметим, что цель подобной индивидуальной работы — не посторонняя положительная оценка других людей, а именно личное осознание того, что внешность может быть ресурсом и при наличии физических ограничений, как жить сообразно себе не только внутренне, но и плавно продолжая следовать себе во внешнем проявлении, что в итоге приводит к «творческому следованию своей природе, исходя из её особенностей» (Бурно М.Е.). Экстраполируя данный тезис на тело в целом, мы можем говорить о принятии физических ограничений, способности органично и комфортно существовать при наличии инвалидизирующего заболевания, возможности корректировать как свое физическое самочувствие, так и психологическое состояние.
Таким образом, включая метод ТТСБ в технологии социальной реабилитации инвалидов, мы получаем комплексную программу социализации людей с ограниченными физическими возможностями, в основе которой процесс принятия себя (своих физических и характерологических особенностей), а, как следствие, адаптация личности к социально-психологическому климату, личностная и социальная самореализация.